Приёмы игры на шумовых инструментах в ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.

Дата публикации: 19.01.2021

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Сулейманова, И. М. Приёмы игры на шумовых инструментах в ДОУ / И. М. Сулейманова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 32-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5961/ (дата обращения: 19.04.2021).



Рассмотрим некоторые способы игры на ударно-шумовых инструментах, приемлемых для дошкольников.

Искусство игры на русских фольклорных музыкальных инструментов имеет многовековую историю. На протяжении многих столетий в народе использовали различные ударные, духовые и струнные инструменты. Ещё в эпоху Киевской Руси народные инструменты звучали на торжественных случаях при княжеских дворцах и войсковых соединениях.

Пожалуй, ни одна национальная культура мира не может сравниться с таким разнообразием самобытных музыкальных инструментов, каким обладает русская национальная культура. Современный перечень только ударных фольклорных инструментов насчитывает около тридцати наименований.

Первыми профессиональными исполнителями на русских инструментах были скоморохи. Но кто и когда впервые догадался использовать предметы домашнего быта, такие как ложки, рубель, кокошник, пастуший барабан или косу в качестве музыкальных инструментов, определить теперь невозможно. Вероятно, в пылу весёлых празднеств, в процессе исполнения залихватских плясок, задорных частушек, исполнители брали попавшиеся под руку предметы домашнего быта и сопровождали свои выступления ритмическими рисунками.

И это были гениальные находки!

Коробочка

Деревянная коробочка — очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра.

Это небольшой, продолговатый, тщательно обструганный и даже отшлифованный со всех сторон деревянный, как правило, кленовый брусок или буковый с небольшой полостью под верхней частью корпуса, которая служит резонатором. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками.

Размеры различны.

Коробочкой подчеркивают отдельные ритмические точки.

Колотушка ребристая Мастерская Сереброва 8768872 в интернет-магазине Wildberries

Колотушка — это та же коробочка, только с шариком на капроновом шнуре. Шарик может очень быстро и громко ударять по стенкам корпуса. Здесь нужна некоторая сноровка. Кисть руки не надо зажимать. Ручка колотушки в руке должна максимально быть свободной.

Трещотки

Трещотка пластинчатая/веерная.

C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\трещетки лпаст..jpg

Ударный инструмент, обладающий характерным трескучим звуком. Его еще иногда называют трескотухой. Трещотка состоит из пластин, разделенных небольшими деревянными планками, которые нанизываются на два ремешка или шнур. В имеющиеся на концах ремешков (шнура) петли продеваются большие или указательные пальцы, на которых и удерживается на весу трещотка.

Приёмы игры:

  1. Взять трещотку обеими руками за крайние пластины, раскрыть как гармошку и резко сжать. Прием игры «удар».
  2. Совершая плавные, волнообразные движения руками — вверх и вниз, получаются скользящие, щелкающие удары. Приѐм игры «тѐрка» или «волна». Громкость звучания будет зависеть от скорости и интенсивности ваших движений.
  3. Трещотку держат одной рукой, а другой рукой играют ритмический рисунок по нижним пластинам трещотки.
  4. Трещотку переворачивают «вверх ногами» и играют, как во втором варианте, приём игры «волна.

Трещотка круговая

C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\трещетки круг..jpg

Основу составляет зубчатый барабан, прикрепленный к ручке. Держат такую трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше.

Барабан вращается, пластина перескакивает от зубца к зубцу, извлекая из инструмента характерный звук.

Рубель

C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\рубель.jpg

При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук.

Ложки

Игральные ложки, как правило, изготавливаются из твёрдых пород дерева: клёна, берёзы, бука. Ложки из липы быстро откалываются и имеют глухой звук. Напротив, ложки, изготовленные из твёрдых пород дерева — звонкие и долго прослужат. И такие ложки достаточно толстые и тяжёлые.

Способ игры на ложках означает количество используемых ложек, а также позицию их удержания и расположения в руках. А «приёмы игры» — это техника звукоизвлечения, характер ударов по различным игровым точкам на ногах, руках, а также ударов ложек о ложку.

Инструмент держат крепко, но без напряжения.

Части ложек:

− ручка/палочка/корешок;

− черпак/ «щёчка»/ «горбинка»

  1. Способы и приёмы игры на ложках по одной ложке в каждой руке
  1. «Ладушки» — прямые удары «щёчками». При знакомстве с ложками приговаривать: «кап-кап» — дождик закапал, «тик-так» — часики «затикали», «топ-топ» — мишка идёт, «клю-клю» — пеструшка зёрнышки клюёт и т. п.

Приёмы игры: «скольжение», «солнышко»/ «околица» — удары тыльными сторонами ложки о ложку, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева направо или справа на лево.

«Блинчики» — ложки держать в горизонтальном положении, удары по «щёчкам» левой ложкой, затем по «щёчке» правой ложкой .

Приём «Играем парами». Дети поворачиваются друг к другу и играют ударами (можно одновременно по двум ложкам соседа или поочерёдно — по правой ложке удар, потом по левой).

  1. «Лошадка».

C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\IMG_20201229_112909.jpg C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\IMG_20201229_112721.jpg

Ложку кладут на ладонь левой руки выпуклой стороной кверху («щёчкой» вверх) и ударяют по ней другой. Можно использовать приём, при котором извлекаются звуки различной высоты: переменный удар правой ложкой по «щёчке» и по ручке левой ложки; раскрывая — опуская два пальца (указательный и средний).

C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\IMG_20201229_113143.jpg

  1. «Раздолье», «Маятник», «Тарелочки» это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника.

Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

  1. «Говорящий ротик»

C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\IMG_20201229_113044.jpg

Левой рукой взять ложку за ручку ближе к чашечке с внешней стороны так, чтобы углубление ложки было обращено к лицу. Затем приблизить ложку ко рту. Ложкой в правой руке производятся удары по выпуклой стороне ложки, прижатой ко рту.

Для извлечения звуков разной высоты пользуются различной артикуляцией, совпадающей с артикуляцией органов речи при произношении некоторых гласных букв: «А», «И», «О», «У».

  1. Способы и приёмы игры на ложках одна пара ложек в правой руке

В своей практике я использую спаренные ложки. Т. к. при игре на разрозненных ложках, на начальном этапе у исполнителя появляются болевые ощущения и невозможно играть обратную дробь. Способ игры на спаренных ложках довольно прост для освоения и благодаря обилию и разнообразию приёмов звукоизвлечения является интересной и пользуется популярностью среди исполнителей.

C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\IMG_20201229_112454.jpg

Ложки держать всего тремя пальцами правой руки: большим пальцем с внутренней стороны по отношению к корпусу, указательным и средним пальцем — с внешней. Все удары осуществляются путём движения кисти с небольшим подключением предплечья.

C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\самодельные инстру м\IMG_20210115_101157.jpg C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\IMG_20210115_101131.jpg C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\самодельные инстру м\IMG_20210115_101226.jpg

Посадка и положение рук. Сидеть следует ближе к краю стула, держа корпус и голову прямо. Правая рука держит ложки в горизонтальном положении над левой ногой ближе к колену. Левая рука находится над ложками на высоте их длины от колена. Ладонь раскрыта, обращена вниз к ложкам, пальцы вместе. Локти отведены от корпуса и слегка направлены вперёд.

  1. «Потешки», «Хлопок » — удары парой ложек вниз по любым частям тела (плечам, груди, ногам, левой руке).
  2. «Хлопушки» серия быстрых хлопков вниз, совершаемая парой ложек о ладонь левой руки/ о колени ног/ локти.
  3. «Горошины». Чередование ударов вниз — вверх по различным игровым точкам.

Например. Отдельно удар вверх не исполняется, а только в чередовании с ударами вниз о левую/правую ногу, затем совершить удар вверх ладонь левой руки. Чередуя удары вниз — вверх, при определённом усердии можно добиться исполнения мелких длительностей в быстрых темпах.

  1. «Малая дробь» — скользящие движения:

− горизонтальные движения вправо или влево по коленям (по двум точкам)

− коротким скользящим ударом ложек по растопыренным пальцам левой руки. Движение вертикальное. Получается дробь меньшей силы звучания.

C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\IMG_20201229_113623.jpg

  1. «Большая дробь»

Исполняется тоже скользящим ударом парой ложек, но уже по ладони левой руки и коленям ног (по трём точкам). Здесь движение правой руки с ложками имеет горизонтальное направление — слева направо. Движение размашистое, а дробное звучание ложек довольно громкое и четкое.

  1. «Шутиха» — ложки тремолируют между любыми частями тела (ладонью и коленом, ладонью и плечом, коленями). Этот прием исполняется быстрыми попеременными движениями ложек между двумя точками. Ударяя то об одну точку, то о другую, ложки колеблются с довольно большой частотой в постоянном ритме.
  1. Способ в левой руке веерная ложка, а в правой одиночная

C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\самодельные инстру м\IMG_20210115_100655.jpg

  1. «Ручеёк» — скольжение одиночной ложкой по веерным, спаренным ложкам.
  2. «Веселинка» удары одиночной ложкой по веерным ложкам, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева направо.
  3. «Звоночки» — лёгкие удары одиночной ложкой по верхним краям веерных ложек.

Треугольник

Музыкальный треугольник Триангл Bino - bin 86564 - купить детские развивающие игрушки и Музыкальные инструменты детские в интернет магазине IQgra

Треугольникизготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника.

Играют на нём с помощью металлической палочки. Треугольник обычно укрепляют на петельке, шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.

Звук напрямую зависит от ударов палочки и размера треугольника, его толщина. Играя тонкой палочкой- получается более высокий звук, толстой — более низкий.

Бубен и его разновидности

Бубен имеет вид деревянного, пластмассового обруча, с одной стороны обтянутого кожей или пластика, и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с надетыми на них колокольчиками.

Pandereta de madera Animambo - Djeco Музыкальный бубен «Жги!» | купить музыкальный бубен в Киеве, Украине

Тамбурин, джингл стиксы похожи на бубен, но не имеют мембраны. Такой инструмент имеет различные формы:

− круглая;

− полукруглая;

− овальная,

− в виде звезды.

Купить Розовый Бубен оптом из Китая Образовательные игрушки музыкальный инструмент бубен бить барабан руки для детей детей Купить Тамбурины в Москве в магазине Скайбит. Доставка по России. Гарантия качества

Не исключены и другие формы. Звук инструмента зависит от количества звенящих элементов, чем их больше, тем ярче и насыщеннее звук.

В детских дошкольных заведениях принято называть тамбурины бубнами, в этом нет ошибки.

Основные приёмы игры: удар и встряхивание.

Пандейра или румба

Румба - история и описание игрушки

Румбаимеет четыре пары маленьких металлических тарелочки, вставленных в деревянную, пластмассовую основу. Звучание румбы воспроизводится встряхиванием инструмента или ударом о ладонь другой руки.

Знаете ли вы, что такое клавесы?.. | Добрая лекция по Орф-педагогике! | ВКонтакте

Ритмические палочки (клавесы) — две палочки, длиной с карандаш, но несколько большего размера, выточенные из высокосортной древесины (клён, берёза, бук).

Ударяя их друг о друга, легко добиться чёткого ритмического сопровождения.

Приёмы игры:

  1. Катаем клавесы в ладошках. Катать нужно так, будто вы пытаетесь согреть руки.
  2. Удар палочка о палочку.
  3. «Забить» одну палочку другой в кулак, как будто это гвоздь и молоток. Попеременно разными руками.
  4. Держите один клавес посередине в руке, а другим ударяйте поочередно, то по правой, то по левой стороне.
  5. Попробуйте поставить палочки друг на друга.
  6. Постучите палочками по полу или ковру
  7. Имитируем игру на барабане, скрипке, или играем на дудочке (на одном клавесе).
  8. Присесть на корточки, опустить клавесы низко-низко к полу и постучать, а затем поднять высоко над головой и постучать.
  9. Стучать палочками за спиной (это развивает координацию)

Однотоновые и двутоновые блоки

Ударный инструмент, представляющий собой один или два полых деревянных бруска. Звук 26 разный. Он зависит от дерева, из которого они изготовлены. Чаще их изготавливают из берѐзы. Двутоновые блоки разные по высоте. Играют палочками.

Тон-блок Агого деревянный на ручке Fleet FLT-G5-1 в Интернет-магазине Музыка Детям с доставкой по всей России без предоплаты Fleet FLT-G3-1 Агого тон-блок деревянный на ручке 1 шт., с палочкой в Интернет-магазине Музыка Детям с доставкой по всей России без предоплаты

Барабан

Представляет собой корпус деревянный (реже металлический), обтянутый с одной или с двух сторон кожей или пластиком — мембраной. Звук барабана зависит от диаметра мембраны, от того, как она натянута, от размера и формы корпуса и от его жёсткости. Вот почему звуки барабана такие разные, при том что все барабаны устроены практически одинаково. У разных народов существуют самые разнообразные инструменты, порой непохожие друг на друга. На некоторых барабанах играют руками, на других — палочками/щётками.

Рассмотрим игру на малом барабане. Располагается малый барабан на стойке или ремне через плечо. Плоскость барабана, установленного на подставке, должна быть под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя, а подвешенного на ремне — в противоположную сторону.

Звук извлекается с помощью двух палочек.

Основной приём игры на барабане — отдельные короткие удары-акценты и последовательности ударов, подчёркивающие отдельные ритмические рисунки.

Желательно детей сразу упражнять в нюансировке: forte –piano.

Способы игры:

− ударяем ладошкой по мембране;

− ударяем по барабану палочкой (круглым наконечником)/ попеременно двумя палочками :

C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\оркестр\1 часть теоретическая\Барабан-1.png

− извлекаем звук, ударяя палочками о деку:

C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\оркестр\1 часть теоретическая\Барабан-2.png

− извлекаем звук, ударяя палочку о палочку :

C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ПОСОБИЯ\оркестр\1 часть теоретическая\Барабан-3.png

Кастаньеты

Кастаньеты - история и описание игрушки

Музыкальные кастаньеты сделаны из двух половинок, полых внутри. И благодаря этому громко звучат. Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании, Южной Италии и Латинской Америке.

Пластины традиционно изготавливаются твёрдой древесины, хотя в последнее время для изготовления инструмента всё чаще используют металл или стеклопластик.

https://t4.ftcdn.net/jpg/00/23/18/83/240_F_23188347_OWXgiQugk59rdaiOmCQVi07qqbWheSHs.jpg

Надеваем две петельки на большой палец каждой руки (на детских кастаньетах — одна петелька). Кастаньета должна быть в открытом положении. Легкими ударами пальцев извлекаем звук:

  1. Ударяем по кастаньете поочерёдно каждым пальцем, можно начинать с мизинца. Проигрывая ритм, следить за тем, что каждый звук отчётливо извлекался.
  2. Ударять одновременно двумя пальцами (средним и безымянным) или тремя (средним, безымянным и мизинцем).

www.codamusic.ru: Кастаньеты Talwar TP-ECB4

Существуют оркестровые кастаньеты. Они прикреплены к подставке, чтобы удобнее было на них играть. Способы извлечения звука:

  1. Играют попеременно, ударяя то по левому, то по правому лепестку.
  2. Приём встряхивание.
Задать вопрос