Библиографическое описание:

Сурнин Д. И. Структура и содержание коммуникативной компетентности специалиста Физической культуры и спорта // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 505-507.

Последнее поколение стандартов образования построено на основе требований компетентностного подхода, суть которого заключается в усилении ориентации на результаты образования как системообразующего компонента конструкции стандарта [1].

Итогом модернизации высшего профессионального образования, по мнению В.И. Григорьева и В.А. Чистякова, стало признание ее многофункциональности в развитии физических, интеллектуальных, эстетических и психологических качеств, что требует от выпускника вуза, наряду с владением профессиональной компетентностью и технологиями, социальной мобильности, сформированного высокого уровня адаптивности и что, следовательно, наряду с физической культурой личности определяет необходимость формирования универсальных и специализированных компетенций [2].

Проблеме сущности и содержания таких понятий, как «компетенция» и «компетентность», посвящены многочисленные работы таких исследователей как А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, А.М. Новиков и других.

Однако трактуются данные понятия по-разному.

И.А. Зимняя под «компетенцией» понимает внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий), которые затем выявляются в компетентностях человека [3].

При этом «компетентность» она определяет как «актуальное, формируемое качество личности, основывающееся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально-профессиональная черта человека, его личностное качество» [3].

В.М. Кроль считает, что компетенция – это не что иное, как умения и навыки [1].

А.М. Новиков отмечает, что компетентность – это «самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основываясь на приобретенных учебном и жизненном опыте» [1].

Ю.М. Жуков пишет, что «… компетенция – это характеристика позиции (роли, должности), а не индивида. Компетенции – это то, что индивид должен знать, когда занимает определенную позицию в соответствии со стандартами и предписаниями. Компетентность же – это преимущественно субъектная, а не объектная характеристика; это то, что относится к индивиду, как субъекту профессиональной деятельности» [4: 17].

В то же время Г.И. Ибрагимов пишет, что компетентность – это проявление единства знаний, умений, навыков, способов деятельности, качеств, свойств личности, позволяющие человеку действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за порученное дело, собственную жизнь [1: 104 – 105].

Анализ многочисленных исследований позволил сделать вывод, что большинство исследователей определяют «компетентность» как обобщенную способность ученика к решению жизненных и впоследствии профессиональных задач, как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности. В то же время «компетенцию» определяют как объективный безличный показатель, заранее подготовленную норму к уровню подготовки ученика, она является целью образования.

Между тем в литературе до сих пор нет однозначного решения в вопросах классификации ключевых компетенций. Так, И.А. Зимняя выделяет три группы компетенций:

  1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности.

  2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды.

  3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека [3: 11].

А.В. Хуторской в свою очередь выделяет семь групп ключевых компетенций:

1. Ценностно-смысловые компетенции.

2. Общекультурные компетенции.

3. Учебно-познавательные компетенции.

4. Информационные компетенции.

5. Коммуникативные компетенции.

6. Социально-трудовые компетенции.

7. Компетенции личностного самосовершенствования [1: 107 – 108].

А.К. Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности: 1) специальная компетентность; 2) социальная компетентность; 3) личностная компетентность; 4) индивидуальная компетентность [5].

Несмотря на отсутствие единой классификации ключевых компетенций и компетентностей, Ю.М.Жуков отмечает, что коммуникативная компетентность – это метакомпетентность или ядерная компетентность. Она входит в социальную, профессиональную, межличностную компетентность и является связующей этих образований [4].

Е.М. Кузьмина в своем исследовании определяет коммуникативную компетентность как важную составляющую профессиональной компетентности выпускника вуза, позволяющую осуществлять эффективное общение и способы реализации толерантности, личностной реализации и единств в целом в сфере профессиональной деятельности [6].

Коммуникативная компетентность, по мнению О.М. Казарцевой, – это не врожденная способность, а способность, формируемая в человеке, в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Коммуникативно-социальный опыт включает в себя, прежде всего, механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе такого переключения лежит изменение ролевых отношений между участниками общения. В педагогическом процессе участниками общения являются учитель и ученики, которые вступают в ролевые отношения при решении задач обучения и воспитания [7: 103].

З.С. Смелкова коммуникативную компетентность учителя определяет как способность целенаправленно использовать речевые и неречевые средства коммуникации для решения задач педагогического общения [7: 103].

Н.В. Кузьмина выделяет когнитивный и эмоциональный компоненты, которые являются составляющими эффективного поведения [8].

В структурном отношении А.К. Маркова выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности:

- профессиональные знания – способы, стили общения;

- профессиональные умения – приемы, используемые для достаточного общения;

- профессионально-психологические установки и личностные особенности, которые в совокупности подразумевают тактичность, эмоциональность, этика и т.д. [9].

В свою очередь, Н.Б.Буртовая предложила модель коммуникативной компетентности личности как стабильное, личностное образование, представляющее систему коммуникативных свойств коммуникативного потенциала и коммуникативного ядра личности [10].

Рассматривая коммуникативную компетентность личности как интегральное, относительно стабильное целостное психическое образование, она выделяет следующие уровни коммуникативной компетентности:

- психофизиологический уровень – тип ВНД, темперамент;

- индивидуально-психологический уровень – ощущения, восприятие, внимание, мышление, эмоции;

- социально-психологический уровень – взаимодействие с людьми [10].

А.И. Чучалина и Н.М. Костихина в своих исследованиях выделяют два аспекта коммуникативной компетентности:

- собственно-лингвистический – знания и умения использования языковых средств, в зависимости от ситуации речевого высказывания;

- коммуникативно-поведенческий – личность, условия в общении, отношения [7].

Е.М. Кузьмина в структурном плане выделяет следующие компоненты коммуникативной компетентности:

- теоретический блок – знания в области межличностного взаимодействия;

- практический блок – коммуникативные умения;

- личностный блок – коммуникативные свойства и качества личности, необходимые для установления межличностного взаимодействия [7].

Таким образом, по мнению ряда исследователей (Л.М. Митина, Л.А Петровская), главной составляющей коммуникативной компетентности является операционный блок, включающий в себя знания, умения и навыки общения. В то же время другие исследователи (А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина) считают, что помимо операционного блока обязательно должна быть система внутренних ресурсов, включающая в себя способности, качества, установки, ценностные ориентации.

При этом следует отметить, что адекватная реализация и эффективность использования всех перечисленных умений и навыков в первую очередь зависит от культуры речи, которая служит одним из показателей духовного богатства человека, культуры его мышления, является средством формирования творческой личности.

Вследствие этого культура речи является одной из основных составляющих структуры коммуникативной компетентности специалиста физической культуры и спорта, которую можно представить следующими компонентами:

1) лингвистический компонент – культура и техника речи;

2) когнитивно-операционный компонент – знания, умения и навыки эффективного общения;

3) личностный компонент – профессионально-личностные качества.

При этом сложность формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста физической культуры и спорта заключается в том, что служебные задачи зависят от направленности (обучающе-развивающая, общеприкладная, спортивная, рекреационная, профессионально-прикладная и корригирующая) специфики работы, которая может быть существенно разной [7].

Специалисты по физической культуре и спорту могут работать как учителями физической культуры и тренерами, так и осуществлять другого рода деятельность в сфере физической культуры и спорта, отличную от педагогической, в частности управленческую и рекреационную [7].

Исходя из этого, профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту требует наличия у него широкого спектра коммуникативных знаний, умений и навыков, в том числе:

- использование беседы и убеждения как основных методов управления коллективом;

- наличие авторитарных способностей и умения адекватно использовать наставления, советы, указания, замечания как основных методов управления;

- ориентирование в социальных ситуациях;

- определение личностных особенностей и эмоционального состояния других людей;

- выбор адекватных способов обращения с другими людьми и реализация этих способов в процессе взаимодействия;

- установление психологического контакта;

- использование ораторских способностей в публичной ситуации;

- урегулирование и предупреждение конфликтов;

- проведение переговоров и пресс-конференций.

Следовательно, определяя содержание профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту, следует учитывать все аспекты его профессиональной деятельности и строить программу по формированию коммуникативной компетентности в рамках системного подхода при условии гармонизации разноуровневых связей интегральной индивидуальности, посредством активных методов обучения. Так как коммуникативная компетентность относится к группе ключевых и является неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности, определяется при этом успех конкурентоспособной личности.


Литература:
  1. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианов Т.М. Теория обучения: учеб. пособ. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 383 с.

  2. Григорьев В.И., Давиденко Д.Н., Чистяков В.А. Государственный образовательный стандарт – стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 4 (74). – 43 с.

  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – 39 с.

  4. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. – М.: Гардарики, 2003. – 223 с.

  5. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

  6. Кузьмина Е.М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза: автореф. дис. …канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2006. – 24 с.

  7. Костихина Н.М. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособ. – М.: Физическая культура, 2005. – 200 с.

  8. Кузьмина Н.В. Основы общей и прикладной акмеологии: учеб. пособ. – М., 1995. – 57 с.

  9. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту: монография. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 208 с.

  10. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития (на примере студентов – будущих педагогов-психологов): автореф. дис. …канд. псих. наук. – Томск, 2004. – 24 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle