Библиографическое описание:

Самойлова П. А. Организационно-регулирующая роль государства в процессе формирования инновационной экономики России // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 203-205.

Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

В условиях перехода к экономике инновационного типа одной из главных задач успешного проведения реформ является государственное регулирование всех социально-экономических процессов в отраслях производства, в социальной сфере и многих других, имеющих тесную связь с экономикой, сферах. Регулирование экономики остается одной из важнейших функций государства, так как требует выполнения комплекса мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственное регулирование должно использоваться в интересах всего общества, активировать все формы деятельности и ограничивать негативные процессы в экономике, затрагивая интересы и хозяйственной, и социальной сферы всех регионов страны и оказывая на их развитие огромное влияние.

Как и в период перехода с плановой на рыночную модель экономики, настоящий этап перехода на «экономику знаний», инновационную экономику отводит особую роль государственному регулированию экономических реформ. Государство должно регулировать процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главными целями: увеличением потока инноваций, постоянного технологического совершенствования, возрастанием доли производства и экспорта высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий.

Структурная перестройка экономики

Так реализация модели перехода на инновационную экономику на основе механизма инновационного развития означает смену базиса хозяйствования: место частнокапиталистической, дезинтегрированной формы собственности должна занять государственно-корпоративная форма. Такая замена предполагает использование всего арсенала элементов хозяйственного механизма, их четкое обозначение в концепциях и стратегиях социально-экономического развития страны. Хозяйственный механизм инновационного развития можно представить как набор взаимодействующих элементов, в число которых входят факторы перенастройки инновационно-интегрированной структуры экономики, способы модернизации производства и финансовые методы его организации. Исходя из этого, элементы хозяйственного механизма инновационного развития могут быть классифицированы с учетом следующих критериев (табл.1).

Таблица 1

Классификация элементов хозяйственного механизма инновационного развития [3, с.56]

Критерий

Виды элементов

По сферам действия

Обеспечивающие развитие сферы производства, финансовой сферы, сферы НИР и НИОКР, сферы труда, структурирования экономики в целом

По характеру воздействия

Элементы – регуляторы; Элементы - стимуляторы; Элементы – модераторы

По субъектам использования

Элементы, используемые органами государственной власти, ТНК, предприятиями

По направлениям использования

Элементы индустриализации, модернизации, машинозамещения, формирования гибких организационно-экономических форм, реализующих усилия всех субъектов по инновационной цепочке

По ожидаемому результату

Элементы обеспечения роста производительности труда, оптимизации потенциалов

По целевой определенности

Элементы максимизации внутреннего накопления, увеличения выпуска наукоемкой продукции

По способу действия

Элементы административные, плановые, рыночные


Повышение роли инновационно-направленных элементов в структуре хозяйственного механизма инновационного развития ведет к изменению системы общественного воспроизводства: меняются его структура, пропорции и формы накопления капитала, соотношение отраслей; структура расходов и потребления общества. Быстрота развития инновационного процесса под действием таких элементов приводит к тому, что меняются критерии и оценки экономической и неэкономической эффективности общественного производства. Более того, процессу трансформации подвержены даже признаки инновационного экономического развития.

Изменение сочетания различных элементов инновационного развития в структуре механизма диктуется: во-первых, неотложностью решения задачи перевода экономики на инновационное развитие, а потому на каждом этапе этого перевода важно будет принимать адекватные меры и задействовать соответствующие элементы; во-вторых, значительным повышением влияния неэкономических (демографических, природно-экологических, духовно-цивилизационных и др.) факторов; в-третьих, трансформацией цели инновационного экономического развития в необходимое и основное условие не только развития, но и функционирования социально-экономической системы.

Этапы перехода экономики на путь инноваций

Очевидно, что формирование экономики инновационного типа является процессом многолетним, и на его начальном этапе, по словам Е.М. Примакова, очень важно сохранить набранные темпы развития российской экономики. «Страна должна перейти на инновационные рельсы развития, однако есть предложения для этого снизить темпы развития. Торгово-промышленная палата РФ полагает, что подобный подход в корне неправильный. Тот же Китай, с его более чем 11%-ным ростом ВВП, не собирается снижать темпы и одновременно планирует уже в 20-е годы иметь одну из самых высокотехнологичных экономик в мире. Россия должна совместить и рост экономики, и переход на инновационный путь развития. Страна начала отходить от чисто сырьевой ориентации. Постепенный отказ от «сырьевой иглы», если бы в этом не участвовало само государство, был бы еще более длительным процессом» [6].

Несмотря на то, что переход на путь инноваций, остается, пожалуй, единственным выигрышным сценарием развития для экономики России, данный процесс требует последовательной реализации. Так формирование экономики инновационного типа предлагается осуществлять в несколько этапов [1, с. 69].

Первый этап – это этап активизации спроса на инновационную продукцию и услуги. Он связан с использованием главным образом неинвестиционных источников экономического роста, т.е. с активизацией внутреннего спроса и доведением до рационального уровня загрузки существующих производственных мощностей. С учетом ограничений, определяемых требованиями сбалансированности развития отраслей, потенциал роста производства за счет использования имеющихся мощностей может быть оценен в пределах (35…45%). Вместе с тем с учетом наблюдающегося в настоящее время небольшого экономического роста весь этот резерв в ближайшие годы будет исчерпан. Соответственно временные рамки первого этапа ограничиваются 2015 годом.

Возможным итогом данного этапа станет восстановление поступления инвестиций в реальный сектор экономики как фактора экономического роста. Следует иметь в виду, что технологический уровень промышленного производства здесь не будет кардинально отличаться от современного уровня прогрессивных образцов оборудования и техники отечественного машиностроения (либо, в лучшем случае, от среднего «мирового» уровня при покупке зарубежного оборудования) [5, с. 27]. Хотя такие инвестиции не способны существенно сократить отставание от промышленно развитых стран, тем не менее без подобной активизации и производственных, и инвестиционных процессов не представляется возможным восстановить спрос на инновации, которые постепенно станут важнейшим фактором кардинальной модернизации и реинжиниринга производства, перестройки его отраслевой и продуктовой структур.

Второй этап – это этап инвестиционной активности и нормализации структуры производства. После 2015 года экономический рост невозможен без значительного ввода новых мощностей и кардинального обновления производственной структуры.

Главная задача второго этапа состоит в мобилизации финансовых средств на инвестиции в структурную перестройку экономики. Что касается собственных средств для инвестиций в предприятия обрабатывающей промышленности, то эту проблему отчасти можно решить в ходе первого этапа за счет нормализации ценовых пропорций и перераспределения добавочной стоимости в пользу реального сектора. Можно также рассчитывать, что начало экономического подъема в ходе первого этапа увеличит доходы бюджета, что позволит к началу второго этапа существенно пополнить государственные инвестиции, в первую очередь, в промышленность. Итогом первых двух этапов развития российской экономики может стать не только восстановление уровней производства и потребления 1990 года, но и нормализация ее структурных характеристик. Временные рамки второго этапа ограничиваются 2025 годом.

Третий этап – это инновационный этап. Начинается с 2020 – 2025 годов. Основная задача третьего этапа промышленной политики – существенное повышение технологического уровня и инновационного потенциала ведущих отраслей промышленности путем использования отечественных научно-технических достижений [4, с.8]. Эту задачу можно решить только в том случае, если уже в рамках первого этапа будут приняты меры по выявлению приоритетных направлений прикладных исследований и обеспечена концентрация ресурсов. При этом речь идет не о производстве абсолютно новых знаний и не о фундаментальных открытиях, а об использовании уже имеющихся заделов в прикладной науке.

Основным инструментарием реализации промышленной политики на третьем этапе должны быть косвенные методы регулирования: экономические, социальные, экологические и т.п. В современных условиях реализация всего комплекса целей общества должна быть связана с инновационным типом развития, позволяющим резко повысить эффективность общественного производства, обеспечить улучшение жизнедеятельности каждого члена общества, что предполагает государственную поддержку развития инновационной деятельности.

Государственный протекционизм инновационного развития обеспечит устойчивый спрос на инвестиции, который может обслуживаться инвестиционно-финансовыми структурами, денежно-кредитной системой. Формирование рынка инноваций, в свою очередь, зависит от стимулирования спроса на средства труда и импортозамещения путем приоритетного инвестирования производства наукоемких технологий, машин и оборудования для потребителей всех секторов экономики. Необходимо создание государственной институциональной системы, интегрирующей на единой научно-методологической основе стратегию и методологию реализации инновационно-инвестиционного процесса, механизмы и законодательно-правовую базу, а также обслуживающие организационные структуры.

Для перехода на инновационную модель развития государство как макрорегулятор экономической динамики воздействует на инновационную деятельность субъектов, но участниками реализации инновационной деятельности наряду с государственными структурами являются:

  • банки;

  • финансовые компании;

  • финансово-промышленные группы;

  • страховые и инвестиционные фонды.

Но в отличие от них государству необходимо создавать сами условия для осуществления инновационной деятельности в регионах страны, важно непосредственно участвовать в ее процессе [2, с.26]:

  • быть организатором инновационной деятельности;

  • разделить первоначальные риски разработки и создания инновационной продукции совместно с инвестором;

  • внедрять в инновационный процесс различного рода стимулы.

Создание эффективного механизма инновационной деятельности и формирование инновационной экономики помогут осуществить научно-технологический прорыв России в XXI веке.


Литература:

  1. Государственное регулирование рыночной экономики. (Учебник) / Под ред. Кушлина В.И. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: РАГС, 2005.

  2. Формирование регионального модуля национальной инновационной системы/ под общей ред. Матвеевой Л.Г., Федосовой Т.В. Таганрог: Изд. ТТИ ЮФУ, 2009.

  3. Орлова Н.В. Хозяйственный механизм инновационного развития социально-экономической системы России: монография. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2010.

  4. Рощина Л.Н. Государственное финансирование инновационной деятельности: цели и направления, формы и инструменты, региональные особенности // Финансы и кредит. – 2012. – № 14 (494). С. 7-12.

  5. Цветков В.А., Моргунов Е.В., Илларионов Н.В.. Инновационная экономика как форма постиндустриального развития // Промышленная политика Российской Федерации. –2008. – №. – С. 24-42.

  6. URL: http://www.sovetnikprezidenta.ru/56/4_o_i_vlast.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle