Библиографическое описание:

Александрова Н. В. Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3660/ (дата обращения: 12.12.2017).

«Постоянно искать новое, чтобы быть в состоянии учить и воспитывать других…»

Антон Семёнович Макаренко


Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации [1].

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные универсальные действия формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся организовать их учебную деятельность.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2].

Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей [4].

Цель работы над проектами в начальной школе.

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи.

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) [3].

На примере проекта «Дары осени» хотелось бы показать, какие универсальные учебные действия можно реализовать на каждом этапе работы над проектом.

Тема проекта: «Дары Осени. Фрукты и овощи».

1 этап — погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей деятельности).

Совершая экскурсию по территории школы, мы вместе с ребятами побывали в гостях у Осени. Дома ребята подобрали произведения различных писателей об этом времени года. Вместе с родителями побывали в осеннем лесу. Обменялись интересными сведениями с одноклассниками на уроке окружающего мира, посвященному осени.

На данном этапе формируем познавательные универсальные учебные действия:

  • умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;

  • умение формулировать проблему.

Коммуникативные УУД- это:

  • умение слушать и понимать других;

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД — это:

  • умение определять цель деятельности.

2 этап — организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации).

На 2 этапе формируется целый ряд коммуникативных универсальных учебных действий:

  • умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия;

  • умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его.

3 этап — осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации).

На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Это познавательные УУД.

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами- это коммуникативные УУД.

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем- это регулятивные УУД.

4 этаппрезентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Рассмотрим результаты работы каждой группы.

1 группа представила свою книгу загадок. Защита проекта проходила таким образом. Участники группы зачитывали подобранные ими загадки. Услышав отгадку, показывали свои рисунки и давали дополнительные сведения о том или ином овоще, фрукте.

Слово патиссон, в переводе с французского языка, означает «пирог растительный». Патиссоны — хорошие диетические продукты. Их рекомендуют употреблять при болезнях сердца и сосудов.

Ребята 2 группы нарисовали плакат «Дары Осени». Они задали участникам других групп вопрос: «Скажите, во что можно превратить овощи и фрукты, изображённые на плакате?».

Затем, прямо на их глазах, тыква превратилась в прекрасную девушку Осень, картошка «побежала» по столу, перебирая восемью лапками, как паучок. Так ребята второй группы показали, какие превращения получились у них.

3 группа подготовила небольшую выставку книг. Они подобрали сказки, одними из главных героев которых должны быть фрукты или овощи.

— А какие сказки знаете вы? — спросили они. А затем, выслушав ответы, инсценировали самую известную из них — «Репка».

На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.

Овладеть основами проектной деятельности в полной мере возможно на уроке технологии. Процесс обучения носит поэтапный характер и даёт старт решению системы учебных проектно-технологических задач.

Пример. Тема урока: «Работа с бумагой. Оригами. Моя улица»

1 этап — погружение в проект.

  • Показ фотографий «Мой Липецк».

  • Чтение ученицей стихотворения «Песня о Липецке».

  • Выставка книг, посвящённая родному городу.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что на 1 этапе важным является погружение в проект. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

2 этап — организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т. д.)

3 этап. Осуществление деятельности.

Происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся — это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты.

4 этап. Представление результатов, отчёт.

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различным. Объединив работы групп, мы получаем свою новую улицу. Даём ей название и решаем, что будем жить на этой улице, приклеиваем свои фотографии на дома.


В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается чувство уважения и гордости к своему родному краю, к труду.

Были и другие проекты: «Мои любимые сказки», «Моя первая книга — букварь». Не могли обойти стороной и посвятили проекты нашей победе в Великой Отечественной войне.

Универсальные учебные действия, которые формируются через проектную деятельность, выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей.

Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.

Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.


Литература:

  1. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. -М.: Просвещение, 2011.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.- М.: Просвещение, 2011.

  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования./ Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2011.

  4. Проектные задачи в начальной школе./ Под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2010.


Основные термины (генерируются автоматически): универсальных учебных действий, начальной школе, учебные действия, универсальные действия, универсальные учебные действия, Проектная деятельность, Универсальные учебные действия, умение учащихся, проектной деятельности, осуществление деятельности, организация деятельности, учебной деятельности, Регулятивные универсальные действия, Личностные универсальные действия, Коммуникативные универсальные действия, Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД, полноценной проектной деятельности, универсальных учебных действиях, формировании универсальных учебных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос