К вопросу об особенностях формирования профессиональных компетенций у обучающихся технических вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (49) февраль 2013 г.

Статья просмотрена: 847 раз

Библиографическое описание:

Окуловский, О. И. К вопросу об особенностях формирования профессиональных компетенций у обучающихся технических вузов / О. И. Окуловский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 2 (49). — С. 386-387. — URL: https://moluch.ru/archive/49/6244/ (дата обращения: 26.04.2024).

В настоящее время в российском образовании продолжается процесс переориентации со «знаниевого» на «компетентностный» подход, что является необходимым условием модернизации высшего образования и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами.

К настоящему времени в различных публикациях накопилось множество определений такому понятию как компетенция. При этом в большинстве публикаций предлагаемые авторами определения компетенции далеко не идентичны энциклопедическим определениям. В таком обилии определений относительно одной и той же характеристики личности человека практически становится невозможным выстраивать общий для образовательных учреждениях технического профиля методологический подход при разработке содержания образования, а также форм, методик, средств, образовательных технологий и организации его усвоения.

В период разработки Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения Министерством образования и науки Российской Федерации был предложен перечень определений и терминов для обеспечения единого понимания и общего подхода к разработке данных документов, регламентирующих образовательную деятельность вузов. Однако в этом перечне понятие компетенции было зафиксировано как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [1, 2] . При такой формулировке, которая в принципе должна являться ключом к пониманию сущности компетенции, на наш взгляд, снижается роль деятельностного подхода в обучении, потому что по данному определению от выпускника-специалиста в результате обучения требуется быть способным только к применению знаний, умений и личностных качеств для успешной деятельности. И не более того. Но для того, чтобы быть способным применять знания и умения их надо еще приобрести.

Известно, что в современной школе, особенно в вузе технического профиля, важнейшим принципом овладения профессией является реализация функционально-деятельностного подхода в образовании.

В этой связи предлагается видеть выпускника как специалиста, способного действовать на основе реализации усвоенных знаний, умений и личностных качеств. В этом состоят принципиальное отличие и главная особенность предлагаемого подхода к обучению в высшем учебном заведении, то есть к результату обучения.

Развивая далее представление об особенностях реализации функционально-деятельностного подхода при формировании у обучающихся по техническим специальностям различных компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных) отметим, что в образовательной деятельности технического вуза особое внимание уделяется формированию именно профессиональных компетенций.

Исходя из этого, вполне логично понятие «профессиональной компетенции», а также «профессиональной компетентности» сформулировать следующим образом.

Профессиональная компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения профессиональных знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной.

Таким же определением можно характеризовать и профессионально-специализированные компетенции.

Профессионально-специализированная компетентность – это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных профессиональных компетенций.

Рассматривая последнее понятие в более широком смысле, можно сказать, что компетентным будет тот, чья деятельность, действия, поведение адекватны появляющимся проблемам и при этом реализуются соответствующие способности. Компетентный человек – это тот, кто обладает определенными возможностями и подготовкой, которые позволяют ему адекватно справляться с ситуацией, активировать и актуализировать необходимые знания и умения, приемы и способы деятельности.

В данных определениях основной акцент делается на подготовку личности обучающегося к деятельности, что соответствует принятому в мире современному подходу к ориентации содержания образования на конечный результат, выраженный в способности к действию. Предлагаемые определения понятий в явном виде основываются на функционально-деятельностном подходе в образовании, который, как отмечалось выше, является важнейшим принципом обучения.

В перечне определений и терминов, о котором говорилось выше, приводилось определение результатов обучения как «усвоенные знания, умения и освоенные компетенции». В соответствии с предлагаемым подходом к определению «профессиональной компетенции» и «профессиональной компетентности», предлагается результаты обучения рассматривать как «сформированная компетентность по осуществлению профессиональной деятельности».

Хочется надеяться, что в скором времени центральные органы управления образованием решат, с учетом мнения педагогической общественности, вопрос о едином подходе к пониманию сущности основных понятий, рассматриваемых в данной статье, а именно, к пониманию сущности «компетенций», «компетентности», «результатов обучения» и др.


Литература:

  1. Макет Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования. Уровень подготовки: бакалавр, магистр, специалист. «Специальные электромеханические системы». М. 2007.

  2. Федеральный портал «Российское Образование». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm

Основные термины (генерируются автоматически): результат обучения, компетенция, профессиональная компетенция, знание, основа реализации, предлагаемый подход, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, технический профиль, успешная деятельность.


Похожие статьи

Компетенции и компетентностный подход в обучении

компетенция, результат обучения, успешная деятельность, умение, профессиональная деятельность, знание, подход, основа реализации, компетентность специалиста, предлагаемый подход.

Развитие профессиональной компетентности в системе...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Формировать профессиональные компетенции у обучающихся не только сложно, но и очень ответственно, т. к. задействованы глубокие познавательные процессы, социальные установки. Очень важным является вопрос о пересмотре подходов к общеобразовательной...

Формирование общих и профессиональных компетенций...

ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, компетенция...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов.

Компетентностный подход в профессиональной подготовке...

компетенция, образовательный процесс, профессиональная компетентность, подход, член общества, профессиональное образование, общетехническая образованность, высшее образование, знание...

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Профессиональная компетентность подразумевает способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетентности задачи.

Автор трактует профессиональную компетентность как сумму умений, знаний, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения...

Ключевые слова: компетентность, компетенция...

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, компетентностный подход, оценочное средство, современные средства оценивания, фонд оценочных средств, таксономия, ситуационная задача.

Похожие статьи

Компетенции и компетентностный подход в обучении

компетенция, результат обучения, успешная деятельность, умение, профессиональная деятельность, знание, подход, основа реализации, компетентность специалиста, предлагаемый подход.

Развитие профессиональной компетентности в системе...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Формировать профессиональные компетенции у обучающихся не только сложно, но и очень ответственно, т. к. задействованы глубокие познавательные процессы, социальные установки. Очень важным является вопрос о пересмотре подходов к общеобразовательной...

Формирование общих и профессиональных компетенций...

ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, компетенция...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов.

Компетентностный подход в профессиональной подготовке...

компетенция, образовательный процесс, профессиональная компетентность, подход, член общества, профессиональное образование, общетехническая образованность, высшее образование, знание...

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Профессиональная компетентность подразумевает способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетентности задачи.

Автор трактует профессиональную компетентность как сумму умений, знаний, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения...

Ключевые слова: компетентность, компетенция...

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, компетентностный подход, оценочное средство, современные средства оценивания, фонд оценочных средств, таксономия, ситуационная задача.

Задать вопрос