Кино и телевидение как одни из основных факторов формирования визуальной культуры зрителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 30.05.2017

Статья просмотрена: 255 раз

Библиографическое описание:

Ганиева Э. Р. Кино и телевидение как одни из основных факторов формирования визуальной культуры зрителя // Молодой ученый. — 2017. — №21. — С. 59-61. — URL https://moluch.ru/archive/155/43912/ (дата обращения: 21.09.2018).



Статья посвящена раскрытию вопроса роли экранных искусств — кино и телевидения — в процессе формирования визуальной культуры зрителя. В статье обсуждаются и определяются понятия «визуальной культуры», «визуального восприятия» и «визуальной аттракции», а также методы и технологии визуального воздействия экранных искусств, применяемые ими в ежедневной практике создания визуальной среды для зрительской аудитории.

Ключевые слова: культура, визуальная культура, экранные искусства, зритель, визуальное восприятие, формирование визуальной культуры

Вступление человечества в 21 век было ознаменовано процессом бурного технического прогресса, развитием разнообразных средств коммуникации, реформированием всех сфер человеческой жизни посредством интеграции с новыми технологиями, лидирующее место среди которых заняли аудиовизуальные формы представления информации.

Последние десятилетия до неузнаваемости изменили окружающую привычную реальность. В повседневную, деловую и личную сферы жизни человека вторглись различные медиа технологии с обширным спектром функций и предназначений, трансформировали многие аспекты человеческой деятельности, видоизменили саму суть понятия о развлечениях, способах организации свободного времени. Жизнь современного человека уже невообразима без ноутбуков, мобильных устройств связи и воспроизведения продуктов медиа разных форматов. Сейчас мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и прочие виды гаджетов стали практически незаменимы для человека, как в обыденной сфере, так и в его трудовой жизнедеятельности.

Ввиду сложившегося положения и в условиях «информационного взрыва» 21 века, человечество по достоинству оценило и отдало свое предпочтение визуальному способу передачи данных. Благодаря простоте, доступности и легкому пониманию визуальной составляющей информации, визуальная культура занимает доминирующее положение в современном обществе. К средствам визуальной культуры можно отнести все, что включает в свою структуру визуальные элементы. Прежде всего, это виды визуальных искусств: живопись, театр, фотография, граффити, кинематограф, телевидение, реклама, видео-арт, Интернет и т. д.

Причины столь обширной экспансии визуальной культуры, по мнения мирового ученого, занимающегося изучением данной тематике, могут крыться в:

  1. Глобализации
  2. Высокой скорости производства и потреблении медиа продуктов
  3. Распространении многоэкранности
  4. Главенстве визуальных медиа во всех сферах жизни
  5. Ослабевании критического мышления.

Вопросы — что есть визуальная культура? Почему она так популярна в современном мире? Почему публика отдает предпочтение визуальным и аудиовизуальным способам получения информации? На чем базируются методы «визуальной аттракции» и визуального воспитания современного зрителя? — являются основной целью и предметом исследования данной статьи.

Термин «визуальная культура» появился на стыке таких дисциплин как история и теория искусства, теория кино, антропология и др. Само возникновение визуальной культуры стало следствием усложнения человеческого бытия, стремительного промышленного и технического развития, реорганизации знакомого и удобного образа жизни, необходимости человека изменяться, подстраиваться под новые условия, диктуемые новым обществом, новым временем и новой реальностью.

Визуальная культура представляет собой совокупность общественных, индивидуальных материальных и интеллектуальных визуальных ценностей, хранящихся и функционирующих в форме символов в определенном социуме и передаваемых посредством визуальных средств информации.

Многие исследователи определяют визуальную культуру как отдельный аспект культуры в целом, формирующий у людей способность к восприятию, анализу, интерпретации, оценке и созданию визуальных образов [1, с. 113], [2, с. 9].

Визуальная культура не просто так стала основной формой получения и потребления информации. Суть этого феномена заключается в доступности визуального восприятия форм, знаков и символов, содержащих в себе емкие, четкие и конкретные сообщения, понятные большинству людей.

«Визуальное восприятие является наиболее простым видом восприятий человека. Визуально воспринимаемые объекты реже вызывают неприязнь и быстрее формируют ассоциации, что приводит к лучшему усвоению информации и запоминанию» [3].

Методики и технологии основываются воздействия визуальной культуры основываются на ассоциативных связях, на визуальном языке программирования способа мышления зрителя и потенциального потребителя рекламных товаров. Неспроста речь зашла о рекламе. Визуальное искусство, по большей части, применяет ту же тактику, как и реклама — самый эффективный способ продвижения товаров и услуг.

Для формирования ассоциативной связи, или же визуальной аттракции, в массовых медиа используются уже знакомые знаки и символы, несущие в себе необходимый смысл и содержание. Визуальный язык дороже тысячи слов. Легко, быстро и доступно он может объяснить основную идею, мысль автора визуального продукта или произведения. Более того, учеными доказано, что более половины информации, получаемой человеком из вне, передается с помощью визуальных путей приема данных.

Естественно, что большинство представителей современного общества в целом, в частности молодое поколение, выросшее в условиях скачкообразного развития технологий, сделает, к примеру, выбор в пользу новомодной голливудской экранизации, а не предпочтет самостоятельное, трудоемкое ознакомление с литературным первоисточником. Современная жизнь имеет тенденцию к чрезвычайно быстрому прогрессированию всех областей человеческого познания и катастрофической нехватке временного ресурса. Этим и объясняется такая популярность экранных искусств и визуальных способов передачи информации.

Кинематограф и телевидение — два гиганта в области визуальной культуры. Трудно представить себе альтернативные СМИ, оказывающие столь неизгладимое впечатление и эффективное влияние на свою аудиторию. А ведь эта аудитория исчисляется миллиардами зрителей. Не зря вторым названием Голливуда стало характерное словосочетание «Фабрика грез». В первую очередь оба этих визуальных искусства апеллируют к ассоциативной области мышления зрителя, говоря иначе, они напрямую обращаются к смысловой составляющей того или иного общеизвестного знака или символа.

Кино и телевидение отражают окружающую реальность, трансформируют ее, иногда даже искажают ее восприятие таким образом, что зрительская аудитория, пусть и с некоторой долей недоверия, начинает верить происходящему на экране. С помощью подобных тактик, кино и телевидение могут оказывать огромное воздействие на своего зрителя. Зачастую, такое воздействие приводит к парадоксальному результату.

Иными словами, прибегая к помощи таких стратегий, оба этих экранных искусства во власти изменить не только наше сознание, взгляды, но и отношение к миру и происходящим в нем событиям.

Такой поразительный эффект достигается за счет специфического визуального языка, с помощью которого они с нами «общаются». Визуальная коммуникация производится во многом благодаря особенностям киноязыка и языка телевизионного, создатели которого, основываясь на многолетнем опыте функционирования и развития этих искусств, выработали полезные знания о методах наиболее эффективного воздействия на зрителя.

Визуальный язык кино и телевидения обращается к самому подсознанию, к чувственному восприятию мира, к нашему отношению жизни. Найдя в этих критериях прочный фундамент для своей деятельности, кинематограф и телевидение начинают стоить свою «версию» жизни.

Мы не раз становились свидетелями пропаганды некоторых моделей жизни по кино или телевидению. Они как вирусная реклама прочно укрепляются в нашем сознании, начинают незаметно трансформировать наши мысли и взгляды по отношению к ним. И вот мы уже невольно начинаем думать, что мы пришли к данной мысли самостоятельно, а не с легкой подачи визуальных медиа. В обществе такие «модели» называются модным словом «бренд». Такие модели, в первую очередь, обращаются к базовым желаниям, порывам и инстинктам.

«При рассматривании произведения искусства человеческое восприятие строится во многом на внутренней эмоциональной реакции. Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания оно многократно усиливается ассоциативными связями. В итоге оказывается, что «изображения сами по себе гораздо менее сильны, нежели полученное впечатление от них». Таким образом, целью визуальной культуры является обогащение внутреннего мира человека визуальными образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов» [2, с. 10–11].

Коммуникация, потребность в эстетическом наслаждении, эмоциональные переживания, катарсис, в конце концов, — вот те составляющие, которые заставляют нас вновь и вновь обращаться к визуальным искусствам такого рода, как театр, кинематограф и телевидение. В них мы ищем подобие жизни, задаем вопросы и получаем ответы на них. Обдумываем полученную информацию, интерпретируем ее и применяем в повседневной жизни, учимся создавать собственные визуальные художественные образы, свой визуальный язык.

Визуальная культура, предоставляемая зрителям такими экранными средствами, как кино и телевидение, обладает удивительным свойством сохранять знания, накопленные поколениями и формировать новые посредством творчества и индивидуального подхода. Кинематограф и телевидение не только воспитывают в нас визуальную культуру, но и в своих специальных знаках и символах сберегают для нас прошлое человечества и его бесценный опыт в понятных для всех образах. Полагаю, именно в этом состоит главная ценность визуального языка кино и телевидения.

Литература:

  1. Даниэль С. М. Искусство видеть [Текст] /С. М. Даниэль. — М.: Амфора, 2006. — С. 206.
  2. Дубовая Н. В. Визуальная культура в аспекте современности // «Тенденции развития педагогической науки»: материалы международной заочной научно-практической конференции. — 2010: СибАК, 2010. — С. 267.
  3. Немтинова Д. Г. Визуальная культура. Виды визуальных наблюдений в культуре. // Студенческий научный форум. URL: https://rae.ru/forum2012/232/501 (дата обращения: 20.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): визуальная культура, телевидение, искусство, визуальный язык, визуальный язык кино, зритель, визуальное восприятие, кинематограф, современное общество, зрительская аудитория.


Похожие статьи

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная...

Наиболее органичное соединение визуализации режиссерской идеи с помощью современных технологий и особенностей зрительного восприятия происходит в помещениях с

Годер Д. Художники, визионеры, циркачи. Очерки визуального театра/ Д.Годер.

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода...

Ключевые слова: дизайн, дизайн рекламы, реклама, визуальный код, визуальная культура, маркетинг, социокультурное пространство. Современная действительность диктует свои правила и требования к формированию...

Кинематограф как вид аудиовизульности | Статья в журнале...

Ключевые слова: кинематограф, режиссер, интернет, телевидение, пресса, аудиовизуальное искусство, зритель, коммуникации, СМИ

Телевидение, а в последствии и интернет, необыкновенно увеличили зрительскую аудиторию кинематографа, позволив десяткам...

Развитие киноискусства и философия кинематографа

Телевидение небывало увеличило зрительскую аудиторию кинематографа.

Нельзя, однако, забывать существенную разницу в характере восприятия телепередач и кинофильмов зрителями.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством...

Ключевые слова: культура, кинематограф, мировоззрение, особенности народов.

Визуализация сознания и воли дирижера в концертном выступлении посредством языка

Формирование культуры пользователей посредством визуальной композиции веб-сайтов.

Межличностная коммуникация в кинематографе

Кино является выразителем особенностей культуры, а так же форм и содержания МЛК, которые ей присущи. Ни для кого не секрет, что в XXI веке читатель в значительной степени сменяется зрителем. Нынешний век — это век визуального представления, когда коммуникация...

Дизайн национального фестиваля: особенности семантики

Наличие собственного визуального облика, системы визуальной идентификации, способной облегчить коммуникацию и готовой к реакции на текущие события особенно важно, для

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода культуры современного общества.

Трансформация понятия «эротика» в культуре и кинематографе

Одной из ключевых особенностей кинематографа является возможность визуального повествования, максимально приближенного к естественному жизненному процессу, что позволяет в большей мере оказывать эмоциональное воздействие на зрительскую аудиторию.

Художественный образ и символ как основа...

Следовательно, символ находится глубоко в сознании человека и хранится там как уникальный код, который при визуальном контакте с определенным ассоциативным рядом дополняет его и формирует в восприятии зрителя завершенный художественный ряд.

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная...

Наиболее органичное соединение визуализации режиссерской идеи с помощью современных технологий и особенностей зрительного восприятия происходит в помещениях с

Годер Д. Художники, визионеры, циркачи. Очерки визуального театра/ Д.Годер.

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода...

Ключевые слова: дизайн, дизайн рекламы, реклама, визуальный код, визуальная культура, маркетинг, социокультурное пространство. Современная действительность диктует свои правила и требования к формированию...

Кинематограф как вид аудиовизульности | Статья в журнале...

Ключевые слова: кинематограф, режиссер, интернет, телевидение, пресса, аудиовизуальное искусство, зритель, коммуникации, СМИ

Телевидение, а в последствии и интернет, необыкновенно увеличили зрительскую аудиторию кинематографа, позволив десяткам...

Развитие киноискусства и философия кинематографа

Телевидение небывало увеличило зрительскую аудиторию кинематографа.

Нельзя, однако, забывать существенную разницу в характере восприятия телепередач и кинофильмов зрителями.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством...

Ключевые слова: культура, кинематограф, мировоззрение, особенности народов.

Визуализация сознания и воли дирижера в концертном выступлении посредством языка

Формирование культуры пользователей посредством визуальной композиции веб-сайтов.

Межличностная коммуникация в кинематографе

Кино является выразителем особенностей культуры, а так же форм и содержания МЛК, которые ей присущи. Ни для кого не секрет, что в XXI веке читатель в значительной степени сменяется зрителем. Нынешний век — это век визуального представления, когда коммуникация...

Дизайн национального фестиваля: особенности семантики

Наличие собственного визуального облика, системы визуальной идентификации, способной облегчить коммуникацию и готовой к реакции на текущие события особенно важно, для

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода культуры современного общества.

Трансформация понятия «эротика» в культуре и кинематографе

Одной из ключевых особенностей кинематографа является возможность визуального повествования, максимально приближенного к естественному жизненному процессу, что позволяет в большей мере оказывать эмоциональное воздействие на зрительскую аудиторию.

Художественный образ и символ как основа...

Следовательно, символ находится глубоко в сознании человека и хранится там как уникальный код, который при визуальном контакте с определенным ассоциативным рядом дополняет его и формирует в восприятии зрителя завершенный художественный ряд.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная...

Наиболее органичное соединение визуализации режиссерской идеи с помощью современных технологий и особенностей зрительного восприятия происходит в помещениях с

Годер Д. Художники, визионеры, циркачи. Очерки визуального театра/ Д.Годер.

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода...

Ключевые слова: дизайн, дизайн рекламы, реклама, визуальный код, визуальная культура, маркетинг, социокультурное пространство. Современная действительность диктует свои правила и требования к формированию...

Кинематограф как вид аудиовизульности | Статья в журнале...

Ключевые слова: кинематограф, режиссер, интернет, телевидение, пресса, аудиовизуальное искусство, зритель, коммуникации, СМИ

Телевидение, а в последствии и интернет, необыкновенно увеличили зрительскую аудиторию кинематографа, позволив десяткам...

Развитие киноискусства и философия кинематографа

Телевидение небывало увеличило зрительскую аудиторию кинематографа.

Нельзя, однако, забывать существенную разницу в характере восприятия телепередач и кинофильмов зрителями.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством...

Ключевые слова: культура, кинематограф, мировоззрение, особенности народов.

Визуализация сознания и воли дирижера в концертном выступлении посредством языка

Формирование культуры пользователей посредством визуальной композиции веб-сайтов.

Межличностная коммуникация в кинематографе

Кино является выразителем особенностей культуры, а так же форм и содержания МЛК, которые ей присущи. Ни для кого не секрет, что в XXI веке читатель в значительной степени сменяется зрителем. Нынешний век — это век визуального представления, когда коммуникация...

Дизайн национального фестиваля: особенности семантики

Наличие собственного визуального облика, системы визуальной идентификации, способной облегчить коммуникацию и готовой к реакции на текущие события особенно важно, для

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода культуры современного общества.

Трансформация понятия «эротика» в культуре и кинематографе

Одной из ключевых особенностей кинематографа является возможность визуального повествования, максимально приближенного к естественному жизненному процессу, что позволяет в большей мере оказывать эмоциональное воздействие на зрительскую аудиторию.

Художественный образ и символ как основа...

Следовательно, символ находится глубоко в сознании человека и хранится там как уникальный код, который при визуальном контакте с определенным ассоциативным рядом дополняет его и формирует в восприятии зрителя завершенный художественный ряд.

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная...

Наиболее органичное соединение визуализации режиссерской идеи с помощью современных технологий и особенностей зрительного восприятия происходит в помещениях с

Годер Д. Художники, визионеры, циркачи. Очерки визуального театра/ Д.Годер.

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода...

Ключевые слова: дизайн, дизайн рекламы, реклама, визуальный код, визуальная культура, маркетинг, социокультурное пространство. Современная действительность диктует свои правила и требования к формированию...

Кинематограф как вид аудиовизульности | Статья в журнале...

Ключевые слова: кинематограф, режиссер, интернет, телевидение, пресса, аудиовизуальное искусство, зритель, коммуникации, СМИ

Телевидение, а в последствии и интернет, необыкновенно увеличили зрительскую аудиторию кинематографа, позволив десяткам...

Развитие киноискусства и философия кинематографа

Телевидение небывало увеличило зрительскую аудиторию кинематографа.

Нельзя, однако, забывать существенную разницу в характере восприятия телепередач и кинофильмов зрителями.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством...

Ключевые слова: культура, кинематограф, мировоззрение, особенности народов.

Визуализация сознания и воли дирижера в концертном выступлении посредством языка

Формирование культуры пользователей посредством визуальной композиции веб-сайтов.

Межличностная коммуникация в кинематографе

Кино является выразителем особенностей культуры, а так же форм и содержания МЛК, которые ей присущи. Ни для кого не секрет, что в XXI веке читатель в значительной степени сменяется зрителем. Нынешний век — это век визуального представления, когда коммуникация...

Дизайн национального фестиваля: особенности семантики

Наличие собственного визуального облика, системы визуальной идентификации, способной облегчить коммуникацию и готовой к реакции на текущие события особенно важно, для

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода культуры современного общества.

Трансформация понятия «эротика» в культуре и кинематографе

Одной из ключевых особенностей кинематографа является возможность визуального повествования, максимально приближенного к естественному жизненному процессу, что позволяет в большей мере оказывать эмоциональное воздействие на зрительскую аудиторию.

Художественный образ и символ как основа...

Следовательно, символ находится глубоко в сознании человека и хранится там как уникальный код, который при визуальном контакте с определенным ассоциативным рядом дополняет его и формирует в восприятии зрителя завершенный художественный ряд.

Задать вопрос