Автор: Абдуллаева Сурия Абдулахадовна

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 18.02.2017

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаева С. А. Исторические корни духовности узбекского народа // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 567-569.



История культуры узбекского народа является частью культуры народов Центральной Азии, проживавших на этой территории. На протяжении многовековой истории они переживали как периоды расцвета духовной жизни, так и периоды полного упадка культуры.

Остановимся на тех важнейших периодах в истории народа, когда закладывался фундамент его духовности и культурных традиций

Определяя исторические этапы становления цивилизации в Центральной Азии, необходимо отметить несколько особенностей ее формирования:

  1. Центральная Азия с древних времен занимала своеобразное геополитическое положение: междуречье двух плодородных рек, наличие различных географических зон (горные, предгорные, степные районы и оазисы), которые способствовали как развитию земледелия, так и скотоводства. Кроме этого, территория Центральной Азии была благодатным краем, как для автохтонного населения, так и для древних народов, находившихся в движении и вновь в нее входящих. Поэтому первыми предпосылками возникновения древней цивилизации на этой территории были определенные климатические и географические условия.
  2. Центральную Азию всегда окружали народы и государства, находящиеся на более или менее высокой стадии развития, но чьи военно-политические, экономические и культурные интересы оказывались связанными с центрально-азиатским обществом таким образом, что оно никогда не развивалось обособленно, а находилось в постоянном взаимодействии с другими культурами.
  3. Еще одной особенностью древней истории Центральной Азии является то, что процесс становления государственности и развития культуры происходил в своеобразных условиях взаимодействия кочевых скотоводческих и оседлых земледельческих племен.

В регионах поливного земледелия с древнейших времен в мировоззрении, поверьях, живущих там народов, обожествлялись вода и земля. Это относится и к нашим предкам. Зороастрийцы считали священной землю, и чтоб не осквернять ее, мертвецов не хоронили, а оставляли на солнце в специально отведенных местах. Это было связано с тем, что цена каждой пяди земли, на которую поднималась вода, была на вес золота, точно так же, как цена каждой капли влаги, идущей на орошение. Таким образом, местные религии и философские взгляды, формировавшиеся в естественноисторических условиях, неизбежно отражали особенности и потребности материально-экономической жизнедеятельности.

Ислам, признающий веру в единого Бога — Аллаха, отменил культовое отношение к воде и земле, но среди народов, занятых поливным земледелием, почтительное отношение к ним сохранилось до сегодняшних дней.

Материальные факторы жизни, в первую очередь поливное земледелие, оказали влияние на мифологию и религию, науку, традиции нашего народа. Заботливое, экономное отношение к воде и земле характерно для духовности нашего народа. Утверждение праздников, например, таких как Навруз, тоже связано с началом поливного сезона, наступлением весны.

Еще одной особенностью Туркестана как региона поливного земледелия явилось то, что здесь развивается так называемый «азиатский способ производства». Здесь в древности не сложилось рабство, а в средневековье преобладали формы мелкой и общинной собственности. С далекого прошлого пастбища, степи, богарные земли были распределены между родоплеменными общинами. Полив земли требовал постоянного строительства ирригационных сооружений и ухода за ними, что под силу было только общине. Это привело к неразвитости частной собственности на землю. При этом в этом регионе быстро развивались товаро-денежные отношения, основанные на свободной торговле и обмене товарами.

Неинтенсивное развитие частной собственности обусловило и усилило традиционализм. Он с одной стороны был преградой для общественно-экономического развития, с другой стороны, в плане духовности этот фактор сформировал такие ценности как взаимопомощь, равноправие, взаимоуважение между людьми. Однако подавление личной инициативы, приоритет общих средних требований были второй стороной медали, с этим было связано отсутствие стремления к коренным обновлениям, инициативе и творчеству. Туркестан, как и другие страны Востока, где был развит азиатский способ производства, превратился в традиционное общество, в котором общественные отношения воспроизводились без изменений.

Однако своеобразием центрально-азиатского региона являлось то, что на территорию Туркестана постоянно приходили все новые кочевые племена и народы. Они смешивались с местным населением, осваивали их культуру и опыт и обогащали своей культурой. Это систематическое вливание племен и народов до монгольского завоевания придавало общественной жизни динамизм, они были плодотворны, так как в результате происходило взаимовлияние и взаимообогащение культур. Результат — выработка в среде народов Центральной Азии такой ценности как религиозная и этническая терпимость.

В 8 веке в Центральной Азии укрепился ислам и стал господствующей идеологией. Ислам как идеология еще больше укрепил тенденцию к традиционализму. Отношение к миру, природе, обществу воспринималось и оценивалось через призму ислама. Вырабатывалось мусульманское правосознание, нравственность, философия. Это влияние ислама на духовность нельзя считать окончательно ни положительным, ни отрицательным. Духовность народа, сложившаяся на традиционных началах, а затем выработавшая мусульманские устои есть историческая данность.

На территории Центральной Азии в зороастрийский период существовала своя уникальная культура, были развиты письменность, архитектура, изобразительные искусства. С приходом ислама такие виды творческой деятельности, которые противоречили ему, и все другие формы религии были уничтожены. Сохранившиеся формы культуры, такие как литература, музыка, архитектура действовали в рамках ислама. Они стали развиваться на базе традиционализма.

В эпоху своего становления и первые века развития ислам выдвинул более передовые идеи по сравнению с предыдущими историческими эпохами. Исламская цивилизация на протяжении 9–12 веков и позже в эпоху темуридов добилась величайших успехов. Она была замешана на продуктивной интеллектуальной активности. Первоначально вера в ислам опиралась на продуктивную деятельность. Нравственными и социальными установками были такие изречения ислама как: «Аллах говорит: от тебя усердие — от меня вознаграждение», или «Стремление к знанию есть обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Эти слова высечены на одном из медресе Улугбека. В то время ислам стал мировоззренческим и идеологическим фундаментом такой духовности, которая сумела обеспечить высокое развитие.

Ислам утвердил в сознании народа такие ценности как честность, правдивость, доброжелательность, взаимоуважение, заботу о детях и стариках, понятия нравственной чистоты и совершенствования. Благодаря мусульманской науке и отношению к знаниям были освоены древнеиндийские и древнегреческие наука и философия, в результате чего были собраны основные научные достижения человечества того времени. Мусульманские ученые и среди них ученые Центральной Азии обладали духом научного исследования, поэтому их можно считать отцами современной науки. Центральная Азия 9–12 веков дала миру не только великих ученых и философов, развивавших учения древности, таких как аль-Хорезми, аль-Фароби, аль-Фергани, аль-Беруни, Абу Али ибн Сино. В это время развиваются учения великих богословов Центральной Азии, которые сыграли огромную роль в духовном развитии личности. Мы находим идеи духовности в учениях Замахшари, ат-Термизи, Ахмада Яссави, Наджмитдина Кубро.

В эту эпоху, называемую периодом центрально-азиатского ренессанса, в Центральной Азии духовная составляющая развития общества находилась на большой высоте. Это связано еще и с тем, что в этот период продолжал происходить процесс взаимообогащения культур, чему способствовала вовлеченность Центральной Азии в систему мусульманского мира, развитие Великого шелкового пути и характерные для раннего ислама демократизм и динамизм. То, что культура Центральной Азии в 9–12 веках находилась в процессе взаимодействия с другими культурами, явилось важнейшим фактором, определившим особенности нашей духовности и прогресса.

Это же стремление к прогрессу продолжилось в эпоху Темура и темуридов. Сам Амир Темур, создатель после монгольского ига централизованного государства, осуществил большую работу, послужившую укреплению взаимосвязей между Европой и Азией. Во внешней политике Амира Темура главной идеей служило широкое установление международных экономических и торговых связей. Амир Темур способствовал культурному расцвету своего государства. Разными способами, иногда насильственными, он собирал в своей стране лучших представителей науки, искусства строительства. В результате в период его правления были созданы выдающиеся образцы мусульманской архитектуры и декора, сохраняющие поныне ценность памятников мирового значения. А научная и художественная деятельность достигли высочайшего уровня в эпоху темуридов. Это — деятельность Улугбека и объединение вокруг него таких ученых как Казизаде Руми, Гияссидина Джамшид Каши, Али Кушчи и др., а также появление таких гениев как Алишер Навои, Камолиддин Бехзод, Бабур и др., что внесло огромный вклад в духовное развитие нашего народа.

С середины 15 века в исламе стал усиливаться фанатизм. Среднеазиатские государства стали обособляться, общество стало закрытым для всего нового. Несмотря на экономический застой и междоусобицы, народы Средней Азии сохранили веками накопленные духовные ценности. Развивались искусство каллиграфии и миниатюра, поэзия и устное народное творчество. Народы бережно передавали из поколения в поколение нравственные и религиозные ценности.

Еще одной вехой в формировании духовности узбекского народа является деятельность джадидов в конце 19 века, когда часть территории Средней Азии вошла в состав царской России в качестве Туркестанского генерал губернаторства. В конце 19 века в Туркестане появилось движение, которое сыграло важную роль в общественно-политической жизни Средней Азии — джадидизм (от арабского слова «джадид» — новый). Это движение было представлено местной прогрессивной интеллигенцией. Представители национальной интеллигенции и просвещенного духовенства осознавали, что в условиях невежества и нетерпимости нельзя ожидать духовного возрождения. Джадиды выступили инициаторами создания новометодных школ. В программу преподавания новых школ были включены история, арифметика, география, родной язык. В начале 20 века джадиды стали издавать различные газеты и журналы. Через свои издания они знакомили читателей с теми событиями, которые происходили в мире, делились своими мыслями о необходимости расширения сети новометодных школ, развития торговли, банковского дела, промышленности, сельского хозяйства. Такие прогрессивные джадиды, как А. Шакури, М. Бехбуди, А. Авлони, М. Кары, У. Ходжаев и др. внесли значительный вклад в дело подъема национального самосознания и духовного развития узбекского народа.

Народ Узбекистана, обретший независимость в 1991 году, в своем стремлении к свободе, социальной справедливости и возрождению национального самосознания опирается на тот духовный фундамент, который был заложен его предками. На основе этого фундамента происходит укрепление духовного потенциала независимости, и, смеем надеяться, ожидается новый виток расцвета духовности и культуры, который будет поддерживать процветание страны и благополучие народа.

Литература:

  1. Каримов И. А. Речь на открытии памятника А. Темуру. Т., 1996.
  2. Каримов И. А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т., 1996.
  3. Абдунабиев А. Вклад в мировую цивилизацию. Т., 1998.
  4. Муминов И. Выдающиеся мыслители Средней Азии. Т., 1966.
  5. Алимова Д. А. Историческое мировоззрение джадидов и их проекция в будущее Узбекистана. Т., 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): Центральной Азии, Средней Азии, народов Центральной Азии, узбекского народа, территория Центральной Азии, истории Центральной Азии, территории Центральной Азии, Центральной Азии духовная, ученые Центральной Азии, богословов Центральной Азии, вовлеченность Центральной Азии, культура Центральной Азии, культуры народов Центральной, народы Средней Азии, культуры узбекского народа, территории Средней Азии, мыслители Средней Азии, духовности узбекского народа, эпоху темуридов, жизни Средней Азии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос