Фотография как средство визуализации новостных материалов о чрезвычайной ситуации природного характера в российских интернет-СМИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 03.04.2023

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Хлебников, Н. С. Фотография как средство визуализации новостных материалов о чрезвычайной ситуации природного характера в российских интернет-СМИ / Н. С. Хлебников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101165/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье представлены результаты исследования особенностей визуализации новостного контента о тайфуне «Хинамор» как о чрезвычайной ситуации природного характера. Внимание уделено разнице в визуализации новостей федеральных и региональных СМИ.

Ключевые слова: фотография, интернет‑СМИ, новостной контент, средство визуализации.

Широкое распространение Интернет-коммуникаций и многократное увеличение информационного потока повлекло за собой изменение специфики потребления и производства медиаконтента. Потребители информации «пытаются оценить происходящее без углубленного чтения текстов» [3]. СМИ увеличивают роль визуальных элементов и количество визуальных сообщений, дополняют, а также трансформируют вербальный контент [2, с. 163]. В рамках исследования в качестве рабочего определения «визуализации» понимается «способ графического представления смысла, изложение события невербальным способом» [3].

Чрезвычайные ситуации как информационные поводы освещаются СМИ и формируют информационную повестку дня [1, с. 98]. Для новостных публикаций о ЧС редакции чаще используют фотографии, чем другие средства визуализации. Постоянное развитие фототехники, а также включение пользователей и очевидцев в медиапроизводство, позволяют получать фотоматериалы с мест ЧС и в кратчайшие сроки отправлять их в редакцию. Этим и обуславливается актуальность исследования. Объектом исследования являются фотопубликации в российских интернет‑СМИ, освещающие ЧС, произошедшие на территории Российской Федерации в 2022 году. Предмет исследования — содержательные особенности фотопубликаций, освещающих ЧС природного характера. Цель исследования — выявить особенности подбора фотографий как средства визуализации новостных материалов о ЧС природного характера в российских интернет‑СМИ.

Характеристика эмпирического материала

Особенности визуализации были проанализированы на материалах о тайфуне «Хинамор» в Приморском крае в сентябре 2022 года. Выбор изданий производился на основе рейтингов «Медиалогии» за октябрь 2022 года. Главным критерием отбора изданий стала цитируемость. Мы основывались на предположении, что наиболее цитируемые Интернет‑ресурсы обладают эксклюзивными материалами. В базу исследования были включены: федеральные информационные агентства (ИА «ТАСС», РИА «Новости», «Интерфакс»), интернет-СМИ («Rbk.ru», «Russian.rt.com», «Gazeta.ru», «Lenta.ru», «360.ru»), а также ИА и интернет-СМИ Приморского края («PrimaMedia.ru», «Vl.ru»).

Методы исследования

В исследовании были использованы метод сплошной выборки и контент-анализ. Методом сплошной выборки из новостного потока материалов были отобраны публикации об анализируемом ЧС по ключевым словам и словосочетаниям: «тайфун», «Приморский край», «Хинамор». Были отобраны материалы, к которым был повторно применен метод сплошной выборки, чтобы выявить материалы, содержащие фотографии. Это позволило выявить процент визуализации новостных материалов. Уровень визуализации исчислялся в процентном соотношении материалов, содержащих фотоматериалы, к их общему количеству и присваивался по шкале: низкий уровень (0 %–39,9 %), средний уровень (40 %–59,9 %), высокий уровень (60 %–100 %).

Для контент-анализа были определены единицы анализа — название СМИ, тип СМИ, этап ЧС, тип фото, основной объект освещения. Единица счета — фотоснимок, опубликованный в новостном материале о ЧС. Были определены приоритеты федеральных и региональных новостных редакций в подборе фотографий для материалов о ЧС, а также в выборе основного объекта освещения. В работе мы также основываемся на предположении, что подбор фотоматериалов в СМИ влияет на создание визуального образ ЧС, который складывается из совокупности визуальной репрезентации последствий, пространства, участников и процесса ликвидации. Компоненты создаются за счет выбора приоритетного для каждого из них объекта освещения. При анализе визуального образа не учитываем пресс-фото, поскольку они не несут информационного сообщения, касающегося конкретной ЧС.

Результаты исследования

Новостная повестка о тайфуне «Хинамор» на Дальнем Востоке была слабо представлена в федеральных медиа (кроме ИА «ТАСС»). Это мы связываем с тематическими предпочтениями новостей некоторых интернет-СМИ, с локальными приоритетами освещения происшествий федеральных медиа, с некоторой типичностью тайфунов в Приморском крае. В материалах федеральных СМИ были освещены наиболее важные детали произошедшей ЧС. Новостные публикации о тайфуне «Хинамор» федеральных ИА и интернет-СМИ визуализировались неоднородно.

Высокий уровень визуализации был выявлен у «РИА Новости» (100 %, при общем количестве материалов 18), «Lenta.ru» (77,8 %, при общем количестве материалов 9), «Gazeta.ru» (69,2 %, при общем количестве материалов 13). Для визуализации новостного контента в этих медиа использовались (в шт.): архивные агентские фотографии (14), скриншоты пользовательских видео (11), фото пресс-служб ведомств, организаций (2), скриншот видео пресс-службы (1), агентская фотография (1), сделана не в России.

Низкий и средний уровень визуализации новостных материалов выявлен у ИА «Интерфакс» (0 % из 5), ИА «ТАСС» (3,3 % из 60), «RT» (27,3 % из 11), «RBK.Ru» (33,3 % из 3), «360tv.ru» (45,5 % из 11). Для визуализации новостного контента использовались: архивные агентские фотографии (7), фото пресс‑службы (1), скриншот пользовательского видео (1). По сравнению с группой медиа с высоким уровнем визуализации в этой группе не использовались скриншоты пользовательских видео, что мы связываем с тем, что фотоматериалы от аудитории эти СМИ и ИА используют только в исключительных обстоятельствах, когда невозможно получить профессиональные снимки.

Для освещения текущей ЧС архивные фотоматериалы были подобраны по принципу подобия локализации ЧС и ее характера. Использованные пейзажные фотографии позволили иллюстрировать новостные материалы, поскольку объект освещения соотносится с тематикой и ассоциативным рядом: «вода», «затопление», «Приморский край», «тайфун». Новых профессиональных фотографий в материалах федеральных ИА и интернет-СМИ опубликовано не было.

Скриншоты были сделаны редакциями из видеороликов, опубликованных в официальном Телеграм-канале Губернатора Приморского края Олега Кожемяко, в которых были сняты последствия ЧС. Авторы материалов прибегают к такому способу визуализации в угоду оперативности, свойственной интернет-СМИ и ИА, и из-за отсутствия других фотоматериалов.

В анализируемых федеральных СМИ тайфун «Хинамор» и его последствия визуализировались в основном архивными агентскими фотографий и скриншотами пользовательских видео, из-за чего выполняли иллюстративную функцию, поскольку не могли передать деталей актуальной новостной повестки.

Визуализация новостного контента анализируемых региональных интернет-СМИ и ИА находится на высоком уровне — все публикации сопровождаются одиночной фотографией или серией фотографий. Региональные СМИ при информировании о ЧС обладали рядом преимуществ в области способов визуализации новостного контента: более тесная связь редакции издания с пресс-службами и аудиторией, возможность публикации снимков очевидцев, направлять собственных фотожурналистов на съемки. Это сделало новостные публикации региональных изданий более насыщенными фотоматериалами.

В публикациях регионального ИА «PrimaMedia» для визуализации использовались: фотографии пресс-служб (22), архивные агентские фотографии (7), скриншоты видео (2), фотографии очевидцев (2), агентская фотография и фотография фотокорреспондента (по 1). Преобладание фотографий пресс-служб объясняется тем, что пресс‑службы в большинстве случаев становятся источником информации для ИА и публикуют свои фотографии в открытом доступе на сайтах учреждений и ведомств. Преобладание фотографий пресс-служб влияет на формирование визуального образа ЧС. Они стремятся формировать в СМИ положительный образ деятельности ведомств, учреждений, организаций, поэтому появляются фотографии не с ЧС, а с сотрудником, выполняющим какое-либо профессиональное действие на фоне ЧС.

Для визуализации новостного контента в региональном интернет-СМИ «Vl.ru» авторы материалов преимущественно использовали фотографии собственных фотожурналистов (212 шт.), фото пресс-служб МЧС, АО «Примавтодор», ГОЧС Приморья (17), пользовательские снимки (14), скриншоты видео (2), архивные агентские фотографии (1). Среди анализируемых медиа региональное интернет-СМИ «Vl.ru» лидирует в визуализации своего контента, поскольку оно использовало ресурсы штатных фотожурналистов.

Визуализация пространства ЧС природного характера сопрягается с визуализацией последствий ЧС. Но из-за масштабности воздействия негативных факторов ЧС фотографии последствий тайфуна «Хинамор» не имеют конкретно очерченной локализации и выглядят как разрозненные снимки, освещающие конкретные разрушения и затопления на территории Приморского края.

Изображения последствий тайфуна наиболее часто использовались как в федеральных (16 штук, 36,7 % от общего числа фотопубликаций в федеральных ИА и интернет-СМИ), так и региональных изданиях (211 штук, 71 %).

В федеральных ИА и интернет-СМИ наиболее часто новостные материалы сопровождали фотографии, на которых изображены разливы рек и затопления ближайшего пространства. Для этого использовались архивные агентские фотографии и скриншоты видео. Следующим приоритетом были изображения затопления домов и улиц. Содержательно фотографии близки с предыдущими. Эти снимки дают аудитории примерные представления о масштабности ЧС и ее характере.

В анализируемых медиа Приморского края последствия ЧС визуализировались с помощью фотографий разрушений (87 шт.) и затоплений (124 шт.). Последствия тайфуна «Хинамор» предстают не как абстрактные и обезличенные, а как реальные проблемы, затронувшие жизни людей Приморского края. Масштабность последствий ЧС придают фотографии общего плана, на которых сняты разливы рек и населенные пункты.

На 53 фотографиях с последствиями ЧС предстают предметы быта и затронутые стихией садовые участки и дома. За счет персонификации изображаемых объектов снимки имеют большую смысловую нагрузку и привязанностью к происходящему.

В региональной новостной повестке активнее используются фотографии разрушенных мостов в результате воздействия стихии (33 шт.). Снимки сопровождаются названием населенного пункта.

Фотографии участников ЧС являются второй по используемости категорией материалов (11 штук в федеральной прессе (25 %), 41 в региональной (13,8 %). Федеральные ИА и интернет-СМИ при освещении участников ЧС отдали приоритет снимкам с сотрудниками МЧС, которые ликвидируют последствия или эвакуируют пострадавших. Одновременно происходит и визуализация процесса ликвидации последствий. Но из-за использования архивных фотографий и крайне низкого количества и качества новых, эта ЧС в федеральной повестке представлена обезличенной.

В региональных медиа чаще других участников ЧС визуализировались пострадавшие от воздействия тайфуна «Хинамор». Редакции ставят в приоритет изображение жителя региона, столкнувшегося с проблемой. Мы предполагаем, что использование понятных образов повышает эмоциональную вовлеченность региональной аудитории к публикациям.

В региональной повестке помимо сотрудников МЧС изображаются и другие специалисты (9). Материалы для публикаций были предоставлены редакциям пресс-службами учреждений или взяты с их официальных сайтов.

Визуальная репрезентация последствий ЧС в региональных медиа более разнообразна. В первую очередь за счет использования снимков фотожурналистов интернет-СМИ «VL.ru». ИА «PrimaMedia» для визуализации новостного контента использует архивные агентские фотографии, фото пресс-служб региона и пресс-фотографии, что, по-нашему мнению, понижает возможность активного участия в формировании визуального образа ЧС.

Федеральным медиа в своих публикациях не удалось сформировать полноценный визуальный образ тайфуна «Хинамор» и его последствий. Причинами этого послужили территориальная удаленность региона от федерального центра, большая площадь воздействия негативных факторов и определенная типичность и повторяемость воздействия стихии, что определенно снизило значимость информационного повода для общероссийской новостной повестки. Эта ЧС в федеральных медиа оказалась обезличена, поскольку освещались только сотрудники МЧС.

Региональным медиа удалось создать визуальный образ ЧС благодаря единству визуализации локации пространства, последствий, участников, а также действий по ликвидации последствий.

Литература:

  1. Куксин И. А. Коммуникативные приоритеты СМИ при освещении чрезвычайных ситуаций // Век информации. 2016. № 2. С. 98–101.
  2. Симакова С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). С. 163–169.
  3. Шевченко В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики // Медиаскоп: электрон. журн. 2014. Вып. 4. 02.12.2014. URL: http://www.mediascope.ru/1654 (дата обращения: 01.11.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): новостной контент, фотография, Приморский край, визуальный образ, материал, природный характер, СМИ, скриншот видео, сплошная выборка, средство визуализации.


Ключевые слова

фотография, Интернет СМИ, новостной контент, средство визуализации

Похожие статьи

Визуализация как актуальное направление распространения...

Визуализация расширяет возможности потребления информации, делает её более гибкой.

Визуализация журналистского контента в средствах массовой информации — наиболее

1) Фотографии, инфорграфики, видео практически моментально распространяются в СМИ.

На данном ресурсе именно она выступает основным средством визуализации информации.

Научный журнал «Молодой ученый» №13 (460) март 2023 г.

Особенности продвижения медицинского портала через контент-маркетинг.

Проекция характеров Гамлета и Дон Кихота из статьи И. С. Тургенева на образ Рудина.

Фотография как средство визуализации новостных материалов о чрезвычайной

Название: Фотография как средство визуализации новостных материалов о чрезвычайной ситуации природного...

Влияние визуального контента в социальных сетях на...

 В данной статье рассматривается влияние визуальных концепций оформления контента в

Стилистика выражает характер и стиль повествования автора информационного сообщения.

Одним из ключевых моментов при создании любой визуализации является типографика

Таким образом, можно отметить, что создание визуальной коммуникации в социальных сетях...

Актуальность применения методов визуализации на...

...в школах используют новые средства представления информации ученикам — презентации, видео и аудио

Нами были изучены потребности учащихся школы в визуализации учебной информации с.

Задания на актуализацию знаний носят поисковый характер и активизируют мышление.

Казань: 1998, — 32 с. Роль визуализации учебного материала на ранних этапах.

Создание программы визуализации псевдотрехмерного...

Рис. 1. Визуализация рейкастинга. Далее будет описан общий алгоритм формирования таких изображений. Соглашения для разработки собственной программы визуализации. − Представляемая сцена («карта») будет представлять собой двумерный массив символов.

Анализ телевизионных новостей с позиций книги Ю. М. Лотмана...

С точки зрения новостного сюжета — это приём является одним из основных. Новостной сюжет, эффективно смонтированный, представляет собой видео, которое вовлекает

В связи с опосредованностью средствами массовой информации личностный характер медиатекста

образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов» [2, с. 10–11].

Структура контента интернет-издания Mash Siberia как...

Это подтверждает характер информационного стиля издания.

Видео происшествий, обращений, сюжетов; – Фото с места событий, героев публикаций, документов, скрин-шоты

– Использование мемов и образов, близких молодежной аудитории; – Легкий синтаксис

Рис. 6. Скриншот из Telegram-канала Mash Siberia. Так, стоит отметить, что контент Телеграм-канала...

Визуализация учебного материала в ходе преподавания...

Статья посвящена визуализации материала при подготовке и проведении лекций-презентаций в ходе преподавания гуманитарных дисциплин в экономическом вузе. Предложена классификация методов визуализации учебного материала.

Использование скриншота в качестве доказательства...

К сожалению, ни в одном процессуальном кодексе или ином законе не содержится порядок получения сведений, информации путем создания скриншота, порядок его заверения, а также правила представления скриншота в суд в качестве доказательства.

Похожие статьи

Визуализация как актуальное направление распространения...

Визуализация расширяет возможности потребления информации, делает её более гибкой.

Визуализация журналистского контента в средствах массовой информации — наиболее

1) Фотографии, инфорграфики, видео практически моментально распространяются в СМИ.

На данном ресурсе именно она выступает основным средством визуализации информации.

Научный журнал «Молодой ученый» №13 (460) март 2023 г.

Особенности продвижения медицинского портала через контент-маркетинг.

Проекция характеров Гамлета и Дон Кихота из статьи И. С. Тургенева на образ Рудина.

Фотография как средство визуализации новостных материалов о чрезвычайной

Название: Фотография как средство визуализации новостных материалов о чрезвычайной ситуации природного...

Влияние визуального контента в социальных сетях на...

 В данной статье рассматривается влияние визуальных концепций оформления контента в

Стилистика выражает характер и стиль повествования автора информационного сообщения.

Одним из ключевых моментов при создании любой визуализации является типографика

Таким образом, можно отметить, что создание визуальной коммуникации в социальных сетях...

Актуальность применения методов визуализации на...

...в школах используют новые средства представления информации ученикам — презентации, видео и аудио

Нами были изучены потребности учащихся школы в визуализации учебной информации с.

Задания на актуализацию знаний носят поисковый характер и активизируют мышление.

Казань: 1998, — 32 с. Роль визуализации учебного материала на ранних этапах.

Создание программы визуализации псевдотрехмерного...

Рис. 1. Визуализация рейкастинга. Далее будет описан общий алгоритм формирования таких изображений. Соглашения для разработки собственной программы визуализации. − Представляемая сцена («карта») будет представлять собой двумерный массив символов.

Анализ телевизионных новостей с позиций книги Ю. М. Лотмана...

С точки зрения новостного сюжета — это приём является одним из основных. Новостной сюжет, эффективно смонтированный, представляет собой видео, которое вовлекает

В связи с опосредованностью средствами массовой информации личностный характер медиатекста

образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов» [2, с. 10–11].

Структура контента интернет-издания Mash Siberia как...

Это подтверждает характер информационного стиля издания.

Видео происшествий, обращений, сюжетов; – Фото с места событий, героев публикаций, документов, скрин-шоты

– Использование мемов и образов, близких молодежной аудитории; – Легкий синтаксис

Рис. 6. Скриншот из Telegram-канала Mash Siberia. Так, стоит отметить, что контент Телеграм-канала...

Визуализация учебного материала в ходе преподавания...

Статья посвящена визуализации материала при подготовке и проведении лекций-презентаций в ходе преподавания гуманитарных дисциплин в экономическом вузе. Предложена классификация методов визуализации учебного материала.

Использование скриншота в качестве доказательства...

К сожалению, ни в одном процессуальном кодексе или ином законе не содержится порядок получения сведений, информации путем создания скриншота, порядок его заверения, а также правила представления скриншота в суд в качестве доказательства.

Задать вопрос