Отряд «Донбасс», БАМ Укрстрой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Савов, Д. В. Отряд «Донбасс», БАМ Укрстрой / Д. В. Савов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 64-65. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105321/ (дата обращения: 03.05.2024).



Работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, приуроченной к 50-летию строительства БАМа. В статье обобщен и кратко изложен объемный исторический материал об отряде «Донбасс», а также деятельности ССМП БАМ «Укрстрой» на Восточном участке БАМа. Освещена роль БАМа в советские и постсоветские периоды времени. Более подробно раскрыты следующие вопросы: деятельность БАМ Укрстроя, передовой отряд «Донбасс», воспоминания первостроителей БАМа. Предлагается использование собранного материала в познавательных и практических целях, таких как проведение уроков краеведения и классных часов, «Разговоров о важном».

Ключевые слова: Байкало-Амурская магистраль, Дальний Восток, Укрстрой, передовой отряд «Донбасс», первостроители, создание видеоролика-интервью.

В ходе строительства БАМа участие принимал весь Советский Союз. Строительно-монтажные поезда посланцев краев, областей и республик СССР на Восточном участке возводили станционные поселки, в каждом из них предусматривались капитальные вокзалы, депо, торгово-общественные центры, школы, детские сады, жилье для эксплуатационников. Согласно постановлению ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ каждый субъект формировал, направлял и заботился о своем отряде строителей. Украина строила Новый Ургал, Молдавия — станцию Алонка, Таджикистан станцию Солони, Куйбышевская область Этыркен, Пензенская область Амгунь, новосибирцы возводили Постышево, Алтайский край Эворон, Тамбовская область Хурмули, саратовцы Герби. Хабаровскому краю доверили строить станцию Сулук. А всего на БАМе работало 60 шефских строительно-монтажных организаций [1].

Ургал — посёлок, расположенный в геологической впадине. Зимой там едва ли не самая низкая температура на всем БАМе — до минус пятидесяти. Поселок и будущая стройка располагались на вечной мерзлоте. Все дома надо было ставить на сваи, которые забивались на несколько метров в мерзлотные грунты.

В многоголосном хоре этой гигантской стройки слышен голос Украины. Посланцы из УССР трудились на путях от Тайшета до Лены. Эшелоны, пройденные на восток где, везли краны и автомашины, металлоконструкции и железобетонные панели были сделаны руками рабочих Украины [2].

В первую очередь стоит отметить исполнительность ССМП «Укрстрой», за 4 года с момента высадки первого отряда план по строительству был выполнен на 110 %. К концу работы. БАМ «Укрстрой» сдал в эксплуатацию 40 жилых домов на территории поселка Ургал, освоено 108,5 млн руб. из бюджета строительства [4].

Главный итог работы заключался в строительстве дальневосточного кольца железных дорог, с чем успешно справились строители УССР. Именно они укладывали звено рельсов на участке Ургал — Комсомольск-на-Амуре и тем самым открыли непрерывное движение на участке БАМа. Здесь были применены новейшие технологии передовых методов строительства. Благодаря энтузиазму и патриотизму были освоены просторы нетронутой тайги и вечной мерзлоты.

На территорию Верхнебуринского района были принесены быт и культура украинского народа, именно тут они оставили свою частицу, ввели в работу учреждения культуры и быта, сдали в эксплуатацию школу и детские сады, построены объекты торгового, коммунально-бытового назначения. Подавляющее большинство капитальных зданий Нового Ургала строились в 1980-1985 годах, и, например, вокзал был сдан в 1982-м [3].

3 ноября 1974 года на месте будущей станции высадились 320 человек из отряда «Донбасс», который должен был подготовить площадку для еще четырех отрядов: «Киев», «Харьков», «Днепр» и «Карпаты». 7 ноября состоялся митинг, на котором было объявлено, что «город Ургал будет построен коллективом «Укрстрой».

Желающих поехать на БАМ было немало, поэтому отбор производился самый тщательный. Учитывалось всё: и образование, и партийность, и состав семьи, и продолжительность работы на разных предприятиях. С каждым беседовали индивидуально. Кроме того, для того чтобы оказаться в числе посланцев Украины, нужны были ещё рекомендации партийных, комсомольских организаций или руководства предприятия. Возраст основного отряда 23–24 года [5].

Далее из выступления на торжественном собрании, посвященном 40-летию со дня образования посёлка Новый Ургал Жолобнюка Ивана Филипповича — начальника ССМП «Укрстрой», первостроителя посёлка Новый Ургал.

Суровая зима испытывала первостроителей на прочность, но даже 50-градусные морозы не помешали продолжению стройки. Перед коллективом стояла задача: в сжатые сроки построить 4 общежития, столовую и котельную с инженерными сетями, чтобы весной 1975 года принять отряды с других областей Украины.

За 5 месяцев на долю первопроходцев выпало столько трудной, произошло столько событий, что в обычных условиях работы их хватило бы на всю человеческую жизнь.

В апреле 1975 г. на помощь первостроителям прибывают отряды «Карпаты», «Харьков», «Днепр», «Киев», которые поселились в благоустроенных общежитиях [5].

К концу года был построен временный посёлок строителей на 1000 человек и начаты работы на объектах постоянного посёлка. Одна из сложностей сооружения заключалась в устройстве фундамента. Трудоемкость и дороговизна — характерная особенность возведения объектов посёлка.

В 1979 году строители полностью освоили объем строительно-монтажных работ, но коллектив принял решение продолжить стройку.

К октябрю 1984, когда сомкнулись рельсы БАМа, трудящиеся поезда ввели в эксплуатацию 94 тыс. кв. метров жилья: здание ж/д вокзала на 300 пассажиров, объекты здравоохранения, образования, коммунальные хозяйства. Посёлок являлся третьим по величине после г. Тында и г. Северобайкальска.

Родина высоко оценила труд украинских строителей. Среди тех, кто сооружал Новый Ургал: герой социалистического труда, два кавалера ордена Ленина, два кавалера ордена трудового Красного Знамени, пять кавалеров орденов «Дружба народов», награждённые орденами трудовой Славы, «За трудовое отличие», медали «за строительство БАМ» — 420 человек.

В продолжении нашей деятельности, посвященной истории БАМа, авторы решили обратиться к истории судеб людей, которые связали свою жизнь с великой стройкой. Целью стало создание видеоролика, рассказывающего о первостроителях и людях, которые обеспечивали быт в суровых, подчас невыносимых условиях.

В 2022 году авторами был разработан план урока (классного часа), на котором студенты получали теоретические знания и возможность пропустить через себя атмосферу БАМовской стройки, использовав настольную игру «В путь по БАМу», в которую играют участники мероприятия.

В преддверии годовщины великой стройки, празднования 50-летия БАМа, было необходимо накопить максимум информации про оставшихся ветеранов великой стройки. Связавшись с Советом Ветеранов Ургальского узла Комсомольского региона Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «РЖД», было выяснено, что ветеранов великой стройки осталось не так много, лишь 11 человек, из них восемь первостроители и трое эксплуатационники.

Авторы встретились с людьми, руками которых был построен посёлок Новый Ургал, с теми, кто в первых рядах прибыл на территорию, на тот момент 3-го разъезда, именно они внесли свою частичку в это значимое и величественное слово БАМ. У каждого из этих великолепных людей было взято интервью.

Набор вопросов имел следующее содержание: «как вас зовут; из какой точки, на тот момент, Советского Союза вы приехали; почему выбрали строить своё будущее на БАМе; кем вы работали на БАМе; как вы думаете, есть ли будущее у БАМа; что вы думаете о нашей деятельности; охарактеризуйте несколькими словами, чем для вас является БАМ; дайте совет поколению строителей БАМа».

После интервью была проведена совместная беседа, в рамках которой совместно с ветеранами обсудили прошлое, настоящее и будущее Верхнебуринского района, сделано совместное фото в одном из залов помещения Совета Ветеранов, где была представлена экспозиция с важной информацией о людях, которые, к сожалению, уже не смогли попасть в кадр.

В дальнейшем результаты проекта планируется использовать в рамках тем «Разговора о важном», «БАМ — 50 лет / Воины железнодорожники, ветераны-бамовцы, участники сооружения и эксплуатации БАМа!».

Литература:

  1. Управление по делам архивов Правительства Хабаровского края, Государственный архив Хабаровского края. БАМ: через годы, через расстояния.... — Хабаровск: издательский дом «Частная коллекция», 2014. — 553 с.
  2. Жолобнюк И. Ф. Выступление на торжественном собрании, посвященном 40-летию со дня образования посёлка Новый Ургал Верхнебуреинского района в ДК железнодорожников / Архивный сектор администрации Верхнебуреинского района. — 2014. — С.4.
  3. Демидова А. Первые посланцы Украины // Рабочее слово. — 1974. — 24.10. — Ст. 128
  4. Демидова А. Юность Донбасса на Ургальской земле // Рабочее слово. — 1974. — 05.11. — Ст. 133
  5. Горлач Л. Н., Тельнюк С. В. От Днепра до Амура. — Киев: «Молодь», 1976. — 269 с.
Основные термины (генерируются автоматически): великая стройка, БАМ, вечная мерзлота, Восточный участок, кавалер ордена, первостроитель, передовой отряд, Советский Союз.


Ключевые слова

Дальний Восток, первостроители, Байкало-Амурская магистраль, Укрстрой, передовой отряд «Донбасс», создание видеоролика-интервью

Похожие статьи

Байкало-Амурская магистраль | Статья в журнале...

Основным барьером, ограничивающим перспективные грузопотоки на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, является практически весь восточный участок БАМа — от станции Хани до Комсомольска-на-Амуре и далее до Советской Гавани, включая...

Устройство дорожного полотна в условиях вечной мерзлоты

Рис. 1. Карта вечной мерзлоты в России (65 % территории). Зона распространения вечной мерзлоты на Земле занимает до 36 млн км 2 или около 25 % поверхности суши.

История строительства и значение Байкало-Амурской...

В представленной научной статье на примере истории создания, развития и современного состояния Байкало-Амурской магистрали (БАМ) изучены проблемы включения российской железнодорожной инфраструктуры в систему международных транзитных перевозок. Так же в...

Путь к великой победе. Верхнебуреинский район Хабаровского...

Захаров Виктор Николаевич — уроженец поселка Чекунда Верхнебуреинского района, представленный к званию Героя Советского Союза в 1944 году и получивший его в 1995 году посмертно.

Специфика строительства земляного полотна в условиях вечной...

По дорожно-климатическим характеристикам согласно ВСН 84–89 «Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты», зону вечной мерзлоты делят на 3 района (Таблица 1).

Иван Данилович Сидоренко – сберегая память...

В статье приводятся результаты работы автора, которая была приурочена к знаменательным датам города юности – 90-летию со дня его основания и 80летию со дня гибели его первостроителя – Ивана Даниловича Сидоренко.

Неизвестный подвиг Михаила Девятаева | Статья в журнале...

Он показал советским специалистам места, где производились узлы ракет и откуда они стартовали. Именно за помощь в создании первой советской ракеты Р — 1 С. П. Королев смог представить Девятаева к званию Героя Советского Союза.

Вечная мерзлота на территории Республики Саха (Якутия)

 Вечная мерзлота — явление глобального масштаба, она занимает не менее 25 % площади всей суши земного шара. Единственный материк, где вечная мерзлота отсутствует — Австралия.

Помним его подвиг: гвардии капитан Михалько Василий...

Данная статья посвящена уроженцу Гулькевичского района, Герою Советского Союза Михалько Василию Пимоновичу (1918–1945).

В 1942 году Василий Пимонович награждён орденом Красной Звезды, а в 1943 году орденом Отечественной войны II степени.

Похожие статьи

Байкало-Амурская магистраль | Статья в журнале...

Основным барьером, ограничивающим перспективные грузопотоки на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, является практически весь восточный участок БАМа — от станции Хани до Комсомольска-на-Амуре и далее до Советской Гавани, включая...

Устройство дорожного полотна в условиях вечной мерзлоты

Рис. 1. Карта вечной мерзлоты в России (65 % территории). Зона распространения вечной мерзлоты на Земле занимает до 36 млн км 2 или около 25 % поверхности суши.

История строительства и значение Байкало-Амурской...

В представленной научной статье на примере истории создания, развития и современного состояния Байкало-Амурской магистрали (БАМ) изучены проблемы включения российской железнодорожной инфраструктуры в систему международных транзитных перевозок. Так же в...

Путь к великой победе. Верхнебуреинский район Хабаровского...

Захаров Виктор Николаевич — уроженец поселка Чекунда Верхнебуреинского района, представленный к званию Героя Советского Союза в 1944 году и получивший его в 1995 году посмертно.

Специфика строительства земляного полотна в условиях вечной...

По дорожно-климатическим характеристикам согласно ВСН 84–89 «Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты», зону вечной мерзлоты делят на 3 района (Таблица 1).

Иван Данилович Сидоренко – сберегая память...

В статье приводятся результаты работы автора, которая была приурочена к знаменательным датам города юности – 90-летию со дня его основания и 80летию со дня гибели его первостроителя – Ивана Даниловича Сидоренко.

Неизвестный подвиг Михаила Девятаева | Статья в журнале...

Он показал советским специалистам места, где производились узлы ракет и откуда они стартовали. Именно за помощь в создании первой советской ракеты Р — 1 С. П. Королев смог представить Девятаева к званию Героя Советского Союза.

Вечная мерзлота на территории Республики Саха (Якутия)

 Вечная мерзлота — явление глобального масштаба, она занимает не менее 25 % площади всей суши земного шара. Единственный материк, где вечная мерзлота отсутствует — Австралия.

Помним его подвиг: гвардии капитан Михалько Василий...

Данная статья посвящена уроженцу Гулькевичского района, Герою Советского Союза Михалько Василию Пимоновичу (1918–1945).

В 1942 году Василий Пимонович награждён орденом Красной Звезды, а в 1943 году орденом Отечественной войны II степени.

Задать вопрос