Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (35) декабрь 2011 г.

Статья просмотрена: 5655 раз

Библиографическое описание:

Цирихова, Е. В. Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа / Е. В. Цирихова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/archive/35/3946/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректировки ценностных ориентаций студентов.

Ключевые слова: ценностные ориентации, жизненные сферы, психологический механизм формирования и развития ценностных ориентаций.

Key words: value orientations and walks of life, the psychological mechanism of formation and development of value orientations.

Среди ведущих тенденций развития отечественной системы среднего профессионального образования сегодня следует выделить переход к ценностной парадигме.

Проблема формирования ценностных ориентаций сложна и многогранна. Ее пытались решить еще Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и другие великие мыслители античности.

Ценностные ориентации – общечеловеческие принципы, в соответствии с которыми стоится поведение индивида в различных жизненных ситуациях. Генетически они формируются на различных этапах онтогенеза под влиянием природного, социального и культурного окружения и понимаются как структурные в переживаниях и представлениях значимые отношения к себе и к миру в прошлом, настоящем и будущем.. Психологической основой ценностных ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, целей, идеалов, интересов, убеждений, мировоззрений, участвующих в создании ориентации личности, выраженной социально-детерминированным отношением личности к обществу. Ценностные ориентации выполняют регулирующую функцию поведения личности и задают ее направленность.

Ценностные ориентации – одна из наиболее важных психологических характеристик зрелой личности. О степени гражданской и социальной зрелости личности можно судить по тем ценностям, на которые она ориентируется. Следовательно, ценностные ориентации – это смысловые установки субъекта, осознанные им в процессе социализации, позволяющие индивидуальному сознанию сделать общественную духовную ценность своим достоянием, посредством уже принятых в обществе и зафиксированных в языке значений. В нашем понимании «ценностные ориентации» представляются как интегративное личностное качество, определяющее индивидуальную, социально одобряемую жизнедеятельность, основанную на высоких духовно-нравственных ценностях. Таким образом, ценностные ориентации личности формируются при реализации личностью групповых (общественных) идеалов и принципов в процессе социализации [Н.П. Карпова, 2006].

В ценностных ориентациях аккумулируются весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии, все следы внешних воздействий со стороны природы и общества. В соответствии с этим принципом ценностные ориентации, усваиваемые в ходе формирования личности, служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, возникающие потребности и актуальное поведение. Формирование и развитие ценностных ориентаций – это сложный многоступенчатый процесс, зависимый, в частности, от возрастных особенностей индивида.

Наиболее сензитивным для формирования ценностных ориентаций является период студенчества, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

Формирование ценностных ориентаций – длительный и сложный процесс, на который оказывают влияние многие факторы. Одним из системообразующих факторов является образовательная среда, в содержании которой заключена система ценностей, передаваемая студентам колледжа в период обучения.

Психологическими механизмами формирования и развития ценностных ориентаций выступают индивидуально-типилогические особенности протекания психических процессов и прежде всего мышления, памяти, эмоций и воли, существующих в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей. Сформированные в систему, ценностные ориентации во многом определяют личностную особенность индивида во всех областях человеческой деятельности.

Ценностные ориентации – динамическое образование, иерархически структурированное, которое претерпевает изменение в ходе жизнедеятельности личности. Детерминируя поведение человека, ценностные ориентации детерминированы социальным.

Исследуя динамику ценностных ориентаций студентов колледжа, мы опирались на работы Н.П. Карповой [2006], Д.И. Фельдштейна [2008], Л.М. Фридмана [2007], которые позволили определить особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа НИЯ МИФИ г.Новоуральск.

В июле 2011 года нами проведено исследование различий в ценностных ориентациях студентов разных курсов. Естественно, что социальная ситуация развития личности первокурсника колледжа и пятикурсника колледжа неодинакова и ценностные ориентации как динамическая личностная структура претерпевают значительные изменения за годы учебы в политехническом колледже.

Для диагностики выбраны студенты 1,3 и 4-го курсов, обучающихся по специальности «Менеджмент» (всего 120 чел. по 40 чел.) Всем студентам, включенным в нашу выборку, было предложено ответить на вопросы теста ОТеЦ (80 вопросов). Результаты оценки по всем изучаемым шкалам дают представление о доминировании той или иной ценности.

Результаты проведенных исследований представлены в таблице 1.

По результатам таблицы 1 можно сделать следующие выводы по ценностным ориентациям студентов.

На первом месте для всех курсов характерно большое число студентов, получивших высокий балл по показателю «материальное положение» (82,5% ответов респондентов на всех курсах). Это означает, что актуальность достижения материального благосостояния важна для студентов как условие развития чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и низкой социальной защищенностью студентов. На втором месте для студентов всех курсов характерна высокая потребность в достижениях (от 80% до 70% респондентов), т.е. стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов в политехническом колледже

Большое количество студентов (от 77,8 % до 60% респондентов) имеет высокую потребность в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений.

Социальная активность студентов важна более чем для половины опрошенных студентов 1-го и 3-го курса (52,5 % до 57,5% респондентов) и для 62,5 % студентов 4-го курса.

Наиболее значимыми сферами жизнедеятельности для всех студентов являются сфера, профессиональная сфера. Сфера увлечений находится на третьей позиции.

Профессиональная сфера для большинства студентов не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями.

Таблица 1

Количество студентов, имеющих высокие оценки по опроснику ОТеЦ

Курс




Ценностные
ориентации

1-й курс

3-й курс

4-й курс

 % от общего числа респондентов

чел.

 % от общего числа респондентов

чел.

 % от общего числа респондентов

чел.

1. Имидж профессии и собственный имидж 

40

16

45

18

35

14

2. Материальное положение 

82,5

33

72,5

29

80

32

3. Креативность 

30

12

32,6

13

35

14

4. Социальная активность

52,5

21

57,5

23

42,5

17

5. Саморазвитие

47,5

19

47,5

19

57,5

23

6. Достижения 

72,5

29

80

32

70

28

7. Духовное удовлетворение 

17,5

7

20

8

35

14

8. Сохранение собственной индивидуальности

77,8
 
32

70
28

60
24

Жизненные сферы:

 


 


 


1. Сфера профессиональной жизни 

62,5

25

40

16

42,5

17

2. Сфера обучения и образования 

52,5

21

60

24

60

24

3. Сфера семейной жизни 

15

6

15

6

20

8

4. Сфера общественной жизни 

20

8

40

16

57,5

23

5. Сфера увлечений

45,0

26

45

18

47,5

19

Сфера семейной жизни не привлекательна для студентов в силу их возраста. Многие студенты не участвуют в жизни своей собственной семьи, некоторые студенты имеют проблемы в семье. Кроме этого, большинство студентов высказали нежелание создавать семью, пока не закончат учебу и не начнут самостоятельно зарабатывать.

Некоторые студенты ставят удовлетворение своих духовных потребностей выше материальных (от 17,5% респондентов на 1-м курсе до 35% респондентов на 3-м курсе).

Нами выявлены следующие различия в ценностных ориентациях студентов:

- к старшим курсам повышается ценность имиджа профессии и учебного заведения; креативности; социальной активности; саморазвития; духовного удовлетворения; сферы профессиональной жизни; сферы общественной жизни и семейной жизни.

-к старшим курсам снижается ценность достижений и сохранения собственной индивидуальности; ценность сферы обучения и образования.

-ценность материального положения и сферы увлечений практически неизменна для студентов всех курсов.

Для анализа динамики ценностных ориентаций студентов мы проранжировали все ценности и жизненные сферы по их значимости для студентов каждого курса. Ранговые места (от 1 до 8 для ЦО и от 1 до 5 для жизненных сфер, где 1 - наиболее значимая ценность и т.д.) представлены в таблице 2.

Таблица 2

Ранговые места значимости для студентов отдельных ценностных ориентаций и жизненных сфер

Курс

1-й курс

3-й курс

4-й курс

Ценностные ориентации:

 

 

 

1. Имидж профессии и собственный имидж 

5

6

4

2. Материальное положение 

3

2

1

3. Креативность 

6

4

5

4. Социальная активность

6

4

4

5. Саморазвитие

4

3

3

6. Достижения 

1

3

2

7. Духовное удовлетворение 

7

7

7

8. Сохранение собственной индивидуальности

3
 
3
 
2

Жизненные сферы:

 

 

 

1. Сфера профессиональной жизни 

4

 5

4

2. Сфера обучения и образования 

3 - 2

1 - 1

2 - 2

3. Сфера семейной жизни 

5 - 2

4 - 3

4 - 3

4. Сфера общественной жизни 

1 - 3

3 - 3

3 - 5

5. Сфера увлечений

2

2

1

Проанализировав результаты таблицы 2, мы пришли к следующим выводам о динамике ЦО студентов педвуза от первого курса к выпускному.

1. Стремление к высокому материальному положению у всех студентов имеет тенденцию к повышению и к старшим курсам переходит со 2 - 3 места на 1-е. Первокурсники, вчерашние школьники, гораздо терпимее относятся к материальной зависимости от родителей. Студенты же старших курсов имеют более высокие потребности, стремятся быть независимыми от родителей, заводят собственную семью.

2. Наиболее значимая ценность всех первокурсников - потребность в достижениях (у всех на 1-м месте). Эта потребность имеет тенденцию к снижению (на 2 - 3 место), оставаясь, однако, одной из наиболее значимых в структуре ценностных ориентаций студентов.

3. На третьем по значимости месте для первокурсников стоит потребность в сохранении собственной индивидуальности, которая к 4 курсу занимает уже второе место в структуре ценностей студентов, т.е. стремление к неповторимости и индивидуальности имеет тенденцию к увеличению в процессе обучения и взросления студентов.

4. Аналогично со стремлением к развитию себя. У большинства студентов значимость этой потребности к 4 курсу возрастает и выходит на 3-е место.

5. На протяжении обучения в колледже увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. Эта потребность выходит к 4 курсу на 4-е место и объясняется процессом изменения социального статуса выпускников по сравнению с первокурсниками (кроме того, многие старшекурсники начинают работать, заводят собственную семью).

6. Стремление к активным социальным контактам, креативность и духовное удовлетворение имеют небольшое значение для большинства студентов.

7. Необходимо отметить повышение значимости сферы профессиональной жизни для всех студентов от 1 курса к 4-му. Однако, несмотря на эту тенденцию, профессиональная жизнь все еще остается, чуть ли не на последнем по значимости месте для большинства студентов. Являясь частью процесса обучения и профессионального становления, профессиональная жизнь отражает в себе суть, принципы, закономерности социализации и в самом общем виде может трактоваться как процесс вхождения индивида в профессиональную среду, овладение знаниями, навыками профессиональной среды, принятие ценностей и активная реализация, самовыражение посредством профессиональной деятельности.

8. Сфера обучения является наиболее значимой для студентов (1 место как на 1, так и на 4 курсе).

9. Интерес к семейной жизни, не являясь преобладающим, имеет тенденцию к росту с 1 курса к старшим, что, на наш взгляд, совершенно естественно и связано со стремлением к образованию собственной семьи.

10. Интерес к общественной жизни, в свою очередь, имеет тенденцию к снижению. Это объясняется тем, что на первых курсах студенты стремятся найти свое место в коллективе сверстников, занять определенное место в группе, расширить круг своих знакомств. К старшим курсам эта потребность у большинства студентов уже удовлетворена: сложился определенный круг общения, определилось положение студента в референтной группе. Поэтому интерес к общественным мероприятиям к старшим курсам значительно падает.

11. Что касается сферы увлечений, то она по-прежнему занимает одно из важнейших мест в жизни студентов (1 - 2).

Таким образом, на основании вышеизложенного нами обнаружены общие закономерности динамики ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ.

Для корректировки ценностных ориентаций студентов колледжа, с нашей точки зрения ,необходимо использовать такие подсистемы как вербальная (диспуты, беседы, дискуссии, конференции и т.д.) и деятельностно-практическая (участие во внеаудиторных мероприятиях). Характерной особенностью методов работы является развитие у студентов стремления к повышению профессионализма, духовному саморазвитию, нравственному самоопределению, самоидентификации личности. Кроме этого необходимо разработать учебно-методическое обеспечение формирования ценностных ориентаций личности студентов (программы, учебно-методические пособия для преподавателей колледжа).


Литература:

  1. Карпова, Н.П. Некоторые проблемы формирования ценностных ориентаций подростков в современном обществе /Н.П.Карпова //Наука и образование. – 2006. – № 4. – С.113-118.

  2. Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии. - Третье издание- М.-Норма.- 2008, -328с.

  3. Фридман Л.М., Зубенко, Н.Ю. Личностно-ориентированный подход к формированию ценностных ориентаций личности [Текст] /Л.М. Фридман // Вопросы гуманитарных наук №4 (31) - М.: ООО «Компания Спутник +», 2007. - С. 147-148

Основные термины (генерируются автоматически): ценностная ориентация студентов, курс, ориентация, профессиональная жизнь, студент, большинство студентов, политехнический колледж, семейная жизнь, собственная индивидуальность, сфера увлечений.


Ключевые слова

ценностные ориентации, жизненные сферы, психологический механизм формирования и развития ценностных ориентаций

Похожие статьи

Динамика мотивационно-ценностных отношений...

курс, Профессиональная жизнь, получение диплома, мотив, Семейная жизнь, ценность, высокий балл, учебная деятельность, ценностная ориентация студентов, Приобретение знаний.

Психологическая характеристика структуры...

Анализ показателей сформированности профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического вуза продемонстрировал наличие у большинства представителей выборки эмоционального типа (60 %) (рис. 1)...

Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов

ценность, взрослая жизнь, семейная жизнь, ориентация, общество, девушка, социальный статус, статистическая обработка данных, ценностная ориентация студенчества, социальное положение.

Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа...

Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи ценностных ориентаций студентов разной профессиональной направленности с гендерным типом их личности.

Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения...

ценность, юношеский возраст, ориентация, ценностная ориентация студентов, студент, приятное времяпрепровождение, курс факультета психологии, компонент самоотношения, испытуемый, жизненный путь.

Исследование соотношения ценностных ориентаций...

Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов. Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа.

Самостоятельная работа как средство формирования...

Большинство студентов первого курса не имеют ясного представления о системе учебной работы, как в пределах семестра, так и всего учебного

Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей.

Ценностные ориентации современных школьников

Ценности и ценностные ориентации являются объектом исследования многих учёных.

По шкале «Общая осмысленность жизни» среднегрупповой показатель в выборке студентов составил 90,6 балла, что соответствует нормативным показателям по данному субтесту.

Особенности поведения студентов педагогического вуза...

Семейная жизнь накладывает новые обязанности, ответственность на супругов друг перед другом.

– СПб: СПб АППО, 2004.-188 с (Научные школы Академии). Зимняя И.А. Ценностно-мотивационные ориентации студентов – комплексный объект мониторингового...

Похожие статьи

Динамика мотивационно-ценностных отношений...

курс, Профессиональная жизнь, получение диплома, мотив, Семейная жизнь, ценность, высокий балл, учебная деятельность, ценностная ориентация студентов, Приобретение знаний.

Психологическая характеристика структуры...

Анализ показателей сформированности профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического вуза продемонстрировал наличие у большинства представителей выборки эмоционального типа (60 %) (рис. 1)...

Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов

ценность, взрослая жизнь, семейная жизнь, ориентация, общество, девушка, социальный статус, статистическая обработка данных, ценностная ориентация студенчества, социальное положение.

Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа...

Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи ценностных ориентаций студентов разной профессиональной направленности с гендерным типом их личности.

Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения...

ценность, юношеский возраст, ориентация, ценностная ориентация студентов, студент, приятное времяпрепровождение, курс факультета психологии, компонент самоотношения, испытуемый, жизненный путь.

Исследование соотношения ценностных ориентаций...

Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов. Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа.

Самостоятельная работа как средство формирования...

Большинство студентов первого курса не имеют ясного представления о системе учебной работы, как в пределах семестра, так и всего учебного

Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей.

Ценностные ориентации современных школьников

Ценности и ценностные ориентации являются объектом исследования многих учёных.

По шкале «Общая осмысленность жизни» среднегрупповой показатель в выборке студентов составил 90,6 балла, что соответствует нормативным показателям по данному субтесту.

Особенности поведения студентов педагогического вуза...

Семейная жизнь накладывает новые обязанности, ответственность на супругов друг перед другом.

– СПб: СПб АППО, 2004.-188 с (Научные школы Академии). Зимняя И.А. Ценностно-мотивационные ориентации студентов – комплексный объект мониторингового...

Задать вопрос