Нравственное влияние творчества Л. Н. Толстого на современную молодёжь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 17.02.2023

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Матенова, Ю. У. Нравственное влияние творчества Л. Н. Толстого на современную молодёжь / Ю. У. Матенова, Н. Р. Уринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100086/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор определяет влияние творчества Л. Н. Толстого на нравственное воспитание современной молодёжи. Раскрывает важную дидактическую роль его романов, вошедших в золотой фонд мировой классики.

Ключевые слова: духовность, современное поколение, литература, семейный роман.

Как отмечал Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёев: «Духовность начинается со школы. Внимание вопросам духовности в школах необходимо уделять в той же мере, в какой уделяется образованию» [3]. Также Шавкат Миромонович рекомендовал создать просветительскую литературу, способствующую расширению кругозора, для учащихся каждого класса.

Ежегодно в нашей стране проводится конкурс «Ёш китобхон» («Юный читатель») среди молодёжи, где знатоки соревнуются в познаниях в области литературы. Данное мероприятие послужило основной тенденцией продвижения чтения в молодёжную среду. Главная задача конкурса «Ёш китобхон» — привить молодому поколению высокую духовность, патриотизм, чувство собственного достоинства, благородство и честь.

В списке литературы, [5] представленном конкурсантам 10–14 лет, есть и сборник Л. Н. Толстого «Как волки учат своих детей» [4].Сложно передать влияние творчества Льва Толстого на мировую литературу XX века и на всю последующую литературу в целом. Величайший романист, философ, лауреат Грибоедовской премии и претендент на Нобелевскую премию, ярчайший представитель своей эпохи, чьи произведения переведены на многие языки мира и писатель, которого еще при жизни назвали «главой русской литературы», Лев Николаевич Толстой, действительно человек-эпоха, а также человек, творивший эпоху. В свое время, Владимир Набоков, номинированный 8 раз на Нобелевскую премию по литературе и преподававший курсы русской и мировой литературы в Гарварде, войдя в аудиторию, попросил задернуть все шторы. В темноте он попросил включить один софит.

«− Стало светло? — спросил он. — Это — Пушкин. Теперь включите второй. Светлее? Это — Чехов. Теперь раздерните шторы.

В аудитории ворвался солнечный свет. Это — Толстой!» [6]

Как отмечал Э. Г. Бабаев, знаменитый толстовед, в аннотации к книге Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: «Толстой принадлежал к великой плеяде русских писателей XIXвека. В 70-е годы наряду с Тургеневым, Некрасовым, Островским, Достоевским он разрабатывал “историю души человеческой” в её отношении к обществу, к истории, к прошлому и будущему родной страны» [2]. Важные нравственные вопросы, духовные идеалы писателя волнуют читателя и по сей день. В становлении личности, а особенно, в юные годы, человек начинает задумываться о его предназначении в жизни, его роли в этом круговороте, о понятиях добро и зло и т. д. И именно в это время очень важно общаться с правильными людьми, читать правильные книги и перенимать все лучшее, ведь не зря произведения Льва Толстого называют энциклопедическими. Привнесение в жизнь молодого поколения таких романов как «Воскресение», «Война и мир» и «Анна Каренина», может послужить хорошим началом для развития нравственных и духовных ценностей целого народа.

В школьную программу по литературе Республики Узбекистан также включены величайшие произведения Л. Н. Толстого. Учащиеся 7 класса знакомятся с его трилогией «Детство. Отрочество. Юность», в 8 классе изучают рассказ «После бала», но наиболее глубоко образ писателя как целостной личности даётся в учебнике 10 класса. Данный учебник был издан 2017-году для средних образовательных школ и средних специальных профессиональных учебных заведений с русским языком обучения. Авторами данного учебника являются Н. М. Миркурбанов и Г. Ф. Голева. В отличие от учебников других классов данный учебник наиболее глубоко раскрывает жизнь и творчество Л. Н. Толстого в соответствии с особенностями восприятия старшеклассниками данного материала и характеризует писателя не только с творческой стороны, но и как многогранную личность и яркого представителя своего времени. В данном учебнике чётко обозначена концепция творчества Л. Н. Толстого, основополагающим стержнем которой является нравственная проблематика целого поколения. Несмотря на большой промежуток времени, разделяющий нас с автором, проблемы, поставленные в произведениях, являются актуальными и по сей день. Рассмотрены такие крупные произведения автора как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и т. д. Даётся подробное описание основных тем творчества Л. Н. Толстого, также отмечаются специфические художественные приёмы автора, выделяется несомненный талант, многоплановость, широта мышления и умение находить тонкие струны человеческих мыслей.

Отдельного внимания заслуживает интересное описание биографии писателя. Основной акцент направлен на становление личности писателя и на его духовные поиски. Нравственные идеалы писателя, его умение чётко анализировать собственные чувства и критически осуждать свои же поступки мы видим на примере многих его произведений. Художественная манера Льва Толстого, несомненно, заключается в искренности его суждений и в свободном диалоге с читателем, полностью исключающим в себе пафос. В данном учебнике затронута одна из основных идей, развитых Л. Н. Толстым во многих его произведениях. Семейная тематика по праву является ключевой в его самых ярких произведениях, таких как «Война и мир», «Анна Каренина» и в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» [1].

Наряду с изучением творчества писателя учащиеся всё более проникаются нравственной философией автора и впитывают в себя такие понятия, как честь, достоинство, благородство и скромность. Каждое произведение автора несёт в себе ту или иную воспитательную функцию, что необходимо для развития высокой духовности и человечности. Произведения Л. Н. Толстого, воистину гения литературы, ведут человека к добру, к свету, к справедливости. Его произведения даже через многие века будут служить людям во имя добра, как мечтал об этом автор.

Литература:

  1. Миркурбанов Н. М., Голева Г. Ф. Литература, 10 класс, Часть II.- Ташкент, 2017.
  2. Толстой Л. Н. Анна Каренина.− Москва: Художественная литература, 1985.
  3. Открытый новостной источник газета.uz https://www.gazeta.uz/ru/2022/05/26/schools/
  4. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22 тт. — Москва: Художественная литература, 1982
  5. Сборник литературы для участия в конкурсе «Yosh Kitobxon». Открытый источник Ферганского лицея имени Мухаммада аль Хорезми при ТУИТ https://al.fbtuit.uz/yosh-kitobxon-tanlovining-kitoblar-royxati/
  6. Высказывания о Льве Толстом. Открытый сайт факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. http://www.journ.msu.ru/about/leo_tolstoy/statements_about_the_leo_tolstoy.php
Основные термины (генерируются автоматически): произведение, высокая духовность, класс, мировая литература, молодое поколение, Нобелевская премия, Узбекистан, учебник.


Ключевые слова

литература, духовность, современное поколение, семейный роман

Похожие статьи

Духовное и интеллектуальное воспитание молодого поколения...

...духовном и физическом воспитании молодого поколения в Узбекистане.

‒ преемственность национальных, культурных традиций, духовная связь поколений

Президент Ислам Каримов в своем произведении «Высокая духовность — непобедимая

Литература: Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и...

Высокая духовность — фундамент будущего | Статья в журнале...

Наш Президент Ислам Каримов почти во всех своих выступлениях и произведениях затрагивает вопросы духовности. Подчеркивая ее значение, он отмечает, что высокая духовность — это фундамент будущего.

В жизнь вступает новое поколение, которое мыслит по-новому и видит свою перспективу в

Сегодня мы воспитываем молодое поколение в духе национальной идеи.

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

Духовность в первую очередь начинается со служения родине, народу, земле, с уважения к

были наши предки, какой неоценимый вклад они внесли в развитие мировой цивилизации.

Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. — Ташкент, 1997. Каримов И. А. Узбекистан на пороге достижения независимости.

Высокая духовная культура молодёжи Узбекистана

 Известно, что в последнее время в официальных кругах Узбекистана широко

и социальной защите детей, воспитанию подрастающего поколения в духе уважения национальных ценностей и

Литература: Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учеб. пособие. В 2-х ч. — М., 1994.

То, что мы сейчас наблюдаем, есть не процесс вырождения высокой культуры в массовую...

Использование народных игр как духовного наследия в процессе...

Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов подчеркивает: «Возрождение духовных ценностей, рост

Так узбекский национальный кураш (вид борьбы) вышел на мировую арену и приобрел

Литература: 1. Каримов И. А. Узбекистан XXI аср бусагасида: хафсизликка тахдид

Духовность — это не только наследие, передающееся от поколения к поколению.

Возрождение национально-духовных и общечеловеческих...

Духовность — это не только наследие, передающееся от поколения к поколению.

Литература: Конституция Республики Узбекистан.

Каримов И. А. «Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана». Т. «Узбекистан», 1998г., стр. 305–327. Наша главная цель — демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация...

Русские писатели-лауреаты Нобелевской премии | Юный ученый

Иван Алексеевич Бунин — первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, лауреат 1933 года. Премия присуждена «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Бунин получил премию, будучи в эмиграции.

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего...

Литература: Каримов И. А. Наша высшая цель-независимость и процветание Родины

Авлоний А.«Туркий гулистон ёхуд ахлок («Цветущий край и мораль»)- Т.:Узбекистан, 1999.

Сегодня мы воспитываем молодое поколение в духе национальной идеи.

Президент Ислам Каримов в своем произведении «Высокая духовность — непобедимая сила» подчеркивает...

Исторические корни духовности узбекского народа

Народы бережно передавали из поколения в поколение нравственные и религиозные ценности. Еще одной вехой в формировании духовности узбекского народа является деятельность джадидов в конце 19

Абдунабиев А. Вклад в мировую цивилизацию. Т., 1998.

Алимова Д. А. Историческое мировоззрение джадидов и их проекция в будущее Узбекистана.

Традиции мировой литературы в современной узбекской прозе

Разнообразие изобразительных методов в современной узбекской прозе, обновленные изыскания, использование опытов мировой литературы, возрастание применения разнообразных принципов — всё это своеобразные особенности, обеспечивающие её прогресс.

Похожие статьи

Духовное и интеллектуальное воспитание молодого поколения...

...духовном и физическом воспитании молодого поколения в Узбекистане.

‒ преемственность национальных, культурных традиций, духовная связь поколений

Президент Ислам Каримов в своем произведении «Высокая духовность — непобедимая

Литература: Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и...

Высокая духовность — фундамент будущего | Статья в журнале...

Наш Президент Ислам Каримов почти во всех своих выступлениях и произведениях затрагивает вопросы духовности. Подчеркивая ее значение, он отмечает, что высокая духовность — это фундамент будущего.

В жизнь вступает новое поколение, которое мыслит по-новому и видит свою перспективу в

Сегодня мы воспитываем молодое поколение в духе национальной идеи.

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

Духовность в первую очередь начинается со служения родине, народу, земле, с уважения к

были наши предки, какой неоценимый вклад они внесли в развитие мировой цивилизации.

Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. — Ташкент, 1997. Каримов И. А. Узбекистан на пороге достижения независимости.

Высокая духовная культура молодёжи Узбекистана

 Известно, что в последнее время в официальных кругах Узбекистана широко

и социальной защите детей, воспитанию подрастающего поколения в духе уважения национальных ценностей и

Литература: Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учеб. пособие. В 2-х ч. — М., 1994.

То, что мы сейчас наблюдаем, есть не процесс вырождения высокой культуры в массовую...

Использование народных игр как духовного наследия в процессе...

Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов подчеркивает: «Возрождение духовных ценностей, рост

Так узбекский национальный кураш (вид борьбы) вышел на мировую арену и приобрел

Литература: 1. Каримов И. А. Узбекистан XXI аср бусагасида: хафсизликка тахдид

Духовность — это не только наследие, передающееся от поколения к поколению.

Возрождение национально-духовных и общечеловеческих...

Духовность — это не только наследие, передающееся от поколения к поколению.

Литература: Конституция Республики Узбекистан.

Каримов И. А. «Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана». Т. «Узбекистан», 1998г., стр. 305–327. Наша главная цель — демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация...

Русские писатели-лауреаты Нобелевской премии | Юный ученый

Иван Алексеевич Бунин — первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, лауреат 1933 года. Премия присуждена «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Бунин получил премию, будучи в эмиграции.

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего...

Литература: Каримов И. А. Наша высшая цель-независимость и процветание Родины

Авлоний А.«Туркий гулистон ёхуд ахлок («Цветущий край и мораль»)- Т.:Узбекистан, 1999.

Сегодня мы воспитываем молодое поколение в духе национальной идеи.

Президент Ислам Каримов в своем произведении «Высокая духовность — непобедимая сила» подчеркивает...

Исторические корни духовности узбекского народа

Народы бережно передавали из поколения в поколение нравственные и религиозные ценности. Еще одной вехой в формировании духовности узбекского народа является деятельность джадидов в конце 19

Абдунабиев А. Вклад в мировую цивилизацию. Т., 1998.

Алимова Д. А. Историческое мировоззрение джадидов и их проекция в будущее Узбекистана.

Традиции мировой литературы в современной узбекской прозе

Разнообразие изобразительных методов в современной узбекской прозе, обновленные изыскания, использование опытов мировой литературы, возрастание применения разнообразных принципов — всё это своеобразные особенности, обеспечивающие её прогресс.

Задать вопрос