Неизвестный подвиг Михаила Девятаева | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Авинников, Д. А. Неизвестный подвиг Михаила Девятаева / Д. А. Авинников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 602-604. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7089/ (дата обращения: 25.04.2024).

Белый ветер за висками развивается –

Время молодости нашей — авиация.

Время честности и чести, и содружества,

Голубого, обжигающего мужества.

В небе грозы, словно розы, да колючие,

На земле измены жгучие, горючие.

Но не зря земля считает цветом нации

Тех, кто был, кто есть,

Кто будет в авиации.

Феликс Чуев

Все события в истории совершаются людьми, их поступками, а когда надо — подвигами. И Великая Отечественная война — это подвиг миллионов людей, отстоявших свою землю и свободу. Но, к сожалению, оказывается, что спустя 68 лет после войны потомки практически не знают имён героев, золотыми буквами вписанных в нашу историю. Один из них — Михаил Девятаев — Герой Советского Союза, летчик, прошедший войну от первого до последнего дня. Проанализировав учебники по истории для начальной и средней школы, я нигде не нашел никакой информации о подвиге М.Девятаева. Поэтому неудивительно, что об этом человеке не знают и студенты 1 и 2 курсов нашего учебного заведения, где я проводил опрос. Также, к своему удивлению, в двух библиотеках своего города, я не нашел книг о Девятаеве и его воспоминаний ”Побег из ада” и “Полет к солнцу”. Они списаны из фондов, так как не пользуются спросом среди читателей. А ведь на примере жизни и подвиге, таких людей, как Девятаев и нужно воспитывать чувство патриотизма. Поэтому я задался целью — узнать как можно больше об этом человеке и его уникальном подвиге, чтобы обязательно рассказать о нем своим будущим ученикам.

Михаил Девятаев родился 8 июля 1917 года в поселке Торбеево Пензенской губернии. Он был 13 ребенком в семье. Успешно окончил речной техникум, но, мечтая быть летчиком, в 1940 году окончил Чкаловскую военно-авиационную школу летчиков. В действующей армии с июня 1941 года. За боевые заслуги в этом же году награждён орденом Красного Знамени. К лету 1944 года он сбил 9 немецких самолётов, 5 раз сбивали его. [3,4]

13 июля 1944 года в воздушном бою под Львовом был сбит, ранен. В последний момент покинул падающий истребитель с парашютом. Тяжело раненый, попал в плен к немцам. Девятаеву сразу предложили служить фюреру, т. е. изменить Родине. Но он с возмущением ответил: «Среди летчиков предателей не найдёте”. После первой попытки бегства из Лодзинского лагеря был переведен в лагерь смертников Заксенхаузен. Уделом сюда попавших была только смерть. Михаил Девятаев вспоминает в своей книге”Побег из ада”: «как выжил, не знаю. В бараке — 900 человек, нары в три этажа, 200 гр. хлеба, кружка баланды и 3 картофелины — вся еда на день и изнурительная по тяжести работа ”. Но ему повезло, когда самых крепких отобрали и отправили на остров Узедом, где в ракетном центре Пенемюнде шли разработки крылатых ракет”ФАУ- 1” и баллистических ракет “ФАУ — 2”.И в “Пенемюнде”, несмотря на особые условия содержания, он не оставляет мысль о побеге и начинает подбирать людей для его осуществления.

В лагере М. Девятаев упорно подбирал надежных людей для побега с острова. Он говорил о побеге так горячо и убеждённо, что они поверили — взлетим. Работая на аэродроме, стали примечать все подробности его жизни: когда заправляются самолеты, когда команды идут обедать, какой самолет удобней стоит для захвата. Михаил остановился на “Хейнкеле — 111”, который чаще других летал. Надо было во чтобы то ни стало увидеть приборы в машине, и узнать в какой последовательности что включать — ведь счёт времени при захвате идёт на секунды. Экипаж тяжелого двухмоторного бомбардировщика состоял из 6 человек, а беглецам предстояло поднять его силами одного изможденного узника. Обсудили детальный план побега: кто ликвидирует охрану, кто расчехляет моторы. Риск был высок: самолет может оказаться без горючего, могут загородить полосу взлета. Короче один шанс из ста. Помог случай. 7 февраля пленных заставили засыпать воронки от бомб. В 12.00, когда команды летчиков — немцев ушли на обед, до заветного самолёта было 200 шагов. Решительным оказался Иван Кривоногов. Он оглушил единственного охранника, надел его шинель и шапку с козырьком и под видом охранника повел остальных к самолёту, чтобы не вызвать подозрения у охраны на вышках. [1,2]

У хвостовой двери ударом пробивает Девятаев дыру, просовывает руку и открывает запор. Пленные (их 10 человек) быстро забираются в самолёт, Девятаев садится в кресло пилота. Парашютное гнездо пусто и он сидит в нем, как тощий котёнок. На лицах расположившихся сзади — лихорадочное напряжение: скорее! Владимир Соколов и Иван Кривоногов расчехляют моторы, снимают с закрылков струбцинки…Ключ зажигания на месте. Теперь скорее тележку с аккумуляторами. Подключается кабель. Стрелки сразу качнулись. Поворот ключа, движение ноги — и моторы оживают. Ещё минута и ”Хейнкель” рулит на взлетную полосу. Никакой тревоги на летном поле не видно, так как все привыкли, что этот самолет летает много и часто. Но самолет почему — то долго не взлетал. И вот тогда беглецы увидели на поле панику. За считанные секунды Девятаев сумел всё — таки найти рычаг, благодаря которому самолет смог взлететь. Как только машина оторвалась от бетона, беглецы поняли — спасены! У них всё получилось! А Михаил Девятаев посмотрел на часы: было 12 ч 30 м — весь побег уместился в 21 минуту. Летели над морем, так как понимали, что на суше будут перехвачены истребителями. Высота — около 2 км. От холода и пережитого возбуждения все пассажиры “Хейнкеля” дрожали. Они летели из Германии в Россию по показаниям компаса. Как только заметили, что люди, увидев их самолет, убегают и ложатся — догадались — они в России. Но тут же по ним начали стрелять зенитки. Два снаряда попали в самолет. Он загорелся. Надо было срочно садиться. Михаил Девятаев начал резко снижаться. Перед ним было поле. Самолет днищем пропахал большую часть поля, но все- таки приземлился удачно. И вдруг узники услышали: «Фрицы, хенде хох, сдавайтесь”. Но для них это были очень дорогие слова. ”Мы не фрицы. Мы свои. Из плена. Свои”. Люди с автоматами, в полушубках, подбежав к самолету, были ошеломлены. Десять скелетов в полосатой одежде, обутые в деревянные башмаки, забрызганные кровью и грязью, плакали, повторяя одно только слово: “Братцы, братцы…” В расположение советской части их понесли на руках, ведь весили они по 40 кг. [3]

После побега пленные оказались в проверочно-фильтрационном лагере. (Они были созданы для проверки лиц, бывших в немецком плену в декабре 1941 года). Девятаев до сентября 1945 года находился в нём.

Он показал советским специалистам места, где производились узлы ракет и откуда они стартовали. Именно за помощь в создании первой советской ракеты Р — 1 С. П. Королев смог представить Девятаева к званию Героя Советского Союза. За свою жизнь М. П. Девятаев награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями.

Михаил Девятаев до своих последних дней жил в Казани. Пока позволяли силы, работал капитаном речного флота, в том числе возглавлял экипажи самых первых отечественных судов на подводных крыльях — “Ракета” и “Метеор”. Участвовал в ветеранском движении, оказывал помощь тем, кто в ней особо нуждался. У него два сына — врачи, дочь — музыкант, внуки.

Через 40 лет после побега М. Девятаев уже вместе со своими сыновьями побывал вновь в Германии, на том месте, где находился лагерь и аэродром. И сказал он тогда им, что на этом окруженном морем клочке земли, он постоянно думал о Родине, и это давало ему силы. И ещё — из любого, даже самого трудного положения в жизни, есть выход. Главное — не отчаиваться и не потерять в себе человека. Детально изучив доступные мне материалы о подвиге Девятаева, я задался вопросом: «Единственным ли был подвиг М. П. Девятаева в годы войны?” И оказалось, что подобные подвиги были!

Одним из первых бежал из фашистского плена летчик — истребитель Николай Кузьмич Лошаков в 1943 году. 27 мая 1943 года его самолёт ЯК — 3 был сбит в ходе ожесточенного воздушного боя, Лошаков выпрыгнул из него с парашютом, но потерял сознание и был захвачен врагом. После долгих и унизительных допросов и истязаний Лошакова отправили работать на запасной аэродром в Псковскую область. Пребывая в заточении, он стал задумываться о побеге и посвятил в свои планы одного из заключенных — Ивана Денисюка, который работал заправщиком.

11 августа 1943 года смельчаки переоделись в немецкую военную форму, забрались в кабину самолёта “Шторх” и вылетели на восток. Фашисты подняли вдогонку истребители, но беглецы были уже далеко. Миновав линию фронта Лошаков посадил свой самолёт в поле у деревни Бритвино Новогородской области.

Однако, их пребывание на свободе было недолгим. Герои были арестованы органами госбезопасности и были отправлены отбывать наказание в лагеря для врагов народа.

О подвиге Лошакова страна узнала только в 1961 году, когда на экраны вышел фильм Григорий Чухрая “Чистое небо”, где летчика, совершившего подобный подвиг, сыграл известный актер Евгений Урбанский.

Подвиг Николая Лошакова вскоре был забыт, а сам герой умер в 1984 году не получив никакой награды.

Уроженец республики Чувашия Александр Иванович Костров в 1943 году повторил девятаевский подвиг, улетев из лагеря для военнопленных на самолете “Арадо — 96”.

После войны его судьба была схожа с судьбами других девятаевцев: арест, недолгий суд, и долгое тюремное заключение за плен. Только в 1955 году Александра Ивановича Кострова реабилитировали и представили к званию Героя Советского Союза. Вскоре указ был отозван и Костров получил Орден Красного Знамени. Герой оказался забытым, и долгое время проработал до своей смерти на Чебоксарском заводе, обычным слесарем.

Майор советской армии Сергей Вандышев, в 1945 году совершил дерзкий побег на самолете из немецкого концлагеря на острове Рюген, но только в 1994 году президент России Б. Н. Ельцин присвоил ему звание Героя России. Справедливость восторжествовала только за год 10 месяцев до смерти летчика.

Один из командующих советской авиацией в годы Великой Отечественной войны приводит в своих мемуарах случай побега из лагеря, совершенном летчиком Аркадием Михайловичем Ковязиным в 1944 году.

В 1941 году его самолет был сбит и летчик вместе со своим товарищем — штурманом попал в фашистский плен. Ковязин был отправлен работать на местный аэродром, где познакомился и сдружился с одним из заключенных — Владимиром Крупским. Крупский пользовался доверием коменданта лагеря и сумел устроить Ковязина кочегаром в ангар, где стояли самолёты. В один из ясных дней 1944 года, когда технический персонал ушёл обедать, друзья забрались в заправленный самолет. После нескольких попыток летчик сумел запустить мотор, и взлететь. После своего героического побега Ковязин попал в советский лагерь, где ему удалось пройти все трудности и выстоять. Через многие годы Аркадий Михайлович Ковязин был удостоен ордена Ленина.

Побег группы Москальца, Чкуасели, Карапетяна.

3 июня 1944 года военные летчики Владимир Москалец, Пантелеймон Чкуасели и Арам Карапетян угнали сразу три самолёта с Лидского аэродрома в Белоруссии. Друзья получили доступ к машинам, потому что поступили на службу в немецкие ВВС и сразу решили, что при первой возможности они совершат побег. Побег был подготовлен и проведен при помощи специального отряда НКВД, действовавшего в тылу врага. В городе Лида (Белоруссия) Карапетян познакомился со своим земляком, который работал у немцев водителем. Именно он помог “выйти” лётчикам на отряд, который организовал побег.

Вскоре фашисты решили перебазироваться на новый аэродром, и Карапетян передал через связную просьбу быстрее решать вопрос о побеге. Было решено лететь 3 июля, причем в любую погоду. Взлетели прямо со стоянки поперек взлетной полосы и вскоре сели в намеченном месте. Беглецы вошли в состав партизанского отряда “Неуловимые” и воевали в нем до его расформирования.

17 мая военный трибунал осудил беглецов за измену Родине на 10 лет лагерей. Приговор был отменен как незаконный лишь в конце 1950-х годов. Об этих героях упоминал известный в 1960-е годы журналист Георгий Евстигнеев в своей книге “Полёт на свободу”.

В 2005 году стали известны данные еще об одном летчике — Владимире Ивановиче Муратове, бежавшем из неволи. Он попал в плен в мае 1944 года. В числе других военнопленных был отправлен обслуживать военный аэродром в Румынии. Там он сдружился с техником, который обслуживал военные самолеты. Тот подготовил истребитель к взлету и отвлек охрану. Муратов удачно приземлился в расположении советских войск, прошел проверку в особом отделе и вернулся в свою часть, где провоевал до Дня Победы.

В 2007 году в один из музеев города Саранск пришло письмо из города Челябинск. В нем автор утверждал, что его дядя Алексей Инкин в 1944 году повторил подвиг Михаила Девятаева, за что получил от начальства отпуск в родное село, но к сожалению, исследователям “девятаевского” подвига не удалось найти подтверждение этому в военных архивах. [5]

Именно учителя должны формировать гражданскую позицию подрастающего поколения, приобщать к нравственным, духовным ценностям. Поэтому сейчас такое большое внимание уделяется в российском обществе истинного патриотизма.

Литература:

1.                  Девятаев Михаил Петрович Побег из ада// http://www.rulit.net/author/devyataev-mihail-petrovich/pobeg-iz-ada-download-free-231783.html;

2.                  Девятаев Михаил Петрович Полет к солнцу// http://www.rulit.net/author/devyataev-mihail-petrovich/polet-k-solncu-download-free-47086.html;

3.                  Песков В.М “Побег” газета “Комсомольская правда” от 7 февраля 1985 года;

4.                  Мельников А. Е. Герой Советского Союза Михаил Девятаев// http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=735

5.                  Сандина Л. Д. Девятаевцы// http://stolica-s.su/new/node/97

Основные термины (генерируются автоматически): побег, подвиг, самолет, Владимир, Красное Знамя, летчик, Советский Союз, Великая Отечественная война, взлетная полоса, фашистский плен.


Похожие статьи

Мы в ответе за память о них… | Статья в сборнике международной...

История Великой Отечественной войны Советского Союза с фашистской Германией 1941–1945 годов необъятна и многогранна.

Отстоять свободу и независимость Родины, разгромить фашизм — главные побудительные мотивы подвига.

Герои, повторившие подвиг Алексея Маресьева

Советский Союз, Москва, летчик, Великая Отечественная война, нога, подвиг, звание Героя, герой, война, самолет.

Лидия Литвяк и Алексей Соломатин — летчики-герои...

Великая Отечественная война, Советский Союз, Юго-Восточный фронт, звание Героя, бой, Ростовская область, мемориальная доска, Золотая Звезда, Москва, командир полка, август, самолет.

Отблески бессмертия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Советский Союз, Сталинградская битва, улица, герой, Великая Отечественная война, тракторный завод, Тракторозаводский район, бой, Красная Армия, народное ополчение.

Испанские дети в годы Великой Отечественной войны

Во время войны были случаи, когда испанцы воевали в качестве летчиков.

Основные термины (генерируются автоматически): Советский Союз, ребенок, испанец, СССР, дом, Великая Отечественная война, быль, Гражданская война, Северный Кавказ, URSS.

Они штурмовали Рейхстаг. Герои по умолчанию

Знамя Победы, Великая Отечественная война, Советский Союз, Красное Знамя, Рейхстаг, младший сержант, звание Героя, советский народ, Военный совет, старший сержант.

Гусько А. В. — герой из Новоминской | Статья в журнале...

Во второй половине дня 22 июня немецко-фашистская авиация стала действовать по аэродромам, удаленным от границы до 400 км. Советские ВВС потеряли в этот день около 1200 самолетов.

Начался отсчет 1418 дней Великой Отечественной войны.

Тактика действий военно-транспортной авиации... | Молодой ученый

Советские войска смогли взять в плен и обезоружить примерно 600 000 японцев, и смогли захватить более 600 самолетов.

Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард»).

Боевой путь 889 Новороссийского ночного...

Я побежала через разбитую взлетно-посадочную полосу и увидела, что самолет, на котором я работала, сгорел.

Приказы Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны Советского Союза: Сборник.

Похожие статьи

Мы в ответе за память о них… | Статья в сборнике международной...

История Великой Отечественной войны Советского Союза с фашистской Германией 1941–1945 годов необъятна и многогранна.

Отстоять свободу и независимость Родины, разгромить фашизм — главные побудительные мотивы подвига.

Герои, повторившие подвиг Алексея Маресьева

Советский Союз, Москва, летчик, Великая Отечественная война, нога, подвиг, звание Героя, герой, война, самолет.

Лидия Литвяк и Алексей Соломатин — летчики-герои...

Великая Отечественная война, Советский Союз, Юго-Восточный фронт, звание Героя, бой, Ростовская область, мемориальная доска, Золотая Звезда, Москва, командир полка, август, самолет.

Отблески бессмертия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Советский Союз, Сталинградская битва, улица, герой, Великая Отечественная война, тракторный завод, Тракторозаводский район, бой, Красная Армия, народное ополчение.

Испанские дети в годы Великой Отечественной войны

Во время войны были случаи, когда испанцы воевали в качестве летчиков.

Основные термины (генерируются автоматически): Советский Союз, ребенок, испанец, СССР, дом, Великая Отечественная война, быль, Гражданская война, Северный Кавказ, URSS.

Они штурмовали Рейхстаг. Герои по умолчанию

Знамя Победы, Великая Отечественная война, Советский Союз, Красное Знамя, Рейхстаг, младший сержант, звание Героя, советский народ, Военный совет, старший сержант.

Гусько А. В. — герой из Новоминской | Статья в журнале...

Во второй половине дня 22 июня немецко-фашистская авиация стала действовать по аэродромам, удаленным от границы до 400 км. Советские ВВС потеряли в этот день около 1200 самолетов.

Начался отсчет 1418 дней Великой Отечественной войны.

Тактика действий военно-транспортной авиации... | Молодой ученый

Советские войска смогли взять в плен и обезоружить примерно 600 000 японцев, и смогли захватить более 600 самолетов.

Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард»).

Боевой путь 889 Новороссийского ночного...

Я побежала через разбитую взлетно-посадочную полосу и увидела, что самолет, на котором я работала, сгорел.

Приказы Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны Советского Союза: Сборник.

Задать вопрос