Библиографическое описание:

Поескова Г. И. Ретроспективы образования и воспитания одаренных детей России в исторический период // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 393-395.

При рассмотрении вопроса воспитания и обучения одаренных детей современная российская педагогическая наука неизбежно обращается к наследию русских ученых - педологов и психологов прошлого века: А.Б.Залкинд, П.П. Блонского, К.Н.Корнилова, М.Я.Басова, В.М.Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Ф.Лазурского, Г.И.Россолимо, М.С. Берштейн, и др.

Следует подчеркнуть, что в начале 20 века в России проводилась большая работа по проблеме одаренности: разрабатывались и применялись различные методы диагностики детей, проводилась разработка диагностических тестов , тесты усовершенствовались и адаптировались к российской школе. Эта работа проводилась в духе сотрудничества с американскими и европейскими исследователями. На русский язык были переведены труды Ф.Гальтона, Э.Меймена, М.Вальтера, К.Пиорковского, В.Штерна и других зарубежных ученых, касающиеся проблем одаренности.

Надо особо отметить тот факт, что в начале 20 века в России существовала комплексная наука педология, занимающаяся целостным, синтетическим изучением ребенка. Из разработок русских ученых наибольшую известность в мире получила концепция детской одаренности Г.И.Россолимо. Разработанная им система комплексной психологической диагностики, с помощью которой можно анализировать индивидуальные особенности психических процессов, таких как внимание, волю, точность и прочность восприимчивости, зрительную память, память на речь, память на числа, осмысление, комбинаторные способности, сметливость, воображение и наблюдательность, отвечали его представлению об умственной одаренности ребенка. В школах учителями - педологами проводилось тестирование, целью которого был анализ, классификация, описание и объяснение различных типов детей: с высоким IQ, неуспевающих в школе и психологически неразвитых. Как указывал П.П. Блонский, в школах при тестировании детей широко использовались тесты А.Бине в редакции Л.Термена, переведенные и адаптированные П.Соколовым для измерения умственной способности школьников[1]. Под умственным развитием П.Соколов понимал врожденные дарования детей и их развитие, меняющееся в зависимости от возраста и благоприятных условий среды - семейной, школьной и общественной. В 1928 году в российских школах стали применяться новые формы тестирования - так называемая "Измерительная шкала ума" А.Болтунова. Исследователь М.Ю. Сыркин, проводя тестирования, выделил линейную и стабильную во временном отношении связь между результатами тестирования и особенностями речевого развития ребенка. Признаки социального статуса тестируемого, установленные в свое время А. Бине, и экспериментально подтвержденные М.Ю.Сыркиным, подчеркивали существование интеллектуальных различий между слоями и классами, бытующими в обществе. Эти различия, безусловно, сказывались на результатах тестирования: более высокие баллы получали наиболее подготовленные дети из состоятельных и благополучных семей. Наиболее полную оценку одаренности ребенка все же давала система тестов Г.И. Россолимо, поскольку в ней изображались как сильные, так и слабые стороны личности. Позднее этот синтетический способ исследования личности ребенка стал широко применяться в практике диагностирования в США.

Изучив основные физические, физиологические, психические и социальные особенности каждой из групп детей в школе, педологи сделали вывод о том, что между этими группами существует ряд переходных форм, а также, что для каждой группы необходим индивидуализированный подход: создание необходимого оборудования, специализированных школ, специально подготовленных педагогических кадров. Горячим сторонником создания специальных школ для одаренных детей являлся В.М.Экземплярский. Он утверждал: « Надо дать одаренным детям возможность раскрыть все свои духовные силы, которые сейчас в обычных школах остаются у них неиспользованными, что создает угнетающее воздействие; это раскрытие всех сил вольет в них чувство радости, удовлетворения, а это является залогом их успешного психофизического развития» [2].

Дифференциации обучения учащихся рассматривалась как необходимое условие развития индивидуальных способностей каждого ребенка, как необходимое средство рационализации и оптимизации учебного процесса. По теории П.П.Блонского, каждый ребенок имеет «индивидуальную формулу развития», свой педологический возраст, который может не совпадать со среднестатистическим возрастом ребенка. Он выделял три стабильные группы детей: талантливые дети, дети со средним уровнем развития и медленно развивающиеся дети, которые в силу своих умственных способностей могут продвигаться в обучении иным темпом. П.П. Блонский отнюдь не считал, что «талант себя всегда проявит», доказывая при этом, что из всех типов детей как раз именно «талантливые дети особенно чутки ко всем неблагоприятным условиям». Поэтому он считал наиболее оптимальным вариантом распределение учащихся по однородным группам, что бы позволило создать необходимые условия для развития умственных способностей детей. Это разделение имеет актуальное значение также и для формирования и личностных свойств одаренного ребенка, его характера. Заносчивость одаренных детей пропадает, когда они попадают в среду подобных себе детей, а дети со средним уровнем развития, попавшие в обогащенную среду обучения, становятся «более живыми, разговорчивыми и деятельными». При этом П.П. Блонский считал, что такое разделение детей на «способных» и «неспособных» является условным, поскольку не было определено само понятие умственных способностей детей и их конкретное содержание. Он подчеркивал, что в рассматриваемый период данная проблема еще изучена очень слабо, поскольку имеющиеся в наличии методы диагностики не столько измеряли уровень умственного развития детей, сколько выявляли степень владения учащимися конкретными знаниями, умениями и навыками. По этим причинам дифференцированное обучение с разделением на однородные группы учащихся фактически осуществлялось по показателю их успеваемости. Тем не менее, данную форму дифференциации обучения П.П. Блонский активно поддерживал и пропагандировал к применению.

В ходе тестирования учащихся была обнаружена большая группа плохо успевающих в обучении детей, которых условно назвали «трудными» детьми. Основное внимание ученых было сосредоточено на их изучении, что и явилось ошибкой ученых, поскольку в обществе «строителей коммунизма», в принципе, не могло быть « трудных» детей. В 1936 году ЦК ВКП (б) принял постановление «О педалогических извращениях в системе Наркомпросов», в котором подверг резкой критике педологию, как науку. ЦК ВКП (б) выступил против использования педологами в школах методов обследования умственных способностей детей, зачисления по результатам проведенного тестирования учащихся в разряд умственно неполноценных, «трудных» детей и определения их в специальные школы. ЦК ВКП (б) потребовал от наркопросов ликвидации педологов в школах и изъятия учебников по педологии, а также упразднения преподавания педологии как особой науки в педагогических институтах и техникумах. Таким образом, были остановлены все исследования в области одаренности и на 50 лет заморожена разработка конкретных методов диагностики интеллектуального потенциала одаренных и талантливых детей. Из лексикона педагогов и психологов исчезли выражения «талант», «одаренный ребенок», « детская одаренность», «одаренные и талантливые дети». На протяжении многих десятков лет в России молчаливо утверждался принцип, по которому выявление и воспитание одаренных детей было эквивалентно насаждению в обществе буржуазной элитарности, было неким покушением на социальную справедливость в социалистическом обществе. И только в конце 80-х годов 20 века исследования детской одаренности в России возобновились, хотя они стали отличаться от системы научных исследований, проводившихся в мировой практике.

Исследования психологов переместились в русло исследования задатков и способностей ребенка, проблема детской одаренности стала рассматриваться в русле психологии потребности. Работы Б.М.Теплова, В.Дружинина, А.Лазурского, А.Матюшкина, Н.С.Лейтиса, М. Холодной, С.Бирюкова и др. посвящены рассмотрению понятия детской умственной способности, детской одаренности, выявлению одаренных детей, особенностям работы с ними, психологическим проблемам одаренных детей. В 2000 году в России была утверждена программа «Одаренные дети» и принята «Рабочая концепция одаренности». В ее разработке приняли участие видные российские ученые: Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, В.Н.Дружинин, А.В. Брушлинский, И. И. Ильясов, И. В. Калиш, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, А. А. Мелик-Пашаев, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и др. Этот авторский коллектив психологов несколько по - иному взглянул на детскую одаренность. В «Концепции» одаренность объясняется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При таком подходе именно личность ребенка ведет за собой развитие способностей. Поэтому приоритетным становится воспитание личности ребенка, ее направленности, выработки у нее системы ценностей, развитие мотивации. Это определяет гуманистическую направленность Концепции к личности ребенка, в которой главным из принципов является бережное отношение к одаренному ребенку, понимание проблем и трудностей, которые несет с собой его одаренность.


Литература:

  1. Блонский П.П. Умственный и паспортный возраст в их связи с номером группы школы I ступени // Педология и школа / Под ред. П.П. Блонского. Вып. 2. М., 1929.

  2. «Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей». Классические тексты. М.: ЧеРо, «Омега-Л»,МПСИ, 2008, с.241.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle