Кино и телевидение как одни из основных факторов формирования визуальной культуры зрителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 30.05.2017

Статья просмотрена: 1147 раз

Библиографическое описание:

Ганиева, Э. Р. Кино и телевидение как одни из основных факторов формирования визуальной культуры зрителя / Э. Р. Ганиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43912/ (дата обращения: 11.08.2020).



Статья посвящена раскрытию вопроса роли экранных искусств — кино и телевидения — в процессе формирования визуальной культуры зрителя. В статье обсуждаются и определяются понятия «визуальной культуры», «визуального восприятия» и «визуальной аттракции», а также методы и технологии визуального воздействия экранных искусств, применяемые ими в ежедневной практике создания визуальной среды для зрительской аудитории.

Ключевые слова: культура, визуальная культура, экранные искусства, зритель, визуальное восприятие, формирование визуальной культуры

Вступление человечества в 21 век было ознаменовано процессом бурного технического прогресса, развитием разнообразных средств коммуникации, реформированием всех сфер человеческой жизни посредством интеграции с новыми технологиями, лидирующее место среди которых заняли аудиовизуальные формы представления информации.

Последние десятилетия до неузнаваемости изменили окружающую привычную реальность. В повседневную, деловую и личную сферы жизни человека вторглись различные медиа технологии с обширным спектром функций и предназначений, трансформировали многие аспекты человеческой деятельности, видоизменили саму суть понятия о развлечениях, способах организации свободного времени. Жизнь современного человека уже невообразима без ноутбуков, мобильных устройств связи и воспроизведения продуктов медиа разных форматов. Сейчас мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и прочие виды гаджетов стали практически незаменимы для человека, как в обыденной сфере, так и в его трудовой жизнедеятельности.

Ввиду сложившегося положения и в условиях «информационного взрыва» 21 века, человечество по достоинству оценило и отдало свое предпочтение визуальному способу передачи данных. Благодаря простоте, доступности и легкому пониманию визуальной составляющей информации, визуальная культура занимает доминирующее положение в современном обществе. К средствам визуальной культуры можно отнести все, что включает в свою структуру визуальные элементы. Прежде всего, это виды визуальных искусств: живопись, театр, фотография, граффити, кинематограф, телевидение, реклама, видео-арт, Интернет и т. д.

Причины столь обширной экспансии визуальной культуры, по мнения мирового ученого, занимающегося изучением данной тематике, могут крыться в:

  1. Глобализации
  2. Высокой скорости производства и потреблении медиа продуктов
  3. Распространении многоэкранности
  4. Главенстве визуальных медиа во всех сферах жизни
  5. Ослабевании критического мышления.

Вопросы — что есть визуальная культура? Почему она так популярна в современном мире? Почему публика отдает предпочтение визуальным и аудиовизуальным способам получения информации? На чем базируются методы «визуальной аттракции» и визуального воспитания современного зрителя? — являются основной целью и предметом исследования данной статьи.

Термин «визуальная культура» появился на стыке таких дисциплин как история и теория искусства, теория кино, антропология и др. Само возникновение визуальной культуры стало следствием усложнения человеческого бытия, стремительного промышленного и технического развития, реорганизации знакомого и удобного образа жизни, необходимости человека изменяться, подстраиваться под новые условия, диктуемые новым обществом, новым временем и новой реальностью.

Визуальная культура представляет собой совокупность общественных, индивидуальных материальных и интеллектуальных визуальных ценностей, хранящихся и функционирующих в форме символов в определенном социуме и передаваемых посредством визуальных средств информации.

Многие исследователи определяют визуальную культуру как отдельный аспект культуры в целом, формирующий у людей способность к восприятию, анализу, интерпретации, оценке и созданию визуальных образов [1, с. 113], [2, с. 9].

Визуальная культура не просто так стала основной формой получения и потребления информации. Суть этого феномена заключается в доступности визуального восприятия форм, знаков и символов, содержащих в себе емкие, четкие и конкретные сообщения, понятные большинству людей.

«Визуальное восприятие является наиболее простым видом восприятий человека. Визуально воспринимаемые объекты реже вызывают неприязнь и быстрее формируют ассоциации, что приводит к лучшему усвоению информации и запоминанию» [3].

Методики и технологии основываются воздействия визуальной культуры основываются на ассоциативных связях, на визуальном языке программирования способа мышления зрителя и потенциального потребителя рекламных товаров. Неспроста речь зашла о рекламе. Визуальное искусство, по большей части, применяет ту же тактику, как и реклама — самый эффективный способ продвижения товаров и услуг.

Для формирования ассоциативной связи, или же визуальной аттракции, в массовых медиа используются уже знакомые знаки и символы, несущие в себе необходимый смысл и содержание. Визуальный язык дороже тысячи слов. Легко, быстро и доступно он может объяснить основную идею, мысль автора визуального продукта или произведения. Более того, учеными доказано, что более половины информации, получаемой человеком из вне, передается с помощью визуальных путей приема данных.

