Исполнительство на музыкальных инструментах как вид деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 26.08.2023

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Буцкая, Ж. Н. Исполнительство на музыкальных инструментах как вид деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду / Ж. Н. Буцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105635/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается значение исполнительства на музыкальных инструментах как вида деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Автор делится собственным опытом работы, анализирует этапы работы на примере создания детского оркестра в группах детей разных возрастов, приводит положительные стороны влияния игры на детских музыкальных инструментах в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: ансамбль, динамический слух, металлофон, музицирование, музыкальные инструменты, музыкально-эстетическое воспитание, принцип активного музицирования, шумовой оркестр.

Первые музыкальные инструменты появились в Древней Руси; детский оркестр впервые был сформирован в начале двадцатого столетия и имел такие разновидности, как шумовой оркестр, ансамбль, смешанный оркестр. Ансамбль состоит из одинаковых или однотипных музыкальных инструментов, а игра в нём требует синхронности исполнения. Следовательно, смешанный оркестр включает в себя различные типы инструментов. Игра в подобном оркестре способствует развитию слухового восприятия и музыкальной памяти. Знаменита особая система коллективного музицирования, выработанная немецким педагогом Карлом Орфом. «Принцип активного музицирования» и разработка ряда упражнений и попевок, создание специального набора инструментов, именуемого «Орфовский набор» — заслуга Орфа, который заметил, что задачей педагогов является развитие в детях творческого начала и мышления [1].

Музицирование как форма коллективного творчества способствует сплоченности детей и преодолению стеснения в общей деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает память и оказывает влияние на развитие звуковысотного и динамического слуха. Игра в оркестре побуждает школьников с позитивным отношением относится к своему музыкальному опыту, развивает чувство товарищества и ответственность за общее дело.

Для такого вида деятельности, как музицирование в детском саду, подобраны следующие музыкальные инструменты: бубенцы, ложки, погремушки, маракасы, трещотки, колокольчики, треугольники и металлофоны.

Во время обучения дошкольники, используя музыкальные инструменты, осваивают различные приёмы игры такие как, например, освоение музыкальных ритмов, мелодий, которые строятся на паре-тройке звуков, мелодий с большим количеством звуков и содержащих широкие интервалы.

Работа над обучением дошкольников игре на детских музыкальных инструментах содержит в себе следующие этапы:

  1. Подготовительный этап. Знакомство с основами игры в оркестре происходит на музыкальных занятиях совместно с воспитателем и музыкальным руководителем. Дети слушают произведения и стараются определить его характер и настроение.
  2. Групповой этап. Музыкальный руководитель разучивает ритмический рисунок с группой детей.
  3. Индивидуальный этап. При отличном усвоении ритма мелодии каждый ребенок должен научиться управлять своим музыкальным инструментом, хорошо слышать ритм и правильно вступать в свою партию во время совместной игры.
  4. Коллективное музицирование. Полноценная игра в оркестре или ансамбле.

Шумовой оркестр является самым первым и простым видом музицирования в детском саду. В его состав входят такие ударные инструменты, как бубны, колокольчики, треугольники, маракасы, трещотки и так далее. Главную партию исполняет музыкальный руководитель. Основной задачей является научить детей чувствовать ритмический музыкальный рисунок. Ритмическое многоголосие пока ещё недоступная задача для этого возраста, поэтому этот оркестр можно организовать уже в младшей группе.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в младшем дошкольном возрасте. Они пробуют себя в игре на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда Во второй младшей группе привлекается внимание к выразительности тембра исполнения, вырабатывается эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные инструменты и желание самостоятельно взаимодействовать с ними. В средней группе добавляется музыкальный инструмент с определенным звукорядом (например, металлофон).

Исполнительство на музыкальных инструментах детей старшей группы требует постановки сложных задач в соответствии с разработанной музыкальным руководителем программой. Обучение игре следует проводить как в небольших группах, так и организовывать индивидуально. Для начала разучиваются различные попевки и произведения, а потом дошкольники знакомятся с более сложными произведениями. То же самое с музыкальными инструментами: работа с инструментами, не имеющими звукоряд, например, погремушки или бубенцы, а дальше уже осуществляется работа с колокольчиками и металлофонами [2].

В результате активного музицирования дети старшей группы могут слушать оркестровые произведения и узнавать знакомые им музыкальные инструменты; владеть приёмами игры на металлофоне и шумовых музыкальных инструментах, играть простые ритмы и попевки.

Дети подготовительной группы умеют владеть большим количеством музыкальных инструментов. Обучение в оркестре состоит в том, чтобы дети могли играть как индивидуально в оркестре, так и вместе с другими участниками, играть с динамическими оттенками.

Игра в оркестре также развивает основу для успешной социализации детей старшей и подготовительных групп, что станет отличной базой для детской коммуникации.

Литература:

  1. Баренбойм, Л. М. Карл Орф и институт его времени/Л. М. Баренбойм//Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. — М.: Просвещение, 1978.
  2. Ветлугина, Н.А., Дзержинская, И.Л., Комисарова, Л. Н. Музыка в детскому саду (Старшая группа)/Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комисарова. — М.: Музыка, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): инструмент, музыкальный руководитель, активное музицирование, детский сад, игра, шумовой оркестр, детский оркестр, динамический слух, коллективное музицирование, младшая группа.


Ключевые слова

ансамбль, музыкальные инструменты, музицирование, музыкально-эстетическое воспитание, металлофон, динамический слух, принцип активного музицирования, шумовой оркестр

Похожие статьи

Оркестровая деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС...

При обучении детей игре на этих инструментах пользовались цифровой системой записи нот. Оркестр, состоящий из металлофонов и ксилофонов, обогащённый тембрами ударных и шумовых инструментов, стали называть детским оркестром.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание...

Коллективное музицирование как метод музыкального обучения

Основу их концепции составляет принцип коллективного музицирования: дети учатся свободно играть на многих музыкальных инструментах в импровизационной форме, участвовать в ансамблях, оркестрах, петь в хоре и сольно.

Игровая технология формирования навыка творческого...

Ее суть заключена в единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой с целью формирования навыков творческого музицирования.

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного...

«Волшебная погремушка». Содержание: музыкальный руководитель предлагает поиграть с шумовыми или музыкальными инструментами, в ходе чего знакомит детей с определенным инструментом — бубном, маракасами, погремушкой, «шумелкой».

Путешествие в «Музыкаигралию»: занятие с применением...

Таким образом, в игре учится и закрепляется текст песни. Или проводится музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо запоём». Игра для развития динамического слуха.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего...

Ход игры: Детям предлагаются детские музыкальные инструменты. Воспитанники придумывают варианты исполнения на них: играем по одному, или можно договориться играть вместе какой — либо группой. Важно, чтобы получился большой оркестр.

Развитие музыкального творчества у детей дошкольного...

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

Конспект музыкального занятия для детей младшего...

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Дети: ответ детей. Музыкальный руководитель: Сегодня к нам в детский сад пришла лесная почта (показывает письма), от лесных животных, наших друзей.

Приёмы игры на шумовых инструментах в ДОУ | Молодой ученый

Музыкальный треугольник Триангл Bino - bin 86564 - купить детские развивающие игрушки и Музыкальные инструменты детские в интернет магазине IQgra.

Похожие статьи

Оркестровая деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС...

При обучении детей игре на этих инструментах пользовались цифровой системой записи нот. Оркестр, состоящий из металлофонов и ксилофонов, обогащённый тембрами ударных и шумовых инструментов, стали называть детским оркестром.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание...

Коллективное музицирование как метод музыкального обучения

Основу их концепции составляет принцип коллективного музицирования: дети учатся свободно играть на многих музыкальных инструментах в импровизационной форме, участвовать в ансамблях, оркестрах, петь в хоре и сольно.

Игровая технология формирования навыка творческого...

Ее суть заключена в единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой с целью формирования навыков творческого музицирования.

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного...

«Волшебная погремушка». Содержание: музыкальный руководитель предлагает поиграть с шумовыми или музыкальными инструментами, в ходе чего знакомит детей с определенным инструментом — бубном, маракасами, погремушкой, «шумелкой».

Путешествие в «Музыкаигралию»: занятие с применением...

Таким образом, в игре учится и закрепляется текст песни. Или проводится музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо запоём». Игра для развития динамического слуха.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего...

Ход игры: Детям предлагаются детские музыкальные инструменты. Воспитанники придумывают варианты исполнения на них: играем по одному, или можно договориться играть вместе какой — либо группой. Важно, чтобы получился большой оркестр.

Развитие музыкального творчества у детей дошкольного...

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

Конспект музыкального занятия для детей младшего...

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Дети: ответ детей. Музыкальный руководитель: Сегодня к нам в детский сад пришла лесная почта (показывает письма), от лесных животных, наших друзей.

Приёмы игры на шумовых инструментах в ДОУ | Молодой ученый

Музыкальный треугольник Триангл Bino - bin 86564 - купить детские развивающие игрушки и Музыкальные инструменты детские в интернет магазине IQgra.

Задать вопрос