Библиографическое описание:

Баянова Н. А., Алдынбаева Г. Н., Кирьянова С. А., Мрясова Д. М. Опыт гигиенического воспитания детского населения в вопросах профилактики стоматологических заболеваний // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 428-429.

Профилактическое направление в стоматологии заслуживает особого внимания, так как усиление внимания о причинах возникновения и развития основных стоматологических заболеваний позволяет предупреждать и способствовать значительному их снижению [1]. Высокая распространенность кариеса зубов в детском возрасте ведет к поиску решения имеющихся проблем в современном обществе. На современном этапе развития стоматологии выделяют три группы методов профилактики основных стоматологических заболеваний: коммунальные, групповые и индивидуальные. Независимо от этого, обязательным компонентом любых профилактических программ должна быть санитарно-просветительная работа и гигиеническое обучение различных групп населения [2].

За период 2010–2012 гг. нами разработан и апробирован методический комплекс мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению гигиене полости рта среди детей младшего школьного возраста. Мероприятие представляет собой игровую форму беседы с ребятами в рамках классного часа, длительностью 40–45 минут. Беседа состоит из вступительной части, где в виде «вопросов-ответов», а также статистической информации о количестве зубов среди различных животных формируется заинтересованность слушателей в теме. Далее следует основная часть, в которой рассказывается о строении зуба и зубочелюстного аппарата человека, о его функциях и о причинах возникновения зубных болей. В этой части показываются правильные движения зубной щетки во время чистки зубов и языка с обязательными пояснениями. Заключительная часть беседы проходит в виде викторины, вопросы и игры которой сформированы из материала, рассказанного участникам в основной части беседы. Все части беседы представлены в виде красочного слайд-шоу и раздаточного материала (пазлы, игрушки, брошюры, эмблемки и др.). В методическом комплексе предложено несколько вариантов бесед с использованием различных средств пропаганды знаний о профилактике стоматологических заболеваний.

Комплекс мероприятий использовался в 4 учебно-образовательных учреждениях г.Оренбурга среди учащихся 1–4 классов. Проведено 16 мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению гигиене полости рта. В беседах приняло участие 477 детей в возрасте от 6 до 10 лет. Отмечается высокая активность и заинтересованность со стороны детей во время бесед, почти каждый ребенок поднял руку, изъявив желание в участии, или задал интересующий вопрос. После проведения беседы, дети были проанкетированы по вопросам необходимости проведения подобных бесед, форме изложения материала, а также содержательной части мероприятия. На вопрос, узнал ли каждый ребенок для себя что-то новое о гигиене полости рта и все, что связано с обсуждаемой проблемой. Абсолютное большинство детей (98,9 %) дали положительные ответы, более того 17,9 % детей хотят принять участие в проведение бесед, как организаторы мероприятия. Через неделю, среди родителей 25 % детей, участвовавших в мероприятии, также проведено анкетирование. В 84,2 % родителями-респондентами являлись мамы учащихся начальной школы. Опрашиваемые отметили, что во время утреннего туалета их детей увеличилось время, отводимое на чистку зубов, 54,5 % детей стали интересоваться выбором зубной пасты, причем в 63,4 % были мальчики в возрасте от 6 до 8 лет. Каждый третий ребенок задал вопрос родителям «Когда мы пойдем к стоматологу?» и знают ли они о том, что к стоматолога посещают не только, когда болит зуб. Несмотря на достаточную информированность и доступность информации в вопросах профилактики стоматологических заболеваний, а также с учетом самооценки своих знаний в этих вопросах 91,2 % опрошенных родителей считают необходимыми проведения подобных бесед с ними, 26,2 % родителей считают, что мероприятия должны проводиться совместно с их детьми.

Разработанный нами комплекс может быть использован в разделе профилактической работы врачей-стоматологов и других специалистов медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детскому населению, а также в общеобразовательных учреждениях в рамках профилактических программ различного уровня. Нами планируется дальнейшее совершенствование и расширение методического материала по гигиеническому воспитанию и обучению гигиене полости рта и способствование его внедрения.


Литература:

  1. Терапевтическая стоматология / Под редакцией Е. В. Боровского. — М.: «МИА», 2004. — 840 с.

  2. Методика проведения гигиенического воспитания и обучения населения / О. И. Матчина, В. А. Романов. — Оренбург.: ОрГМА, 2003. — 32 с.


Основные термины: гигиене полости рта, стоматологических заболеваний, обучению гигиене полости, профилактики стоматологических заболеваний, основных стоматологических заболеваний, вопросах профилактики стоматологических, проведения подобных бесед, гигиеническому воспитанию, части беседы, гигиенического воспитания, профилактики основных стоматологических, профилактике стоматологических заболеваний, причинах возникновения, развития основных стоматологических, распространенность кариеса зубов, основной части беседы, Заключительная часть беседы, гигиенического воспитания детского, игровую форму беседы, профилактических программ

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle