Сравнительный анализ института Уполномоченного по правам ребенка в Республике Узбекистан и Норвегии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаева, Д. А. Сравнительный анализ института Уполномоченного по правам ребенка в Республике Узбекистан и Норвегии / Д. А. Абдуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103672/ (дата обращения: 27.04.2024).



Институт омбудсмена по правам ребенка является важным механизмом защиты прав детей, обеспечивая их благополучие и всестороннее развитие. Статья рассматривает основы функционирования, сравнения правового статуса институтов в Узбекистане и Норвегии, рассмотрение порядка назначения на должность Уполномоченного по правам ребенка. Научная статья написана с использованием таких методов как: сравнительно-правовой, анализ, толкование.

Ключевые слова: Уполномоченный по правам ребенка, детский омбудсмен, права ребенка.

The Ombudsman Institute for Children's Rights is an important mechanism for protecting children's rights, ensuring their well-being and comprehensive development. The article explores the fundamentals of its operation and compares the legal status of these institutions in Uzbekistan and Norway, while considering the procedure for appointing the Children's Ombudsman. The scientific article utilizes methods such as comparative law, analysis, interpretation.

Keywords: Children's Ombudsman, Children's Ombudsman, protection of children's rights.

Идея создания омбудсмена по правам ребенка возникла во второй половине ХХ века в ответ на потребность защиты интересов и прав детей. Первые омбудсмены по правам ребенка появились в разных странах в разное время. Исследование показывает, что детский омбудсмен является относительно новым институтом в мировой практике в отличии от института Уполномоченного по правам человека. Впервые сведения о должности детского омбудсмена была зафиксирована и введена в Норвегии в соответствии с Актом о детском омбудсмене от 6 марта 1981 года [1].

Как известно, 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, Республика Узбекистан ратифицировала Конвенцию 9 декабря 1992 года.

Конвенция состоит из 54 статей, основных направлений прав ребенка, семьи, в данном отношении, ответственности родителей, знаний, мысли, совести и свободы ребенка самовыражения, свободы вероисповедания закреплена в таких важных аспектах, как защита детей. В частности, статья 2 Конвенции гласит, что государства должны уважать и обеспечивать все права, предусмотренные каждому ребенку без дискриминации, независимо от его этнического или социального происхождения, имущественного положения или здоровье ребенка.

В каждой отдельно взятой стране деятельность Уполномоченного по правам ребенка имеет свою специфику, однако у всех их одна цель — защита прав и законных интересов детей [2].

Основной целью его деятельности является продвижение интересов детей в обществе, защита интересов детей по отношению к государственным и частным органам власти и следить за развитием условий, в которых они растут [3].

После подписания постановления Президента от 22.04.2019 г. № ПП–4296 «О дополнительных мерах по дальнейшему усилению гарантий прав ребенка» [4] у омбудсмена появился заместитель — Уполномоченный по правам ребенка. То есть, в структуре Секретариата был создан отдельный сектор, содействующий деятельности по обеспечению прав ребенка.

Согласно Указу Президента от 09.08.2021 г. № УП-6275 «По дальнейшему совершенствованию системы обеспечения гарантии прав ребенка» [5] в целях кардинального усовершенствования институциональных и правовых основ надежной защиты прав и законных интересов детей, для предупреждения совершения правонарушении среди подростков, а также осуществления государственной поддержки детей с инвалидностью и детей, оставшихся без попечения родителей, для выполнения определенных в Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека было одобрено предложение палат Олий Мажлиса по:

Во-первых, учреждению института Уполномоченного Олий Мажлиса по правам ребенка (далее — Детский Омбудсмен);

Во-вторых, ранее в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека, заместителем Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмена) выступал одновременно Уполномоченный по правам ребенка. Однако данный указ предусматривает упразднение вышеприведенной должности.

Данным указом предусмотрено установить, что «Детский омбудсмен должен исполнять свои полномочия самостоятельно и независимо от государственных органов и их должностных лиц, при этом подотчетен в своей деятельности палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Помимо этого, важно отметить что на сегодняшний день отсутствует отдельный Закон «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам ребенка (далее — Детского Омбудсмена), это выступает ограничением некоторых полномочий, возможностей расширения и правового функционирования данного института.

Ежегодный отчёт норвежский омбудсмен представляет в министерство о своей деятельности 1 ноября. В Республике Узбекистан ежегодно 15 февраля Уполномоченный по правам человека должен предоставлять отчет о проделанной работе палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Касательно процедуры назначения, норвежский детский омбудсмен подотчетен Министерству по делам детей и семьи, в том числе по вопросам финансирования, в то время как «Детский омбудсман в Узбекистане избирается Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса сроком на пять лет. Кандидатура на должность Детского омбудсмана вносится на рассмотрение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан Президентом Республики Узбекистан» [5].

Согласно исследованию основного закона, норвежский омбудсмен назначается сроком на шесть лет без возможности повторного назначения, что, на наш взгляд, позволяет защищать права, свободы и интересы несовершеннолетних. В то время как в Республике Узбекистан отсутствуют требования о запрете повторного назначения детского омбудсмена.

Процесс рассмотрения обращений к представителю должен, насколько это возможно, объяснять причины, на которых основывается запрос и в обязательном порядке предоставлять информацию и документы, необходимые для исследования запроса. В то время как процесс рассмотрения обращении в Узбекистане не обязует граждан детально разъяснять суть своего обращения, что становится причиной поступления повторных обращений. Однако следует отметить, что процедура направления, рассмотрения обращений, жалоб и предложений детально разъясняется в Законе Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц».

Таким образом, исследования показывают, что наличие Закона «Об Уполномоченном по правам ребенка и отдельного Положения «Об инструкции Уполномоченного по правам ребенка» служит основой деятельности института.

В свою очередь, принятие Закона «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам ребенка (детского Омбудсмена) станет важным шагом в усовершенствовании механизма, направленного на защиту прав, свобод и законных интересов каждого ребенка.

Литература:

  1. Act № 5 Relating to the ombudsman for children, 6 March 1981. Официальный сайт детского омбудсмана в Норвегии. // http://www.barneombudet.no/english/about_the_/law_and_in/
  2. Гашина, Е. В. Сравнительный анализ института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации и Норвегии / Е. В. Гашина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 495–499. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65198/
  3. Act and instructions for the Ombudsmen. of march 6. 1981 [HTML] (https://barneombudet.no/)
  4. Постановление Президента Республики Узбекистан, от 22.04.2019 г. № ПП-4296 «О дополнительных мерах по дальнейшему усилению гарантий прав ребенка» // https://lex.uz/docs/4302031
  5. Указ Президента Республики Узбекистан, от 09.08.2021 г. № УП-6275 «По дальнейшему совершенствованию системы обеспечения гарантии прав ребенка» // https://lex.uz/ru/docs/5570494
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, детский Омбудсмен, ребенок, Республика, Уполномоченный, законный интерес детей, Норвегия, норвежский омбудсмен, палата Олий, повторное назначение.


Похожие статьи

Сравнительный анализ института Уполномоченного по правам...

Так первый Уполномоченный по правам ребенка появился в 1981 году в Норвегии. Норвежский Омбудсмен по правам ребенка стал образцом защитника прав ребенка.

Основной целью его деятельности является продвижение интересов детей в обществе

Норвежский омбудсмен назначается на 6 лет без возможности повторного назначения, что...

Уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ...

Ключевые слова: уполномоченный по правам ребенка, детский омбудсмен, омбудсмен, права ребенка, защита прав ребенка. Формирование института Уполномоченных по правам ребенка в России происходило нестандартным путем.

Роль института уполномоченного по правам человека в РФ...

Учреждение должности Парламентского Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан вызвала повышенный интерес к институту омбудсмена в целом.

Перспективы развития института уполномоченного по права...

Отмечается, что полномочия детских омбудсменов в субъектах Российской Федерации расширены

Особенности становления омбудсмена по правам ребенка...

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ.

В целях развития института уполномоченных, представления их интересов при взаимодействии с органами государственной власти.

К вопросу о совершенствовании деятельности института...

Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция (XIII век).

Думу РФ правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека [1].

Кроме омбудсмена по правам человека, в нашей стране существует Уполномоченный при

детей-сирот, студентов, учащихся, членов многодетных и малообеспеченных семей).

Институт омбудсмена по защите прав инвалидов | Молодой ученый

Дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в еще более уязвимом положении.

Уполномоченными по правам человека являются те омбудсмены, которым предоставлен мандат

Многие омбудсмены по всему миру могут проводить собственные расследования.

Различным омбудсменам были предоставлены законные полномочия по проверке объектов...

Особенности становления омбудсмена по правам ребенка...

В статье рассматриваются особенности становления института омбудсмена в Оренбургской области как механизма защиты и охраны прав ребенка. Ключевые слова: права ребенка,защита прав ребенка,омбудсмен, уполномоченный по правам ребенка.

Уполномоченный по правам человека: истоки формирования...

...должности уполномоченных по правам ребенка и должности уполномоченных по защите прав

но после назначения омбудсмен никому не подотчетен (независимый омбудсмен). Уполномоченные по правам человека в России относятся к третьей группе омбудсменов.

по правам человека состоит в том, чтобы защищать права и законные интересы личности.

Похожие статьи

Сравнительный анализ института Уполномоченного по правам...

Так первый Уполномоченный по правам ребенка появился в 1981 году в Норвегии. Норвежский Омбудсмен по правам ребенка стал образцом защитника прав ребенка.

Основной целью его деятельности является продвижение интересов детей в обществе

Норвежский омбудсмен назначается на 6 лет без возможности повторного назначения, что...

Уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ...

Ключевые слова: уполномоченный по правам ребенка, детский омбудсмен, омбудсмен, права ребенка, защита прав ребенка. Формирование института Уполномоченных по правам ребенка в России происходило нестандартным путем.

Роль института уполномоченного по правам человека в РФ...

Учреждение должности Парламентского Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан вызвала повышенный интерес к институту омбудсмена в целом.

Перспективы развития института уполномоченного по права...

Отмечается, что полномочия детских омбудсменов в субъектах Российской Федерации расширены

Особенности становления омбудсмена по правам ребенка...

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ.

В целях развития института уполномоченных, представления их интересов при взаимодействии с органами государственной власти.

К вопросу о совершенствовании деятельности института...

Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция (XIII век).

Думу РФ правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека [1].

Кроме омбудсмена по правам человека, в нашей стране существует Уполномоченный при

детей-сирот, студентов, учащихся, членов многодетных и малообеспеченных семей).

Институт омбудсмена по защите прав инвалидов | Молодой ученый

Дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в еще более уязвимом положении.

Уполномоченными по правам человека являются те омбудсмены, которым предоставлен мандат

Многие омбудсмены по всему миру могут проводить собственные расследования.

Различным омбудсменам были предоставлены законные полномочия по проверке объектов...

Особенности становления омбудсмена по правам ребенка...

В статье рассматриваются особенности становления института омбудсмена в Оренбургской области как механизма защиты и охраны прав ребенка. Ключевые слова: права ребенка,защита прав ребенка,омбудсмен, уполномоченный по правам ребенка.

Уполномоченный по правам человека: истоки формирования...

...должности уполномоченных по правам ребенка и должности уполномоченных по защите прав

но после назначения омбудсмен никому не подотчетен (независимый омбудсмен). Уполномоченные по правам человека в России относятся к третьей группе омбудсменов.

по правам человека состоит в том, чтобы защищать права и законные интересы личности.

Задать вопрос