Потребительский рынок как индикатор продовольственной безопасности региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 16.02.2023

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Селютина, К. И. Потребительский рынок как индикатор продовольственной безопасности региона / К. И. Селютина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100117/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается роль потребительского рынка,как одного из основных факторов обеспечения продовольственной безопасности. Особое внимание уделяется анализу оборота розничной и оптовой торговли, а также оборота общественного питания. Исходя из анализа динамики продовольственного рынка, выделяются основные риски и угрозы продовольственной безопасности Республики Башкортостан.

Ключевые слова: потребительский рынок, продовольственная безопасность, Республика Башкортостан, розничная торговля, оптовая торговля, оборот общественного питания, инфляция, продовольственная инфляция.

The article discusses the role of the consumer market as one of the main factors in ensuring food security. Particular attention is paid to the analysis of the turnover of retail and wholesale trade, as well as the turnover of public catering. Based on the analysis of the dynamics of the food market, the main risks and threats to the food security of the Republic of Bashkortostan are identified.

Keywords: consumer market, food security, Republic of Bashkortostan, retail trade, wholesale trade, public catering turnover, inflation, food inflation.

Потребительский рынок играет важную роль в повышении экономической безопасности страны благодаря обеспечению воспроизводства человеческого капитала и внесения вклада в долю формирования внутреннего валового продукта [1].

Региональный потребительский рынок представляет собой систему, включающую четыре элемента: розничную торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание и защиту прав потребителей. Этот рынок является наиболее ярким индикатором современных процессов трансформации в экономике региона, поскольку отражает состояние, структуру и динамику платежеспособного спроса, а также предложения товаров и услуг, степень их конкурентоспособности, изменение цен и других конъюнктурных факторов. В этой связи актуальным и привлекательным для исследователей становится анализ основных тенденций развития регионального потребительского рынка, особенно в контексте стремительно меняющейся внешней среды.

Оборот розничной торговли — выручка от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физического лица без открытия счета, посредством платежных карт (электронных денег).

Рассмотрим в таблице 1 оборот розничной торговли продовольственных товаров республики Башкортостан [2].

Таблица 1

Оборот розничной торговли за 2017–2021 гг.

Год

Розничная торговля всего, млн. руб.

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

Млн. руб.

% от оборота

Млн. руб.

% от оборота

2017

841128.4

417199.7

49.6

423928,7

50,4

2018

879483,7

433286,1

49,3

446197,6

50,7

2019

931528,9

461483,7

49,5

470045,2

50,5

2020

912651,3

451895,1

49,5

460756,2

50,5

2021

1015846,5

516430,2

50,8

499416,3

49,2

Исходя их таблицы 1, можно сделать вывод, что в 2021 году розничная торговля выросла по сравнению с 2020 годом на 11,31 %, при этом по сравнению с 2019 на 9,05 %, что свидетельствует о том, что пандемия, а также последующий кризис 2020 года оказали отрицательное влияние на розничную торговлю в размере 2,03 %. Если рассматривать структуру розничной торговли, то наибольшую долю до 2021 года составляли непродовольственные товары, а с 2021 года продовольственные товары превысили долю непродовольственных на 0,8 % в общей структуре розничной торговли. При этом, если рассматривать динамику товаров отдельно, то продовольственные выросли на 14,28 %, а непродовольственные на 8,39 %, что свидетельствует о повышении продовольственной безопасности Республики Башкортостан.

Таким образом, данная динамика свидетельствует об увеличении инфляции в России в 2021 году, которая составила 8,39 %, следовательно, уровень цен на товары и услуги превысил прогнозы властей и стал максимальным с 2015 года — тогда показатель достигал 12,91 процента. Также на рост оказало влияние отложенного спроса, в связи со снижением спроса на товары и услуги в 2020 году.

Оборот общественного питания — выручка от продажи собственной кулинарной продукции и покупных товаров без кулинарной обработки населению для потребления, главным образом, на месте, а также организациям и ИП для организации питания различных контингентов населения.

В таблице 2 рассмотрим показатели общественного питания за последние 5 лет [3].

Таблица 2

Оборот общественного питания

Год

Млн. руб.

% к предыдущему году

2017

28744,4

-

2018

29782,5

100,4

2019

30773,9

100,3

2020

23731,1

76,2

2021

27275,6

107,9

Исходя из таблицы 2 следует, что ситуация аналогична розничной торговли, а именно значительное снижение оборота общественного питания в 2020 году на 23,8 %, в связи с закрытием кафе и ресторанов, вызванное влиянием пандемии, а именно в ограничениях в посещении заведений общественного питания. В 2021 году ситуация наладилась, оборот вырос на 7,9 %, но негативным моментом является тот факт, что общий оборот общественного питания в 2021 меньше, чем в 2019 на 11,37 %, следовательно, если по розничной торговли оборот восстановился, то оборот общественного питания наиболее сильно пострадал от влияния пандемии коронавируса, что в целом оказывает негативное влияние на уровень продовольственной безопасности.

Еще одним важным элементом продовольственной безопасности потребительского рынка является оптовая торговля. Которая характеризуется как стоимость отгруженных товаров, приобретенных ранее на стороне в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи). Рассмотрим данный элемент в таблице 3 [4].

Таблица 3

Оборот оптовой торговли

Год

Оборот оптовой торговли, всего

Млрд. руб. (в фактически действующих ценах)

В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

2017

776,5

110,5

2018

907,6

105,5

2019

956,9

105

2020

994

103,1

2021

1272,2

96,6

Исходя из таблицы 3, оборот оптовой торговли, несмотря на фактический рост в размере 28 %, в сопоставимых ценах снизился на 3,4 %, что свидетельствует о высоком уровне инфляции в 2021, о чем было сказано выше.

Таким образом, исходя из анализа потребительского рынка Республики Башкортостан следует, что в целом он находится на стадии восстановления от влияния пандемии, в то же время увеличение оборота продовольственных товаров позволяет сделать вывод об повышении уровня продовольственной безопасности, а недостаточное восстановления оборота общественного питания, о возможных рисках в данной сфере, который могут оказать негативное влияние. В то же время стоит отметить, что одним из основных факторов, влияющих продовольственную безопасность является продовольственная инфляция, которая в 2021 году в России составила 10,62 %, а в Башкирии 10,5 %. Следовательно, качественные продукты питания станут менее доступны населения, что является угрозой продовольственной безопасности страны, в особенности от роста цен наиболее пострадают социально незащищенные категории жителей Российской Федерации: инвалиды, пенсионеры и люди, живущие на социальные пособия.

Таким образом, обеспечение оптимального уровня продовольственной безопасности — это не только глобальная, национальная или региональная проблема. Она затрагивает разносторонние аспекты жизнедеятельности человека, семьи, жителей села, города, воспроизводства будущего поколения.

Литература:

  1. Жилина, Е. В. Потребительский рынок как индикатор продовольственной безопасности региона / Е. В. Жилина, Е. А. Хунафина, А. А. Никитина — Текст: электронный // Региональная кооперация: теория, проблемы и опыт — 2021–52–56 с. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46375457 (дата обращения 04.02.2023).
  2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (Башкортостанстат). Оборот розничной торговли. — URL: https://bashstat.gks.ru/storage/mediabank/oborot_roznica.pdf (04.02.2023). — Текст: электронный.
  3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (Башкортостанстат). Оборот общественного питания. — URL: https://bashstat.gks.ru/storage/mediabank/oborot_obschepit.pdf (04.02.2023). — Текст: электронный.
  4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (Башкортостанстат). Оборот оптовой торговли. — URL: https://bashstat.gks.ru/storage/mediabank/sbopt21_1.pdf (04.02.2023). — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): розничная торговля, общественное питание, продовольственная безопасность, оптовая торговля, Башкортостан, оборот, потребительский рынок, влияние пандемии, таблица, товар.


Ключевые слова

inflation, food security, consumer market, Republic of Bashkortostan, retail trade, wholesale trade, public catering turnover, food inflation

Похожие статьи

Современное состояние розничной и оптовой торговли...

Напомним, что в структуре оборота розничной торговли в 2015г. удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий и непродовольственных товаров составил соответственно 49,7 % и 50,3 % (в 2014г. соответственно 49,8 % и 50,2 %).

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного...

Потребительская модель становится все более экономически выгодной, а требования к

Рис. 2. Динамика оборота рынка общественного питания РФ, % за период с 2011 по 2019 гг.

Уже с 2017 по 2019 годы заметна положительная динамика рынка общественного питания.

Из-за введенных ограничений в связи с пандемией предприятия общественного питания имели...

Конкуренция и анализ изменения продаж продуктов питания...

Пандемия 2020 года, бесспорно, повлияла на продажи различных товаров.

Объектом нашего исследования стал потребительский рынок, а предметом — продукты питания.

продуктов питания на основе анализа изменения продаж под влиянием пандемии.

Удельный вес продовольственных продуктов в обороте розничной торговли в апреле 2020 года...

Безработица в условиях пандемии | Статья в журнале...

В результате снизился потребительский спрос и сократилось производство товаров народного потребления [3].

бизнес и общественное питание, швейная, оптовая и розничная торговля и многие другие, а также более

Эксперты оценили влияние коронавируса на рынок труда в мире.

Быстрая оценка влияния пандемии COVID-19 на работников неформальной экономики.

Анализ оптовых предприятий для оценки их деятельности для...

Статья посвящена анализу оптовых предприятий для оценки их деятельности для снижения собственных рисков.

Изменение ассортимента (структуры) продукции, изменение оптовых цен на рынке

Оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами. 57 137.

Розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными.

Тенденции развития рынка продовольственных товаров...

Для того, чтобы оценить динамику развития рынка продовольственных товаров в

Рис. 2. Количество предприятий, осуществляющих оптовую торговлю продуктами питания в

Оборот розничной торговли также не остался без изменений (рис. 2), наблюдается большой

В настоящее время в инфраструктуре рынка потребительских товаров в Калининградской...

Влияние COVID-19 на рынок коммерческой недвижимости

Из-за пандемии COVID-19 2020 год не был похож на ни один другой.

Частичное обновление форматов розничной торговли: переход от традиционных

В Российской Федерации сейчас происходит переформатирование потребительского рынка в сторону покупок онлайн.

Итак, влияние пандемии на рынок коммерческой недвижимости является неоспоримым.

Влияние пандемии Covid-19 на разные сегменты экономики

Пандемия COVID-19, с которой столкнулся мир, оказала большое влияние на экономику во всем мире.

Большое влияние новый вирус оказал на сегмент общественного питания.

Рис. 2. Оборот организаций общественного питания в 2019 и 2020 гг.

Пандемия и потребительский спрос: как менялся рынок товаров и услуг весной 2020 года...

Анализ поведения потребителей на рынке товаров...

В статье автор проводит обзорное исследование влияния пандемии коронавируса COVID-19 на

на рынке товаров повседневного спроса в период пандемии коронавируса COVID-19.

Серым пунктиром обозначен индекс потребительской активности на ту же дату в 2019г.

Это, возможно, является одной из основных причин роста заказа продуктов питания онлайн (20 %).

Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности...

 В статье проводится анализ текущего состояния торговли в Белгородской области, текущие векторы и перспективы развития данной сферы экономики. Отдельное внимание уделяется потребительскому рынку, как главному индикатору состояния торговли в регионе.

Похожие статьи

Современное состояние розничной и оптовой торговли...

Напомним, что в структуре оборота розничной торговли в 2015г. удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий и непродовольственных товаров составил соответственно 49,7 % и 50,3 % (в 2014г. соответственно 49,8 % и 50,2 %).

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного...

Потребительская модель становится все более экономически выгодной, а требования к

Рис. 2. Динамика оборота рынка общественного питания РФ, % за период с 2011 по 2019 гг.

Уже с 2017 по 2019 годы заметна положительная динамика рынка общественного питания.

Из-за введенных ограничений в связи с пандемией предприятия общественного питания имели...

Конкуренция и анализ изменения продаж продуктов питания...

Пандемия 2020 года, бесспорно, повлияла на продажи различных товаров.

Объектом нашего исследования стал потребительский рынок, а предметом — продукты питания.

продуктов питания на основе анализа изменения продаж под влиянием пандемии.

Удельный вес продовольственных продуктов в обороте розничной торговли в апреле 2020 года...

Безработица в условиях пандемии | Статья в журнале...

В результате снизился потребительский спрос и сократилось производство товаров народного потребления [3].

бизнес и общественное питание, швейная, оптовая и розничная торговля и многие другие, а также более

Эксперты оценили влияние коронавируса на рынок труда в мире.

Быстрая оценка влияния пандемии COVID-19 на работников неформальной экономики.

Анализ оптовых предприятий для оценки их деятельности для...

Статья посвящена анализу оптовых предприятий для оценки их деятельности для снижения собственных рисков.

Изменение ассортимента (структуры) продукции, изменение оптовых цен на рынке

Оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами. 57 137.

Розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными.

Тенденции развития рынка продовольственных товаров...

Для того, чтобы оценить динамику развития рынка продовольственных товаров в

Рис. 2. Количество предприятий, осуществляющих оптовую торговлю продуктами питания в

Оборот розничной торговли также не остался без изменений (рис. 2), наблюдается большой

В настоящее время в инфраструктуре рынка потребительских товаров в Калининградской...

Влияние COVID-19 на рынок коммерческой недвижимости

Из-за пандемии COVID-19 2020 год не был похож на ни один другой.

Частичное обновление форматов розничной торговли: переход от традиционных

В Российской Федерации сейчас происходит переформатирование потребительского рынка в сторону покупок онлайн.

Итак, влияние пандемии на рынок коммерческой недвижимости является неоспоримым.

Влияние пандемии Covid-19 на разные сегменты экономики

Пандемия COVID-19, с которой столкнулся мир, оказала большое влияние на экономику во всем мире.

Большое влияние новый вирус оказал на сегмент общественного питания.

Рис. 2. Оборот организаций общественного питания в 2019 и 2020 гг.

Пандемия и потребительский спрос: как менялся рынок товаров и услуг весной 2020 года...

Анализ поведения потребителей на рынке товаров...

В статье автор проводит обзорное исследование влияния пандемии коронавируса COVID-19 на

на рынке товаров повседневного спроса в период пандемии коронавируса COVID-19.

Серым пунктиром обозначен индекс потребительской активности на ту же дату в 2019г.

Это, возможно, является одной из основных причин роста заказа продуктов питания онлайн (20 %).

Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности...

 В статье проводится анализ текущего состояния торговли в Белгородской области, текущие векторы и перспективы развития данной сферы экономики. Отдельное внимание уделяется потребительскому рынку, как главному индикатору состояния торговли в регионе.

Задать вопрос