Библиографическое описание:

Азизов М. А. Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 339-342.

В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физического совершенствования в гармоничном развитии личности, определены цели и условия подготовки походов «на природу», их содержание.

Ключевые слова: экологическая культура, бережное отношение к природе, физическое воспитание, духовное и физическое совершенство, закалка организма, пропорциональное развитие, творческие экскурсии, правила походов, дидактические игры.

Начиная со 2-ой половины ХХ века человечество столкнулось отрицательным влиянием экологических катастроф на биосферу, в связи с чем появилась необходимость проводить в широком масштабе природоохранные мероприятия. Проблема эта с каждым годом становится все актуальнее.

Формирование Республики Узбекистан как самостоятельного государства и его ускоренное развитие связано с дальнейшим совершенствованием социально-экономической, политической, культурной, образовательной сфер. В этом аспекте проводится реформирование в области науки, техники, культуры, экономики, образования, физкультуры и спорта, основные идеи которого заложены в Законе Республики Узбекистан «Об образовании» [1] и Национальной программе по подготовке кадров [2].

Одним из средств формирования у школьников нравственных качеств, культуры бережного отношения к природе является организация походов и экскурсий, экологического содержания, в процессе которых используются физические упражнения, разнообразные спортивные состязания.

Задачи физического воспитания учащихся VII-IX классов состоят в том, чтобы развивать у учащихся качества выносливости, стойкости, мужественности, решительности, потребности защищать в будущем Родину, бережно относиться к природе.

Походы являются важным средством физического воспитания учащихся VII-IX классов. Преодоление трудностей во время походов, проявление различных способностей связано с различными физическими движениями и навыками. У учащихся формируются способности самоуправления, активного движения и др. Кроме того, помимо чисто физического совершенствования у них формируются духовно-нравственные и интеллектуальные качества. При организации коллективных походов для достижения цели учащимся надо проявить знания, смекалку, решительность, чувствовать ответственность не только за себя, но и за товарищей. Важное значение в походах имеет также бережное отношение к природе.

Итак, каждый ученик обязан: заботиться о своем здоровье, безопасности своей и друзей, не наносить вред окружающей среде, защищать её от природных и антропогенных угроз. Такая ответственность не появляется вдруг. Идея её связана с далёкой историей.

В педагогической, психологической, социологической литературе, этике, методике физического воспитания существуют различные мнения по вопросу использования походов в системе физического воспитания и физических упражнений. Греческий философ Сократ утверждал: «С помощью гимнастики я поддерживаю устойчивость своего тела» [5]. Он выдвигал мысль о том, что человек, прежде всего, должен развивать свои природные силы (физические данные) и стремиться к духовному совершенствованию.

Великий мыслитель, учёный Абу Али ибн Сино писал «воспитание тела (физическое воспитание) – важнейший способ сохранения здоровья».

В древности наш народ физическое воспитание приравнивал к аскетизму. Абу Али ибн Сино в «Каноне медицины» [5] на физическом закаливании организма, определил несколько способов сохранения здоровья, среди них выделил занятие физическими упражнениями, правильное и умеренное питание, соблюдение гигиены.

Говоря о здоровом поколении, учёный имел в виду и духовное и физическое совершенство, и работоспособность, и владение передовой культурой.

Наши предки воспитывали своих наследников в духе гуманизма и научных ценностей.

Каждый человек обладает физической силой, интеллектуальными и нравственными качествами. В соответствии с этим в развитии личности выделяются три направления: физическое, умственное и нравственное воспитание.

Физическое воспитания имеет огромное значение в жизни человека. Во-первых, у каждого человека есть потребность быть здоровым и сильным. Во-вторых, народная мудрость гласит: «В здоровом теле здоровый дух», то есть здоровый рассудок. Мышление и нравственность тесно связаны с темпераментом и здоровьем человека.

