К вопросу о подготовке квалифицированных кадров для агросектора Башкортостана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 30.01.2017

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Игебаева Ф. А. К вопросу о подготовке квалифицированных кадров для агросектора Башкортостана // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 465-468. — URL https://moluch.ru/archive/138/38834/ (дата обращения: 18.12.2018).



В настоящее время основным критерием качества подготовки выпускников вузов является профессиональная компетентность, которая характеризуется уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для реализации профессионального и личностного потенциала специалиста. В данной статье мы уделим внимание вопросу совершенствования системы аграрного образования в соответствии с требованиями рынка и подготовки квалифицированных кадров для агросектора Республики Башкортостан.

Очевидно, что сельское хозяйство, как и любая другая отрасль, нуждается в молодых кадрах, поскольку именно молодежь в современном обществе является главным фактором устойчивого развития и в определенной степени движущей силой коренных преобразований общества. Молодёжь наиболее восприимчива к различным формирующим и обучающим воздействиям. Отметим, что переход к рынку предопределил необходимость профессиональной подготовки и переподготовки молодых специалистов по новым образовательным программам, предусматривающих углубленное изучение экономических и управленческих проблем развития сельского хозяйства. В этой связи главной задачей развития образования на селе должно стать формирование развитой личности и обеспечение квалифицированными кадрами агропромышленного производства. Совершенствование уровня образования состоит в обмене идеями и опытом, развития его инновационного потенциала, а также реформирование в интересах возрождения и развития сельского социума в России и Башкортостане [1, c. 158].

Минсельхозы России и Башкортостана через систему аграрного образования проводят целенаправленную работу по обеспечению отрасли молодыми специалистами с высшим образованием, внедрению контрактно-целевой подготовки, обеспечивающей их закрепление на селе. С этой целью необходимо обеспечить: условия для всеобщего полного среднего образования и профессиональной подготовки сельской молодёжи на базе общеобразовательных и профессиональных школ и училищ; профессиональную ориентацию выпускников сельских школ на профессии и специальности, необходимые для работы в агропромышленном производстве и других отраслях сельской экономики; повышение доступности сельской молодёжи высшего и среднего специального образования (в том числе и за счёт подготовки на контрактно-целевой основе по профессиям и специальностям, востребованным на селе); совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства в соответствии с требованиями рынка [2, с. 198].

Многие из выше обозначенных мер нашли отражение в Республиканской целевой программе «Стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2011–2020 годы», отраслевой программе развития системы аграрного образования, принятой Минсельхозом совместно с Министерством образования РФ. Основные цели этих программ — создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи, ее духовно-нравственное воспитание; подготовка кадров молодых ученых и специалистов, владеющих глубокими знаниями и практическими навыками [3, с. 94]. Сегодня именно образованные, творческие, инициативные молодые люди должны стать главным фактором экономического роста и развития Башкортостана, способные обеспечить реализацию конкурентных преимуществ региона.

Безусловно, важным моментом в становлении личности является развитие и формирование себя как специалиста, владеющего не только профессиональными знаниями и умениями, необходимыми деловыми и личностными качествами, но и способного в будущем обеспечить эффективную производственную деятельность на основе умения управлять собой, контролировать свое поведение. В практике межличностных и деловых отношений очень важно умение видеть себя со стороны, нацелить себя на терпеливую и трудную работу над собой, глубже понять себя и других, реализовать свой творческий потенциал и стать конкурентоспособным специалистом.

Сегодня молодым людям, стремящимся к карьере, мечтающим стать ведущим специалистом, руководителем, предпринимателем, необходимо разбираться не только во всех нюансах своего дела, но и знать правила поведения в обществе, в сфере бизнеса. Успех дела во многом будет зависеть от умения создать собственный имидж, умения соответствующим образом вести себя в различных ситуациях, правильно излагать свои мысли. Это умение составляет основу жизнедеятельности и профессионального успеха.

Отметим, что овладение искусством делового общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, экономистов, менеджеров, людей, занятых в сфере управления. Однако, как свидетельствует практика современного российского бизнеса, к сожалению, у наших руководителей, предпринимателей крайне низка культура устной речи, что значительно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности.

Известно, что во многих странах мира курсы «Речь», «Деловое общение», «Корпоративная культура» входят в учебные программы университетов и колледжей. В нашей стране эти предметы только начинают пробивать себе дорогу. А ведь для делового человека низкая культура общения «должна бы считаться таким же неприличным явлением как неумение читать и писать». Речь — лучший паспорт человека. Поэтому кто хочет успешно продвигаться по карьерной лестнице, должен овладеть определенными знаниями и навыками в области деловых коммуникаций.

В настоящее время в условиях рыночной экономики ценность образования, безусловно, растет, поскольку достойное место в жизни обеспечивается не столько связями и протекцией, сколько трудолюбием, инициативой, состязанием умов. Широкие и глубокие знания — это не только условие высокой профессиональной деятельности, но и важнейший ресурс, который в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается. [4, с. 4]. А студенческие годы — прекрасное время в получении этих знаний для дальнейшей самореализации и самосовершенствования.

Кроме того, важно не только получить определенный объем знаний, но и реализовать эти знания в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Прагматичный Дж. Д. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для профессиональной деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире» [5, с. 8].

Конечно, быть эффективным в общении — задача достаточно трудоемкая. Существуют как теоретические, так и практические аспекты ее решения. Важной становится не только сумма знаний по изучаемой дисциплине, но способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Восточная мудрость гласит: «Знать, чтобы уметь».

Учитывая тот факт, что сегодня Башкирский государственный аграрный университет является своеобразной «кузницей» подготовки руководящих кадров, экономистов, специалистов для агросектора республики, должны меняться и требования к самому студенту. Следовательно, современный выпускник агроуниверситета должен владеть не только специальными знаниями и навыками, но и быть профессионально компетентным человеком, знающим принципы организации и развития общества, в котором он живет и работает, владеющим азами грамотного и культурного общения, умеющим решать поставленные жизнью проблемы [6, с. 17].

Поэтому перед нами преподавателями стоит главная задача — давать такие знания, формировать такие общекультурные и профессиональные компетенции, такие ценностные ориентации и установки, обладая которыми наши выпускники — будущие специалисты, смогут успешно трудиться во всех сферах многофункциональной экономики республики.

В настоящее время в соответствие с требованиями ФГОС ВО третьего поколения определены новые общекультурные и профессиональные компетенции выпускников вузов, формирование и развитие которых предполагает обязательное изучение дисциплины «Деловые коммуникации» Целью изучения данного учебного курса является: подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего прочными теоретическими знаниями о сущности и структуре делового общения, способного к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

Дисциплина«Деловые коммуникации» относится к профессиональному циклу, входит в его базовую часть и рекомендуется к изучению до начала преподавания теории организации, теории управления, основ делопроизводства и документооборота. Предмет тесно связан с такими дисциплинами, как русский язык и культура речи, риторика, логика, социальная психология, этика государственной и муниципальной службы.

Процесс изучения дисциплины «Деловые коммуникации» направлен на формирование следующих компетенций:

а. общекультурных (ОК):

ОК-9 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

ОК-10 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

б. общепрофессиональных (ОПК):

ОПК-4 способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации [7, c. 65].

Очевидно, что сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности. Высокая речевая культура и развитая экономика неотделимы друг от друга. Карьера любого специалиста многогранна. В любой профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а можно достичь высоты, стать высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Коммуникативная компетентность, как оправа для бриллианта, может помочь реализовать свои замыслы и стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение у деловых партнеров. Китайская мудрость гласит: хочешь сделать человека счастливым на один день — дай ему рыбу; хочешь сделать человека счастливым на всю жизнь — научи его ловить рыбу [8, с. 7].

Полагаем, что введение дисциплины «Деловые коммуникации» в учебную программу агроуниверситета является необходимым и востребованным в соответствие с требованиями рынка, а его изучение будет способствовать приобретению студентами соответствующих знаний и навыков для успешной реализации их в профессиональной деятельности. Именно сельская молодёжь в перспективе будет определять будущее российского села, качество его трудового потенциала и в целом жизнеспособность аграрного сектора Республики Башкортостан.

Литература:

  1. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе. Гулякин Д. В., Донкова И. А., Игебаева Ф. А., Майер Р. В., Москвин К. М., Пряхина Е. Н., Фадеев А. С., Цой Г. А., Цебренко К. Н., Цымбал М. В., Шпырня О. В. // Коллективная монография / Министерство образования и науки Российской Федерации; Георгиевский технологический институт (филиал); Северо-Кавказский государственный технический университет. Георгиевск, 2011. Том Книга 4.
  2. Игебаева Ф. А. Состояние человеческого потенциала на селе: проблемы и перспективы // Состояние, проблемы и перспективы развития АПК /Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Часть III. — Уфа: ВПО Башкирский ГАУ, 2010. — С. 197 –199.
  3. Долгушкин Н. К. и др. Проблемность современного сельского бытия и пути его оздоровления. // Социологические исследования. — 2009. — № 2. — С. 94–97.
  4. Морозов А. В. Деловая психология. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. — 576 с.
  5. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; под общ. редакцией Г. В. Бороздиной. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 463 с.
  6. Игебаева Ф. А. Профессиональная подготовка специалистов для агросектора в условиях рыночных преобразований (На примере Республики Башкортостан) // Высшее образование сегодня. Рецензируемое издание ВАК в области психологии, педагогики и социологии, 2016, № 2. — С. 16–18.
  7. Игебаева Ф. А. Совершенствование системы аграрного образования в соответствии с требованиями рынка. // Гуманизация образования. Научно-практический журнал. Сочи, 2014, № 6 — С. 62–67.
  8. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. — СПб: Знание, ИВЭСЭП, 2001. — 496 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, знание, аграрное образование, деловое общение, умение, межкультурное взаимодействие, конкурентоспособный специалист, коммуникативная компетентность, иностранный язык, письменная форма.


Похожие статьи

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Наряду с различными способностями специалиста показателем профессионализма выступает знание иностранного языка.

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного конкурентоспособного специалиста соответствующего уровня и...

Коммуникативная компетентность при обучении иностранному...

Одних только знаний правил грамматики, лексики, различных речевых умений недостаточно для общения с носителями языка. Специалист должен обладать сегодня навыками межкультурной коммуникации.

Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся...

межкультурная компетенция, умение, иностранный язык, межкультурное общение, подход, чужая культура, российское образование, межкультурная коммуникативная компетенция, знание, культура.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

– социолингвистический компонент — знания, навыки и умения, позволяющие осуществить речевое и неречевое общение с носителями изучаемого языка в соответствии с...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

В широком смысле эти термины обозначают такой подход в обучении иностранному языку, при котором общение, процесс взаимодействия с речевым

Свою точку зрения по вопросу коммуникативного обучения иностранному языку высказывают, специалисты в области...

Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной...

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная языковая компетенция, профессиональная межкультурная коммуникация

Основная цель обучения иностранным языкам — это обучение речи как средству общения: устному и письменному.

К вопросу о межкультурной коммуникации | Статья в сборнике...

Успешная межкультурная профессиональная коммуникация предполагает, наряду с владением иностранным языком, умение воспринимать и адекватно интерпретировать формы коммуникативного поведения во всем их многообразии.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В составе «коммуникативной компетенции» выделяют следующие элементы: лингвистический (знание системы языка и умение пользоваться такими знаниями для понимания речи других

Целью освоения иностранного языка не всегда было развитие способности к общению.

Формирование компетентного специалиста в процессе обучения...

Высокий уровень коммуникативной компетентности проявляется в межкультурном взаимодействии, общении и личностных характеристиках. Многие ученые неоднократно делали попытки уточнить понятия компетенция и компетентность специалиста.

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Наряду с различными способностями специалиста показателем профессионализма выступает знание иностранного языка.

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного конкурентоспособного специалиста соответствующего уровня и...

Коммуникативная компетентность при обучении иностранному...

Одних только знаний правил грамматики, лексики, различных речевых умений недостаточно для общения с носителями языка. Специалист должен обладать сегодня навыками межкультурной коммуникации.

Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся...

межкультурная компетенция, умение, иностранный язык, межкультурное общение, подход, чужая культура, российское образование, межкультурная коммуникативная компетенция, знание, культура.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

– социолингвистический компонент — знания, навыки и умения, позволяющие осуществить речевое и неречевое общение с носителями изучаемого языка в соответствии с...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

В широком смысле эти термины обозначают такой подход в обучении иностранному языку, при котором общение, процесс взаимодействия с речевым

Свою точку зрения по вопросу коммуникативного обучения иностранному языку высказывают, специалисты в области...

Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной...

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная языковая компетенция, профессиональная межкультурная коммуникация

Основная цель обучения иностранным языкам — это обучение речи как средству общения: устному и письменному.

К вопросу о межкультурной коммуникации | Статья в сборнике...

Успешная межкультурная профессиональная коммуникация предполагает, наряду с владением иностранным языком, умение воспринимать и адекватно интерпретировать формы коммуникативного поведения во всем их многообразии.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В составе «коммуникативной компетенции» выделяют следующие элементы: лингвистический (знание системы языка и умение пользоваться такими знаниями для понимания речи других

Целью освоения иностранного языка не всегда было развитие способности к общению.

Формирование компетентного специалиста в процессе обучения...

Высокий уровень коммуникативной компетентности проявляется в межкультурном взаимодействии, общении и личностных характеристиках. Многие ученые неоднократно делали попытки уточнить понятия компетенция и компетентность специалиста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Наряду с различными способностями специалиста показателем профессионализма выступает знание иностранного языка.

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного конкурентоспособного специалиста соответствующего уровня и...

Коммуникативная компетентность при обучении иностранному...

Одних только знаний правил грамматики, лексики, различных речевых умений недостаточно для общения с носителями языка. Специалист должен обладать сегодня навыками межкультурной коммуникации.

Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся...

межкультурная компетенция, умение, иностранный язык, межкультурное общение, подход, чужая культура, российское образование, межкультурная коммуникативная компетенция, знание, культура.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

– социолингвистический компонент — знания, навыки и умения, позволяющие осуществить речевое и неречевое общение с носителями изучаемого языка в соответствии с...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

В широком смысле эти термины обозначают такой подход в обучении иностранному языку, при котором общение, процесс взаимодействия с речевым

Свою точку зрения по вопросу коммуникативного обучения иностранному языку высказывают, специалисты в области...

Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной...

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная языковая компетенция, профессиональная межкультурная коммуникация

Основная цель обучения иностранным языкам — это обучение речи как средству общения: устному и письменному.

К вопросу о межкультурной коммуникации | Статья в сборнике...

Успешная межкультурная профессиональная коммуникация предполагает, наряду с владением иностранным языком, умение воспринимать и адекватно интерпретировать формы коммуникативного поведения во всем их многообразии.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В составе «коммуникативной компетенции» выделяют следующие элементы: лингвистический (знание системы языка и умение пользоваться такими знаниями для понимания речи других

Целью освоения иностранного языка не всегда было развитие способности к общению.

Формирование компетентного специалиста в процессе обучения...

Высокий уровень коммуникативной компетентности проявляется в межкультурном взаимодействии, общении и личностных характеристиках. Многие ученые неоднократно делали попытки уточнить понятия компетенция и компетентность специалиста.

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Наряду с различными способностями специалиста показателем профессионализма выступает знание иностранного языка.

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного конкурентоспособного специалиста соответствующего уровня и...

Коммуникативная компетентность при обучении иностранному...

Одних только знаний правил грамматики, лексики, различных речевых умений недостаточно для общения с носителями языка. Специалист должен обладать сегодня навыками межкультурной коммуникации.

Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся...

межкультурная компетенция, умение, иностранный язык, межкультурное общение, подход, чужая культура, российское образование, межкультурная коммуникативная компетенция, знание, культура.

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

– социолингвистический компонент — знания, навыки и умения, позволяющие осуществить речевое и неречевое общение с носителями изучаемого языка в соответствии с...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

В широком смысле эти термины обозначают такой подход в обучении иностранному языку, при котором общение, процесс взаимодействия с речевым

Свою точку зрения по вопросу коммуникативного обучения иностранному языку высказывают, специалисты в области...

Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной...

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная языковая компетенция, профессиональная межкультурная коммуникация

Основная цель обучения иностранным языкам — это обучение речи как средству общения: устному и письменному.

К вопросу о межкультурной коммуникации | Статья в сборнике...

Успешная межкультурная профессиональная коммуникация предполагает, наряду с владением иностранным языком, умение воспринимать и адекватно интерпретировать формы коммуникативного поведения во всем их многообразии.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В составе «коммуникативной компетенции» выделяют следующие элементы: лингвистический (знание системы языка и умение пользоваться такими знаниями для понимания речи других

Целью освоения иностранного языка не всегда было развитие способности к общению.

Формирование компетентного специалиста в процессе обучения...

Высокий уровень коммуникативной компетентности проявляется в межкультурном взаимодействии, общении и личностных характеристиках. Многие ученые неоднократно делали попытки уточнить понятия компетенция и компетентность специалиста.

Задать вопрос