Естественно, что большинство представителей современного общества в целом, в частности молодое поколение, выросшее в условиях скачкообразного развития технологий, сделает, к примеру, выбор в пользу новомодной голливудской экранизации, а не предпочтет самостоятельное, трудоемкое ознакомление с литературным первоисточником. Современная жизнь имеет тенденцию к чрезвычайно быстрому прогрессированию всех областей человеческого познания и катастрофической нехватке временного ресурса. Этим и объясняется такая популярность экранных искусств и визуальных способов передачи информации.

Кинематограф и телевидение — два гиганта в области визуальной культуры. Трудно представить себе альтернативные СМИ, оказывающие столь неизгладимое впечатление и эффективное влияние на свою аудиторию. А ведь эта аудитория исчисляется миллиардами зрителей. Не зря вторым названием Голливуда стало характерное словосочетание «Фабрика грез». В первую очередь оба этих визуальных искусства апеллируют к ассоциативной области мышления зрителя, говоря иначе, они напрямую обращаются к смысловой составляющей того или иного общеизвестного знака или символа.

Кино и телевидение отражают окружающую реальность, трансформируют ее, иногда даже искажают ее восприятие таким образом, что зрительская аудитория, пусть и с некоторой долей недоверия, начинает верить происходящему на экране. С помощью подобных тактик, кино и телевидение могут оказывать огромное воздействие на своего зрителя. Зачастую, такое воздействие приводит к парадоксальному результату.

Иными словами, прибегая к помощи таких стратегий, оба этих экранных искусства во власти изменить не только наше сознание, взгляды, но и отношение к миру и происходящим в нем событиям.

Такой поразительный эффект достигается за счет специфического визуального языка, с помощью которого они с нами «общаются». Визуальная коммуникация производится во многом благодаря особенностям киноязыка и языка телевизионного, создатели которого, основываясь на многолетнем опыте функционирования и развития этих искусств, выработали полезные знания о методах наиболее эффективного воздействия на зрителя.

Визуальный язык кино и телевидения обращается к самому подсознанию, к чувственному восприятию мира, к нашему отношению жизни. Найдя в этих критериях прочный фундамент для своей деятельности, кинематограф и телевидение начинают стоить свою «версию» жизни.

Мы не раз становились свидетелями пропаганды некоторых моделей жизни по кино или телевидению. Они как вирусная реклама прочно укрепляются в нашем сознании, начинают незаметно трансформировать наши мысли и взгляды по отношению к ним. И вот мы уже невольно начинаем думать, что мы пришли к данной мысли самостоятельно, а не с легкой подачи визуальных медиа. В обществе такие «модели» называются модным словом «бренд». Такие модели, в первую очередь, обращаются к базовым желаниям, порывам и инстинктам.

«При рассматривании произведения искусства человеческое восприятие строится во многом на внутренней эмоциональной реакции. Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания оно многократно усиливается ассоциативными связями. В итоге оказывается, что «изображения сами по себе гораздо менее сильны, нежели полученное впечатление от них». Таким образом, целью визуальной культуры является обогащение внутреннего мира человека визуальными образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов» [2, с. 10–11].

Коммуникация, потребность в эстетическом наслаждении, эмоциональные переживания, катарсис, в конце концов, — вот те составляющие, которые заставляют нас вновь и вновь обращаться к визуальным искусствам такого рода, как театр, кинематограф и телевидение. В них мы ищем подобие жизни, задаем вопросы и получаем ответы на них. Обдумываем полученную информацию, интерпретируем ее и применяем в повседневной жизни, учимся создавать собственные визуальные художественные образы, свой визуальный язык.

Визуальная культура, предоставляемая зрителям такими экранными средствами, как кино и телевидение, обладает удивительным свойством сохранять знания, накопленные поколениями и формировать новые посредством творчества и индивидуального подхода. Кинематограф и телевидение не только воспитывают в нас визуальную культуру, но и в своих специальных знаках и символах сберегают для нас прошлое человечества и его бесценный опыт в понятных для всех образах. Полагаю, именно в этом состоит главная ценность визуального языка кино и телевидения.

Литература:

  1. Даниэль С. М. Искусство видеть [Текст] /С. М. Даниэль. — М.: Амфора, 2006. — С. 206.
  2. Дубовая Н. В. Визуальная культура в аспекте современности // «Тенденции развития педагогической науки»: материалы международной заочной научно-практической конференции. — 2010: СибАК, 2010. — С. 267.
  3. Немтинова Д. Г. Визуальная культура. Виды визуальных наблюдений в культуре. // Студенческий научный форум. URL: https://rae.ru/forum2012/232/501 (дата обращения: 20.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): визуальная культура, телевидение, искусство, визуальное восприятие, визуальный язык, визуальный язык кино, зритель, зрительская аудитория, кинематограф, современное общество.


Ключевые слова

культура, визуальная культура, экранные искусства, зритель, визуальное восприятие, формирование визуальной культуры

Похожие статьи

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная...

Наиболее органичное соединение визуализации режиссерской идеи с помощью современных технологий и особенностей зрительного восприятия происходит в помещениях с

Годер Д. Художники, визионеры, циркачи. Очерки визуального театра/ Д.Годер.

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода...

Ключевые слова: дизайн, дизайн рекламы, реклама, визуальный код, визуальная культура, маркетинг, социокультурное пространство. Современная действительность диктует свои правила и требования к формированию...

Кинематограф как вид аудиовизульности | Статья в журнале...

Ключевые слова: кинематограф, режиссер, интернет, телевидение, пресса, аудиовизуальное искусство, зритель, коммуникации, СМИ

Телевидение, а в последствии и интернет, необыкновенно увеличили зрительскую аудиторию кинематографа, позволив десяткам...

Развитие киноискусства и философия кинематографа

Телевидение небывало увеличило зрительскую аудиторию кинематографа.

Нельзя, однако, забывать существенную разницу в характере восприятия телепередач и кинофильмов зрителями.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством...

Ключевые слова: культура, кинематограф, мировоззрение, особенности народов.

Визуализация сознания и воли дирижера в концертном выступлении посредством языка

Формирование культуры пользователей посредством визуальной композиции веб-сайтов.

Межличностная коммуникация в кинематографе

Кино является выразителем особенностей культуры, а так же форм и содержания МЛК, которые ей присущи. Ни для кого не секрет, что в XXI веке читатель в значительной степени сменяется зрителем. Нынешний век — это век визуального представления, когда коммуникация...

Дизайн национального фестиваля: особенности семантики

Наличие собственного визуального облика, системы визуальной идентификации, способной облегчить коммуникацию и готовой к реакции на текущие события особенно важно, для

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода культуры современного общества.

Трансформация понятия «эротика» в культуре и кинематографе

Одной из ключевых особенностей кинематографа является возможность визуального повествования, максимально приближенного к естественному жизненному процессу, что позволяет в большей мере оказывать эмоциональное воздействие на зрительскую аудиторию.

Художественный образ и символ как основа...

Следовательно, символ находится глубоко в сознании человека и хранится там как уникальный код, который при визуальном контакте с определенным ассоциативным рядом дополняет его и формирует в восприятии зрителя завершенный художественный ряд.

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная...

Наиболее органичное соединение визуализации режиссерской идеи с помощью современных технологий и особенностей зрительного восприятия происходит в помещениях с

Годер Д. Художники, визионеры, циркачи. Очерки визуального театра/ Д.Годер.

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода...

Ключевые слова: дизайн, дизайн рекламы, реклама, визуальный код, визуальная культура, маркетинг, социокультурное пространство. Современная действительность диктует свои правила и требования к формированию...

Кинематограф как вид аудиовизульности | Статья в журнале...

Ключевые слова: кинематограф, режиссер, интернет, телевидение, пресса, аудиовизуальное искусство, зритель, коммуникации, СМИ

Телевидение, а в последствии и интернет, необыкновенно увеличили зрительскую аудиторию кинематографа, позволив десяткам...

Развитие киноискусства и философия кинематографа

Телевидение небывало увеличило зрительскую аудиторию кинематографа.

Нельзя, однако, забывать существенную разницу в характере восприятия телепередач и кинофильмов зрителями.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством...

Ключевые слова: культура, кинематограф, мировоззрение, особенности народов.

Визуализация сознания и воли дирижера в концертном выступлении посредством языка

Формирование культуры пользователей посредством визуальной композиции веб-сайтов.

Межличностная коммуникация в кинематографе

Кино является выразителем особенностей культуры, а так же форм и содержания МЛК, которые ей присущи. Ни для кого не секрет, что в XXI веке читатель в значительной степени сменяется зрителем. Нынешний век — это век визуального представления, когда коммуникация...

Дизайн национального фестиваля: особенности семантики

Наличие собственного визуального облика, системы визуальной идентификации, способной облегчить коммуникацию и готовой к реакции на текущие события особенно важно, для

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода культуры современного общества.

Трансформация понятия «эротика» в культуре и кинематографе

Одной из ключевых особенностей кинематографа является возможность визуального повествования, максимально приближенного к естественному жизненному процессу, что позволяет в большей мере оказывать эмоциональное воздействие на зрительскую аудиторию.

Художественный образ и символ как основа...

Следовательно, символ находится глубоко в сознании человека и хранится там как уникальный код, который при визуальном контакте с определенным ассоциативным рядом дополняет его и формирует в восприятии зрителя завершенный художественный ряд.

Похожие статьи

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная...

Наиболее органичное соединение визуализации режиссерской идеи с помощью современных технологий и особенностей зрительного восприятия происходит в помещениях с

Годер Д. Художники, визионеры, циркачи. Очерки визуального театра/ Д.Годер.

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода...

Ключевые слова: дизайн, дизайн рекламы, реклама, визуальный код, визуальная культура, маркетинг, социокультурное пространство. Современная действительность диктует свои правила и требования к формированию...

Кинематограф как вид аудиовизульности | Статья в журнале...

Ключевые слова: кинематограф, режиссер, интернет, телевидение, пресса, аудиовизуальное искусство, зритель, коммуникации, СМИ

Телевидение, а в последствии и интернет, необыкновенно увеличили зрительскую аудиторию кинематографа, позволив десяткам...

Развитие киноискусства и философия кинематографа

Телевидение небывало увеличило зрительскую аудиторию кинематографа.

Нельзя, однако, забывать существенную разницу в характере восприятия телепередач и кинофильмов зрителями.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством...

Ключевые слова: культура, кинематограф, мировоззрение, особенности народов.

Визуализация сознания и воли дирижера в концертном выступлении посредством языка

Формирование культуры пользователей посредством визуальной композиции веб-сайтов.

Межличностная коммуникация в кинематографе

Кино является выразителем особенностей культуры, а так же форм и содержания МЛК, которые ей присущи. Ни для кого не секрет, что в XXI веке читатель в значительной степени сменяется зрителем. Нынешний век — это век визуального представления, когда коммуникация...

Дизайн национального фестиваля: особенности семантики

Наличие собственного визуального облика, системы визуальной идентификации, способной облегчить коммуникацию и готовой к реакции на текущие события особенно важно, для

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода культуры современного общества.

Трансформация понятия «эротика» в культуре и кинематографе

Одной из ключевых особенностей кинематографа является возможность визуального повествования, максимально приближенного к естественному жизненному процессу, что позволяет в большей мере оказывать эмоциональное воздействие на зрительскую аудиторию.

Художественный образ и символ как основа...

Следовательно, символ находится глубоко в сознании человека и хранится там как уникальный код, который при визуальном контакте с определенным ассоциативным рядом дополняет его и формирует в восприятии зрителя завершенный художественный ряд.

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная...

Наиболее органичное соединение визуализации режиссерской идеи с помощью современных технологий и особенностей зрительного восприятия происходит в помещениях с

Годер Д. Художники, визионеры, циркачи. Очерки визуального театра/ Д.Годер.

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода...

Ключевые слова: дизайн, дизайн рекламы, реклама, визуальный код, визуальная культура, маркетинг, социокультурное пространство. Современная действительность диктует свои правила и требования к формированию...

Кинематограф как вид аудиовизульности | Статья в журнале...

Ключевые слова: кинематограф, режиссер, интернет, телевидение, пресса, аудиовизуальное искусство, зритель, коммуникации, СМИ

Телевидение, а в последствии и интернет, необыкновенно увеличили зрительскую аудиторию кинематографа, позволив десяткам...

Развитие киноискусства и философия кинематографа

Телевидение небывало увеличило зрительскую аудиторию кинематографа.

Нельзя, однако, забывать существенную разницу в характере восприятия телепередач и кинофильмов зрителями.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством...

Ключевые слова: культура, кинематограф, мировоззрение, особенности народов.

Визуализация сознания и воли дирижера в концертном выступлении посредством языка

Формирование культуры пользователей посредством визуальной композиции веб-сайтов.

Межличностная коммуникация в кинематографе

Кино является выразителем особенностей культуры, а так же форм и содержания МЛК, которые ей присущи. Ни для кого не секрет, что в XXI веке читатель в значительной степени сменяется зрителем. Нынешний век — это век визуального представления, когда коммуникация...

Дизайн национального фестиваля: особенности семантики

Наличие собственного визуального облика, системы визуальной идентификации, способной облегчить коммуникацию и готовой к реакции на текущие события особенно важно, для

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода культуры современного общества.

Трансформация понятия «эротика» в культуре и кинематографе

Одной из ключевых особенностей кинематографа является возможность визуального повествования, максимально приближенного к естественному жизненному процессу, что позволяет в большей мере оказывать эмоциональное воздействие на зрительскую аудиторию.

Художественный образ и символ как основа...

Следовательно, символ находится глубоко в сознании человека и хранится там как уникальный код, который при визуальном контакте с определенным ассоциативным рядом дополняет его и формирует в восприятии зрителя завершенный художественный ряд.

Задать вопрос