Использование сенсорных макетов в работе с детьми раннего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 13.02.2023

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Попова, С. В. Использование сенсорных макетов в работе с детьми раннего возраста / С. В. Попова, О. В. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99936/ (дата обращения: 27.04.2024).



Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Как известно, ведущим видом детской деятельности является игра. Именно поэтому мы, как педагоги-практики ищем разнообразные пути обновления предметно-пространственной развивающей среды группы.

Наряду с традиционными методиками для развития детей дошкольного возраста мы используем инновационные педагогические технологии. Одной из перспективных технологий является технология макетирования.

Развивающая среда групп раннего возраста нашего детского сада, традиционно наполнена оборудованием для сенсорного развития малышей, обеспечивает их двигательную активность и стимулирует игровую деятельность. Одним из компонентов развивающей среды детей раннего возраста в нашем детском саду, являются сенсорные макеты .

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Маке́т ( фр. maquette масштабная модель ) модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину , лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Макет — модель, предварительный образец, пробный образец чего-либо. Предназначен для представления объекта; используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта невозможно [1].

В нашем случае, сенсорный макет — это, все то, что нас окружает, только в мини формате. Это — деревня, бабушкин огород, лужайка с бабочками, ферма с домашними животными, городские улицы с машинами и многое другое.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей раннего возраста с макетами способствуют:

— речевому и познавательному развитию

— расширению кругозора

— развитию мелкой моторики и обогащению тактильного опыта.

Мы обогащаем развивающую среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. В этом смысле использование технология макетирования является наиболее эффективным средством. Использование сенсорных макетов способствует реализации основных образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Помимо развития мелкой моторики, сенсорные макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дошкольники познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений.

Что же представляет из себя сенсорный макет?

Сенсорный макет — это емкость, которая заполняется наполнителем.

Наполнителем могут быть всевозможные крупы (гречка, рис, макароны, фасоль, горох и т. д. их можно покрасить в разные цвета с помощью пищевого красителя); природные материалы (камешки, шишки, листья, орехи, песок и т. д). Тематика сенсорных макетов безгранична… это может быть ферма с домашними животными, дикие животные, динозавры, море, зима, лето и т. д.

Мы создаем сенсорные макеты в пластиковых контейнерах для игрушек, они удобны в хранении и достаточно вместительны. Такие макеты полифункциональны, легко трансформируемы, вариативны. В группе в достаточном количестве имеются разнообразные материалы, игрушки, обеспечивающие свободный выбор детей.

Как правило, создавая сенсорный макет, мы стараемся сделать его тематически направленным. Таким образом мы соблюдаем основной принцип построения воспитательно-образовательной работы — тематический.

http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/01/26/dsc_0734.jpg

При работе с макетами мы соблюдается принцип интеграции образовательных областей, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.

Таблица 1

Примерный тематический план использования сенсорных макетов в работе с детьми раннего возраста.

Тема

Макет

Задачи

«Осень»

Осеннее содержание, без животных. Шишки, желуди, не большие шишки и веточки деревьев.

— Обогащение тактильного опыта.

— Развитие мелкой моторики.

— Обогащение словарного запаса, развитие речи

«Огород»

Греча, фигурки овощей(морковь, свекла, капуста) из соленого теста

— Развитие зрительно-моторной координации.

— Обогащение словарного запаса, развитие речи.

— Обогащение тактильного опыта и мелкой моторики

«Деревенское подворье»

Двор (фигурки животных, постройки для животных), наполнитель, греча, пшено, сено.

— Способствовать развитию у детей интереса к домашним животным

— Развитие зрительно-моторной координации.

— Обогащение словарного запаса, развитие речи.

— Обогащение тактильного опыта и мелкой моторики

«Зимний лес»

Наполнитель: манка, искусственный снег. Фигурки деревьев, елей.

— Познакомить детей с приметами зимы.

— Обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.

— Развитие зрительно-моторной координации

«Снеговик»

Наполнитель: манка, искусственный снег. Фигурки снеговика из различных материалов: соленого теста, воздушного пластилина, ткани.

— Познакомить детей с зимними играми на улице.

— Обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.

— Развитие зрительно-моторной координации

«Городок»

Город поле для игры (дома, здания магазина, школы, кафе, и т. д. дорога, машины, фигурки людей)

— Познакомить детей с различными постройками. Обогащение словарного запаса, развитие речи.

— Обогащение тактильного опыта и мелкой моторики

Мы рекомендуем использовать сенсорные макеты в работе с дошкольниками, начиная с раннего возраста. Тематическое содержание и наполненность усложняется с возрастом и интересами детей. Это может быть ферма с домашними животными и древние динозавры, морское дно с затонувшим кораблем, автомобильная мастерская и многое другое.

Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод:

Сенсорные макеты — это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию речи, познавательного мышления, любознательности, умению взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, мелкой моторики.

Литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. http://doshkolnik.ru/okr-mir/9996-ispolzovanie-maketov-v-dou-kak-innovacionnaya-tehnologiya-poznavatelnogo-razvitiya-doshkolnikov.html
  3. Артюхова, И. С. Играем, дружим, растем. Сборник развивающих игр. Группа раннего возраста / И. С. Артюхова, В. Ю. Белькович. — М.: Русское слово — учебник, 2015.
  4. Дмитриева, В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет / В. Г. Дмитриева. — М.: Издательство «Эксмо» ООО, 0.
  5. Дмитриева, Виктория Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или прикоснемся к прекрасному / Виктория Дмитриева. — М.: АСТ, Сова, 2006.
  6. Игры с детьми раннего возраста. — М.: Сфера, 2011.
  7. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. — М., Гном и Д., 2000.
  8. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение Сюжетных игр детей. — СПб. Речь; М. Сфера, 2010
  9. Тимофеичева, И. В. «Ладушки». Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста / И. В. Тимофеичева, О. Е. Оськина. — М.: Перспектива, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, макет, развитие речи, ранний возраст, тактильный опыт, зрительно-моторная координация, сенсорный макет, словарный запас, Обогащение, Развитие.


Похожие статьи

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста...

Библиографическое описание: Янкина, Н. Н. Развитие сенсорных представлений у детей

 В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному развитию

учить различать предметы по цвету и величине, развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

М.,1975. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Развитие зрительно-моторной координации как главный...

Графические упражнения на развитие мелкой моторики оказывают непосредственное влияние на развитие речи детей. В процессе упражнений улучшается память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, а также зрительно-моторная координация.

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного...

Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития каждого ребёнка.

Но не только речь зависит от уровня развития мелкой моторики.

Этому способствует постепенное развитие мелкой моторики рук и накопление сенсорного

усилия при нажатии, при этом происходит массаж руки, развивается зрительно-моторная координация рук.

Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка

Давно было доказано, что мелкая моторика способствует благоприятному развитию речи у детей.

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление.

Помогать ребенку в развитии мелкой моторики нужно с младенческого возраста.

Цель: развитие мелкой моторики рук и зрительно двигательной координации.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

Именно через него происходит основное обогащение и накопление опыта, поэтому детям

Это объясняет влияние развития мелкой моторики рук на уровень развития речи.

закрепляются знания о сенсорных эталонах, происходит развитие мышления, внимания и мелкой моторики рук.

1. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём...

Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем...

Библиографическое описание: Климченко, О. Г. Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем и дошкольном возрасте / О. Г

Поэтому при активном развитии моторики у ребенка развивается речь.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Существуют различные способы развития мелкой моторики пальцев рук.

Актуальность развития мелкой моторики у детей младшего...

Отображена проблема развития мелкой моторики младшего дошкольного возраста.

А также вместе с этим развивается внимание, память и словарный запас ребёнка.

Множество педагогической литературы указывает, о проблеме развития, мелкой моторики.

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

2. Развитее графического навыка и зрительно- моторной координации.

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза.

Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики руки.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами...

Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по...»

Методы и приёмы развития зрительного восприятия: наглядные пособия, панно, магнитная

Методы и приёмы развития крупной и мелкой моторики: упражнения на координацию речи с

В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно.

Предназначено для детей от раннего до старшего дошкольного возраста (1,5 до 7 лет), как с...

Похожие статьи

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста...

Библиографическое описание: Янкина, Н. Н. Развитие сенсорных представлений у детей

 В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному развитию

учить различать предметы по цвету и величине, развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

М.,1975. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Развитие зрительно-моторной координации как главный...

Графические упражнения на развитие мелкой моторики оказывают непосредственное влияние на развитие речи детей. В процессе упражнений улучшается память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, а также зрительно-моторная координация.

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного...

Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития каждого ребёнка.

Но не только речь зависит от уровня развития мелкой моторики.

Этому способствует постепенное развитие мелкой моторики рук и накопление сенсорного

усилия при нажатии, при этом происходит массаж руки, развивается зрительно-моторная координация рук.

Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка

Давно было доказано, что мелкая моторика способствует благоприятному развитию речи у детей.

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление.

Помогать ребенку в развитии мелкой моторики нужно с младенческого возраста.

Цель: развитие мелкой моторики рук и зрительно двигательной координации.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

Именно через него происходит основное обогащение и накопление опыта, поэтому детям

Это объясняет влияние развития мелкой моторики рук на уровень развития речи.

закрепляются знания о сенсорных эталонах, происходит развитие мышления, внимания и мелкой моторики рук.

1. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём...

Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем...

Библиографическое описание: Климченко, О. Г. Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем и дошкольном возрасте / О. Г

Поэтому при активном развитии моторики у ребенка развивается речь.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Существуют различные способы развития мелкой моторики пальцев рук.

Актуальность развития мелкой моторики у детей младшего...

Отображена проблема развития мелкой моторики младшего дошкольного возраста.

А также вместе с этим развивается внимание, память и словарный запас ребёнка.

Множество педагогической литературы указывает, о проблеме развития, мелкой моторики.

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

2. Развитее графического навыка и зрительно- моторной координации.

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза.

Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики руки.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами...

Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по...»

Методы и приёмы развития зрительного восприятия: наглядные пособия, панно, магнитная

Методы и приёмы развития крупной и мелкой моторики: упражнения на координацию речи с

В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно.

Предназначено для детей от раннего до старшего дошкольного возраста (1,5 до 7 лет), как с...

Задать вопрос