Путешествие в «Музыкаигралию»: занятие с применением музыкально-дидактических игр | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 28.01.2023

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Шайдурова, О. И. Путешествие в «Музыкаигралию»: занятие с применением музыкально-дидактических игр / О. И. Шайдурова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7955/ (дата обращения: 28.04.2024).



Цель: Выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально-игровую, певческую, коммуникативную деятельность с использованием распевок, музыкально-игровых движений и игры на детских музыкальных инструментах с помощью музыкально-дидактических игр.

Задача данного занятия — показать, как музыкально-дидактические игры способствуют лучшему усвоению материала во всех видах деятельности: слушании, распевке, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских муз. инструментах.

Образовательные задачи:

  1. Развивать чувства ритма, звуковысотный слух, чистое интонирования в песнях исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
  2. Формировать певческие навыки.
  3. Развивать тембровый и динамический слух — умение слышать изменения характера и темпа в музыке

Развивающие задачи:

  1. Развивать слуховое внимание, музыкальную память, логическое мышление.
  2. Развивать у детей ритмическое, темповое и восприятие.
  3. Развивать координацию, переключаемость от одного вида музыкальной деятельности к другому.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.
  2. Воспитывать интерес к музыкальному искусству.

Предварительная работа:

Подбор музыкального и песенного материала, повторение пройдённого программного содержания за 1 квартал 2022года.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.

Наглядные: слайдовые фрагменты.

Практические: музыкальные игры, творческие задания.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, карточки для игр по количеству детей.

Ход занятия:

Под музыку дети входят в зал, приветствие.

«Здравствуй и Пока» муз. Л.Некрасова. [3]

Муз.рук-ль: Как тепло и светло стало в зале от вашего приветствия. На улице весна столько света и тепла, тает снег, журчат ручьи, скачут в лужах воробьи. Потеплело на дворе, и раздолье детворе! Ребята, а что необычного сегодня в нашем музыкальном зале? (дети обращают внимание на конверты, они подвешены на шторах, разложены на сцене в общем в разных местах) И что же мне делать с ними? (дети предлагают открыть и посмотреть, что в них)

М.Р: (открывает первый конверт, там картинка дети маршируют).

( сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в страну «Музыкаигралию», как вы думаете, что это за страна?) Мой ответ: Мы так мало играем с вами на занятиях и сегодня я предлагаю вам отправится в страну где можно с помощью игр не только поиграть, но и узнать много нового о музыке.

Муз.рук-ль: Итак, отправляемся в путь, ведь чтобы попасть туда нам предстоит выполнить задания, которые встретятся нам на пути.

Конверт: «Музыкально-ритмические движения».

Динамическое упражнение «Мы идем та-та-та…» [4]

МР. ( раскладываю в центре круга «лужи» из картона ). Ребята, только что прошёл дождик и появились лужи на дорожках.

Ребята хором скандируют строчки народной потешки, одновременно делая ритмические хлопки в ладоши и притопы, двигаясь по кругу.

Дождик, дождик, что ты льёшь? (Четыре хлопка в ладоши).

Погулять нам не даёшь. (Четыре притопа каждой ногой по очереди) .

Дождик, дождик, полно лить. (Четыре хлопка в ладоши) .

Деток, землю, лес мочить. (Четыре прыжка на месте).

После дождика на даче (Ходьба с высоким подниманием бедра) .

Мы по лужицам поскачем. (Прыжки «через лужицы») .

МР. Через лужицы скакали,

Наши ноженьки устали.

В руки палочки возьмём,

И немножко отдохнём.

Игра с палочками «Ножки» (дети сидят на ковре)

Муз. Рук: Дружно в пары соберёмся и друг другу улыбнемся,

начинаю я считать, ведь пришла пора играть.

Коммуникативный танец-игра «Я тебя люблю!» [5]

Следующий конверт: «Слушание».

После игры звучит спокойная музыка. Дети проходят на стульчики.

Муз.рук-ль: Вашему вниманию представляется картины. (А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Март») [6]

Какое время года изображено на картинах?

—Какое настроение выразили художники на картине? (дети описывают настроение, краски, которые использует художник).

Музыка, поэзия и живопись не разделимы они дополняют друг друга.

Стихотворение о весне:

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно, очень тёплые ноги у весны.

(И. Токмакова) [ 7 ]

Прослушайте отрывок из знакомого вам произведения и расскажите, о чем же вам рассказала музыка?

(Звучит фрагмент пьесы «Март» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского).

Дети по желанию рассказывают о том, что им представилось, как Весна гуляет по лесу и танцует.

М.р: Как мы можем определить настроение, характер музыки?

Ответы детей по цветным карточкам.

Игра «Определить характер по карточкам». (цветные квадраты) [8]

Музыкальный руководитель : Мы увидели, как поэты, художники и композиторы передают нам красоту весны.

Дети, а какой любимый танец у Весны?

Дети. Вальс!

М.р: Давайте, ребята, и мы с вами исполним «Весенний вальс». Весеннее настроение помогут нам передать платочки, шарфы, ленточки.

Дети исполняют танец «Вальс»

М. Р: Мы ребята с вами слушаем очень много разной музыки, и я предлагаю поиграть в игру «Слушаем музыку» [8]

Проводится музыкально-дидактическая игра «Слушаем музыку» (для развития памяти и слуха).

1. «Танец дикарей» (Е.Нако)

2. «Вальс игрушек» (Ю.Ефимов)

3. «Марш гусей» (Б.Канэд)

4. «В пещере горного короля» (Э. Григ)

5. «Пудель и птичка» (Ф. Лемарк)

Конверт: «Пение».

Музыкальный руководитель : Какие звуки бывают по длительности?

(долгие и короткие)

Как зовут долгий и короткий звук? (Та и ти)

Когда звуки чередуются, что получается? (ритм)

А сейчас, я предлагаю вам сделать слуховую зарядку-разминку, но только после того, как проговорю прибаутку.

(дети прохлопывают ритмический рисунок сначала со словами, затем без слов)

  1. Тюшки-тютюшки сделаем хлопушки.
  2. Тюшки-тютюшки сделаем шлепушки.
  3. Тюшки-тютюшки сделаем топотушки.
  4. Тюшки-тютюшки сделаем щелкушки (щелчки).
  5. Тюшки-тютюшки сделаем бамбушки (по груди). [ 9 ]

Муз. Рук: Прежде, чем приступить к пению, разогреем голосовой аппарат

  1. Лошадка медленно поднимается в гору

(цоканье языком- четвертные длительности)

Спускается с горы

(цоканье языком- восьмые длительности)

  1. Упражнение на дыхание «Пушинка».

Проводится фонопедическое упражнение «Весенние отзвуки». [10]

А мы с вами знаем песенку про весну.

Исполнение песни «Весенняя» (муз.Фролова). [11]

М.р: Расскажите, какое настроение вы почувствовали в этой песне? (Весёлое, задорное, звонкое, игривое). Стихи и музыка песни помогли вам узнать её содержание, определить характер. А сейчас попробуем спеть песню ещё раз, но с помощью игры.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Сколько нас поёт» (игра на развитие тембрового слуха). [1 2 ]

Ход игры. Дети становятся в хоровод спиной к центру, закрывают глаза. В круг вызывается определённое число исполнителей (на каждое куплет-разное количество). Солисты исполняют песню. По её окончании вызванный из общего круга ребенок определяет количество солистов. Все дети определяют качество исполнения, правильность произношения слов. Таким образом, в игре учится и закрепляется текст песни.

Или проводится музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо запоём». Игра для развития динамического слуха. [1 3 ]

Игровой материал: любая игрушка.

Ход игры. Выбирается водящий. Он выходит из зала. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё.

Конверт «Игра на музыкальных инструментах».

Муз. рук-ль: С помощью музыкальной игры вспомним сначала музыкальные профессии.

МДИ «Муз. профессии». [14]

Музыкальная игра «Волшебный клубочек» [14]

(Дети под музыку передают клубочек и поют):

Ты клубочек передай, передай, передай.

Что за ширмой угадай,

Быстро угадай!

(Ребенок, у которого остался клубок, идет за ширму и играет на каком-либо инструменте, остальные должны угадать, что за инструмент играет)

Муз. рук: Чтобы слаженно играть в оркестре в унисон, нужно правильно передавать ритм, и в этом нам поможет тренажёр «Топай — хлопай»

Тренажёр «Топай — хлопай». [14]

Муз. рук-ль: Атеперь я предоставляю возможность вам побыть композиторами и сочинить свою мелодию и проиграть её на муз. инструменте.

«Ритмяшки» — игра по заданным схемам. Дети с помощью карточек и пробок сочиняют свои мелодии и проигрывают их на инструментах.

Муз. рук-ль: Ну и наконец небольшой наш импровизированный оркестр.

Ритмическое упражнение «Паше-Паше» (Galyant-Fuga_Alafiya) обр. И.Галянт, Е Белозеров. [1 5 ]

участники берут любой предмет (шариковые ручки, карандаши, бутылочка с водой, и клавесы-по 2шт.)

— на первую часть: 1 хлопок перед собой, 1 хлопок по коленкам, 2 круговых движения руками вправо, влево;

— на вторую часть сначала слушаем задаваемый музыкой ритм, затем его простукиваем предметами по полу, или друг о друга, либо просто прохлопываем. Можно использовать пластмассовые стаканчики.

М. р.: Какое настроение вы получили от занятия? (дети подходят к доске и с помощью смайликов и карандашей передают своё эмоциональное состояние). В конце занятия подводится итог: отмечается активность детей, эмоциональность восприятия, готовность прийти на помощь затрудняющемуся ответить.

Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну Музыкаигралию. Молодцы ребята, быстро справились с заданием.

Вы пришли сегодня с хорошим настроением. Надеюсь, что ваше настроение не изменилось и сейчас. Пусть оно сопровождает вас целый день! До свидания! И мы в хорошем настроении возвращаемся в группу.

(Звучит веселая музыка, дети покидают зал.)

Литература:

  1. Тютюнникова Т.Э «Элементарное музицирование с дошкольниками»
  2. И. Бариновой «Ритмяшки».
  3. https://forum.in-ku.com/showthread.php?t=139641&page=3&p=5029661&viewfull=1#post5029661
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/12/02/konspekt-muzykalnogo-zanyatiya-krasnaya-shapochka-v-gostyah-u-babushki
  5. https://mp3fitz.com/music
  6. https://infourok.ru/vesna-na-kartinah-russkih-hudozhnikov-4754416.html/
  7. /https://www.culture.ru/poems/48691/vesna/
  8. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-muzykalnogo-zanjatija-s-ispolzovaniem-muzykalno-didakticheskih-igr-dlja-starshih-doshkolnikov.html
  9. https://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-muzykalnoe-zanjatie-po-teme-razvitie-rechi-doshkolnika-cherez-razlichnye-vidy-muzykalnoi-dejatelnosti.html
  10. https://levchenko-klimovskds17.edumsko.ru/results/post/2089877/
  11. https://hits.gybka.com/song/173987321/I.Frolova_-_Vesennyaya
  12. https://www.maam.ru/detskijsad/muzykalno-didakticheskaja-igra-skolko-nas-poyot.html
  13. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-muzykalno-didakticheskoi-igry-gromko-tiho-zapoyom-dlja-vospitanikov-starshei-grupy.html
  14. https://ok.ru/group52327565361365/topics
  15. https://horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=13_159_512
Задать вопрос