Библиографическое описание:

Иовенко Е. Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 355-357.

Любое общество имеет неповторимую структуру ценностных ориентаций, в которой отражается обыденность данной культуры. В процессе социализации каждый индивид усваивает уникальный набор ценностей, который представляет ему общество. Исследование ценностных ориентаций студенчества весьма актуально, так как это даёт возможность определить уровень приспособления студентов к изменяющимся социальным условиям. Процессы, овладевающие сознанием молодого поколения, таят в себе исключительную важность, ибо они знаменуют собою ближайшее будущее нашего общества, неотъемлемым компонентом которого является студенчество.

Процессы качественных изменений в массовом сознании всегда привлекали множество исследователей. Такие учёные как Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, Б.Ф. Ломов, В.А. Ядов, рассматривали аспект ценностей человека в связи с источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности – мотивами и факторами управления данной активностью. Огромное значение в исследовании ценностных ориентаций оказали труды А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова. Ольшанский В.Б. представлял ценностные ориентации как тяготение личности или группы к различным формам социальной важности. Но В.А. Ядов вместе с А.Г. Здравомысловым объединили ценностные ориентации с психологическим определением установки на уровне общества, но не в контексте отдельного субъекта [3,4,5].

Понятие «ценность» в его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, отмечаются разными дефинициями, но семантически однополярны: Н.Ф. Добрынин называет их «значимостью»; А.И. Божович «жизненной позицией»; А.Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом»; В.Н. Мясищев «психологическими отношениями».

Студенческие годы являются этапом усиленного формирования системы ценностных ориентаций, которая влияет на укрепление личностных характеристик в целом. Индивиды в данном периоде развития стараются сформулировать важнейшие цели, установки, мировоззренческие позиции, опираясь на которые пытаются планировать свою деятельность и выбирают необходимые средства для осуществления своих целей. В наше время молодые люди поставлены в условия индивидуального выбора системы ценностей и их осознания. Отсюда следует, что процесс интериоризации ценностей подвержен случайным и массовым влияниям. В работах Ш.А. Амонашвили, А.А. Деркача, И.В. Дубровиной делается акцент на целенаправленность формирования ценностных ориентаций в годы студенчества, формирование условий для укрепления культурных и нравственных ценностей у молодёжи [1;25]. Система ценностных ориентаций формирует содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Данная система укрепляет платформу мировоззрения, в которой заложена сердцевина мотивации жизнедеятельности. В конечном счете, она определяет «философию жизни» и является посредником для становления «Я-концепции» личности [2;62]. Как показывает обзор литературы, ученые уделяют больше внимания исследованию ценностных ориентаций в юношеском возрасте, но в то же время гендерный аспект ценностных ориентаций студенчества изучен недостаточно.

Целью нашего исследования является выявление психологических особенностей ценностных ориентаций студентов. Мы предполагаем, что существуют гендерные отличия в ценностных ориентация студентов.

В исследовании приняли участие 30 студентов первого и второго курсов факультета психологии в возрасте от 17 до 19 лет, среди них 15 юношей и 15 девушек. Для диагностики особенностей ценностных ориентаций была использована методика М. Рокича. Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрического метода углового преобразования Фишера. Математическая обработка данных проведена на основе пакета MS Exel.

Все ценности, мы разбили на две категории: доминирующие это те ценности, которые часто выбирались испытуемыми, т.е. они являются основополагающими в их жизни; ценности, которые не получили должных баллов, для того, чтобы считаться ведущими, мы их назвали периферийными, то есть находящимися далеко от главных, но имеющих с ними непосредственную связь.

После статистической обработки данных наметились определённые тенденции, характеризующие различия ценностных ориентаций у юношей и у девушек. Обнаружены различия в терминальных (доминирующих) ценностях, обозначающихся как ценности - цели. Ведущую роль в обеих выборках, заняла такая ценность как «здоровье», в группе девушек в дополнение кроме здоровья присутствуют еще «любовь» и «семейная жизнь». Ценности «здоровье», студенты уделяют высокую позицию. На данном этапе своего индивидуального развития, когда молодые люди постепенно проникают своими интересами и мировоззрением во взрослую жизнь, особо важное место занимает здоровье как физическое, так и психическое. Дело в том, что когда здоровье человека находится в норме, то ему не нужно использовать резервные силы для того, чтобы утвердить своё социальное положение, так как оно является показателем успешности в обществе. Балансируя только в состоянии нормы, он облагораживает свой социальный статус, завоевывает определённое отношение к себе как личности, зарекомендовывает себя среди других людей. Его внимание полностью сосредоточено на проблемах своего положения в обществе, отношениях к нему, иными словами на самом социуме. Для студентов 17 - 19 лет, приобретение социального статуса во взрослой жизни через получение образования имеет значимость, так как принятие на себя определённой социальной роли (в нашем случае это студенческая скамья и успеваемость) будет внешне характеризовать данную личность.

Определённо важную ценность наряду со здоровьем, в выборке девушек, играют такие категории как любовь и счастливая семейная жизнь. Необходимо отметить, что девушки более чувствительны к социальным переменам, это относится к любви, и вытекающей из неё как необходимое следствие семейная жизнь. Дело в том, что девушки физиологически имеют более раннее созревание по сравнению с представителями противоположного пола. В этой возрастной периодизации имеется и своя психологическая действительная, но скрытая причина. Созревание девушек складывается по общепринятому принципу феминности. Мягкость, готовность помочь, формирует у девушек высшие духовные чувства, переживание которых приводит к становлению в таком контексте и мировоззрения. Любовь, воспринимается как высший идеал, к которому необходимо стремится, чтобы реализовать жизненные цели. В возрасте 17-19 лет, любовь, прежде всего как плотское чувство, имеет воплощение в подходящем "идеале" противоположного пола. От того, как будет происходить созревание этого чувства и его раскрытие, будет зависеть дальнейшие притязания девушек к юношам и к жизни в целом. Рубежом успешности будет являться семейное положение. Брачные отношения, могут являться для девушек индикатором состоятельности девушки в обществе как успешной личности. По сравнению с юношами, которые отвели семейной жизни далеко не первое место, девушки могут полагаться на известные социальные стереотипы о жизни в обществе, для них скорая семейная счастливая жизнь является мыслью приятной.

Анализируя результаты, которым участники исследования доверили наименьшие баллы, названные нами периферийными ценностями, то есть находящимися далеко от центральных, ведущих ценностей жизни, на которых базируется мировоззренческие позиции личности. Наши испытуемые в единогласно констатировали, что одной из самых малозначимых ценностей - целей, является красота природы и искусства. Выбор данной ценности как самой не значительной, исходит из того, что возраст наших испытуемых, слишком молод для переживания прекрасного в природе и искусстве, так как это ценность второго, а может быть и третьего порядка, осознание которой приходит к людям гораздо старшего возраста по многим причинам. Во-первых, можно привести аналогию с пирамидой потребностей знаменитого психолога-гуманиста Абрахама Маслоу, в которой, для того чтобы достичь высшей ступени пирамиды, то есть самоактуализации, необходимо удовлетворить ниже лежащие потребности. Так и в случае с красотой природы и искусства, чтобы наслаждаться переживанием прекрасного, необходимо обрести и сохранить те базовые ценности, опираясь на которые, индивид будет способен воплощать в реальность все оставшиеся ценности, включая и ту, которой отдал самый низкий бал. Во-вторых, осознание данной ценности присуще не всем людям, так как более глубинно её понять и найти в ней огромный смыл, может только тот человек, который способен это почувствовать, то есть у которого должны быть определённые способности к пониманию этого феномена. Это относится к людям творческих специальностей, в которых без вдохновения нет никакого смысла работы.

Проведя всесторонний обзор терминальных ценностей, ценностей-целей, мы приступаем к всеобщему обозрению результатов, получившихся при статистическом анализе ценностей-средств, инструментальных ценностей. Если брать во внимание группу доминирующих ценностей юношей и девушек, то тут, как и у терминальных ценностей, высокий результат наблюдается у такой категории ценностей как воспитанность. Что касательно этого понятия, то в этом нет ничего удивительного, так как, прежде всего воспитанность и хорошие манеры, всегда и во все времена являлись высоким показателем достойного происхождения, респектабельности и важности самого рода и человека из него в частности. Но стоит отметить и то, что выбор этой ценности в двух выборках не случаен, так как мы уже упоминали самые важные терминальные ценности, их плюсы и минусы, эта ценность, косвенно апеллирует к социальному положению в обществе, выбор наиболее выгодной позиции в нём. Воспитанность является одним из тех качеств, на которые смотрят собеседники. Девушке, чтобы понравиться почтенному и приличному молодому человеку, необходимо частично знать светский этикет, исполнение норм и правил которого, обеспечит ей приятные мгновения пусть хотя бы на короткий вечер романтического знакомства. Парню, которому нужно закрепиться в обществе, хотя бы из-за чувства самоутверждения, доказать себе свою состоятельность, непременно необходимо иметь при себе пару тройку дельных вариантов расположения к себе людей. Итак, воспитанность, как наиболее значимая ценность-средство, полностью оправдало свой выбор. Тенденция, которая незримо развивалась ещё при анализе ценностей-целей, дала о себе явно знать в ценностях-средствах, и получается, что она имеет в себе достаточно основания, чтобы быть закономерной. Нужно уделить внимание ещё одной ценности, которую представительности слабого пола посчитали сравнимой с первой ценностью. Честность, как необходимая характеристика установления контакта между людьми. Важно отметить то, что девушки являются более чувствительными к различного рода мелочам в общении. Именно лишь когда партнёр по общению максимально честен, с ним можно поговорить на откровенные темы, установить интимный контакт. Иначе не получится никак. Что касается молодых людей, то они не особо уделили внимание такой ценности, и в общении с противоположным полом своего возраста, им необходимо хотя бы иметь иллюзию честности, для того, чтобы войти в доверие к девушке. Честность характеризуется ещё как взгляд на мир, желание созерцать в нём только правду и ничего кроме её.

Говоря о периферийных ценностях-средствах, мы можем констатировать сходство между выбором у двух, различающихся по гендерным признакам групп. Две выборки испытуемых, остановились на выборе непримиримости в недостатках в себе и других. Такой выбор, можно комментировать следующим образом: так как выборки исследования составляли студенты 17-19 лет, индивиды, которые вступают во взрослую жизнь, у которых множество различных занятий, (главным из которых является учеба, конечно же), не думают о том, чтобы лишить себя какого-нибудь удовольствия, иной раз не прийти на первую пару, убедив себя в явном недосыпании, либо не сходить в тренажёрный зал, чтобы поддержать форму на должном уровне. Все эти мелкие недочёты, где-то ошибки, где-то провалы, являются хорошим подспорьем для развития множества негативных привычек, главной из которых является лень. Именно она расслабляет личность, не давая заниматься должным образом, подготавливать семинары, выполнять работу по дому, самосовершенствоваться. Непримиримость к недостаткам порождает множество пороков, избавиться от которых бывает очень трудно, к примеру, во время стрессовой ситуации, индивид, вместо того, чтобы критически осмысливать ситуацию, давать ей разумную оценку, он попадается на ту самую ловушку, в которую угодили множество людей, и приобщается к курению. Необдуманность и лёгкость выбора зачастую играет злую шутку со многими людьми, которые мириться с недостатками в себе и других. В заключении необходимо отметить, что статистически значимых различий в гендерных особенностях ценностных ориентаций студентов факультета психологии в возрасте 17-19 лет выявлено не было. Результаты данного исследования необходимо проверить на выборке большего объема, что будет являться предметом нашего следующего исследования.

Литература:
  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни М.:998.

  2. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М.1998.

  3. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение 1989.

  4. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М.1983.

  5. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М.1975.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle