Конкуренция и анализ изменения продаж продуктов питания в условиях пандемии | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая научная новизна Актуальная тема исследования

Рубрика: Экономика

Опубликовано в Юный учёный №1 (42) январь 2021 г.

Дата публикации: 19.12.2020

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Давыдова, Н. А. Конкуренция и анализ изменения продаж продуктов питания в условиях пандемии / Н. А. Давыдова, В. И. Гурина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 1 (42). — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/young/archive/42/2239/ (дата обращения: 23.04.2024).



Конкуренция является одним из самых важных двигателей прогресса. С каждым годом появляется всё больше брендов, и производителям приходится искать различные пути привлечения внимания потребителей. Пандемия 2020 года, бесспорно, повлияла на продажи различных товаров. Для одних компаний это пошло в плюс, а для других создало множество проблем с нехваткой потребителей и последовавшим за этим падением дохода. Несмотря ни на что, пища всегда будет необходима людям, поэтому очень интересно посмотреть, от чего люди стали отказываться в современных условиях, а что, наоборот, больше привлекло их внимание и почему.

Объектом нашего исследования стал потребительский рынок, а предметом — продукты питания.

В результате проведенного исследования нами были сформулированы рекомендации предпринимателям-поставщикам продуктов питания на основе анализа изменения продаж под влиянием пандемии.

Для начала стоит определиться с понятием конкуренции. Есть множество разных значений, но мы рассмотрим с точки зрения экономики. Простым языком, конкуренция — это соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства и продажи товаров.

Конкуренция бывает ценовой и неценовой. Если речь идет о ценовой конкуренции, то она проявляется в коррективе цены на товар одним из производителей, это может быть как просто снижение стоимости, так и, например, введение скидок или акций. Такие приятные для покупателя изменения, конечно, привлекают его внимание и вызывают желание приобрести товар по более выгодной цене, чем он мог бы раньше, даже если до этого не было мыслей о покупке, тем самым количество потребителей увеличивается. Перераспределение покупателей может привести к тому, что другие производители так же снизят цену на товар, и всё вернётся к тому, как было, но на менее выгодных условиях для производителей.

Неценовая конкуренция может быть выражена во многих формах, таких как: улучшение качества или внешнего вида товара, реклама, более лёгкий доступ к приобретению (например, более удобный сайт или магазин, находящийся в районе с большим населением), попытки испортить репутацию фирме конкуренту, переманивание клиентов, лучшие условия сервиса для покупателей и т. д.

Как изменились продажи?

Конкуренция среди поставщиков значительно изменилась в 2020 году под влиянием пандемии. Часть поставщиков, не справившись с ситуацией, ушли с рынка, а другие, наоборот, расширили свой бизнес за счёт силы воли и правильной стратегии. Например, часть предпринимателей стала развивать свой бизнес онлайн, что было правильно, т. к. онлайн покупки сейчас пользуются особым спросом, некоторые получили государственные льготы или субсидии и т. д.

Независимо от ситуации в мире, людям всегда будет необходима еда, поэтому спрос на неё всегда будет, но может меняться. 26 мая 2020 года Росстат сообщил о том, что оборот розничной торговли снизился на 23,4 %, но изменение объема оказалось неравномерным. Удельный вес продовольственных продуктов в обороте розничной торговли в апреле 2020 года увеличился до 119 % с сравнении с апрелем 2019 года. В то время как доля непродовольственных товаров снизилась до 82 % в сравнении с 2019 годом. Альтернативные источники показывают подобные результаты. Подсчеты банка «Тинькофф» показывают, что средние расходы покупателей снизились более чем на 30 % в сопоставлении февралём за первые 6 недель самоизоляции, но при этом расходы на продовольственные товары увеличились на 15 %.

Как изменился объем продаж продовольственных и непродовольственных товаров по данным Росстата:

По данным компании YES Group, 59 % потребителей сократили свои расходы, 14 % стали тратить больше и 27 % не изменили затраты. Причем отказываться стали в основном от услуг, предоставляемых салонами красоты и бытовой техники. При этом 18 % опрошенных сократили затраты на покупку готовой еды, так как многие стали работать из дома и есть возможность готовить самостоятельно.

Почему же так произошло? Увеличение спроса на пищевые товары связано, в первую очередь, с паникой. Люди стали закупать продукты, но, когда поняли, что в этом нет необходимости, спрос на многие товары начал падать. Именно поэтому пик продаж многих продовольственных товаров в 2020 году приходится на март и апрель.

Изменение продаж продуктов питания

Посмотрим, как изменились продажи на примере конкретных продуктов по данным ЕМИСС. На графиках ниже показан индекс физического объема продажи товаров с 2019 годом. Он определяется путем сопоставления величины оборота в 2019 и 2020 годах в сопоставимых ценах.

На графике выше мы видим, что продажи мяса домашней птицы за первый квартал 2020 года оказались на 8 % выше, чем за первый квартал 2019 года. Далее продажи стали снижаться относительно 2019 года. За девять месяцев 2020 года объем продаж мяса животных снизился до 98 % относительно девяти месяцев 2019 года. В то время как объем продаж мяса домашней птицы в 2020 году держится на более высоком уровне в сравнении с 2019 годом. Возможно, это связано с ценой, так как мясо домашней птицы является более дешёвым и, тем самым, более доступным, поэтому некоторые могли предпочти его животному мясу.

Следующий график показывает, как изменились продажи фруктов и овощей в 2020 году относительно 2019 года. Мы видим, что пандемия не сильно сказалась на уровне продаж данных товаров. Несмотря на сокращение расходов населения, люди в 2020 году приобретают чуть меньше фруктов, чем в 2019 году и чуть больше овощей. Можно предположить, что сохранение почти такого же уровня продаж связано с тем, что многие стали задумываться о том, что они едят и стараться вести более здоровый образ жизни. Из-за роста популярности правильного питания, больше людей перешло на фрукты и овощи, но кому-то всё равно пришлось отказаться от их потребления ввиду нехватки средств.

На третьем графике мы видим, что уровень продаж чая и молочных напитков в 2020 году снизился относительно 2019 года. Сейчас большое распространение получили растительные заменители молока, что повлекло снижение спроса на молочную продукцию. Правильная рекламная кампания и разнообразие выбора, так как разные растительные заменители отличаются друг от друга и имеют разнообразные вкусовые оттенки, привели к росту спроса на молочные заменители.

Что касается чая, его продажи в первом квартале 2020 года были выше, чем в 2019 году, но потом пошли на спад. Скорее всего, это связано с распространением популярности травяных смесей и кофе в России, которые становятся для потребителей заменителями чая.

Вывод:

Уровень конкуренции на рынке продуктов питания постоянно меняется в зависимости от многих факторов. Изменение спроса на рынке, связанное с пандемией, стало большим ударом и для поставщиков продовольственных товаров. В связи с этим ниже будет предложено несколько рекомендаций предпринимателям-поставщикам продуктов питания.

– Стоит обратить внимание на сотрудничество с онлайн-продавцами продуктов питания, т. к. спрос на товары, продающиеся онлайн, в настоящее время высок как никогда.

– Поставщикам мяса можно посоветовать увеличить поставки в пользу мяса домашней птицы.

– Поставщикам овощей и фруктов стоит увеличить поставки продуктов от местных производителей и уменьшить поставки импортных продуктов для сокращения издержек.

– Можно обратить внимание на растительные заменители молока, т. к. спрос на молоко в 2020 году падает в сравнении с 2019 годом.

– Поставщикам чая следует обратить внимание на кофе и травяные смеси, т. к. спрос на чай падает, а травяные смеси и кофе набирают популярность.

В итоге мы видим, что несмотря на падение доходов населения общий спрос на продукты питания в 2020 году оказался больше, чем в 2019. Спрос на некоторые товары почти не изменился, на другие совершил скачок в первом квартале 2020 года. Всё это говорит нам о том, что люди в условиях пандемии начали закупаться продуктами, и резкий рост спроса привёл к достаточно быстрому падению. И о том, что в условиях нехватки средств многие предпочитают тратить их в первую очередь на пищевые товары.

Литература:

  1. ЕМИСС, https://fedstat.ru/indicator/57701
  2. Коммерсантъ, https://www.kommersant.ru/doc/4357926


Задать вопрос