Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Семенченкова, О. В. Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий / О. В. Семенченкова, Е. Б. Сорокина, Е. Г. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98099/ (дата обращения: 27.04.2024).



В настоящее время проектная деятельность органично вписывается в школьное жизнеустройство на всех ступенях обучения, включая начальную школу. Работа над проектом рассматривается как одна из возможностей приблизиться к естественным условиям формирования опыта продуктивной деятельности ученика [1].Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, сформировать познавательные универсальные учебные действия как основу умения учиться. И именно проектная деятельность может помочь начальной школе достичь данных целей. Использование проектной деятельности в начальной школе дополняет уже существующую традиционную систему образования. Проектная деятельность основывается на различных задачах из жизни и осуществляется в виде комплекса взаимосвязанных заданий. Для того чтобы разработать проект и добиться в проделанной работе успеха, ученикам необходимо пользоваться различными источниками информации и добывать необходимые знания для решения целого комплекса проблем [2].Однако полноценная проектная деятельность в начальной школе не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Перенос способов работы из основной школы в начальную неэффективен и даже вреден, если не подготовить для этого необходимую почву. Задача начальной школы — вооружить младших школьников средствами и способами будущей проектной деятельности, которой они будут заниматься в основной и старшей школе. В этом учителю поможет четко выстроенная система проектных задач, внедренных в образовательный процесс. Проектной называется задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»).

Проектная задача носит принципиально групповой характер и устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий наметить возможные пути её решения. Для того чтобы понять, какова роль и каково значение проектных задач и проектов в формировании познавательных универсальных действий в начальной школе, рассмотрим пример заданий из учебника 4 класса «Моя математика» (авторы: Т. Е.Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких и др.).

Учебник разделен на пять содержательных модулей, каждый из которых имеет свою структуру и соответствует четвертям. Для проектной деятельности в этом учебнике выделен третий модуль. В последнее время взгляды российского общества на генеральное направление развития образования меняются. Сегодня необходим переход от образования, которое направленно только на приобретение знаний, к образованию, которое формирует умение применять полученные знания и имеющиеся умения в жизни, на практике. Именно этим и обусловлено присутствие проектной деятельности в учебниках «Моя математика». Работа с проектом способствует формированию у учащихся функциональной грамотности.

Для авторов учебников математики важно, чтобы работа с проектом была встроена в традиционную учебную деятельность и ориентирована на развитие умений решать проблемы, достигать поставленных целей, применять знания.

Всего в 4-м классе в учебнике «Моя математика» образовательной системы «Школа 2100» представлены 5 проектов.

Проект 1 Модель машины времени (ч.1, стр. 48)

Проект 2 Страничка из энциклопедии (ч.1, стр. 78)

Проект 3 Инсценировка: Российская ярмарка 18 века (ч. 2, стр. 38)

Проект 4 Играй и выигрывай (ч. 3, стр. 24)

Проект 5 Страница нового учебника (ч.3, стр. 70) [4,5,6].

Эти проекты связаны между собой. Чтобы разработать свой проект, учащиеся могут использовать любые источники информации: различные книги с материалом на данную тему, энциклопедии, электронные ресурсы, видеокассеты и многое другое. Взрослые также могут активно включаться в работу с детьми и помогать им как в поиске, так и в разработке проекта. Итогом работы будет являться презентация проекта. Работа оценивается не только учителем, но и учащимися: идет совместное обсуждение работ учеников, выявление их плюсов и минусов. Учитель также предлагает учащимся дать своему однокласснику рекомендации и советы для дальнейшей работы над проектом. Помимо этого, перед учителем стоит задача направить беседу таким образом, чтобы были обсуждены и отмечены умения каждой из групп общеучебных умений (коммуникативные, организационные, интеллектуальные) [3].

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Проектная деятельность, внедренная в образовательную систему начальной школы, позволяет не только приобщать детей к конкретным знаниям, но и позволяет расширить кругозор учащихся, усилить интерес к изучаемой теме, а также воспитать в детях качества, необходимые для жизни в обществе, такие как: коммуникабельность, общительность, эмоциональная отзывчивость и умение сотрудничать. Исходя из изложенного, можно сказать, что учебную проектную деятельность целесообразно использовать в начальной школе на уроках математики.

Литература:

  1. Дубова М. В., Кузнецова Н. В. Как рождается проект // «Начальная школа»,2012 № 11
  2. КрамареваТ.А Проектная деятельность в начальной школе: [электронный ресурс] / URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/proektnaya-deyatelnost-vnachalnoi-shkole
  3. Феоктистова Н. В. Проектная деятельность младших школьников на уроках математики в 4-м классе: [электронный ресурс] /URL:http://festival.1september.ru/articles/522600/
  4. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. Математика. Учебник для 4 класса // Моя математика. В 3-х частях. Часть 1 2-е изд., испр. М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2019 96 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
  5. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. Математика. Учебник для 4 класса // Моя математика. В 3-х частях. Часть 2 М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2019 96 с.
  6. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. Математика. Учебник для 4 класса // Моя математика. В 3-х частях. Часть 3 2-е изд., испр. М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2019 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, проектная деятельность, проект, задача, набор заданий, образовательная система, работа, умение, учебник, учитель.


Похожие статьи

Проектная деятельность в начальной школе

- образовательная. При организации проектной деятельности в начальной школе

2. Пахомова Н. Ю. Обучение проектной деятельности в начальных классах. 2009.

проектная деятельность, ребенок, умение, начальная школа, работа, класс, задание, проект

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная...

проектная деятельность, ребенок, умение, начальная школа...

(Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя

ребенок, умение, начальная школа, работа, класс, задание, проект, ученик, учитель.

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС. проект, начальная школа...

Проектная деятельность младших школьников

Успех детского проекта во многом будет зависеть от организации деятельности ребёнка.

Проектная деятельность в начальной школе. Автор: Филатикова Светлана Викторовна.

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования.

Реализация проектных задач в рамках урока литературного...

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи

С точки зрения А. Б. Воронцова, К. Н. Поливановой [2,4], в ходе решения системы проектных задач

Учитель выступает в роли организатора самостоятельной деятельности учащихся.

Считаем, что в рамках урока должна быть положена следующая типология проектных задач

Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её...

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно

Овладеть основами проектной деятельности в полной мере возможно на уроке технологии.

- формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей.

4. Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в коллективе...

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.

Задача учителя заключается в том, чтобы научить видеть проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать

Этап 5. Домашнее задание. 1–я группа. Из какого греческого слова взяли букву .

— С. 4. 4. Чечель, И. Д. Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе / И. Д. Чечель.

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

В начальной школе проектная деятельность начинается по всем предметам с первого

Опыт проектной деятельности в начальной школе показывает, что работа над проектом

Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» рассматривается и

Введение проектной деятельности в начальной школе позволяет решать многие задачи...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Учитель должен стать организатором проектной деятельности.

Возможно, часть работы перенести на домашнее задание или внеурочную работу.

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта.

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа...

Использование технологии проектного обучения на уроках...

В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Похожие статьи

Проектная деятельность в начальной школе

- образовательная. При организации проектной деятельности в начальной школе

2. Пахомова Н. Ю. Обучение проектной деятельности в начальных классах. 2009.

проектная деятельность, ребенок, умение, начальная школа, работа, класс, задание, проект

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная...

проектная деятельность, ребенок, умение, начальная школа...

(Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя

ребенок, умение, начальная школа, работа, класс, задание, проект, ученик, учитель.

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС. проект, начальная школа...

Проектная деятельность младших школьников

Успех детского проекта во многом будет зависеть от организации деятельности ребёнка.

Проектная деятельность в начальной школе. Автор: Филатикова Светлана Викторовна.

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования.

Реализация проектных задач в рамках урока литературного...

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи

С точки зрения А. Б. Воронцова, К. Н. Поливановой [2,4], в ходе решения системы проектных задач

Учитель выступает в роли организатора самостоятельной деятельности учащихся.

Считаем, что в рамках урока должна быть положена следующая типология проектных задач

Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её...

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно

Овладеть основами проектной деятельности в полной мере возможно на уроке технологии.

- формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей.

4. Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в коллективе...

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.

Задача учителя заключается в том, чтобы научить видеть проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать

Этап 5. Домашнее задание. 1–я группа. Из какого греческого слова взяли букву .

— С. 4. 4. Чечель, И. Д. Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе / И. Д. Чечель.

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

В начальной школе проектная деятельность начинается по всем предметам с первого

Опыт проектной деятельности в начальной школе показывает, что работа над проектом

Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» рассматривается и

Введение проектной деятельности в начальной школе позволяет решать многие задачи...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Учитель должен стать организатором проектной деятельности.

Возможно, часть работы перенести на домашнее задание или внеурочную работу.

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта.

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа...

Использование технологии проектного обучения на уроках...

В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Задать вопрос