Библиографическое описание:

Ибрагимова Г. М. Международная торговля услугами // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 213-216.

Услуга представляет собой не вещь, не материальный предмет, но некую, весьма разнообразную по характеру деятельность, работу. Дать точное определение понятия услуги не просто. Услугу определяют иногда как разновидность товара, для которого момент производства и момент потребления совпадают во времени, в качестве работы, сделанной для других, результатом которой не являются осязаемые вещи товары. Услуги называют иногда - "невидимыми статьями торговли" [12, c.60]

В Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС) 1994 г., действующем в системе ВТО, определения понятия услуги не содержится, но для целей Соглашения используется специальный классификатор, содержащий перечень 160 видов услуг, сгруппированных по следующим 12 разделам: деловые услуги (46 видов); услуги связи (25); строительство и инженеринг (5); дистрибьюторские услуги (5); общеобразовательские услуги (5); услуги по окружающей среде (4); финансовые услуги, включая страхование (17); услуги по охране здоровья и социальные (4); организация досуга, культуры и спорта (5); транспорт (33); прочие услуги.

Международное торговое право родилось изначально в стремлении государств урегулировать торговлю товарами и сделать доступ товаров на иностранные рынки максимально доступным. Для этого практически важно было обеспечить достаточно свободный, либерализованный на взаимной основе благоприятный режим импорта, а также режим свободного, по крайней мере, взаимного валютного обмена для платежно-расчетных операций и для финансирования торговли.

Регулирование международного обмена услугами, однако, значительно сложнее, требует не только свободы движения товаров и свободы валютного обмена, но и благоприятного режима импорта инвестиций для образования за рубежом постоянных представительств и для репатриации капиталов, заработанных от услуг за рубежом; для осуществления за рубежом банковского и страхового бизнеса. Требуется доступ в иностранных государствах к занятию операциями этого рода; нужна свобода передвижения лиц (в частности, в туризме) и т.п. Короче говоря, невозможно эффективно обеспечить на международном уровне свободу оказания услуг, не обеспечив при этом свободы платежей, свободы инвестиций, свободы миграции людей. Многие из этих свобод, однако, с большим нежеланием предоставляются государствами в сфере услуг для иностранцев. Напротив, внутренний рынок услуг стремятся сохранять для отечественного капитала. Именно это является причиной того, что в отличие от торговли товарами международная интеграция в сфере услуг сильно "запаздывает", и до сего времени отдельные секторы национальных рынков услуг остаются не открытыми вполне для иностранного освоения.

Руководствуясь своего рода здравым социально-протекционистским смыслом и по мотивам охраны публичного порядка, государства во внутренней практике традиционно предъявляют обычно более высокую степень контроля за предпринимательской деятельностью в сфере услуг, особенно высокопрофессиональных услуг, например врачебных, услуг, требующих в интересах потребителей особой степени надежности (банковская, страховая, транспортная и т.п. деятельность).

В целях, в частности, обеспечения также занятости своего капитала и населения в сфере услуг, государства обычно проводят откровенно протекционистскую политику в этой сфере, в том числе: ограничивают иностранный капитал в национальных предприятиях в секторе услуг; запрещают участие иностранных компаний в отдельных секторах национальной экономики (телевидение, радио, телекоммуникации, банковская и страховая деятельность, внутренний коммерческий транспорт), предписывают своим купцам осуществление международных морских перевозок полностью частично на национальных судах; запрещают ограничивают труд иностранцев на национальных предприятиях, а иногда даже в отделениях, фалах этих предприятий за рубежом; запрещается допуск иностранных специалистов к некоторым профессиям (в органах правосудия, внутренних дел и т.п.). же допуск иностранцев к определенным профессиям обусловливается прохождением всего курса обучения в национальных учебных заведениях (врачи, адвокаты и т.п.).

Впрочем, когда по фискальным иным причинам государство в этом заинтересовано, иностранный капитал в сфере услуг активно привлекается. Это, к примеру, так называемые "удобные флаги" (Либерия, Панама, Кипр и др.) в сфере мореплавания оффшоры (Антильские, Багамские, Виргинские острова, островные государства Тихого океана, Лихтенштейн, Монако, Нормандские острова и т.п.) - в финансовой сфере.

Современные государства с рыночной экономикой широко практикуют также либо напрямую, либо через государственно контролируемые структуры предоставление услуг самим государством на коммерческой основе, в том числе: транспортные услуги (к примеру, железные дороги часто принадлежат государству), водоснабжение, электроэнергетика, телекоммуникации, связь, страхование, банковская сфера и т.п., причем часто некоторые из этих услуг монополизируются государством.

Все отмеченные выше факторы, связанные в той иной сфере с вмешательством государств в сферу услуг, естественно, не способствуют формированию свободного международного рынка услуг и его эффективному международно-правовому урегулированию.

Изначальной практикой государств была и во многом остается протекционистская защита национального рынка услуг исключительно преимущественно для отечественных поставщиков услуг. Однако по мере развития международных связей, в том числе и в потреблении услуг, возникла необходимость в обеспечении, наряду с сохранением национальных приоритетов, также и добросовестной международной конкуренции на рынке услуг, на который по различным оценкам приходится от 20 до 25% стоимости всей мировой торговли, причем рынок этот, особенно в развитых странах, растет темпами, значительно опережающими рост рынка товаров, и является наиболее перспективным. В 90-е гг. доля услуг в валовом внутреннем продукте ведущих западных стран достигала уже 70-75%. Все это настоятельно требовало, наряду с либерализацией торговли товарами, приступить к либерализации и мирового рынка услуг.

ГАТС по существу - рамочное соглашение, своего рода кодекс добропорядочного поведения, "свод принципов и правил", которые, по идее, должны последовательно насыщаться конкретными правовыми обязанностями государств.

По предмету регулирования (ratione materiae) компетенция ГАТС распространяется на все виды услуг.

Все огромное многообразие видов услуг можно, однако, свести к пяти их основным видам: 1) финансовые услуги, включая банковские депозитные, кредитные, расчетные операции, страхование и т.д. (именно на финансовые услуги приходится до 40% доходов от всех международных услуг); 2) разнообразные транспортные услуги - в силу насущной практической необходимости обеспечения технической безопасности и международного торгового оборота одними из первых стали предметом международно-правового урегулирования (на транспорт падает до 25% доходов от всех услуг); 3) международная связь - почтовая, электрическая, телекоммуникационная (этот сектор услуг развивается особенно быстро); 4) туризм и рекреационный бизнес (почти столь же доходные как и транспорт); и, наконец, 5) трудовые услуги, включая мигрирующую рабочую силу, в том числе интеллектуальный труд, воплощаемый в исключительных правах на промышленную собственность (патенты, ноу-хау и т.д.) и в авторских правах.

Заметим, однако, что фактически далеко не все перечисленные виды услуг в равной мере подпадают под конкретное регулирование в рамках ГАТС посредством обязательств, принятых на себя государствами.

Единственным формальным исключением из универсальной компетенции ГАТС по предмету регулирования являются некоммерческого характера услуги в рамках функций государственной власти, включая монопольного характера (почта, полиция, правосудие), а также услуги, связанные с правительственными закупками для удовлетворения потребностей армии, государственных органов и т.п., но не для коммерческих продаж населению.

"Поставка услуги" согласно ГАТС означает не только продажу услуги, но и ее производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку, т.е. весь комплекс, процесс услуги от начала до конца. Например, железнодорожная пассажирская перевозка включает: рекламу; составление расписания поездов; обеспечение продажи билетов; определение места в поезде и вагоне; техническая подготовка поезда и вагона; обеспечение их энергией; подачу поезда в назначенное место; перевозка пассажира с обусловленных уровнем обслуживания и в должное время до места назначения и т.д. А та же перевозка на международной линии требует, кроме того, международного согласования рейса, технического, энергетического обслуживания железнодорожного пути и поезда, согласования рейса по времени с таможенными и пограничными службами, обеспечения валютных и финансовых платежей и т.д. Из этого примера видно, насколько сложнее транспортные (как и прочие) услуги сравнительно с куплей-продажей товара.

Важная цель и смысл ГАТС - либерализация государственных и отчасти негосударственных мер, регулирующих и ограничивающих импорт услуг, включая относящиеся к услугам ограничительные меры, кроме торговой, также в валютной и миграционной сферах. При этом, что касается мер, вытекающих из обязательств сторон, но относящихся к компетенции муниципальных и региональных местных властей, а также негосударственных институций, ГАТС (как и ГАТТ) предусматривает принятие государствами-участниками лишь "разумных мер, имеющихся в их распоряжении" (ст. I п. 3а). Иначе говоря, в этой части нет облигаторных обязательств государств.

ГАТС полностью в качестве составной части Марракешского пакета является интегрированной частью системы ВТО, в том числе ее институционной структуры, включая подчиненность общему руководству со стороны Генерального совета ВТО, юрисдикцию Органа по разрешению споров ВТО и т.д. ГАТС при этом сохраняет известную "автономность" в общем режиме ВТО (lex generalis), представляя собой теоретически специальное регулирование (lex specialis), а следовательно, имеющее преобладающую силу в случае возможных коллизий и другими нормами ВТО.

Ключевым принципом ГАТС, как и ГАТТ, является режим наибольшего благоприятствования в его безусловном понимании, т.е. без требования взаимной компенсации, что создает возможности для пользования этим режимом, не предоставляя встречных уступок, иначе - порождает феномен так называемой "бесплатной езды", как и при торговле товарами. Что касается услуг, особенностью является применение принципа наибольшего благоприятствования не только к товару, как в ГАТТ, но и к поставщику услуги.

Исключением из принципа наибольшего благоприятствования является, как обычно принято, приграничная торговля услугами. Что же касается обычного исключения из принципа наибольшего благоприятствования для интеграционных объединений (таможенных союзов, зон свободной торговли и т.п.), в ГАТС такого исключения нет, но практически соответствующая "дискриминация" допускается в силу действия национального режима (см. ниже), который в ГАТС содержит исключение для интеграционных объединений.

Как предоставление допуска на внутренний рынок услуг, так предоставление при таком допуске национального режима полностью зависит от воли государства. Но если такое предоставление уже зафиксировано в перечне в результате проведенных переговоров, государство тем самым принимает на себя обязательство заморозить зафиксированные ограничения и не ужесточать их.

Предусмотрено, что если государство либерализовало доступ той иной услуги способами трансграничной поставки коммерческого присутствия и при этом существенной частью услуги является трансфер капитала, государство обязуется разрешать и соответствующие переводы капитала.

Кроме того, все меры по допуску берализации иностранных услуг государства обязаны осуществлять без дискриминации и с соблюдением режима наибольшего благоприятствования в отношении поставщиков услуг из всех стран ВТО.

Хотя ГАТС имеет универсальную компетенцию по предмету регулирования, распространяющуюся на все виды услуг, практически такое универсальное регулирование носит лишь общий установочный характер и лишь в очень скромных пределах прямо закрепляет неравномерные и не строго стабильные обязательства государств по свободному доступу иностранных услуг на свой национальный рынок. Соответственно, ГАТС, будучи рамочным договором, исходит из того, что в дальнейшем, в частности в ходе многосторонних раундов переговоров, будут последовательно согласовываться конкретные условия либерализации международных поставок услуг, в том числе в секторах: морского транспорта, автомобильного транспорта; финансовых услуг, перемещениях физических лиц, включая и сферу так называемых профессиональных услуг (свободных профессий), телекоммуникаций, государственных поставок услуг и т.д.

Между тем секторальное урегулирование международных услуг началось на многосторонней основе (во всяком случае, в сфере транспорта и связи) почти на полтораста лет раньше появления ГАТС, и автоматически с возникновением ГАТС это урегулирование не изменялось.


Литература:

  1. Андрианов В. Внешняя торговля России // Экономист. - 2005. - N 3. - С.56-64

  2. Баранова Е. Современная международная торговля: Спецкурс // Рос. экон. журн. - 1998. - N 6. - С.72-82; N 9-10. - С.83-92; N 11. - С.102-109.

  3. Бородин В.И. Международный факторинг как внешнеэкономическая сделка // Международные банковские операции. - N 1. - 2008 г. – c. 22-24

  4. Внешняя торговля и предпринимательство России на рубеже ХХI века / Шуйский В.П., Краснов Л.В., Ковалев А.В., Сковорода В.А. - М., 2007. - 223с.

  5. Внешняя торговля России: внешний вид оставляет желать лучшего // Экономика и жизнь. - 2007. - Янв. (N 4). - С.42.

  6. Борисов А.И. Не пугайте Россию вступлением в ВТО. Она и сама боится // Финансовая Россия. 2004. №28. С. 5.

  7. Бузгалин А.В. Призрак "антиглобализма" // Свободная мысль-ХХI, №1, 2005. – c. 21-25

  8. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации: учеб. пособие - М., 2001. - 384с.

  9. Вупин Кво. Торгово-экономические отношения между Тайванем и Россией // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2006. - N 7. - С.67-73.

  10. Гаджиев К.С. Введение в геополитику.: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2002. – C.211.

  11. Дробот Г.А. Мировая торговля и перспективы развития стран третьего мира: дискуссионные подходы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социол. и политол. - 2007. - N 3. - С.3-19.

  12. Елова М. В., Муравьева Е. К., Панферова С. М. и др. Мировая экономика. Введение во внешнеэкономическую деятельность / Под ред. Шуркалина А. К., Цыпиной Н. С. М.: Логос, 2005. С. 110. Ивантер А. Этот смутный объект желания // Эксперт. 2005. №28. С. 60.

  13. Загашвили В. Мировая торговля // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2007. - N 8. - С.9-13.

  14. Катин В. Россия и Европейский Союз: сотрудничество и перспективы // Дипкурьер-Интернет. http://world.ng.ru/dipcorpus/2000-04-06/6_ue_prospects.html. 06.04.2000. №7.

  15. Корнелиус Л. Торговля на мировых рынках: пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Евро, 2004. - 715с.

  16. Лопатов В. Торговые отношения России с африканскими странами в конце ХХ - начале ХХI века // Экономист. - 2004. - N 7. - С.77-83.

  17. Матвеева О.П. Организация и технология внешнеторговых операций: учеб. пособие. - М., 2006. - 160с.

  18. Областная целевая программа «Развитие инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области» на 2008 – 2010 годы.

  19. Оболенский В. Внешняя торговля России: темпы сверхвысокие, товарное наполнение прежнее // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 1. - С.76-87.

  20. Ясин Е., Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Вопросы экономики, №5, 2002. –c.15-18.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle