Библиографическое описание:

Максименко Е. В. О месте школьных предметов "Музыка", "Мировая художественная культура", "Изобразительное искусство" в общеобразовательном процессе // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 442-446.

«Искусство наполняет жизнь значением и смыслом…

и делает это мощно и красиво, как ничто другое».

Г.Джеймс. Письмо Г.Уэллсу.


Человек всегда должен учиться. Таким образом, он идёт вперёд, развивается, самосовершенствуется… Если мы посмотрим на наше сегодняшнее образование, то поймём, что всесторонне развитую, гармоничную личность воспитать будет очень и очень трудно.

Сегодня школа «накачивает» головы детей знаниями (которые, в таком количестве и качестве хорошо, если усваиваются наполовину), а мускулы – силой (судя по приступам недомогания у многих детей после таких уроков интенсивного «оздоровления», задаёшься вопросом: а ТАК ЛИ надо?). Знания весьма быстро устаревают, а мускулы чаще всего работают не на благо человека. Такое впечатление, что все забыли, что главная цель школы – научить детей видеть и думать творчески! Кто-то скажет, что в такой-то отдельной школе всё основано на творчестве и созидании. Буду искренне рада за вас, уважаемые коллеги, если ваши дела обстоят именно так. Но изучение мною данного вопроса приводит к выводу, что всё в основном делается для отписки, а источниками для таких отписок служат отдельные культурно-творческие оазисы.

Просто возмутительно звучит фраза о том, что, приходя на урок музыки, «дети должны отдохнуть». Они должны не отдохнуть, а как бы по-другому ощутить себя в будничной реальности, в другое самопредставление. Урок музыки – это не попели – разошлись». Это работа души и интеллекта. Причём, одно от другого не отделимо. Каждый ответ, всякое проявление себя в разных видах деятельности – это открытие для себя самого и себя же как личности для других, то есть для одноклассников, сверстников и, в том числе, для учителя. Ведь здесь не заглянешь в готовый ответ в учебнике-решебнике, не спишешь у соседа. Урок музыки – это встреча и единомышленников, и противников, и тех, кому, вроде бы, вообще ничего не интересно, но именно на данном уроке такие дети начинают себя проявлять. Да, по-разному, но это больше, чем тупое молчание на задаваемые вопросы, или огульное отрицание всего, что предлагается во время урока и для индивидуального развития.

Многие дети именно на таких уроках раскрепощаются, так как имеют возможность самовыразиться, стать успевающими.

Вопиющим фактором является отсутствие Музыки, МХК, ИЗО в сёлах, тем более, деревнях. Я сама работаю в поселковой школе и не понаслышке знаю, что творится вокруг. Конечно, эти предметы формально присутствуют в расписании уроков, но они отсутствуют фактически, то есть, их некому проводить. Вопрос: с чем это связано?

Ответ:

а. отсутствие специалистов;

б. незаинтересованность руководителя (директора) школы.

Обосную. Конечно, профессионал не поедет ради высокой идеи в деревенскую школу. Но ведь я не сделаю открытие, если скажу, что и на местах есть люди, наделённые от природы талантами в области музыки, живописи. И при этом, у них есть желание работать именно в школе и именно по вышеуказанным предметам! Так ведь не тут-то было! Оказывается, этот одарённый со своими желаниями никому не нужен! Как говорится, есть общеутверждённый план, есть общеутверждённые сметы. Почему так? Наверно, можно написать диссертацию на тему: «Причины прихода на руководящую должность и их последствия». Но речь не об этом.

Ведь на сегодня мы имеем расслоение общего образования. Те родители, которые могут оплатить полноценный курс развития своего ребёнка, отдают своё дитя в элитные учебные заведения. Молодцы! Но! Всем остальным – то, что необходимо для использования в дальнейшем человека как строительного материала. В связи с этим мне на ум приходят слова А.С. Шишкова, в прошлом министра народного просвещения, который в докладе царю в 1824 году писал: «…обучать грамоте весь народ принесло бы более вреда, чем пользы, науки полезны только тогда, когда как соль употребляются в меру, смотря по состоянию (т.е. сословию) людей».

Опять же в городах есть театры, музеи, галереи… Но ведь сёла и деревни лишены этого. Следовательно, урок – чуть ли не единственная возможность прикоснуться к прекрасному, обсудить свои ощущения, сделать свои выводы.

Однажды прочитала такое мнение (цитирую дословно): «Если вспомнить советскую школу, то там не было МХК, вернее было, но в разделе истории… Но результат был гораздо лучше, чем сейчас…» Я не стала вспоминать свои ученические годы, а нашла учебники 70 – 80-х годов. Там упоминания о некоторых художниках, композиторах разных эпох, есть маленькие иллюстрации. Но это и всё. Как-то маловато будет даже для того, что бы создать иллюзию культурного развития. Изучение культуры разных народов, особенно своего, должно быть основательным, систематичным. И в этом случае одного урока в неделю мало.

Мы постоянно слышим об усилении внимания к патриотическому воспитанию. Но как можно воспитывать патриотов, если кроме красивых лозунгов и формальных мероприятий мало что осталось? А ведь патриотизм закладывается с колыбели любовью к своей земле и своей культуре!

Мы становимся как узники у Платона, которые «целиком и полностью принимают за истину тени проносимых мимо предметов». И у него же читаем: «Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную проходящую перед ним вещь и заставят отвечать на вопрос, что это такое? Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?» У меня возникает ощущение, что мы идём именно по пути теней, наделяя их псевдообликом.

Невозможно оградить детей от влияния массовой культуры, которая в подавляющем большинстве ориентирована на достаточно примитивный вкус. Невозможно их так же оградить от произвольного кромсания духовных ценностей наших предков. Так ведь и не нужно ни от чего ограждать. Наоборот, всё нужно рассматривать, изучать, обсуждать. И тогда ребёнок пройдёт через негативы массовой культуры не с завязанными глазами, попадая в ухабы навязываемого духовного и нравственного минимализма, а осознанно выбирая свою тропинку. Спрашивается, где же есть возможность планомерно, систематически детализировать культурные явления в разных ракурсах? Ответ приводит нас всё к тем же урокам Музыки, МХК, ИЗО.

Наши уроки должны быть красивыми, и, как я люблю говорить, «вкусными».

Порой тема урока настолько захватывает и меня, и ребят, что уже не понятно, где учитель, а где ученики. Я нахожусь среди них, а они, эмоционально перемещаясь по классу, общаются и со мной, и с одноклассниками. А когда звенит звонок, некоторые выдыхают: «У-у-х!» Устали. Но они устали от активной работы души, интеллекта. Такая работа может быть только в радость. И попробуйте, увидев такие уроки, сказать, что Музыка или МХК несут на себе функцию расслабляющую, отвлекающую от «настоящих» предметов.

Дети хотят и любят творить. Нам нужно их направить, показать дорогу, а там, глядишь, ребёнок пойдёт по своему собственному пути.

А почему бы музыке не стать в школе одним из действенных средств в борьбе против неврозов? Раскрою более подробно данную особенность музыки.

«Болящий дух врачует песнопенье. // Гармонии таинственная власть…» - это фрагмент стихотворения Е.Баратынского, который будет эпиграфом к дальнейшим моим рассуждениям.

О том, что такое музыка во всеобщем понимании, мы можем прочесть во многих научных изданиях. По этой теме существует огромное количество статей. Традиция – это канон, - развивающий, обучающий, воспитывающий…. Но, даже изучив традиции, понимаешь, что музыка – не та тема, о которой можно просто сказать или, послушав, сделать определённый вывод. Всегда чувствуешь, что что-то осталось за пределом понимания. Музыка – мощнейший рычаг духовного развития. Как же приобщить к ней обыкновенного человека, того, кому она просто безразлична с позиции высокого искусства, чтобы он понял, что такое Музыка?

Всё, что мы видим, слышим, воздействует на нас тем или иным образом, порой даже незаметно для нас. Поскольку мы являемся одним из сложнейших механизмов в структуре развития жизни на Земле, то можно утверждать, что достаточно воздействовать на какую-то одну область организма, чтобы постепенно задействовать в этом же ключе другие его области. В данном случае, человек, получая энергетический музыкальный поток с целью восстановления физических функций организма, также развивает свои интеллектуальные возможности (причём это происходит автоматически). Возможно, это станет первым шагом к развитию в себе потребности слышать и видеть прекрасное, возвышенное. Пройдя путь познания каждой клеточкой своего тела (в прямом смысле слова), человек переведёт свои ощущения на более высокий уровень – духовной потребности в музыке. «Внутреннюю духовную жизнь людей, внутренние импульсы их активности труднее всего прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и гибель, и спасение цивилизации». (А.Д.Сахаров).

Гофман как-то сказал: «Там, где кончается Слово, начинается Музыка». Однако Конфуций утверждал обратное – «сначала была Музыка, а вслед за ней появились Слова»… Музыка обращается не к тому, что лежит на поверхности – она говорит с душой человека, с его сущностью. Её не интересует телесная оболочка, ей не важно, во что вы одеты, как выглядите, что говорите… Музыке нужен Человек, его внутренняя сущность, его душа. Почему человек стал вдруг петь? Разве ему мало было просто говорить? Музыка – порождение Бога или Дьявола? Тот, кто сможет ответить с абсолютной уверенностью (априори!) на эти вопросы, того можно будет назвать величайшим мудрецом.

На протяжении многих веков люди использую магию звука. Он может и созидать, и убивать. При помощи особого звука изгоняют из дома мышей и змей. При помощи мантр и молитв создают высокий духовный настрой. Зачастую наше информационное поле представляет собой океан хаоса с отрицательной звуковой энергетикой. Нужно уметь слушать тишину, а затем из армады звуков выбирать свою мелодию (ключ). Так можно гармонизовать свою жизнь. Звук – ровесник Богов. Вернусь к Аристотелю. Он утверждал, что с помощью музыки можно определённым образом влиять на формирование человеческого характера. Авиценна называл музыку «нелекарственным» способом лечить наряду с диетой, запахами и смехом. Британский драматург Уильям Конгрив был убеждён, что «музыка обладает магической силой и может усмирить дикаря, смягчить камень и согнуть кряжистый дуб». Крупный учёный Древнего Востока Аль Хорезми писал: «На моей родине с давних времён применяют для лечения слово, лекарство, нож и музыку. Я предпочитаю последнее». Древние китайцы считали, что она избавляет порой от тех недугов, которые неподвластны врачам. Сегодня в Китае выпускают музыкальные альбомы с весьма неожиданными для европейца названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень», «Сердце», «Лёгкие»…, есть даже «Концерт для почки с оркестром». Китайцы «принимают» эти музыкальные произведения как таблетки или лекарственные травы, чтобы поправить здоровье. Подобные сборники музыки издаются также в Японии и США. Современные учёные так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную энергию», и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая – способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить паниковать или вызвать тошноту. Преподаватель музыки из США Сьюзен Александер, интересуясь разными сторонами воздействия музыки на нашу жизнь, обратилась за помощь к биологу из Калифорнийского университета Д.Деймеру с вопросом: могут ли звучать молекулы ДНК? Деймер измерил молекулярные колебания ДНК при помощи инфракрасного спектрометра, затем преобразовал невидимые вибрации в звуковой спектр и получил…музыку! Запись мелодии ДНК напоминала медитативные мелодии Индии! У врачей есть теория, что существует естественный резонанс или нота, которая подходит для всех частей тела и каждому человеку. Направляя определённую звуковую волну к какому-либо органу, можно попасть на идентичную частоту и восстановить нормальную вибрацию, приведя человека в сбалансированное состояние. Учёные университета Мак-Гилла в Монреале обнаружили, что музыка воспринимается не одной, как считалось раньше, а разными зонами человеческого мозга. Причём каждому стилю соответствует свой участок коры. Расшифровав компьютерные томограммы и оценив активность различных участков мозга в момент прослушивания определённых мелодий, исследователи составили «музыкальную карту» мозга. Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом? Кардиологи отдают предпочтение классике: она способствует восстановлению нормального сердечного ритма и существенно повышает уровень иммуноглобулина. А прослушивание, например, сонаты Моцарта для двух фортепиано в течение 10 минут позволяет страдающим болезнью Альцгеймера лучше ориентироваться в пространстве и времени. Романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Листа помогает снять стресс, сконцентрироваться. Эту музыку лучше всего использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь. Мажорные мелодии джаза, блюза регги поднимают настроение, избавляют от депрессии, разряжают накал чувств. Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) даёт ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создаёт духовную стимулирующую среду, которая идеально подходит для учёбы или творчества. Классическая музыка (Гайдн, Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие. (Кстати, не все классические произведения полезны или безобидны. Но здесь может быть только один совет: обратить внимание на своё самочувствие во время слушания композиции, и тогда вы «вычислите» неподходящее произведение для вашего положительного восприятия). Восточная медицина утверждает, что флейта, например, благотворно влияет на печень. Таким образом, если человеку нравится звучание флейты, значит у него есть проблемы с печенью. Выходит, что звуки этого музыкального инструмента могут служить не только средством постановки диагноза, но и средством лечения. У всех людей вкусы, относительно музыки, разные. А может быть это разные потребности слушать ту музыку, которая незримо лечит их недуги, в том числе скрытые до поры до времени? Нельзя не сказать об удивительном воздействии колокольного звона. Издревле было известно: через колокол мы обращаемся к высшим сферам, к Богу, а через свист – к низшим. (Поэтому, кстати, Соловей – именно разбойник, а в восточных единоборствах свистом сбивают с ног). Высокие звуки выводят психику из равновесия – если взять очень высокий тон, из глаз невольно брызнут слёзы. А низкие звуки колокола психику стабилизируют. Рок-музыка в небольших дозах может пробудить чувства, стимулировать активные движения, ослабить боль и напряжение. Но здесь нужно быть очень осторожным. Мы знаем, что есть разные направления музыки в стиле рок, и их нужно различать. Рок-музыка, которая, воздействуя ультра- инфразвуками, а их мы не слышим, но «слышат» все наши органы, способна воздействовать на мозг исподволь. Слушатели могут даже упасть в обморок, если бой барабанов-тамтамов превышает 100 децибел. «Прогнав» через компьютер сочинения некоторых рок-групп, психологи обнаружили, что в их музыке часто повторялось одно роковое сочетание нот, которое способно не только разрушить организм, но и подтолкнуть к самоубийству. Психологи утверждают, что в их музыке содержится «звуковой яд», способный довести до сумасшествия.

Самый большой оздоровительный эффект на пациентов оказывают мелодии Моцарта. Этот загадочный феномен так и называется – «эффект Моцарта».

Через познание искусства, всех его направлений, всех его граней, человек познаёт мир, причём, во всех его проявлениях. Итак, подведём итог и определим, какие же функции выполняет искусство?

Познавательная функция. Художественная культура помогает познать жизнь в сложных противоречиях общественного развития; она помогает прошлое приблизить, раскрыть психологию классов, наций, отдельных личностей. Художественная культура является сугубо индивидуальным источником получения знаний, а поэтому эти знания уникальны.

Идеологическая функция. Художественная культура, в какой бы форме она не проявилась - будь то создание произведений искусства или сфера изучения художественных ценностей - всегда самым непосредственным образом связана с идеологией. Через мировоззрение, включающее в себя целую систему разнообразных оценок общественной жизни, явлений действительности, художник выражает свое отношение к изображаемым фактам и тем самым включается в процесс идейной жизни общества. В то же время художник (хотел бы того или нет) всегда отражает интересы, настроения, чаяния того или иного класса. Нельзя назвать ни одного произведения искусства или художественного направления, которое можно было бы назвать «безыдейным» то есть не отвечающим каким-либо идеям.

Воспитательная функция основана на способности художественной культуры формировать духовный мир человека, влиять на его разум, чувства, волю в соответствии с теми или иными общественными идеалами, с позиции определенной идеологии. Воспитательная функция всегда выдвигалась на одно из первых мест прогрессивными художниками и мыслителями на всем протяжении истории человечества. Гражданственность, нравственное начало в различных произведениях искусства служили основой успешного формирования передовых идеалов, распространения их в разных общественных слоях. Воспитание с помощью художественной культуры позволяет более эффективно развивать не только эстетические способности человека, но и научное мировоззрение, нравственность, общечеловеческие черты личности.

Коммуникативная функция означает, что художественная культура служит каналом передачи не только знаний, но и чувств, она является средством духовного общения людей.

В разные периоды истории на первое место могут выдвигаться те или иные функции. Благодаря такой полифункциональности художественная культура способна активно влиять на социальные процессы происходящие в обществе. Это выражается в том, что она направляет, воспитывает вкусы, идеалы, духовные потребности в соответствии с идеалами общества; пропагандирует в художественной форме общественно- практический и социально исторический опыт народных масс; служит способом передачи знаний, традиций, нравственных требований общества. Итоги развития, в том числе и перечисленных тенденций, является реальный факт – формирование новой личности.


Литература:

  1. Игнатов В.С. – «Художественная культура России ХIX - ХХ вв.» (курс лекций). Материалы газеты «На грани невозможного».

  2. Платон – «Государство».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle