Влияние типа темперамента на учебную успеваемость школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.11.2021

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Зуева, А. И. Влияние типа темперамента на учебную успеваемость школьников / А. И. Зуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 481-483. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85893/ (дата обращения: 23.01.2022).



Ключевые слова : тип темперамента, учебная деятельность .

Актуальность : Зачастую, когда мы стараемся объяснить, почему человек, оказавшийся в одинаковой или практически одинаковой ситуации, достигает различных успехов, мы уделяем внимание психическим особенностям человека, темпераменту, полагая, что разница в успехе людей может быть объяснена именно таким образом. Такое же понятие применяется и при исследовании причин успеха в освоении знаний в учебной программе, и, напротив даже мучительное обучение других.

Цель исследования: выявить зависимость между типом темперамента ребенка и его успеваемостью в учебе.

Материалы и методы исследования:

В исследовании приняли участие 46 школьников в возрасте от 11 до 12 лет (учащиеся 5–6 классов).

Исследуемым было предложено пройти тест Ганса Айзенка для определения типа темперамента

Проведен:

1. Анализ результатов обучения ребят по табелям успеваемости

2. Опрос учителя класса для определения поведения ребят во время уроков

Темперамент — одно из самых важных свойств человека. Создателем теории темперамента считается врач Гиппократ. Он утверждал, что люди отличаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой и черной желчи.

На основе учения Гиппократа еще один известный врач античности Клавдий Гален разработал типологии темперамента.

Выделены 4 типа:

Сангвиник (от лат.Sanguis — кровь)

Флегматик (от греч.Phlegma — слизь, мокрота).

Холерик (от греч.Chole — желчь)

Меланхолик (от греч.Melas chole — черная желчь).

Физиологические основы темперамента:

И. П. Павлов, изучавший особенности формирования условного рефлекса у собак, уделил внимание индивидуальным различиям в поведении собаки и протеканию условно-рефлекторной деятельности.

Это обстоятельство позволило выдвинуть гипотезу, что основой этих различий являются фундаментальные свойства нервного процесса: сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.

По мнению Павлова, выделенные свойства нервных процессов, образуют 4 типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом:

Сангвиник

Это сильный, подвижный и уравновешенный тип.

Флегматик

Это сильный, инертный и уравновешенный тип.

Холерик

Сильный, подвижный и неуравновешенный тип.

Меланхолик

Слабый, инертный (или подвижный) и неуравновешенный тип. [2]

Обучаемость — способность человека к учению, к освоению знаний в условиях какой-либо конкретной образовательной системы.

Обучаемость психофизиологически соотносится с таким свойством нервной системы, как взрывчатость — скорость образования временной связи (В. Д. Небылицын).

Одна из ведущих отечественных исследователей З. И. Калмыкова под обучаемостью понимает «...совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит успех учебной деятельности». [1]

Одним из важных необходимых условий, определяющих успех в учебе — является тип темперамента человека.

Однако, нельзя полностью утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от типа темперамента, но если не принимать во внимание данный факт, у детей могут появиться определенные трудности в учебе.

В связи с данными обстоятельствами, проведено собственное исследование .

Таблица 1

Структура распределения школьников в зависимости от типа темперамента и успеваемости в учебе

Уровень успеваемости

Сангвиник

Флегматик

Холерик

Меланхолик

Троечник

2(4,3 %)

5(10,8 %)

5(10,8 %)

Хорошист

6(13,1 %)

7(15,2 %)

2(4,3 %)

Отличник

4(8,7 %)

6(13,1 %)

9(19,5 %)

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

В результате проведенного тестового опроса можно выделить следующие результаты:

Дети с типом темперамента сангвиник в процессе обучения с увлечением брались за новое дело, всегда охотно старались отвечать на вопросы учителя, тем самым показывая свою активность на уроке, ответ сопровождался отчетливой уверенной речью, живыми жестами, выразительной мимикой, и зарабатывая хороший бал, при том, что ответ на вопрос не всегда был верным. При это половина детей с этим типом темперамента не всегда доводила начатое дело до конца.

Дети с типом темперамента флегматик в процессе обучения были медлительны, невозмутимы, при ответе, особо не проявляя никаких эмоций, при этом оставаясь спокойными и уравновешенными, что с хорошей стороны помогало им во время ответа не растеряться и вдумчиво отвечать на поставленный вопрос. Хотя, при различных дискуссиях в классе, всегда отсиживались молча. В отличие от сангвиников, эти дети имели хороший показатель в письменной части работы, показали хорошую производительность, так как хоть медленно, но старательно подходили к представленному им делу.

Дети с типом темперамента холерик в процессе обучения показали себя неусидчивыми, постоянно отвлекались. Имело место эмоциональным вспышкам, они безалаберно растрачивали свои силы и быстро истощались. Во время контрольных проверок знаний были суетливы, но при этом быстро действовали и успешно справлялись с заданными задачами. При устном опросе старались выкрикнуть ответ с места, показав тем самым свою нетерпеливость и часто получали неудовлетворительную оценку за свое поведение и неумение слушать других.

Дети с типом темперамента меланхолик в классе были очень стеснительными и застенчивыми. Терялись, смущались, путались в словах. При диалоге с учителем детям этой группы было трудно установить контакт, на самостоятельных работах стеснялись поднять руку и попросить помощи, хотя в классе многие пользовались этим для получения в дальнейшем хорошего результата.

Выяснено, что успешными в обучении являются учащиеся с разными типами темперамента. Однако, дети с одинаковыми типами темперамента ведут себя по-разному в процессе учебной деятельности. Исходя из этого можно сказать, что у каждого из них выработан индивидуальный подход к обучению.

Так, согласно тестированию, у 21, 8 % детей из класса имеется тип темперамента-сангвиник. Эти дети подвижные, с быстрой реакцией на события, происходящее вокруг них, очень продуктивны в работе, всегда всем интересуются. Школьники, обладая этими качествами показали высокую степень успеваемости в школьных программах — 13, 1 %-хорошисты и 8, 7 % отличники, среди них не оказалось ни одного троечника.

32,6 % детей оказались флегматиками. Люди с таким типом темперамента имеют устойчивые стремления, но внешне скупы на эмоции и чувства. В работе проявляют упорство и настойчивость, оставаясь при этом спокойными. В делах всегда последовательны, обстоятельны и рассудительны. Но в коллективе молчаливы. В процессе обучения показали хорошие результаты, так как всегда доводили дело до конца, среди них 15, 2 %-хорошисты, 13, 1 %-отличники и всего 4, 3 %-троечники.

Среди исследуемых школьников 34,6 % являются холериками. Этот тип темперамента характеризует быстрота, порывистость, и неуравновешенное, меняющееся настроение. При этом дети энергичны, необидчивы и всегда решительны, что во многом помогало им в достижении своих целей. Среди этих учащихся результаты успеваемости распределись следующим образом: троечники — 10, 8 %, хорошисты — 4, 3 %, отличники — 19, 5 %.

И самой маленькой группой оказались дети с типом темперамента меланхолик. Этот тип обладает такими качествами как: стеснительность и застенчивость, постоянное переживание различных событий, легкая эмоциональная ранимость, повышенная впечатлительность, быстрая утомляемость. Люди с этим типом темперамента не верят в свои силы, легко падают духом при невзгодах и с трудом устанавливают контакты с незнакомыми. С данным типом темперамента школьников оказались только троечники и они составили 10, 8 % от исследуемых учащихся.

Заключение : таким образом, изучив табеля успеваемости 5–6 классов, проанализировав результаты тестирования школьников и опроса учителя класса было выяснено, что тип темперамента влияет не столько на успешность освоения учебной программы обучающегося, сколько на выбор решения той или иной ситуации и исполнения учебной деятельности, каждый ребенок в зависимости от типа темперамента выбирал свою, более свойственную темпераменту технику для достижения цели, в данном случае — успеваемости в школьной программе. Иначе говоря, в одинаковых условиях дети с разными типами темпераментов добиваются успехов в результатах по-разному.

Литература:

  1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480с.
  2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2016. — 583с.
Основные термины (генерируются автоматически): тип темперамента, ребенок, учебная деятельность, процесс обучения, нервная система, неуравновешенный тип, опрос учителя класса, освоение знаний, табель успеваемости, черная желчь.


Ключевые слова

учебная деятельность, тип темперамента
Задать вопрос