Библиографическое описание:

Поляков К. В. Драматургия реалити-шоу в условиях социальной трансформации в России // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 481-483.

В статье рассматривается роль современного телевидения в формате реалити-шоу, на формировании ценно­стных ориентиров личности, на последствия влияния данного телевидения на подрастающее поколение.

Ключевые слова: телевидение, реалити-шоу, общество, воздействие, аудитория, восприятие.

Key words: television, society, influence, audience, perception.

Средства массовой информации влияют как на поведение, так и на самосознание чело­века. Они снабжают его новой шкалой само­оценок, навязывают образцы поведения, кото­рым он стремиться соответствовать, формиру­ют стремления, внушают пути удовлетворения желаний, другими словами, «подсказывают ему, как он может чувствовать себя таким, ка­ким хотел бы быть, даже не будучи им, то есть дают забвение в иллюзии» [6].

Самое мощное воздействие на население России оказывает телевидение, поскольку оно обладает возможностью в разных формах изби­рательно пропагандировать ценности настоя­щего и будущего. 57% россиян утверждают, что «смотреть телевизор» им доставляет особое удовольствие среди обыденных занятий; их ус­ловно можно назвать «любителями телевиде­ния», тогда как остальные относятся к нему бо­лее индифферентно [2].

Сегодня телевидение сочетает в себе все те важные функции, которые когда-то выполняли книги, газеты, журналы, радио и другие источники информации. Цели, поставленные перед телевидением, носят полифункциальный характер. Являясь культурным фактором, оно охватывает все функции экономической, политической, социальной и этической информации. Кроме того, будучи своеобразной эстетической ценностью, телевидение является новым видом искусства. Телевидение оценивается не только как одно из средств массовой информации, но также как и новый синтетический вид искусства. Оно способно передавать происходящие события на дальние расстояния, усваивая их в эстетической форме. Хотя сегодня телевидение, с массовой точки зрения, схоже и с киноискусством, но оно все же опережает его.

Исследования телевизионной коммуника­ции показали, что лица, проводящие много времени у телевизора, обнаруживают большую, веру в социальные и культурные стереотипы, пропагандируемые по ТВ. С его появлением люди стали меньше слушать радио, читать книг, ходить в кино, заниматься спортом, меньше спать и реже заниматься домашними делами. Частота обращения к массовым перио­дическим изданиям также снизилась. Все эти виды досуга и самообразования в настоящее время в России пользуются значительно мень­шей популярностью, особенно у стареющей части аудитории.

На сегодняшний день российские СМИ выполняют две функции: информационную и релаксирующую. Сейчас общественное мнение отдает предпочтение нейтральной развлекательной информации в сравнении с политической информацией.

Попытка классификации телезрителей при­водит к выводу, что по своим требованиям ау­дитория развлекательных программ делится на тех, кто их смотрит потому что нечего больше смотреть, это как правило поколение выросшее в СССР; на тех, которые смотрят их меньше, а это молодая аудитория, так как их отвлекает Интернет, радио и т.д.

Какую же роль и место занимает телевидение в жизни россиян, от чего они го­товы отказаться, а от чего нет? Каким жанрам, каким типам телепередач уделяют наибольшее внимание? Вот ответы на вопрос «Чем вы занимались в последний вы­ходной день?». Порядка 2/3 опрошенных были у себя дома. Еще четверть находилась на даче. Но это ситуация летняя, зимой респонденты тоже склонны оставаться дома. Соответственно, какие-то другие активные формы отдыха, например, спорт выбирает 1 % респондентов, поездки куда-то – 2 %, прогулки с семьей, с детьми – всего 7 %. Следующий вопрос был таким: «Как вы обычно проводите свободное время?». Большинство (67 %) смотрят телевизор и слушают радио. Причем, эта форма лиди­рует везде, вне зависимости от типа поселений. Нельзя сказать, что все селяне телевизионно зависимы, а москвичи и петербуржцы отдают предпочтение чему-то дру­гому. Если сравнивать телевидение с такими формами досуга, как кино, театр, кон­церты, то видно, что 2 % россиян обычно ходят в кино, театр, на концерты; в Москве чуть побольше – порядка 4 %. Книги, музыка, отдых на природе, работа на даче – все это важные формы досуга, но все они, безусловно, сильно проигрывают основной форме, которой у нас и является телевидение, – телесмотрению.

Ответ на вопрос «Как часто вы смотрите телевизор?» показал, что 72 % делают это каждый день; один-два раза в неделю – порядка 6 %, еще реже – порядка 4 %, 14 % утверждают, что 3-4 из каждых 7 дней просматривают телепрограммы. Чем старше россиянин, тем активнее он смотрит телевизор. В самой старшей возрастной группе (60 лет и старше) 77 % опрошенных смотрят телевизор каждый день. В самой молодой возрастной группе от (18 до 24 лет) – 69 % [1].

На сегодняшний день телевидение, к сожалению, уже не защищает духовное пространство, скорее, утилитарно при­спосабливает человека к жизни с помощью многочисленных потребительских программ, реалити-шоу и серийных драм, служащих простыми «инструкциями к поведению». Опыт, получаемый из этих передач, связанный с освоением но­вых понятий и развитием новых навыков, порой соперничает даже с реальным жизненным опытом людей. Однако телевидение адаптирует нас к тому образу жизни, который само же и провозглашает. Оно каждодневно занимается пост­роением достаточно искусственных моделей мира или его фрагментов, кото­рые зрители принимают за вполне реальные [7].

Развлекательное телевидение в стиле реалити-шоу – это всегда отдых, это снятие напряжения, поэтому, как правило, под развлечением понимают «легкое» и интересное времяпрепровождение, с целью увеселения, не всегда содержательное, иногда бесцельное, но почти всегда приносящее удовольствие и наслаждение, а посему развлекательное телевидение принято считать приятным, но пустым довеском к остальному телевещанию. При этом мало кто принимает во внимание, что каждый из развлекательных проектов несёт в себе важнейшую смысловую составляющую.

Реалити-шоу и юмористические передачи при кажущейся легкомысленности учат моделям приемлемого и неприемлемого социального поведения, тому, что одобряется обществом и тому, что обществом осуждается. Викторины и телеигры воспитывают лидерские качества, прагматизм, учат соревновательности. Реалити-шоу учат строить отношения в социуме и максимально трезво оценивать окружающую действительность. Естественно, речь в данном случае идёт о теоретической стороне дела, имеется в виду то, какими должны быть передачи, а не о том их зачастую подобии, которое мы имеем на российском телевидении.

О. Ермолаева, директор «Медиакомитета»: «У нас это как-то не связанно ни с каким содержательным моментом, хотя развлечение, это в том числе и получение эстетического удовольствия и наслаждения от произведения искусства» [8]. Слова Ермолаевой имеют право на существование потому, что сегодня под развлекательным телевидением в стиле реалити-шоу понимают, как правило, а) то, что «смешно», б) то, что в подавляющем большинстве случаев рассчитано на зрителя с невысоким культурным уровнем, в) то, что скандально, эксплуатирует тёмные стороны человеческого сознания, апеллирует к инстинктам, г) то, что преходяще, то есть либо не несёт в себе особой смысловой нагрузки, либо несёт её, но в очень малых количествах, и смысл этот, эта ценность, остаются в памяти аудитории всего лишь некоторое время, не имея особого значения в социально-культурной ориентации человека.

Се­годняшняя практика показывает, что телевидение осуществляет целый спектр социальных функций. Стоит обратиться к идеям известных психологов, педагогов и культуроло­гов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна, К. Д. Ушинского, В. А. Крутицкого, М. С. Кагана, писавших о ведущих видах деятельности, сопровождающих человека всю жизнь по мере взросления, с ран­него детства до глубокой старости, и соотнести их с видами телевизионной деятельности. Мы обнаружим поразительные соответствия. Ведь телевидение плотно укоренено в повседневности, оно — необходимый и постоянный спут­ник человека и человечества. Несколько поколений уже не помнят тех времен, когда телевидения не было. Оно постоянно занимается конкретной социализа­цией каждого отдельного представителя всех, без исключения, возрастных групп. Причем «то, что человеческая жизнь начинается с формирования коммуника­тивной деятельности и овладения ее механизмами, не должно вызывать удив­ления, — пишет М. С. Каган. — Ведь общение есть условие всех других видов деятельности человека как общественного существа» [3].

В настоящее время СМИ являются одним из основных социализирующих институтов в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. Значительные возможности воз­действия на российскую аудиторию этого общественного института обусловливают­ся тем обстоятельством, что их содержани­ем охватывается весь спектр психологичес­кого воздействия в диапазоне от информи­рования, обучения, убеждения до манипу­лирования (воздействия на уровне чувств и подсознания).

Как показывают исследования, по гло­бальности воздействия на личность и воз­можности способствовать формированию мировоззрения информационные техноло­гии и средства массовой информации, в первую очередь телевидение, можно срав­нить только с участием семьи в социализа­ции личности. Телевизор для современно­го человека стал практически основным источником информации, познания окру­жающей действительности.

Популярность различного рода телеви­зионных передач, несущих в себе некие не­заурядные идеи и темы, актуальные в мо­лодежной среде, ведет к значительному ухудшению умения молодежи общаться, за­частую телевизор становится их главным собеседником. В результате молодые люди всё хуже правильно строят фразы и нахо­дят нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Телевидение фактически предостав­ляет уже переработанную информацию, которую нужно только «проглотить». Педа­гоги, психологи, социологи с тревогой от­мечают, что катастрофически понизился интеллект молодежи, что с каждым годом неизбежно растет агрессивная масса ущем­ленных сызмальства, отверженных моло­дых людей [4, 5].

Исходя из этого, можно сказать, что важность развития экранной культуры с массовой культурой придает первому первостепенное значение. Посредством экранной культуры известные музеи, библиотеки, исторические памятники, театральные салоны и концертные залы становятся доступными для широких масс, что обеспечивает распространение культурных артефактов. Каждый человек получит возможность выбрать нужную ему информацию и избежать негативных влияний извне. Этот процесс восстановит первоначальную сущность телевидения. В процессе формирования духовно богатого и всесторонне развитого человека телевидение будет участвовать все ближе и с новой силой» [5].


Литература:

  1. Грушин, Б. Ф. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения / Б. Ф. Грушин. -М. : Знание, 1979. – С. 64.

  2. Данные опроса общественного мнения, проведен­ные Фондом общественного мнения и ВЦИОМ. См.: Ослон А. Социология и телевидение // Поли­тические исследования. 2004. №6. С. 174-175.

  3. Каган М. С. Человеческая жизнь. (Опыт системного анализа). М., 1974. С. 272-273

  4. Кара-Мурза, С. Г. Манипулирование сознанием / С. Г. Кара-Мурза. – М. : Мир, 2000. – С. 79.

  5. Кулиев Э. Телевидение: теория, тенденции развития. Баку: «Восток-Запад», 2004. – , С. 197.

  6. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1999. С.421.

  7. Мясникова М. А. Адаптивно-моделирующая функция телевидения: векторы воздей­ствия на аудиторию // Профессиональная культура журналиста как фактор информацион­ной безопасности. Екатеринбург, 2008. С. 49-60.

  8. http://www.muzcentmm.ru/topics/topic1/?id=264



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle