Проектная деятельность в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 11.03.2015

Статья просмотрена: 1094 раза

Библиографическое описание:

Нимаева, Е. Г. Проектная деятельность в начальной школе / Е. Г. Нимаева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7490/ (дата обращения: 19.04.2024).

Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка. Одним из инновационных средств является проектная деятельность. В ней содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на формирование ключевых компетентностей, формирование творческой личности средствами образования.

Несколько лет назад я начала использовать во внеурочной деятельности метод проектов. Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с проблемой, затрудняющей достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит, и переход обучающихся на следующую ступень образования. У учащихся наблюдается отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную и низкий уровень самостоятельности.

Проект -это мысленное прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого действия.

Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами:

-        они направлены на достижение конкретных целей;

-        они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

-        они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

-        все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность:

-                       экспериментально-исследовательская,

-                       проектно-конструкторская,

-                       производственная,

-                       информационно-аналитическая,

-                       диагностическая,

-                       научная,

-                       методическая,

-                       образовательная.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать структуру работы. Участниками разработки проектов являются как учащиеся и учителя, так и родители.

Проект для ученика. Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект — это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Проект для учителя. Проект — это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектировать. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Проект для родителей. Поддержание мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности, помощь советом, информацией, проявление заинтересованности. Необходимо знать суть проектной деятельности, её этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.

Как и любая деятельность, проект имеет свои этапы:

1.      Погружение.

2.      Планирование деятельности.

3.      Осуществление деятельности по решению проблемы.

4.      Оформление результатов.

5.      Презентация результатов.

Работа над темой проекта начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы, могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация района, республики, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя, на этапе сбора сведений по теме — это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности.

После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Существуют универсальные и комбинированные проекты. Это спектакли, концерты, викторины и игры с применением знаний по теме, тематические выставки, макеты, игрушки, видеофильмы, книги, журналы.

Проектная деятельность развивает у детей универсальные учебные действия:

-                ориентация на самостоятельную поисковую работу, самоанализ, самооценивание;

-                организация самостоятельной работы учащихся, творческих групп, стимуляция межпредметных действий, анализа достигнутых результатов и оценки их;

-                формирование личностных качеств школьника;

-                формирование умений самостоятельного планирования действий ученика и их последовательности;

-                формирование коммуникативных действий.

Работа над проектами обогащает детей новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в них интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классах заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию, — «романтиков» и мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде.

Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным.

 

Литература:

 

1.                 Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников/Е. Н. Землянская//начальная школа. — 2005 г.- № 9.

2.                 Пахомова Н. Ю. Обучение проектной деятельности в начальных классах. 2009.

3.                 Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, ребенок, действие, начальная школа, учитель.

Похожие статьи

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

проектная деятельность, ребенок, умение, начальная школа, работа, класс, задание, проект, ученик, учитель. Использование проектного метода на уроках математики при...

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

Что нам даёт проектная деятельность? Работа над проектом интересна и увлекательна для детей.

2005. № 9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А...

Проектная деятельность младших школьников

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок...

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа.

Характеристика проектной деятельности учащихся начальных...

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа, практический этап, метод обучения.

О проектировании универсальных учебных действий на уроках...

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/А.Г.Асмолов

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок...

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС. проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, учебный проект, проектно-исследовательская деятельность, последний этап, исследовательская работа, решение.

Проектная деятельность педагога | Статья в сборнике...

Проектная деятельность педагога. Авторы: Закиева Лариса Рамилевна, Хадиева Фарида Ильдусовна.

Реализация метода проектов (исследовательского метода) на практике ведет к изменению позиции учителя.

Похожие статьи

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

проектная деятельность, ребенок, умение, начальная школа, работа, класс, задание, проект, ученик, учитель. Использование проектного метода на уроках математики при...

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

Что нам даёт проектная деятельность? Работа над проектом интересна и увлекательна для детей.

2005. № 9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А...

Проектная деятельность младших школьников

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок...

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа.

Характеристика проектной деятельности учащихся начальных...

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа, практический этап, метод обучения.

О проектировании универсальных учебных действий на уроках...

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/А.Г.Асмолов

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок...

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС. проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, учебный проект, проектно-исследовательская деятельность, последний этап, исследовательская работа, решение.

Проектная деятельность педагога | Статья в сборнике...

Проектная деятельность педагога. Авторы: Закиева Лариса Рамилевна, Хадиева Фарида Ильдусовна.

Реализация метода проектов (исследовательского метода) на практике ведет к изменению позиции учителя.