Библиографическое описание:

Нардин Д. С., Нардина С. А. Перспективы развития аграрного образования с использованием дистанционных технологий // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 497-499.

На сегодняшний день проблема обеспечения кадрами сельскохозяйственного производства стоит как никогда остро и обсуждается на самом высоком уровне. Недостаток кадров ощущается по рабочим специальностям, говорится также о недостатке специалистов и руководителей среднего и высшего звена. При этом аграрные вузы, в т.ч. и Омский государственный аграрный университет, ежегодно выпускают тысячи специалистов-аграрников по различным сельскохозяйственным и экономическим специальностям.

Основная проблема заключается в том, что выпускники высших учебных заведений, поступившие из сельской местности, не возвращаются, получив высшее образование. Большинство из них находят работу и оседают в городах. Как следствие, старение сельского населения, вымывание из сельской местности молодых инициативных людей, которые могли бы эффективно работать в аграрной сфере, деградация экономической сферы села.

Данной проблеме уделяется пристальное внимание со стороны органов государственной власти, что находит свое отражение в программах поддержки молодых специалистов, их закрепления на селе [1]. Но, не смотря на прилагаемые усилия, в сельскую местность возвращаются не более 20-25 % выпускников. В качестве основных причин нежелания молодых людей связывать свою жизнь с аграрной сферой можно выделить следующие:

  • низкий уровень жизни на селе, что в т.ч. выражается и в уровне оплаты труда;

  • отсутствие жилья для молодых специалистов,

  • низкий уровень развития социальной инфраструктуры на селе и т.д.

Низкое качество жизни в сельской местности безусловно является существенным фактором, влияющим на предпочтения выпускников при выборе жизненного пути. Но при рассмотрении данного вопроса нельзя ограничиваться только экономическим факторами. На наш взгляд, к указанным проблемам следует добавить еще и то, что на время обучения сельские студенты искусственно извлекаются из привычной среды, в которой они выросли и на четыре-пять лет, а при обучении в магистратуре – на 6 лет, помещаются в новую для них городскую среду, тем самым нарушается их привычный сельский уклад жизни.

Учитывая, что формирование личности студента продолжается в вузе под воздействием новой окружающей обстановки, а так же учитывая, что данная категория молодых людей, как правило, еще не имеют семьи и собственного жилья, студенты с легкостью отрываются от сельского уклада жизни и начинают выстраивать свою жизненную позицию под влиянием городской среды. В конечном итоге это приводит к окончательному обесцениванию сельского уклада жизни в глазах молодежи. При этом часто приходится слышать от выпускников, что они готовы устроиться даже продавцами, но жить при этом в городе, ни при каких обстоятельствах не возвращаясь в деревню.

Еще А.В. Чаянов в своих работах [2] указывал на то, что сельское хозяйство в России нельзя рассматривать только как деятельность, приносящую доход и пропитание тем, кто ею занимается. Сельское хозяйство – это образ жизни, и если этот образ жизни под влиянием каких-либо факторов (положительных или отрицательных) начинает изменяться, это непосредственно отразиться и на эффективности отрасли в целом.

Безусловно, некоторые выпускники изначально рассматривают получение высшего образования как определенную ступень личностного развития, которая позволит им закрепиться в городе. Но этого нельзя сказать о выпускниках сельскохозяйственных специальностей, которые при поступлении осознанно выбирают профессию, но в конце обучения не желают возвращаться в деревню.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что часто именно смена сельского уклада жизни на городской в период обучения может оказать решающее значение на решение выпускника по поводу возвращения в сельскую местность.

В этой связи применение новых информационно-коммуникационных технологий в аграрном образовании может способствовать закреплению молодых кадров в сельской местности. Если для получения среднего или высшего профессионального образования студенты не будут на долго извлекаться из привычной им социальной среды, то вопрос привлечения молодых кадров в сельскую местность станет менее острым. Использование дистанционных технологий обучения в аграрном образовании позволяют подготовить высококлассные кадры без отрыва от сельского уклада жизни.

Кроме того, следует учесть, что многие выпускники сельских школ имеют желание продолжить обучение в аграрном вузе, техникуме или колледже, но не имеют финансовых возможностей. При чем, данная проблема характеризуется не только необходимостью оплачивать обучение, но и высокими расходами на проживание в городе. Для данной категории выпускников школ часто дистанционное образование является единственной возможностью получить среднее специальное образование, которое будет востребовано в той социально-культурной среде, в которой выпускники остаются после окончания школы.

Имеется еще одна категория студентов, для которых наличие дистанционного обучения может стать решающим фактором при выборе вуза – студенты заочной формы обучения. Применительно к сельскому хозяйству в данную категорию чаще всего попадают люди, которые уже работают по специальности, но имеют либо начальное профессиональное, либо среднее специальное образование. Одной из характерных черт сельскохозяйственного производства, особенно в отрасли животноводства, является непрерывный производственный процесс. Поэтому специалисты хозяйства часто физически не могут выехать в город на сессию, что отражается на результатах обучения. Наличие возможности обучаться дистанционно снимает указанную проблему.

Помимо традиционных категорий студентов, перечисленных выше, на сегодняшний день становиться актуальными вопросы предоставления возможностей обучения другим категориям граждан, вплоть до пенсионеров (университеты «третьего возраста»).

В современных условиях развитие аграрного образования с использованием дистанционных технологий должно быть направлено на решение следующих задач:

  1. повышение физической доступности образовательного учреждения для выпускников сельской местности, желающих продолжить обучение;

  2. снижение финансовой нагрузки на студентов, выбравших дистанционную форму обучения;

  3. получение студентами профессиональных компетенций, позволяющих реализовать себя в условиях окружающей социальной среды;

  4. широкое вовлечение в процесс обучения не только выпускников школ, но и прочих категорий сельских жителей в рамках повышения квалификации, профессиональной переподготовки и социальной адаптации;

  5. реализация программ дополнительного профессионального образования, не требующих государственного лицензирования (длительностью до 72 часов) с выдачей сертификатов.

Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения регламентируется законодательством Российской Федерации. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ [3] образовательное учреждение вправе использовать дистанционные технологии при реализации любых образовательных программ, прошедших государственное лицензирование. При этом соотношение объема занятий с использованием дистанционных и традиционных образовательных технологий регламентируется внутренними документами учреждения. Таким образом, на сегодняшний день созданы все условия для эффективного развития аграрного образования с использованием дистанционных образовательных технологий.

Реформа высшей школы России, включающая переход на двухуровневую систему подготовки и повышение качества образования за счет ликвидации неэффективных вузов поставила под вопрос самостоятельное существование многих региональных аграрных вузов. Если вуз не является брендовым или высокоэффективным (более 65 % обучающихся – коммерческие студенты), данный вуз с высокой долей вероятности будет реорганизован [4]. При этом, если вуз нужен региону, если он выполняет в регионе какие-либо важные функции, судьба данного вуза будет решаться с учетом мнения региональных властей, а так же профессионального сообщества региона. В России имеется только один брендовый аграрный вуз, а с введением нового механизма установления уровня оплаты за обучение в государственных вузах стоимость сельскохозяйственных направлений подготовки составляет от 70 до 100 тыс. руб. в год. При таких ценах большинство региональных аграрных вузов в принципе не сможет довести долю коммерческих студентов до 65 %. В сложившихся условиях аграрные вузы будут вынуждены объединяться, часть самостоятельных вузов неизбежно будут реорганизованы в филиалы или закрыты.

Одним из направлений стратегического развития аграрного вуза в сложившихся условиях является повышение своей значимости на региональном уровне. И региональные власти, и местные профессиональные сообщества должны понять ценность вуза для региона. Только в этом случае региональный аграрный вуз может рассчитывать на сохранение своих позиций и самостоятельности.

Успешная реализация данного направления без существенных затрат и в относительно сжатые сроки на сегодняшний день возможна только на основе развития дистанционных образовательных технологий.

Концепция развития регионального аграрного вуза с использованием дистанционных образовательных технологий должна предусматривать реализацию следующих этапов.

На первом этапе должна быть проведена предварительная оценка потенциала увеличения контингента студентов за счет широкого внедрения в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий. Оценка должна проводиться по следующим категориям абитуриентов, преимущественно проживающих и работающих в сельской местности:

  • выпускники 9-х классов на предмет получения среднего профессионального образования с учетом возможного продолжения обучения в вузе по сокращенной программе обучения;

  • выпускники 11-х классов на предмет получения высшего или среднего профессионального образования с учетом возможного продолжения обучения в вузе по сокращенной программе обучения;

  • выпускники средних специальных учебных заведений на предмет получения высшего профессионального образования по сокращенной программе обучения;

  • другие категории граждан на предмет проведения профессиональной переподготовки, повышения квалификации, обучение по дополнительным образовательным программам, не требующим государственного лицензирования (продолжительностью до 72 часов).

На втором этапе необходимо провести исследование в профессиональных сообществах среди потенциальных работодателей с целью разработки компетентностной модели будущего выпускника. Рабочие учебные планы, кроме соответствия федеральному государственному образовательному стандарту, должны соответствовать и ожиданиям потенциальных работодателей. Разработанная совместно с региональными профессиональными сообществами компетентностная модель выпускника должна стать основой для составления рабочего учебного плана, в противном случае убедить потенциальных работодателей в необходимости университета для региона не представляется возможным.

На третьем этапе необходимо определиться с удельным весом дисциплин, изучаемых с использованием дистанционных образовательных технологий. Данная работа так же должна быть согласована с ожиданиями потенциальных работодателей. Здесь же необходимо проработать техническую и организационную стороны оказания образовательных услуг с использованием дистанционных технологий (разработка учебно-методических комплексов, методы взаимодействия преподавателей и студентов, роль и место профессиональных обществ в организации процесса обучения).

Для успешной реализации указанных этапов необходимо провести эффективную профориентационную работу среди жителей сельской местности, донести до них все преимущества обучения и показать, каким образом полученное ими аграрное образование поможет реализовать себя в той социальной среде, в которой они находятся.

Данный концептуальный подход, в случае его успешной реализации, позволит не только ослабить проблему оттока молодых квалифицированных кадров из сельской местности, но и поможет региональным аграрным вузам в условиях реформирования высшего образования выработать занять свою позицию в регионе.


Литература:

  1. Постановление Правительства РФ «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» от 14 июля 2012 года № 717.

  2. Стукач В.Ф. Информационно-консультационные услуги в АПК (региональный аспект) / В.Ф. Стукач, В.М. Помогаев, С.Л. Петуховский. – Омск : Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2003. – 525 с.

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137. – [Эл. ресурс]. Режим доступа: справочно-правовая система КонсультантПлюс.

  4. Муравьева М. Кризис грозит не вузам / М. Муравьева – [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.ucheba.ru/vuz/5723/article/9928.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle