Главные функции современного телевидения. Мнения, комментарии, выводы… | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 21.02.2015

Статья просмотрена: 2358 раз

Библиографическое описание:

Алипулатов, И. С. Главные функции современного телевидения. Мнения, комментарии, выводы… / И. С. Алипулатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15821/ (дата обращения: 23.04.2024).

В последние годы у многих специалистов в области электронных СМИ есть чёткое понимание того, что телевидение не может существовать в отрыве от общества. Оно служит обществу, старается максимально удовлетворить запросы аудитории: информирует, просвещает, развлекает. И успех регионального телевидения, по утверждению экспертов, во многом зависит от того, насколько хорошо тот или иной канал справляется со своей общественной функцией.

По мнению независимых экспертов, социальные программы и проекты должны быть, прежде всего, интересны зрителю. Также они должны бороться за рейтинг наряду с развлекательным сегментом эфира.

Многие исследователи малого экрана ныне сходятся на том, что СМИ как общественная трибуна не только результат демократизации, но и её непременное условие, даже гарантия. Однако освоить именно эту новую роль в процессе телевизионной перестройки оказалось труднее всего.

О каком отражении телевизионным экраном всего спектра мнений может идти речь когда даже изучение собственной телеаудитории представлялось делом весьма болезненным. Специальная структура — отделы социологических исследований, существовавшие долгие годы в системе телерадиовещания.

Факт остается фактом. Телевизионный эфир отражает ход общественных процессов. Как только появился политический плюрализм, так и передачи, несущие зрителю не одну только официальную точку зрения, превратились из исключения в правило. Увы сама внутрителевизионная ситуация изменилась мало, и естественное разногласие пробивается не только благодаря ей, сколько вопреки.

Согласно экспертным оценкам, телевидение по-прежнему значительно опережает все остальные СМИ по уровню охвата аудитории. Тенденции развития современного общества таковы, что практически всю политически значимую информацию граждане получают посредством телевидения.

Исследования свидетельствуют, что почти 98 % респондентов используют федеральные каналы как основной источник информации. На втором месте — региональное (местное) телевидение (87 %). Интернет в качестве источника информации предпочитают 60 %. А вот уровень доверия к большинству источников информации, по данным ВЦИОМ, в течение последних лет снижается. В первую очередь это касается телевидения — как федерального (с 75 до 69 % за два года), так и регионального (с 67 до 56 %). Региональному телевидению доверяет только чуть более половины из тех, кто его смотрит.

В последние годы по мере превращения гласности в свободу слова всё труднее на телевидении добиваться успеха с помощью одной лишь острой темы. Условия демократизации, настоятельно выдвигают необходимость разумного сочетания необходимых форм контроля общества над средствами массовой информации с гласностью, открытостью и плюрализмом. Думается, такому контролю пора отказаться от явно устаревших организационных форм и твёрдо держаться концепции «ответственность перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону».

Реалии современных электронных СМИ

Политическая коммуникация современной России — это сфера оборота политических миров, используемых для достижения политического господства. Мифологизация политики во многом способствует особенности современных российских СМИ. Транслируемая ими информация в большинстве случаев носит манипулятивный характер. К примеру, распространение на федеральных и региональных телеканалах программ с «криминальным» уклоном создают атмосферу тревожности и страха. В результате накапливается заряд отрицательных эмоций, который при определённом воздействии может быть реализован как источник политических действий во время предвыборной агитации при проведении конкретных политических акций.

Правовое демократическое государство, к построению которого мы стремимся, и использование СМИ, в частности, телевидения в роли рупора санкционированной информации просто несовместимы.

На телевидении в середине 90-х годов появились «знаковые программы» и «знаковые» фигуры ведущих, критикующие всё и вся — с одной маленькой деталью: по заказу «небедного хозяина». Коммерциализация ТВ была очевидна. И чем способнее были журналисты, тем больше они вносили смуты в общество, не объединяя, а разъединяя людей. С экрана на зрителей обрушились публичная бестактность, грубость, откровенные, издевательские «пассажи» — всё то, что не дозволено в цивилизованном обществе.

К сожалению, сегодня на экране вместо вдумчивого серьёзного разговора о серьёзных повседневных проблемах в общественно-политической и социально-экономической жизни на экране зачастую мелькают одни и те же кадры всякого рода заседаний, совещаний, конференций. И в этом плане очень плохой пример показывают федеральные телевизионные каналы, которые явно перебарщивают в показе политиков, руководителей и чиновников самого высокого уровня. Официальных материалов в отдельных информационных выпусков, практически на всех каналах, гораздо больше, чем сюжетов на самые актуальные социально-экономические темы с мест.

Это касается, разумеется, и регионального и муниципального телевидения. Иногда создаётся такое впечатление, что главные герои сегодняшнего дня — это люди, которые в силу разных причин заняли руководящие должности, но при этом, многие из них, так и не научились говорить внятно, грамотно и толково. Вот и получается, что из дня в день мы тиражируем всё это на десятки и сотни тысяч телезрителей, вызывая раздражение к власти в целом. Уверен, что необходимо менять эту тревожную ситуацию. Причем, здесь проблема не, только и не столько во власти, а не умения подать этот «паркет» нестандартно творчески, с выдумкой, с тем, чтобы получить интересную и содержательную информацию. А это значит, что региональное телевидение во многих субъектах РФ становится смотреть просто неинтересно.

Региональное телевидение отличается от федеральных каналов гораздо большей зависимостью от внешних обстоятельств, от учредителя, от рекламодателя, от властных структур, от мнения тех людей, которые приходят в телекомпанию с денежками. Руководитель одной из региональных телерадиокомпаний, в эфире какой-то передачи сказал: «Я сделаю всё, что закажет мне человек с деньгами».

А ведь таких руководителей сегодня немало. И если в СМИ во главу ставят вопрос зарабатывания денег любой ценой — там говорить о творчестве, рейтинговых передачах, нормальном климате в коллективе журналистов не приходится. А ведь нельзя забывать о главном предназначении в СМИ — оперативно и объективно информировать о происходящих в регионе событиях во всех сферах жизни, создавать общественное мнение с учётом конкретной ситуации в регионе. И здесь очень важно кто возглавляет телерадиокомпанию. Насколько он обладает политическим чутьем, является профессионалом своего дела, личностью, организатором и патриотом республики, страны.

Образ дагестанского телевидения

По утверждению патриарха регионального телевидения, экс-председателя ГТРК «Дагестан» Магомеда Гамидова, дагестанское телевидение имеет свои, присущие только ему, специфические особенности. Имеет и огромные потенциальные возможности по укреплению единства и дружбы народов нашего горного края, что оно, собственно и делает. Региональное телевидение играет свою роль в укреплении политической, социально-экономической стабильности в республике. А заслуги электронных средств массовой информации в области культуры, эстетического, патриотического и интернационального воспитания просто трудно переоценить.

Давно стали привычными для дагестанцев прямой эфир, микрофон и телекамера прямо на улице. Лет 15–20 тому назад, помнят в ГТРК «Дагестан» после некоторых передач «Пятый угол», «Перекрёсток», «С вами встречается» шли звонки от телезрителей и даже от коллег: неужели это вам разрешается?

А ведь разрешалось далеко не всё. Но ставка была сделана верная, выбор был точным в разгар гласности. Ставка на демократизацию телевизионного вещания, привлечение к передачам рядом людей с улицы. Именно такими были авторские передачи «Перекрёсток» Натальи Сафоновой и «Пятый угол» Александра Гентелева и Расула Микаилова, «С вами встречается» - Алика Абдулгамидова и Загира Арухова.

На телевидении никогда не было легко работать, нелегко работать и сегодня. Многократно повысилась в эпоху перестройки и гласности степень ответственности тех, кто подписывает микрофонную папку с подписью «Выход в эфир разрешаю». Вроде нет сегодня жёсткой цензуры, но от этого ответственность автора, редактора и руководителя телекомпании только повышается.

С какими передачами мы в первую очередь связываем образ современного дагестанского телевидения? Это — «Акценты», «Персона», «Другое измерение», «Вкус жизни», «Отражение», «Наболевший вопрос», «Точка отчета», где так или иначе, присутствуют голоса зрителей, разные точки зрения.

Эти программы выходят на разных каналах — РГВК и ГТРК «Дагестан». Их готовят разные журналисты, режиссёры, операторы, монтажёры, звукорежиссёры, продюсеры, редакторы, представители других творческих и технических профессий. Словом самые разные команды, в которых работают люди разных возрастов, жизненного и профессионального опыта. Но есть во всех этих популярных телевизионных программах что-то общее, что их объединяет. Это — актуальность тем, затрагиваемых в них, человеческая и профессиональная личность авторов и ведущих.

Конкуренция между телеканалами в республике заставляет дагестанских журналистов творчески и оперативно подходить к подаче одних и тех же материалов. Отличие от информационных выпусков ГТРК «Дагестан» от РГВК в том, что первые, имея статус филиала ВГТРК работают в жёстких условиях единого информационного поля. А это значит, что руководители и сотрудники ГТРК, придерживаются чётких правил структуры общероссийского информационного вещания. Главное же отличие программы «Вести-Дагестан» от «Новости. Дагестан» — своя фирменная подача информации, с сохранением авторской интонации, собственного отношения к происходящим республиканским событиям.

ГТРК «Дагестан» — единственная компания в российском холдинге, которая вещает на 14 национальных языках нашего горного края. Есть специальные эфирные отрезки ля этих познавательных программ на языках народов нашей республики. Примечательно то, что эти передачи на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, азербайджанском, рутульском, агульском и других языках народов Дагестана готовятся совместными усилиями творческих работников радио и телевидения. Причём, как правило, материалы национальных программ телевизионного вещания готовятся с выездом в самые отдалённые районы республики.

Региональное телевидение 21 века обещает быть сложнее и интересней, чем 20 лет назад. Современное государственное телевидение для думающих, точнее для разумных. И здесь возникает вопрос: а сколько времени нужно, чтобы телевидение сделать современным, и объективным, и для думающих?

Основные термины (генерируются автоматически): региональное телевидение, телевидение, горный край, дагестанское телевидение, канал, массовая информация, передача, программа, СМИ, телевизионное вещание.


Похожие статьи

Региональные СМИ. Опыт. Проблемы. Перспективы

программа, Дагестан, сегодня, региональное телевидение, политическая тематика, область СМИ, массовая информация, журналист, телевидение, Дагестанский государственный университет.

Авторская программа «Акценты». Проблемы. Поиски. Решения

Дагестан, программа, аналитическая программа, региональное телевидение, освещение деятельности органов власти, Дагестанский государственный университет, массовая информация...

Каким быть региональному телевидению? | Статья в журнале...

Современное региональное телевидение- сегодня это не только информационные выпуски. На экране дагестанского ТВ все еще мало серьезных аналитических и публицистических передач, а отдельные авторские программы выходят в эфир не регулярно...

Становление и развитие отечественного телевидения

массовая информация, телевидение, электронное телевидение, владимир, отечественное телевидение, передача, сельское хозяйство. Ключевые слова. СМИ, перестройка, телевизионная сеть, телевещание, телесуфлер.

Классификация основного контента телеканалов по...

Ключевые слова: жанры; форматы; телевидение; телевизионный продукт; контент; передача; программа. Обычному телезрителю все равно, что он видит, — ему хочется смотреть, слушать, получать информацию, генерировать эмоции...

Новые страницы истории телевидения Узбекистана

Узбекистан, телевидение Узбекистана, телевидение, телеканал, телевизионное искусство, само телевидение, мобильный телефон, массовая аудитория, интерактивное цифровое телевидение, скорое время.

Новый вектор развития СМИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Дагестан, массовая информация, СМИ, региональное телевидение, последнее время, общественное мнение, местное самоуправление, информационная политика, Свобода слова, большинство случаев.

Телевидение и современность в Азербайджане

Телевидение создает у людей эффект «участника событий». Этот процесс происходит весьма удобно: достаточно нажать кнопку желаемого канала.

Точное определение его социально-политической функции как средства массовой информации словно было забыто.

Башкирское государственное телевидение: история...

...телевидение, Центральное телевидение, телерадиовещательная компания, музыкальный телеканал, республиканское телевидение, Башкортостан, передача, программа.

башкирское телевидение, эфир, телережиссер, комментатор, спутниковый канал, программа, СМИ.

Похожие статьи

Региональные СМИ. Опыт. Проблемы. Перспективы

программа, Дагестан, сегодня, региональное телевидение, политическая тематика, область СМИ, массовая информация, журналист, телевидение, Дагестанский государственный университет.

Авторская программа «Акценты». Проблемы. Поиски. Решения

Дагестан, программа, аналитическая программа, региональное телевидение, освещение деятельности органов власти, Дагестанский государственный университет, массовая информация...

Каким быть региональному телевидению? | Статья в журнале...

Современное региональное телевидение- сегодня это не только информационные выпуски. На экране дагестанского ТВ все еще мало серьезных аналитических и публицистических передач, а отдельные авторские программы выходят в эфир не регулярно...

Становление и развитие отечественного телевидения

массовая информация, телевидение, электронное телевидение, владимир, отечественное телевидение, передача, сельское хозяйство. Ключевые слова. СМИ, перестройка, телевизионная сеть, телевещание, телесуфлер.

Классификация основного контента телеканалов по...

Ключевые слова: жанры; форматы; телевидение; телевизионный продукт; контент; передача; программа. Обычному телезрителю все равно, что он видит, — ему хочется смотреть, слушать, получать информацию, генерировать эмоции...

Новые страницы истории телевидения Узбекистана

Узбекистан, телевидение Узбекистана, телевидение, телеканал, телевизионное искусство, само телевидение, мобильный телефон, массовая аудитория, интерактивное цифровое телевидение, скорое время.

Новый вектор развития СМИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Дагестан, массовая информация, СМИ, региональное телевидение, последнее время, общественное мнение, местное самоуправление, информационная политика, Свобода слова, большинство случаев.

Телевидение и современность в Азербайджане

Телевидение создает у людей эффект «участника событий». Этот процесс происходит весьма удобно: достаточно нажать кнопку желаемого канала.

Точное определение его социально-политической функции как средства массовой информации словно было забыто.

Башкирское государственное телевидение: история...

...телевидение, Центральное телевидение, телерадиовещательная компания, музыкальный телеканал, республиканское телевидение, Башкортостан, передача, программа.

башкирское телевидение, эфир, телережиссер, комментатор, спутниковый канал, программа, СМИ.

Задать вопрос