Библиографическое описание:

Пульман М. Ю. Связь стилей конфликтного поведения и самооценки у студентов // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 419-422.

В настоящее время конфликтные ситуации случаются у каждого человека практически ежедневно. Стрессы, отсутствие взаимопонимания и желания принимать во внимание иные точки зрения являются фундаментом для возникновения конфликтов и его движущей силой.

По причине индивидуальных особенностей (темперамент, характер и т.д.) каждый человек воспринимает и действует в конфликтной ситуации по-разному. Важно знать и различать данные стили поведения для лучшего распознания и возможности управлением конфликтной ситуацией для дальнейшего её прекращения.

Вопросом конфликтов, стилей конфликтного поведения занимались и занимаются в настоящее время много представителей социологии, психологии, конфликтологии, такие, как Н.В.Гришина, К. Килменн, Н. А. Лобан, В.П. Пугачев, Дж. Г. Скотт и многие другие. Самая известная классификация стилей конфликтного поведения была предложена Кеннетом У. Томасом и Ральфом X. Килменном, которые в 1872 году разработали тест, предназначенный для выявления доминирующего стиля поведения в конфликте у человека. Тест приобрел широкую известность и популярность, его часто психологи используют в диагностической работе (с клиентами, в организациях).

Согласно предложенной Кеннетом У. Томасом и Ральфом Х. Килменном классификации выделяют пять стилей поведения в конфликте: избегание, приспособление, сотрудничество, соперничество и компромисс. Наиболее эгоцентричным является стиль соперничества, когда человек при конфликте совершенно не учитывает интересы и позицию своего оппонента. Используя приспособление, напротив, человек подавляет свою точку зрения в интересах другого. При сотрудничестве и компромиссе иная точка зрения и позиция абсолютно принимается, но различие этих стилей состоит в уровне от стояния своих собственных интересов (в компромиссе меньше выражено). И, наконец, избегание представляет собой уход от конфликта, нежелание его разрешать.[2].

Как всякая психическая особенность человека, определенный стиль поведения в конфликте имеет свою детерминированность. Данный вопрос также является достаточно актуальным среди психологов. Так, А.В. Гончаров изучал влияние самоотношения на конфликтное поведение студентов, С.Б. Мохова и А.Н. Неврюев связывали выбор стиля конфликтного поведения с набором профессиональных навыков, а также непосредственно с уровнем профессионального обучения [1; 3].

Наше исследование направлено на изучение связи стиля поведения в конфликте и самооценки человека. Самооценка, как детерминанта выбора стиля поведения в конфликте, была поставлена на первый план по нескольким причинам: высокой степени изученности данной проблемы, роли самооценки в становлении и проявлении других качеств и свойств личности, возможности проявления самооценки во время конфликта.

В рамках научной гипотезы мы предположили, что выбор студентом определенного стиля поведения в конфликте напрямую зависит от уровня его самооценки, а именно: конфликтный стиль поведения студента не зависит от уровня его самооценки, стиль сотрудничества и компромисса характерен для адекватной самооценки; стиль приспособления и избегания – для людей с заниженной самооценкой; и, наконец, стиль соперничества присущ людям с завышенной самооценкой.

В исследовании приняли участие 50 студентов, которые обучаются на профессии «Человек- Человек» (психологи, юристы, сфера обслуживания) и «Человек – Техника» (инженеры, повара, механики, литейщики и т.д.) в возрасте 18-22 лет. Для определения ведущего стиля конфликтного поведения у студентов был использован тест Томаса – Килменна «Стили конфликтного поведения»; для выявления уровня самооценки - методика изучения самооценки личности Дембо – Рубинштейн.

Статистическая обработка данных производилась с использованием параметрического математического метода коэффициента корреляции Пирсона на основе пакета MS Excel. Выбор данного метода основывается на его предназначении: выявление линейной связи между измеряемыми признаками.

Полученные данные представлены в виде диаграмм.

Судя по результатам, представленным в диаграмме (см.Рис.1), которая показывает результаты по тесту Томаса, преобладающим стилем поведения в конфликте у студентов является избегание (36%), менее лидирующим – соперничество (30 %). Сотрудничество (8%) и приспособление (2%) – наименее выбираемые. Таким образом, ярко доминирующего стиля не было обнаружено, студенты не следуют единой линии разрешения конфликтов. Можно, однако, подметить, что преобладающая часть студентов действуя в конфликтных ситуациях, не прибегают к уступкам своему оппоненту за счет игнорирования собственных интересов – приспособление не популярно.

Рис 1. Результаты по тесту Томаса – Килменна

Согласно диаграмме (см. Рис.2), которая показывает результаты методики определения уровня самооценки Дембо – Рубинштейна, у испытуемых преобладает адекватный уровень самооценки (60 %), остальные 40% имеют завышенный уровень самооценки, однако ярко выраженных представителей завышенной самооценки все же не было обнаружено. Примечательно, что испытуемых с заниженной самооценкой не выявили. Такие данные можно объяснить адекватным восприятием студента себя, как личности, а также своих возможностей и способностей.

Рис.2 Методика Дембо – Рубинштейн

При сопоставлении результатов двух методик (см. Рис. 3, Рис. 4), мы обнаружили следующее: 50 % испытуемых с завышенной самооценкой предпочитают выбирать стиль конфликтного поведения избегания; 20% студентов выбирают стиль компромисса, а также 20 % - стиль соперничества и только 10% - сотрудничества. Отметим, что стиль поведения в конфликте приспособления не был присущ ни одному студенту с завышенной самооценкой. Также было выявлено, что испытуемые, имеющие адекватную самооценку, больше всего склонны к стилю соперничества (36%), 27 % студентов выбирают стиль компромисса и столько же стиль избегания, 7 % предпочитают сотрудничество и 3% - приспособление.

Рис. 3 Стиль конфликтного поведения у студентов с завышенной самооценкой

Рис. 4 Стиль конфликтного поведения у студентов с адекватной самооценкой


В результате проведенного корреляционного анализа при помощи коэффициента корреляции Пирсона мы не обнаружили значимых корреляционных связей между стилями поведения в конфликте, которые выбирают испытуемые и уровнями самооценки r =0,134 при уровне не достигающем статистической значимости.

Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась. Уровень самооценки не определяет стиль поведения в конфликте у студентов. Также не подтвердились и другие наши предположения. В частности, завышенная самооценка не способствует применению стиля соперничества, мало того, для студентов с завышенной самооценкой предпочтителен больше вариант стиля избегания в конфликте. Студенты с адекватной самооценкой, наоборот, оказались более склонны к стилю соперничества в конфликтных ситуациях. Стиль сотрудничества в обоих случаях (с адекватной и завышенной самооценкой) явился мало популярным. Объяснить сложившуюся ситуацию можно тем, что студенты, как особая социальная группа, оказавшись в конфликтных ситуациях, действуют непродуманно и непродуктивно, не опираясь на общность своих интересов и позиции оппонента.

Однако не может ли самооценка быть одним из совокупности факторов, влияющих на конфликтное поведение? Так уж минимально её значение в конфликтном поведении человека? Рассматриваемый нами вопрос требует дальнейшего исследования и постановки новых гипотез, проверку которых следует проводить на большей по объему выборке, а также необходимо рассмотреть другие возможные детерминанты выбора стиля поведения в конфликтах.


Литература:

  1. Гончаров А.В. Изучение влияния самоотношения на конфликтность поведения студентов / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова №1, 2010. – 237 - 240 с.

  2. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

  3. Мохова, С.Б., Неврюев А.Н. Некоторые личностные особенности конфликтного поведения студентов-психологов на ранних этапах (I-III курс) обучения в вузе / Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - №1, 2012. – 1-14 с.





Основные термины (генерируются автоматически): конфликтного поведения, стиля поведения, стиль поведения, стилей конфликтного поведения, стиля конфликтного поведения, выбора стиля поведения, стиль соперничества, Стиль конфликтного поведения, адекватной самооценкой, уровня самооценки, доминирующего стиля поведения, заниженной самооценкой, стиль поведения студента, определенный стиль поведения, стиль конфликтного поведения, определенного стиля поведения, связи стиля поведения, уровень самооценки, Похожая статья, конфликтных ситуациях.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle