Библиографическое описание:

Куликова Ю. П. Сбалансированная система показателей как инструмент оценки инновационного развития высшей школы // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 93-94.

Сегодня в мире наглядно проявился комплекс закономерностей, связанных с формированием «новой» экономики, базирующейся на знаниях, одной из особенностей которой является самая тесная, масштабная и многосторонняя интеграция образовательной, научной деятельности и бизнеса, проявляющаяся как на национальном уровне, так и в процессе глобализации мирового хозяйства.

Today, the world clearly demonstrated complex patterns associated with the formation of "new" economy based on knowledge, one feature of which is the closest, large-scale and multi-integration of education, science and business, which is manifested both at the national level and in the process of globalization the world economy.

Ключевые слова. Инновация, синергетический эффект, интеграция образования, научной деятельности и бизнеса.

Key words. Innovation, synergy, integration of education, science and business.


По мнению автора, для завоевания лидирующих позиций по подготовке экономистов и управленцев для предприятий отраслей экономики Московского региона, руководству Института необходимо уделить особое внимание дифференциации своих образовательных продуктов и услуг по нескольким ключевым направлениям:

  • адаптация будущих специалистов к требованиям и условиям работы на отечественных предприятиях, а также для работы в иностранных компаниях и за рубежом, что актуально в настоящее время (все большая доля студентов ориентирована на стажировку и работу за границей);

  • обеспечение высокого уровня общей компьютерной грамотности и овладения преподавателями, студентами и аспирантами современными компьютерными программами в избранной области специализации;

  • высокое качество образовательных услуг [2, c.49];

  • подготовка кадров высшего управленческого звена для компаний и фирм, которые по роду своей деятельности должны активно участвовать в обеспечении инновационного пути развития национальной экономики (финансово-промышленные группы, крупные коммерческие банки, промышленные предприятия, органы государственного и муниципального управления и т.д.) [3, c. 59];

  • подготовка специалистов, ориентированных на перманентные инновации, что характерно для финансово-экономической и управленческой сфер деятельности [1, c.87].

Высшим образовательным учреждениям требуются научные работники и профессорско-преподавательский состав, постоянно повышающий свой профессиональный уровень. Требования к компетенциям могут изменяться с возникновением новых научных концепций и появлением новых сегментов рынка. Однако главным здесь является гармоничное сочетание компетенций из различных отраслей науки. Важнейшей ключевой компетенцией становится способность высшего образовательного учреждения работать совместно с учеными различных направлений и интегрировать базы знаний. Для решения этих сложных задач в Королевском институте управления, экономики и социологии проводятся научные и научно-практические конференции, симпозиумы, совместные научно-исследовательские семинары, мастер-классы, психологические тренинги.

Автором проанализированы наиболее значимые результаты самообследования Института, используемые для разработки сбалансированной системы показателей (ССП).

Таблица 1

Средние показатели успеваемости студентов ГБОУ ВПО Московской области «Королевский институт управления, экономики и социологии»

Курс

2006-2007

учебный год

2007-2008

учебный год

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

1 курс

3,79

3,86

3,92

3,91

3,94

2 курс

3,91

3,82

3,92

4,13

4,14

3 курс

4,03

4,04

3,99

3,94

3,96

4 курс

4,28

4,29

4,27

4,09

4,19

5 курс

4,04

4,0

4,06

4,05

4,11

Среднее

4,01

4,01

4,03

4.02

4.07


Анализ показателей, приведенный в таблице 5, показывает, что в целом успеваемость студентов в Институте улучшается от младших курсов к старшим. Это объясняется недостаточной базовой подготовкой выпускников общеобразовательных школ, особенно по дисциплинам цикла ЕН (математика, физика, информатика). К старшим курсам часть неуспевающих студентов отчисляется, а часть из них, в ходе обучения на младших курсах, восстанавливает базовый уровень подготовки, необходимый для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин.

С 2006 по 2010 годы общий выпуск составил 1723 человек, из них 764 – по очной и 959 – по заочной форме обучения. Из всех выпускников получили диплом с отличием 187 человек, что составляет 10,8 %.

Нами предложено повысить роль научных руководителей на всех этапах подготовки выпускных квалификационных работ, обратить внимание на культуру устного ответа и готовность выпускников к публичным выступлениям, приглашать на защиту дипломов рецензентов, проводить выставки лучших дипломных работ.

В соответствии со стратегией развития в Институте разработана система менеджмента качества (СМК). Целевая форма подготовки специалистов с высшим образованием позволяет учесть требования предприятий и организаций к качеству обучения; при этом студенты проходят производственную и преддипломную практики на предприятиях, направивших студентов на обучение в институт, выполняют курсовое и дипломное проектирование по заявкам с производства, результаты данного исследования представлены нами в таблице 2.

Таблица 2

Динамика востребованности выпускников

ГБОУ ВПО Московской области «Королевский институт управления, экономики и социологии»

ГГод

Процент

трудоустроенных выпускников

Процент заявок на подготовку от количества выпускников

Процент выпускников, состоящих на учете в службе занятости

Процент выпускников, работающих в регионе

22006

100%

24%

0

100%

22007

100%

17%

0

100%

22008

100%

22%

0

100%

22009

100%

23,2%

0

100%

22010

100%

26,4%

0

100%


Институт сумел обеспечить 100% -ное трудоустройство своих выпускников в Московском регионе за счет тесного взаимодействия с Администрациями городов Королев и Юбилейный, Министерством финансов Московской области, Министерством экономики Московской области, ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ООО «Центр безопасности информации», ФГУП «Научно-производственное объединение измерительной техники», ОАО «Центральный научно исследовательский институт машиностроения».

Автором сделан вывод о том, что существующие механизмы контроля качества подготовки специалистов в Институте отвечают требованиям руководящих документов и Государственных образовательных стандартов, что подтверждается результатами оценки качества подготовки студентов.

Разработанная и внедренная в действие в Институте система менеджмента качества обеспечивает взаимодействие с потребителями, поставщиками и другими организациями (партнерами) для достижения основной цели в области качества – предоставления образовательных услуг, полностью удовлетворяющих требованиям потребителей.


Литература:

  1. Карлофф Б. Деловая стратегия / Б. Карлофф. – М. : Экономика, 2007. – 239 с.

  2. Карнаухов С.Б. Методы анализа и обработки данных для мониторинга регионального рынка образовательных услуг. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2007 – 236 с.

  3. Качалов В.А. Системы менеджмента на основе ISO 9001:2008, ISO19001:2004, OHSAS18001:2007 и ILO-OSH 2001. Конспект системного менеджера: в 2 т. – М.: ИздАТ, 2009. – 356 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle