Влияние особенностей питания школьников на показатели гемодинамики и школьную успеваемость | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 21.01.2023

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, А. Б. Влияние особенностей питания школьников на показатели гемодинамики и школьную успеваемость / А. Б. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 40-45. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99273/ (дата обращения: 03.05.2024).



Целью настоящего исследования явилось исследование влияния особенностей питания школьников на показатели гемодинамики и школьную успеваемость.

Ключевые слова: школьная успеваемость, гемодинамические показатели, питание.

Методы и материалы:

В исследованиях принимали участие школьники в возрасте 13–15 лет, в количестве 61 человека (33 девочки, 28 мальчиков).

У обследованных школьников оценивались два основных антропометрических показателя: длина (с помощью ростомера измерялся рост школьников в положении стоя) и масса тела (с помощью электронных весов с точностью до 0,5 кг).

Для оценки адекватности энергетической и пластической сторон питания был использован наиболее распространенный и часто применяемый при оценке пищевого статуса расчет «индекса массы тела» (ИМТ), рассчитанный по формуле: .

Измерение АД проводилось неинвазивным методом Н. C. Короткова (приказ Минздрава и социальной политики РФ № 4 от 24.01.03 и рекомендации измерения АД, разработанными рабочей группой Американской Ассоциации Сердца (T. G. Pickering и соавт., 2005), с помощью автоматического тонометра фирмы CITIZEN. Все измерения проводились в спокойной комфортной обстановке при комнатной температуре, после адаптации учеников к условиям кабинета в течение не менее 5–10 минут. АД измерялось в положении «сидя»; школьник удобно сидел на стуле с опорой на спинку, ноги не скрещивались. Рука обследуемого удобно располагалась на столе рядом со стулом и лежала неподвижно с упором в области локтя до конца измерения, при этом середина манжеты находилась на уровне сердца. При интерпретации результаты измерения АД оценивались по шкале, предложенной рабочей группой Объединенного Национального Комитета по профилактике, выявлению, оценке и лечению высокого артериального давления.

Также проводилось анкетирование школьников по поводу особенностей их питания и анализ школьной успеваемости. Анкетирование проводили с помощью анкеты-опросника для учащихся, созданной на основе анкеты, разработанной в Норвегии университетом г. Берчена (HBSC — Health Behavior among School-Aged Children). Данная анкета была адаптирована, дополнена с учетом разработок и рекомендаций отечественных.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием статистического пакета профессиональной статистики «Statistica 7.0 forWindows» с применением критерия знаков (Z) и корреляционного анализа (R).

Результаты исследования:

Исследование проводилось с декабря 2018 года по февраль 2019 года. В исследовании принял участие 61 школьник (33 девочки, 28 мальчиков). Средний рост составил 166,79±0,85 см (у мальчиков рост был достоверно больше (168,93±1,16 см), чем у девочек (164,97±1,13 см; Z=-2,67; p=0,008) (рис. 1).

Средний показатель роста у мальчиков(1) и девочек(2)

Рис. 1. Средний показатель роста у мальчиков(1) и девочек(2)

Среднее значение веса составило 51,28±0,86 кг (у мальчиков вес достоверно больше (54±1,33 кг), чем у девочек (48,97±0,96 кг; Z=-3,06; p=0,002)) (рис. 2).

Средний показатель веса у мальчиков(1) и девочек(2)

Рис. 2. Средний показатель веса у мальчиков(1) и девочек(2)

Индекс массы тела в среднем составил 18,4±0,24 кг/м2 (у мальчиков ИМТ был достоверно больше (18,88±0,36 кг/м2), чем у девочек (17,99±0,31 кг/м2; Z=-2,45; p=0,01). Исследование гемодинамических показателей показало, что среднее значение САД составило 112,15±1,2 мм.рт.ст. (у мальчиков было достоверно больше (115,82±1,73 мм.рт.ст.), чем у девочек — 109,03±1,57 мм.рт.ст.; Z=-2,67; p=0,008). Среднее значение ДАД составило 65,67±1,34 мм.рт.ст. (у мальчиков — 68±2,1 мм.рт.ст., у девочек — 63,7±1,67; Z=-1,39; p=0,16, что указывает на отсутствие достоверных гендерных отличий). Среднее значение пульсового давления составило 46,48±1,35 мм.рт.ст. и не отличалось у мальчиков (47,82±2,39 мм.рт.ст.) и у девочек (45,33±1,45 мм.рт.ст.; Z=-0,65; p=0,51). Среднее значение показателя УО составил 76,46±1,31 мл, не отличался достоверно у мальчиков (75,73±2,27 мл) и девочек (77,09±1,50 мл). Среднее значение МОК составило 6391,08±154,44 мл/мин. По данному показателю не было достоверных отличий у мальчиков (6187,63 ±258,92 мл/мин) и девочек (6563,7±180,69 мл/мин). Исследование активности отделов вегетативной нервной системы, проведенное на основе анализа вегетативного индекса Кердо (ВИК) показало, что среднее значение данного показателя составил 20,16±2,07 %, (у мальчиков — 15,07±3,4 %, у девочек — 24,47±2,31 %; Z=2,14; p=0,03), что указывает на более высокий тонус симпатического отдела ВНС у девочек (рис. 3).

Среднее значение ВИК у мальчиков(1) и девочек(2)

Рис. 3. Среднее значение ВИК у мальчиков(1) и девочек(2)

Изучение адаптационного потенциала показало, что среднее значение данного показателя составило 1,9±0,03 (у мальчиков — 1,95±0,05, у девочек — 1,86±0,05), что указывает на удовлетворительную адаптацию. Данный показатель достоверно не отличался у мальчиков и девочек. Среднее значение ЧСС составило 83,48±1,33 уд/мин и достоверно не отличалось у мальчиков (81,39±1,9 уд/мин) и девочек (85,24±1,82 уд/мин).

Исследование успеваемости школьников по учебным дисциплинам показало, что по русскому языку (Z=2,53; p=0,01), английскому языку (Z=3,34; p=0,0008), биологии (Z=2,45 p=0,014), истории (Z=3,23; p=0,001), физике (Z=2,29; p=0,001) более высокие оценки имели девочки. По остальным дисциплинам гендерные особенности обнаружены не были.

Исследование особенностей питания школьников согласно анкетным данным показало, что мальчики употребляли хлеб чаще, чем девочки (Z=-3,69; p=0,0002). По остальным пунктам анкеты гендерных отличий выявлено не было.

Анализ связи между особенностями питания, показателями гемодинамики и успеваемостью показало наличие достоверной положительной корреляционной связи между частотой употребления конфет и ДАД (R=0,325; p=0,001) (рис. 4).

Связь между частотой употребления конфет и ДАД

Рис. 4. Связь между частотой употребления конфет и ДАД

Выяснено, что плотно ужинающие школьники имеют более высокие показатели ДАД(R=-0,355; p=0,005).

Школьники, чье время основного приема пищи приходится на утро, имеют более низкие показатели ДАД(R=0,304; p=0,017). Ученики, чаще питающиеся овощами характеризуются более высокими показателями ПД (R=0,279; p=0,029). Школьники, у которых время основного приема пищи приходится на вечер, имеют более низкие значения ПД(R=-0,379; p=0,003). Школьники, питающиеся конфетами реже, характеризуются более высокими значениями УО(R=-0,285; p=0,026). Ученики, которые ужинают менее плотно, также имеют более высокие показатели УО(R=-0,333; p=0,009). Ученики, у которых время основного приема пищи приходится на вечер, характеризуются более низкими показателями УО(R=-0,402; p=0,001). Школьники, ужинающие менее плотно, имеют более высокие показатели ВИК(R=0,254; p=0,048). Ученики, чей прием пищи более регулярный, характеризуются более высоким ростом(R=-0,264; p=0,039). Школьники, характеризующиеся более высокими значениями САД, имеют оценки по алгебре ниже(R=-0,257; p=0,046). Ученики, имеющие более низкие показатели ПД(R=-0,289; p=0,024) и УО(R=-0,282; p=0,028), имеют более высокие оценки по истории. Те, у кого более высокие отметки по алгебре, имеют более низкие показатели АП(R=-0,267; p=0,037). Ученики, которые старше имеют более высокий бал по обществознанию(R=0,297; p=0,020). Была обнаружена тенденция: чем меньше масса тела(R=-0,328; p=0,009) и, соответственно ИМТ(R=-0,279; p=0,029) ученика, тем выше оценки по русскому языку. Чем регулярнее ученики употребляли первые блюда, тем выше показатели по обществознанию(R=0,332; p=0,009). Чем легче ужин, тем выше балл по физике(R=-0,278; p=0,030) (рис. 5).

Связь между плотностью ужина и оценками по физике (1 — плотно кушаю, 2 — легкий перекус. 3 — что-нибудь пью, 4 — ничего не ем)

Рис. 5. Связь между плотностью ужина и оценками по физике (1 — плотно кушаю, 2 — легкий перекус. 3 — что-нибудь пью, 4 — ничего не ем)

Моя гипотеза подтвердилась: качество питания школьников влияет на гемодинамические показатели и на школьную успеваемость учащихся.

Литература:

  1. Баранов, А. А. Сокращение предотвратимых потерь здоровья детского населения стратегия социальной педиатрии (политика здравоохранения, профилактика) / А. А. Баранов, Т. В. Яковлева, В. Ю. Альбицкий // Вопр. соврем, педиатр. — 2008. — № 4. — С. 6–7.
  2. Конь, И. Я. Питание детей дошкольного и школьного возраста: современные проблемы / И. Я. Конь, JI. Ю. Волкова // Сб. научных материалов первого международного форума по детскому и школьному питанию. М., 2006. — С. 155.
  3. Кучма, В. Р. Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XX веке / В. Р. Кучмы: Матер, между-нар. конгр. М.: Изд. НЦЗД РАМН, 2004. — С. 143–144.
  4. Онищенко, Г. Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения России / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. 2008. — № 2. — С. 72–78.
  5. Покровский, В. И. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни / В. И. Покровский, Г. И. Романенко, Г. Г. Онищенко и др. Новосибирск, 2004. — 344 с.
  6. Тутельян, В. А. Руководство по детскому питанию / В. А. Тутельян, И. Я. Конь. М. 2004. — С. 12–15.
  7. Pickering, T. G. Recommendations for Blood Pressure Measurement in Humans and Experimental Animals Part 1: Blood Pressure Measurement in Humans / T. G. Pickering, J. E. Hall, L. J. Appel et al. // Hypertension. — Vol. 2005. — Р. 142–161.
  8. Афифи, А. Статистический анализ: подход с применением ЭВМ / А. Афифи, С. Эйзен — М., 1982.–488 с.
  9. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина // учеб. пособие. — М.: Изд. центр «Академия». — 2012. — 98 с.
  10. Тармаева, И. Ю. Особенности фактического питания взрослого населения республики Бурятия в современных условиях / И. Ю. Тармаева, Н. В. Ефимова, С. С. Ханхареев, О. Г. Богданова // Вопросы питания. — Т. 87 (№ 3). — 2018. — С. 30–35.
  11. Гончар, Е. О. Гендерные особенности питания студентов и их связь с качеством жизни / Е. О. Гончар, Э. Э. Калиничева, В. А. Мустафаев, Н. А. Добренко, М. И. Соколова // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. — 2018. — Т. 10 (№ 2). — С. 73–78.
  12. Луфт, В. М. Руководство по клиническому питанию / В. М. Луфт. — СПб.: Арт-Экспресс, 2016. — 484 с.
  13. Кучма, В. Р. Подходы к оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений для детей и подростков / В. Р. Кучма, О. Ю. Милушкина // Гигиена и санитария. — 2004. — № 3. — С. 47–50.
  14. Исследование поведения и образа жизни подростков-школьников г. Оренбурга / Е. С. Скворцова, Н. И. Чехонадская, А. И. Карпов [и др.] // Практические аспекты укрепления здоровья и профилактики заболеваний. — М., 2000. — С. 94–107.
  15. О. Я. Лещенко Особенности питания современных старшеклассниц и студенток по материалам анкетирования Бюллетень ВСНЦ СО РАМН, 2012, 2(84), Часть 2 С. 83–86.
Основные термины (генерируются автоматически): девочка, мальчик, показатель, среднее, основной прием пищи, ученик, школьная успеваемость, школьник, CITIZEN, русский язык.


Ключевые слова

школьная успеваемость, питание, гемодинамические показатели

Похожие статьи

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего...

...учебной мотивации учащихся вторых классов с разным уровнем школьной успеваемости.

Эта девочка имеет очень высокий уровень учебной мотивации. Для детей с высоким

Однако, взаимосвязь между отметками и знаниями устанавливается немногими учениками.

Среди общего числа испытуемых второго класса, 41 % — это дети со средним уровнем школьной...

Влияние типа темперамента на учебную успеваемость...

Цель исследования: выявить зависимость между типом темперамента ребенка и его успеваемостью в учебе. Материалы и методы исследования: В исследовании приняли участие 46 школьников в возрасте от 11 до 12 лет (учащиеся 5–6 классов).

Математическая обработка образовательных результатов...

Листинг 1: программа мониторинга динамики успеваемости учащегося.

В программе учтено и то, что, при наличии у школьника менее трех оценок, средняя оценка и, как

Рис. 2. Динамика роста успеваемости ученика. Рис. 3. Отчет по ученику после ввода данных для

Щинкевич, Г. В. Приемы и методы, позволяющие повысить мотивацию учащихся / Г. В. Щинкевич.

Значение формирования и развития статуса «ученик»...

В рассказе, названном по-толстовски задиристо «Девочки умнее стариков», живописуется как раз такая ситуация.

В педагогической практике мы апробировали приемы формирования и развития статуса «ученик» на двух выпусках учащихся начальной школы.

Индивидуальный уровеньученик. Педагогические задачи

3. Повысилась предметная успеваемость. 4. Ученики стали дружными...

Методы и приемы формирования функциональной...

3. «Пишу и говорю». В процессе выполнения задания ученик проговаривает каждое свое действие.

каждой группе было выдано задание провести опрос и оформить результаты этого опроса в виде диаграмм и графиков, рассчитав размах, моду, медиану и среднее.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, месяц, прием

Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня...

Влияние соблюдения режима дня на успеваемость школьника

На рис. 1 можно увидеть, что большинство учеников просыпается в 7:00. Один ученик просыпается в 5.30 и еще один — в 8:00. Норма для учеников начальной школы — 7:00. Большинство учеников выполняют этот пункт. Но есть те, кто просыпается достаточно рано.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

В статье рассматривается вопрос школьной мотивации у учеников 4 классов

Подобный уровень мотивации является средней нормой.

В исследовании принимали участие 37 мальчиков и 44 девочки, в возрасте — 10–11 лет.

Школа, младший школьный возраст, высокий уровень, высокая успеваемость, школьная успеваемость, проблема мотивации.

Критерии успешности обучения учащихся... | «Молодой

В повседневной практике мы часто сталкиваемся с рядом вопросов: какого ученика считать успешным, как оценить успешность обучения школьника. К тому же происходит подмена понятий «успеваемость» и «успешность обучения».

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности

Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.

Богданов Г. А. Опрос на уроках русского языка/Г. А. Богданов — М.: Просвещение — 1989.

Похожие статьи

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего...

...учебной мотивации учащихся вторых классов с разным уровнем школьной успеваемости.

Эта девочка имеет очень высокий уровень учебной мотивации. Для детей с высоким

Однако, взаимосвязь между отметками и знаниями устанавливается немногими учениками.

Среди общего числа испытуемых второго класса, 41 % — это дети со средним уровнем школьной...

Влияние типа темперамента на учебную успеваемость...

Цель исследования: выявить зависимость между типом темперамента ребенка и его успеваемостью в учебе. Материалы и методы исследования: В исследовании приняли участие 46 школьников в возрасте от 11 до 12 лет (учащиеся 5–6 классов).

Математическая обработка образовательных результатов...

Листинг 1: программа мониторинга динамики успеваемости учащегося.

В программе учтено и то, что, при наличии у школьника менее трех оценок, средняя оценка и, как

Рис. 2. Динамика роста успеваемости ученика. Рис. 3. Отчет по ученику после ввода данных для

Щинкевич, Г. В. Приемы и методы, позволяющие повысить мотивацию учащихся / Г. В. Щинкевич.

Значение формирования и развития статуса «ученик»...

В рассказе, названном по-толстовски задиристо «Девочки умнее стариков», живописуется как раз такая ситуация.

В педагогической практике мы апробировали приемы формирования и развития статуса «ученик» на двух выпусках учащихся начальной школы.

Индивидуальный уровеньученик. Педагогические задачи

3. Повысилась предметная успеваемость. 4. Ученики стали дружными...

Методы и приемы формирования функциональной...

3. «Пишу и говорю». В процессе выполнения задания ученик проговаривает каждое свое действие.

каждой группе было выдано задание провести опрос и оформить результаты этого опроса в виде диаграмм и графиков, рассчитав размах, моду, медиану и среднее.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, месяц, прием

Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня...

Влияние соблюдения режима дня на успеваемость школьника

На рис. 1 можно увидеть, что большинство учеников просыпается в 7:00. Один ученик просыпается в 5.30 и еще один — в 8:00. Норма для учеников начальной школы — 7:00. Большинство учеников выполняют этот пункт. Но есть те, кто просыпается достаточно рано.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

В статье рассматривается вопрос школьной мотивации у учеников 4 классов

Подобный уровень мотивации является средней нормой.

В исследовании принимали участие 37 мальчиков и 44 девочки, в возрасте — 10–11 лет.

Школа, младший школьный возраст, высокий уровень, высокая успеваемость, школьная успеваемость, проблема мотивации.

Критерии успешности обучения учащихся... | «Молодой

В повседневной практике мы часто сталкиваемся с рядом вопросов: какого ученика считать успешным, как оценить успешность обучения школьника. К тому же происходит подмена понятий «успеваемость» и «успешность обучения».

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности

Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.

Богданов Г. А. Опрос на уроках русского языка/Г. А. Богданов — М.: Просвещение — 1989.

Задать вопрос