Библиографическое описание:

Сочин С. А., Прокофьева М. А., Куракбаева А. Ж. Боевые традиции казахского народа – основа военно-патриотического воспитания будущего учителя // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 309-312.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества, связанной с военно-патриотическим воспитанием через боевые традиции казахского народа. В статье раскрыта педагогическая классификация боевых традиций казахского народа, апробированная в диссертационном исследовании.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, боевые традиции казахского народа, педагогическая классификация боевых традиций.


Важнейшим условием существования любого государства является крепкое, стабильное гражданское общество, способное обеспечить национальную безопасность. Поэтому военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, как одна из важнейших и приоритетных целей государственной политики в любой области ее реализации, представляется на сегодняшний день объективной необходимостью и необходимым условием развития современного общества.

Проблема патриотического воспитания учащейся молодежи занимает одно из важных мест в общей проблематике педагогических исследований, что подтверждается многочисленными теоретическими и практическими разработками многих ученых.

В то же время, следует признать, что объективная реальность свидетельствует об ослаблении военно-патриотического воспитания молодежи. Говоря о будущем поколении, Н.А.Назарбаев также выразил тревогу в связи с недостаточностью, нечеткостью в проведении воспитательной работы среди молодежи «в духе патриотизма, любви к Родине, к народу, к земле». Роль боевых традиций в этом процессе трудно переоценить. Боевые традиции изначально были органичной частью военно-патриотического воспитания, формирующего высокие морально-волевые, психологические и физические качества подрастающего поколения.

Опираясь на ценный фактический материал для педагогической интерпретации в области истории (М.Козыбаев, А.Кузембайулы, К.Рыспаев, Е.Омаров, Л.С.Ахметова), филологии (М.Габдуллин, М.Ауезов, Б.Момышулы); философии (Т.Габитов, А.К.Касабек, К.Н.Менлибаев, А.Нысанбаев); строительство Вооруженных Сил (М.К.Алтынбаев, А.К.Бакаев, Б.Момышулы, А.Тасбулатов, К.С.Серикбаев), Сочиным С.А.[1, с. 20], уточнена сущность понятия «боевые традиции казахского народа», под которым он понимает исторически сложившиеся в народе правила и нормы, обеспечивающие национальную безопасность, защиту независимости и территориальной целостности. Им также разработана педагогическая классификация боевых традиций казахского народа [1, с. 21].

Рис. 1. Педагогическая классификация боевых традиций казахского народа

Остановимся более подробно на каждом компоненте вышеуказанной педагогической классификации.

Военное дело имело огромное значение в истории древних и средневековых кочевников обширного европейского региона. Кочевые народы были создателями оригинальной военной системы, с помощью которой на протяжении ряда веков они получили бесспорное военно-политическое превосходство над своими противниками за пределами Великой Степи. Своеобразная военизация кочевого образа жизни нашла адекватное отражение в предметах материальной и духовной культуры номадов древности и средневековья. В эпоху древности и средневековья военное дело кочевников динамично развивалось по восходящей линии и перешло за рамки их исконного места обитания, явилось оригинальным вкладом во всемирную историю военного искусства. Военное дело казахов, являясь национальным и культурным достоянием, заложенным в генетический код человека, способствует формированию исторической памяти, патриотических качеств личности.

Военное дело казахов составляют такие компоненты, как облавная охота, комплекс вооружения, традиционная военная организация, военная тактика.

Институт батыров - школа боевой подготовки: - героический эпос - хранитель традиции военного искусства казахского народа; - массовый героизм казахского народа в национально-освободительных войнах, герои Великой Отечественной войны (В. Клочков, И.В. Панфилов, Б. Момышұлы, А. Молдагулова, М. Маметова, Н. Абдиров, Р. Кошкарбаев,); - герои-миротворцы (афганцы – А. Шахворостов, К. Майданов; казбат – Е. Алиакпаров, Р. Батырханов, К. Кудабаев).

Героическую сущность института батыров определяет, прежде всего, его функциональная нагрузка – защита рода, имени, народа, победа над силами зла, восстановление справедливости. Слово «батыр» означает «борец», «сильный», «герой», «бесстрашный», «храбрый». Батырство как военно-политический институт в кочевом обществе играл ведущую роль в военной организации.

Устное творчество - хранитель традиций: - батырлар жыры; - пословицы и поговорки.

В героических эпосах «Алпамыс батыр», «Қобланды», «Ер Тарғын», «Ер Сайын», «Қамбар», «Ер Қосай», «Ер Көкше», цикле сказаний «Қырық батыр», «Өтеген батыр» отражены подвиги сынов народа, их воля к победе, повествуется в художественной форме о переломных моментах эпохи, о героизме народа, защищавшего родную землю, его думах и чаяниях, многовековой борьбе за национальное единство и территориальную целостность.

Военно-патриотические представление, выработанное народными массами на протяжении тысячелетий в героическом эпосе, дают нам возможность сопоставить уровень мышления наших предков по вопросам морально-волевых качеств с современностью, проследить преемственные связи и развитие патриотизма и воинской доблести, верности, любви к Родине. «Туған жердей жер болмас, туған елдей ел болмас» (Нет земли ближе родной земли, нет народа - родней чем родной), «туған ел қыдырын, туған жер тұғырың» (Родная страна - твое счастье, родная земля - опора).

Народ всегда хотел видеть будущего защитника достойным: «Ер шекіспей бекімейді» (Герой закаляется на войне), «Ер жігіт елі үшін туады, елі үшін өледі» (Герой рождается для народа, умирает за народ). Крылатыми фразами народ выражал и свои патриотические чувства: «Отан оттан да ыстық» (Родина жарче огня), «Отан қуат, отбасы шуақ» (Родина – сила, семья …). И в то же время осуждал опрометчивые поступки, предательство, трусость: «Отан сатқан – ант атқан» (Предатель Родины проклят присягой), «Опасыда Отан жоқ» (У предателя нет Родины). Народ искал ответ на вопрос, что именно является критерием героизма, источником силы духа, самоотверженности. Человек приобретает личные качества в процессе жизни. «Шын батыр сын үстінде танылар» (Батыр не от роду, а становится им в процессе защиты Родины) говорит народная пословица. Народ высоко ценит поступки, продиктованные возвышенными и благородными чувствами, направленными на защиту Родины: «Ер намысы – ел намысы» (честь героя – честь народа).

Подлинно казахские пословицы и поговорки действительно отличаются патриотическими ценностями. Народная мудрость содержит целый комплекс рекомендаций, наставлений, выражающих золотые правила поведения, подлинного патриотизма. Добросовестное выполнение воинского долга выступает как наиболее эффективная форма морально-боевых качеств.

Народные военно-спортивные игры (детские военизированные игры; конноспортивные игры, спортивные виды). При характеристикие воспитательных возможностей казахских народных военно-спортивных игр, способствующих развитию физических, морально-волевых качеств, мы рассматриваем: детские военно-спортивные игры: жаяу кокпар - пеший кокпар, жаяу аударыспак – пеший аударыспак, тенге алу – поднимание монет, итеріспек – подталкивание, белбеу тастау – бросать пояс; конноспортивные игры: алтын қабақ – золотая тыква, жамбы ату, күміс ату – стрельба из лука в серебрянный диск, «қыз қуу» (догнать девушку), аламан байга, кокпар; спортивное единоборство (қазақша курес).

Военно-спортивные игры имеют свои характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести:- наличие элементов героики и боевой романтики;- ярко выраженную военно-прикладную направленность. В играх с элементами единоборства развиваются сила, ловкость, выносливость.

Изучение и анализ различных научных источников в области военного искусства казахского народа показывает, что до настоящего времени не было теоретических исследований, обосновывающих полифункциональность боевых традиций казахского народа. Поэтому мы считаем возможным утверждать, что полифункциональность является характерным свойством боевых традиций казахского народа.

Сущность боевых традиций казахского народа, где получил наиболее яркое отражение накопленный опыт военного искусства, мудрость и другие лучшие черты патриотизма казахского народа, проявляется в ее разнообразных функциях. По способам воздействия на реальную действительность личности можно выделить образовательную, воспитательную, развивающую, информационную, регулятивную, идеологическую, эстетическую функции.

Познавательная функция заключается в целенаправленных военно-исторических, воспитательных сведениях в области военного дела, традиционной казахской военной организации, военной тактики, устно-поэтического творчества, как хранителя традиций военного искусства, а также народных военно-спортивных игр.

Воспитательная функция боевых традиций казахского народа представляет собой результат формирования морально-волевых и физических качеств молодежи. Лучшие образцы боевых традиций, личный пример народных батыров играют большую роль в воспитании воли, к основным качествам которой относятся целеустремленность, смелость, решительность. Идейная направленность боевых традиций способствует формированию убежденности, беспредельной преданности Родине, личной ответственности за судьбу Отечества и готовности защитить ее интересы, обеспечить безопасность государства.

Развивающие функции боевых традиций находят свое выражение в развитии познавательных процессов, таких, как восприятие, воображение, мышление. Боевые традиции имеют огромное значение в развитии выносливости, ловкости, силы и быстроты, овладения практическими навыками в беге, прыжках, метании, езде на лошади и др.

Регулятивная функция боевых традиций в военно-патриотическом воспитании проявляется в убеждениях, взглядах, заложенных в содержании военного дела, в устно-поэтическом творчестве, в военно-спортивных играх. Боевые традиции находят свое выражение в отношениях личности к военной службе, прежде всего в дисциплинированности молодежи.

Идеологическая функция находит свое выражение в главных свойствах личности: целях, мотивах, поведении, потребностях, интересах и мировоззрении учителей начальной военной подготовки.

Между тем обновление содержания военно-патриотического воспитания с учетом многовековых боевых традиций казахского народа выдвигает новые требования к процессу военно-патриотического воспитания молодежи.


Литература:

  1. Сочин С.А. Формирование готовности будущих учителей начальной военной подготовки к военно-патриотическому воспитанию старшеклассников. Дис. на соиск. уч. степ. кандидата педагогических наук, Шымкент, 2010.

  2. Сочин С.А. Военно-патриотическое воспитание учащихся на боевых традициях казахстанцев// «Достояние нации», №4. 2009. – с.136-139.

  3. Калимолдаева А.К. Современные подходы к пониманию сущности понятий "патриотизм", "казахстанский патриотизм" // Вестник Академии педагогических наук Казахстана. - Алматы, 2009г. - № 4(31) - C. 33-37.

  4. Сочин С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников: проблемы и пути решения// «Поиск», №3. 2010.- с.296-299.

  5. Калимолдаева А.К. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в системе инновационной педагогики // «Наука и жизнь Казахстана». - Алматы, 2010г. - № 1. - С. 178-182.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle