Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности в Белгородской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 10.04.2017

Статья просмотрена: 274 раза

Библиографическое описание:

Всяких М. В., Антипец А. И. Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности в Белгородской области // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 338-340. — URL https://moluch.ru/archive/148/41800/ (дата обращения: 19.10.2018).



В статье проводится анализ текущего состояния торговли в Белгородской области, текущие векторы и перспективы развития данной сферы экономики. Отдельное внимание уделяется потребительскому рынку, как главному индикатору состояния торговли в регионе.

Ключевые слова: потребительский рынок, торговая деятельность

Единственной сферой экономического влияния на человека и фактором политической стабильности в обществе является потребительский рынок. За последние годы торговля и предоставляемые услуги стремительно улучшили свои показатели. Очень быстро на состоянии потребительского рынка сказываются экономические и политические трудности. Стабильность потребительского рынка по ценам, качеству и количеству товаров является не только необходимостью развивающейся экономики, но и показателем качества жизни населения. Основное влияние на развитие потребительского рынка оказывает производство и потреблении товаров, работ и услуг необходимых населению. Заметное влияние на развитие потребительского рынка оказывает производство и потребление товаров, работ и услуг в области экономики.

Отличительными свойствами товаров и услуг, представляемых на потребительском рынке, определяют тесную взаимосвязь конкретной территории и ее населения. Потребительский рынок представляет собой сложную систему, которая реагирует на такие факторы как социальная и политическая ситуации, миграция рабочей силы, движение денег и капиталов, влияющих как на внутреннюю, так и внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в регионе [1].

Потребительский рынок — это приобретение населением и отдельными домашними хозяйствами товаров и услуг для личного потребления. Каждый из участников потребительского рынка имеют и свою заинтересованность: производители стремятся вернуть средства, затраченные на их производство товаров и получить прибыль, а потребители — приобрести качественные товары и услуги по высокой цене. Для удовлетворения этих интересов и разрешения противоречий служит государственное регулирование экономики со стороны органов власти.

В России первоначальным нормативно-правовым актом, на право предприятий и граждан на осуществление торговой деятельности является Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли» [3].

Не зависимо от формы собственности большинство предприятий области заявляют о себе на внешнеэкономическом рынке и ежегодно все больше и больше завоевывают внешний рынок. Так в 2009 на внешнеэкономическом рынке было зарегистрировано 1064 предприятия расположенных на территории области.

На протяжении последних лет Белгородская область занимает одно из первых мест среди регионов Центрального федерального округа по внешнеэкономическому развитию. В 2009 году рост развития составил 6398,7 млн. долларов и вырос за последние годы почти в 4 раза, среднегодовой темп прироста составлял 42,3 %.

На стабильность экономического развития области во многом оказало ускоренное развитие различных видов торговли. Высоких показателей развития потребительского рынка регион достиг благодаря благоприятной экономической обстановке, сложившаяся за последние годы. Об экономическом развитии региона и движении его к более современной модели развития рынка товаров и услуг свидетельствует постоянный рост развития потребительского рынка.

Стабилизация постоянного роста объемов внешнеэкономического развития торговли показывает на активное развитие предприятий и организаций области, вливании их в более широкие круги внешнеэкономических процессов мировой торговли, способствующих росту конкурентоспособности региона [2].

Белгородская область благодаря быстрому развитию вненешнеторговой деятельности стремительно улучшает экономическое развитие региона. География развития внешнеторговых связей региона весьма обширна. В 2007 году внешнеторговые связи были установлены с 94 странами, в 2011 году данный показатель уже составлял около 100 стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии. Удельный вес торговли со странами СНГ и Дальнего Зарубежья в общем объеме внешнеторгового оборота составляет соответственно 64 % и 36 %.

Отрасль торговли является основной в постоянно растущем направлении развития экономики как всей нашей страны, так и Белгородской области в частности. Торговля — отрасль хозяйства с достаточно высоким уровнем занятости населения, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров.

Более высокому экономическому развитию региона мешают такие факты как наличие на территории области населенных пунктов, которые не имеют объектов торговли, и являются труднодоступными.

Развитию малого предпринимательства препятствует постоянный рост торговых сетей в области, в том числе объектов торговли направленных на реализацию специализированных товаров. В связи с этим в сельской местности необходимо поддерживать развитие малого и среднего предпринимательства в сфере розничной торговли, чем обеспечить повышение уровня доступности и разнообразия товаров в населенных пунктах труднодоступных и отдаленных от объектов торговых сетей.

Особенно мелкие сельхозтоваропроизводители хозяйства которых находятся на территории области, испытывают постоянные затруднения в сбыте производимой ими продукции, особенно при реализации ее в розничной торговой сети. В связи с этим целесообразно было бы проводить работу по активизации деятельности по возвращению на рынок торгово-закупочной потребительской кооперации, в населенных пунктах. А также необходимо постоянно увеличивать количество ярмарочных, тематических, мероприятий и создание дополнительных торговых мест нестационарной торговли для реализации произведенной продукции сельхозпроизводителями региона, выращенной в крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйствах Белгородской области. Без развития всесторонне направленной торговой инфраструктуры невозможно и создание комфортной среды, для развития и роста малого торгового бизнеса и нестационарной торговли.

Только при реализации комплекса мероприятий возможно обеспечение проведения единой целенаправленной государственной политики, которая направлена на интенсивное развитие потребительского рынка, и улучшение качества и безопасности продаваемых товаров.

Целевые показатели социально-экономического развития могут корректироваться при изменении внешних факторов, связанных с членством Российской Федерации во Всемирной торговой организации. Достижение целевых показателей и показателей социально-экономической эффективности реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией, прогнозируемых значений приведены в таблице [3].

Целевые показатели ипоказатели социально-экономической эффективности реализации мероприятий по развитию торговли вБелгородской области

N п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Фактическое значение показателя 2014 год

Планируемое значение показателя по годам:

2020г. к 2014г.,%

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1.

Оборот розничной торговли

млн. р.

253 669,7

273 000,0

301 500,0

333 400,0

369 300,0

411 000,0

457 000,0

180,2

1.1.

Оборот розничной торговли на душу населения

тыс. р.

163,8

175,9

193,8

213,7

236,2

262,3

291,0

177,7

1.2.

Удельный вес розничной торговли пищевыми продуктами в структуре оборота розничной торговли

%

40,5

41

40

38

38

38

37

-

1.3.

Удельный вес оборота розничных торговых сетей в обороте розничной торговли

%

22,8

25,1

27

29

30

32,5

34,4

-

2.

Площадь предприятий розничной торговли всех форматов, кроме розничных рынков и ярмарок, проводимых на постоянной основе

кв. м

1 065 800

1 095 800

1 125 800

1 205 800

1 305 800

1 425 800

1 575 800

147,9

2.1.

Обеспеченность населения площадью торговых объектов, на 1 тыс. жителей

кв. м

688,5

706,1

723,6

773,0

835,3

909,8

1 003,0

145,7

2.2.

Количество предприятий розничной торговли всех форматов

ед.

10 573

10 823

11 123

11 623

12 123

12 723

13 323

126,0

3.

Количество розничных рынков

ед.

8

8

8

8

9

9

9

112,5

3.1.

Количество торговых мест на розничных рынках

ед.

713

720

720

720

780

780

780

109,4

3.2.

Количество ярмарок, проводимых на постоянной основе

ед.

49

50

52

52

53

53

53

108,2

3.3.

Количество торговых мест на ярмарках, проводимых на постоянной основе

ед.

13 051

14 074

14 274

14 274

14 344

14 344

14 344

110,0

Таким образом, для достижения показателей, предусмотренных стратегией развития торговли в Белгородской области к 2020 году, необходимо обеспечить качественно новый, улучшенный, цивилизованный образ потребительского рынка, который сможет удовлетворять высокий темп его развития, создание новых рабочих мест и инвестиционной привлекательности сектора торговли.

Литература:

  1. Кравченко Л. М. Анализ хозяйственной деятельности в торговле [Текст]: учебник для вузов / Л. М. Кравченко — М.: Выш. шк.- 1995, 430с.
  2. http://base.garant.ru/10104219/
  3. http://docs.cntd.ru/document/428624761
Основные термины (генерируются автоматически): потребительский рынок, розничная торговля, Белгородская область, территория области, нестационарная торговля, потребление товаров, внешнеэкономический рынок, социально-экономическая эффективность реализации мероприятий, торговая деятельность, экономическое развитие региона.


Ключевые слова

потребительский рынок, торговая деятельность

Похожие статьи

Анализ внешнеэкономической деятельности региона как...

В статье раскрыта сущность внешнеэкономической деятельности как фактора, оказывающего влияние на развитие и повышение эффективности экономической природы Белгородского региона.

Стратегия развития товаров местных производителей

Динамика развития рынка розничной торговли в Ивановской области, характеризующая региональный рынок с 2010г. по 2016 г. приведена в табл. 1. [6]. Таблица 1. Динамика розничной торговли Ивановской области впериод 2010–16г.г...

Тенденции развития рынка продовольственных товаров...

Ключевые слова: Калининградская область, оптовая торговля, приграничный регион, розничная торговля, экономические санкции. Проблемы развития рынка продовольственных товаров отличает высокий уровень актуальности и важности...

Розничная торговля в Кемеровской области | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): розничная торговля, Кемеровская область, дальнейшее развитие, ООО, потребительский спрос.

Торговля и внешнеэкономическое взаимодействие Италии и Новосибирской области. Управление жилым фондом Кемеровской...

Оценка социально-экономического развития Калининградской...

В статье представлены результаты оценки социально-экономического развития Калининградской области в условиях внешнеэкономических ограничений, определены приоритеты развития региона.

Потребительский рынок территории: новый путь развития

В данной статье предложены новый путь развития сферы потребительских рынков территории, а также совершенствования организации торговли. Ключевые слова: инновация, торговли, эффективность, территории, управления, предприятия, спрос, предложения...

Исследование STEP-факторов социально-экономического...

В статье изучена внешняя среда центра медицинской диагностика на основе STEP-анализа, в рамках которого изучены социальные, технологические, экономические, политические факторы социально-экономического развития Белгородской области.

Анализ и перспективы развития рынка общественного питания...

Анализ иперспективы развития рынка общественного питания врегиональных условиях. Кулькушева Анара Альбековна, магистрант

Однако, показатель оборота розничной торговли снизился [6].

Современное состояние розничной торговли в России

Ключевые слова:розничная торговля, Новосибирская область, торговые сети. Розничная торговля играет важную роль в экономике страны. Являясь источником поступления денежных средств в бюджеты различных уровней...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Анализ внешнеэкономической деятельности региона как...

В статье раскрыта сущность внешнеэкономической деятельности как фактора, оказывающего влияние на развитие и повышение эффективности экономической природы Белгородского региона.

Стратегия развития товаров местных производителей

Динамика развития рынка розничной торговли в Ивановской области, характеризующая региональный рынок с 2010г. по 2016 г. приведена в табл. 1. [6]. Таблица 1. Динамика розничной торговли Ивановской области впериод 2010–16г.г...

Тенденции развития рынка продовольственных товаров...

Ключевые слова: Калининградская область, оптовая торговля, приграничный регион, розничная торговля, экономические санкции. Проблемы развития рынка продовольственных товаров отличает высокий уровень актуальности и важности...

Розничная торговля в Кемеровской области | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): розничная торговля, Кемеровская область, дальнейшее развитие, ООО, потребительский спрос.

Торговля и внешнеэкономическое взаимодействие Италии и Новосибирской области. Управление жилым фондом Кемеровской...

Оценка социально-экономического развития Калининградской...

В статье представлены результаты оценки социально-экономического развития Калининградской области в условиях внешнеэкономических ограничений, определены приоритеты развития региона.

Потребительский рынок территории: новый путь развития

В данной статье предложены новый путь развития сферы потребительских рынков территории, а также совершенствования организации торговли. Ключевые слова: инновация, торговли, эффективность, территории, управления, предприятия, спрос, предложения...

Исследование STEP-факторов социально-экономического...

В статье изучена внешняя среда центра медицинской диагностика на основе STEP-анализа, в рамках которого изучены социальные, технологические, экономические, политические факторы социально-экономического развития Белгородской области.

Анализ и перспективы развития рынка общественного питания...

Анализ иперспективы развития рынка общественного питания врегиональных условиях. Кулькушева Анара Альбековна, магистрант

Однако, показатель оборота розничной торговли снизился [6].

Современное состояние розничной торговли в России

Ключевые слова:розничная торговля, Новосибирская область, торговые сети. Розничная торговля играет важную роль в экономике страны. Являясь источником поступления денежных средств в бюджеты различных уровней...

Задать вопрос