Повседневная жизнь японских аристократов в период Хэйан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 03.06.2017

Статья просмотрена: 671 раз

Библиографическое описание:

Визавитин О. И., Таякин С. Д. Повседневная жизнь японских аристократов в период Хэйан // Молодой ученый. — 2017. — №22. — С. 369-371. — URL https://moluch.ru/archive/156/44105/ (дата обращения: 18.11.2019).



Целью данной работы является изучение повседневной жизни японских аристократов в хэйанский период отстранения знати от политической деятельности.

Ключевые слова: история, Япония, аристократия,архитектура, одежда, Хэйан

The purpose of this article is to study the daily life of Japanese aristocrats during the Heian period of removing the nobility from political activities.

Keywords: history, Japan, aristocracy, architecture, clothing, Heian

В середине X века типичная усадьба аристократа представляла собой комплекс из нескольких зданий, окружённый садом, имитировавшим естественный ландшафт. Данный архитектурный стиль получил название синдэн дзукури. Главная постройка комплекса — синдэн — была прямоугольной, одноэтажной, с остроконечной крышей. Просторное основное помещение делилось на более маленькие зоны занавесками, бамбуковыми или тростниковыми ширмами. Остальные комнаты отгораживались от синдэн и открытой веранды при помощи раздвижных деревянных ставней. В целом архитектуру жилых строений периода Хэйан можно назвать простой и минималистичной. На рис. 1 представлено святилище Ицукусима, построенное в стиле синдэн дзукури.

Рис. 1. Святилище Ицукусима

Так же можно охарактеризовать и обстановку в домах данной эпохи. Основными предметами утвари являлись сундуки, ящики для хранения письменных принадлежностей и поэтических антологий, курильницы и подсвечники, а также зеркала и прочие мелкие туалетные принадлежности. Главным материалом при изготовлении предметов домашнего обихода, как и в строительстве, было дерево, для большей эстетической привлекательности и долгой сохранности вещей покрывавшееся лаком по технологиям, заимствованным из Китая. Металл (чаще всего бронза, иногда серебро) и керамика использовались реже, но всё же присутствовали в хэйанских домах.

Аристократия периода Хэйан одевалась преимущественно в шёлк и его производные (например, парчу). Одежды были простого покроя, объёмные за счёт своей многослойности. Слои выступали один из-под другого и были выполнены в разных цветах — их сочетаемость и соответствие текущему сезону были одними из главных индикаторов наличия вкуса. Также ношение определённых цветов и материалов регламентировалось в зависимости от возраста и социального статуса носящего и диктовалось поводом, по которому надевался тот или иной наряд. То же касалось и вееров, которые непременно дополняли костюм. Помимо веера, туалет необходимо было подчёркивать ароматами, составление которых считалось большим искусством.

В хэйанскую эпоху технологии окрашивания тканей и нанесения на них узоров были значительно упрощены по сравнению с технологиями периода Нара. Однако данная тенденция не означает падение уровня мастерства ткачей — она связана со сменой эстетических предпочтений их заказчиков. В Хэйан яркость и вычурность моды Нара отходят на задний план, и всё более начинают цениться приглушённые тона, скромность вышивки и изящные силуэты. Поэтому хэйанские ткани и костюмы можно назвать не столько менее богатыми, сколько более утончёнными в сравнении ними же в предшествующий период.

Рис. 2. Костюм в хэйанскую эпоху

Несмотря на свой высокий статус и наличие определённых привилегий, хэйанские аристократы питались не только неполноценно, но даже недоедали. Рацион двух основных ежедневных трапез, как и перекусов, был достаточно скудным, преимущественно вегетарианским. Основным источником углеводов в рационе выступал рис, в праздничные дни заменявшийся сладким картофелем. Также употреблялось большое количество овощей, однако из-за того, что большинство овощных блюд термически обрабатывалось, компенсировать недостаток витаминов с их помощью было невозможно. Белковая пища была практически полностью представлена рыбой и морепродуктами, причём не столько из-за вкусовых предпочтений аристократов, сколько потому, что по буддийским законам употреблять животную пищу, не считая даров моря, яиц и мяса некоторых птиц, запрещалось. Нехватка жиров в рационе была обусловлена резким снижением потребления молочных продуктов в связи с возникшими в начале периода Хэйан проблемами в области их производства и поставки. При приготовлении блюд в распоряжении хэйанской аристократии были несколько видов специй и три разновидности натуральных подсластителей, в том числе мёд. Сахар, наравне с фруктами, орехами и дроблёным льдом, считался особенным деликатесом и употреблялся крайне редко. В качестве питья в период Хэйан, помимо обычной воды, выступало лишь рисовое вино: чай в те времена уже выращивался на территории Японии, но использовался исключительно в медицинских целях.

Основной целью знатного вельможи в период Хэйан являлось поддержание и повышение собственного статуса в обществе. Для достижения этой цели важно было не только продвижение по карьерной лестнице и налаживание выгодных связей, в том числе при помощи брака, но и соответствие образу, подобающему аристократу. Для мужчины, помимо ношения богатых одежд, считалось необходимым умение танцевать, играть на нескольких музыкальных инструментах, поддерживать светскую беседу и в нужных местах дополнять её остроумными замечаниями. Также ценились каллиграфические навыки и особенно — навыки стихосложения. Здесь следует отметить, что литературный талант в хэйанскую эпоху был единственной возможностью занять высокую должность для мелкого аристократа (путём завоевания личных симпатий своих покровителей при помощи стихов). Продемонстрировать свои достоинства вельможа мог во время квази-формальных или неформальных мероприятий, организуемых представителями высшего общества в качестве досуга. В первую очередь, к таким мероприятиям относились прогулочные выезды на природу, обычно приуроченные к тем или иным сезонным явлениям. Довольно официальные поначалу, подобные экскурсии завершались в непринуждённой обстановке за трапезой, вином, различными увеселениями и обменом подарками. Зимой же, когда прогулки становились наименее комфортными, их альтернативой выступала соколиная охота — единственный вид охоты, не претящий буддийским законам. Известно, что соколиная охота была любимым видом времяпрепровождения как минимум одиннадцати императоров — от Камму до Сиракава.

Помимо прогулок и охоты, существовало ещё несколько возможностей продемонстрировать навык верховой езды, также очень важный для аристократа. Гонки на лошадях были любимы при дворе, несмотря на свою опасность, хотя бы по той причине, что данный спорт ассоциировался у знатных особ с азартной игрой. Что касается наездников, для них важным было не только их умение держаться в седле, но и платья, внешний вид лошадей и т. п.

Большой популярностью среди аристократии пользовалась стрельба из лука: по данному виду спорта при дворе были даже официально учреждены соревнования Дзярай.

Не оставалась без внимания и борьба сумаи — прародительница суммо: в ней знатные мужчины выступали в качестве зрителей. Участвовали же в придворных турнирах победители региональных соревнований, предварительно натренированные членами императорской охраны.

Непосредственно участвовать же аристократы не гнушались в кэмари — командной игре с мячом. Данное развлечение было столь популярно, что каждая знатная семья имела личное поле для кэмари.

Рис. 3. Игра в кэмари в наше время

Что касается благородных женщин, их жизнь была куда более спокойной в сравнении с мужчинами. Время они проводили за упражнениями в каллиграфии, изучением поэтических антологий, музицированием, чтением, подбором нарядов, воспитанием детей и ведением переписки. Их быт преимущественно скрашивали ночные визиты мужей или любовников, а также придворные представления и вышеупомянутые выезды на прогулки.

Представители обоих полов почитали настольные игры, в том числе го, моноавасэ («сопоставление вещей», будь то карты со стихами, ракушки и пр.), нарды. Стоит отметить, что не только женщины, но и мужчины, несмотря на присутствие в жизни последних охоты и спорта, проводили свой досуг преимущественно пассивно.

Литература:

  1. Витязева О. Представление об идеале женской красоты в Японии периода Хэйан // История и культура традиционной Японии. Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. Выпуск XVI. — М.: РГГУ, 2008.
  2. Лепехова Е. С. Буддийская сангха в Японии в VI—IX веках. — М.: «Восточная литература», 2009.
  3. Грачёв М. В. «Сёмонки» («Записи о Масакадо») // Япония в эпоху Хэйан. Orientalia et Classica XXIV. Труды Института восточных культур и античности. (794–1185) / А. С. Бачурин. — М., 2009.


Задать вопрос