Чешский педагог Ян Амос Коменский в своём труде «Влияние физической культуры на развитие учащихся» подчеркивал, что физическое воспитание необходимо для здоровья учащихся и снятия усталости, которую они приобретают во время занятий. В программу обучения он ввел физические упражнения и поставил их на первое место. Затем он предложил устраивать небольшие перерывы среди урока, чтобы учащиеся могли побегать, попрыгать, поиграть в разные игры. Этот приём используется до сих пор. Наконец он предложил выделить часть времени после обеда для физических упражнений.

Великий педагог указывал, что обучение детей движениям и ловкости надо начинать как можно раньше. А начав, надо добиваться настойчивости и старания от учащихся [3].

Жан Локк свой известный труд «Мысли о воспитании» посвятил отдельный раздел физическому воспитанию, в которое он вкладывал широкое понятие. Это закаливание, питание, одежда, физические упражнения, сон, режим и др. В целях гуманизации обучения Жон Локк предлагал чередовать физические и умственные занятия таким образом, чтобы организм не чувствовал усталости, и человек всегда ощущал лёгкость и бодрость. Общеизвестно, что для устойчивого функционирования всех систем организма необходима двигательная активность индивида [3].

Шведский педагог И.Г.Песталоцци всю свою теоретическую и практическую деятельность посвятил воспитанию детей и кардинальному изменению системы воспитания. Он первый раскрыл гуманистическую сущность физического воспитания [6].

Для правильного формирования фигуры и осанки, пропорционального развития костно-мышечной структуры, органов кровообращения и дыхания, укрепления нервной системы на уроках физического воспитания требуется организовывать экоподвижные игры на чистом воздухе.

Известный узбекский учёный педагог Абдулла Авлоний утверждал, что «Основная задача воспитания учащихся – это укрепление их здоровья, закаливание организма, физическое и духовное развитие, повышение работоспособности» [7].

Вопросы физического воспитания молодёжи были в центре внимания педагогов и просветителей.

Идеи о физическом воспитании всегда были связаны с вопросами экологии. Великий ибн Сино первым создал научно обоснованную педагогическую систему. Он утверждал «Если обеспечить человеку чистый воздух, он проживёт тысячу лет» [4]. Эти взгляды не потеряли своей актуальности и сегодня. Занятия на свежим воздухе очень эффективны. Они способствуют формированию двигательной активности учащихся, но для этого надо организовать интересные игры и предложить учащимся легко выполнимые задания и упражнения.

Основная цель экологического воспитания, наряду с формированием здорового тела и организма, развивать у учащихся способности к умственному и физическому труду, готовить к защите Родины, охране и разумному использованию природных ресурсов.

Физическое воспитание и физическое совершенство высоко ценились у узбекского народа. Героями поэм, созданных народом («Алпомиш», «Гур-угли», «Кирк киз»), всегда были физически крепкие, мужественные, отважные джигиты.

Содержание физического воспитания включает в себя такие понятия, как физическая культура, спортивные занятия, сведения о физическом состоянии организма человека и др.

В нашей стране уделяется большое внимание физическому воспитанию как одного из компонентов гармонического развития.

Ф.К.Ахмедов в своем научном исследовании определил связь между укреплением здоровья и бережном отношении к окружающей среде и природе [3].

С педагогической точки зрения, понятие достижения зрелости предполагает физическое развитие человека, движение от простого к сложному, от низшей ступени к высшей, от несовершенного к совершенному.

В системе воспитания физической зрелости важное место занимает диагностика. Уровень физической зрелости есть показатель эффективности воспитания. Организация походов, путешествий является одним из средств гармоничного развития личности.

Поход считается особым видом занятий по ознакомлению детей с природой во внешкольных учреждениях. Во время походов дети в естественных условиях могут наблюдать за природными явлениями, сезонными изменениями, имеют возможность узнавать, как деятельность человека отражается на природе и каким образом природа служит человеку. Эти наблюдения не только пробуждают у школьников интерес к природе. Но и способствуют их экологическому воспитанию. Разумеется, для такого воздействия требуется научно-методическое мастерство учителя.

Походы на природу учащихся VII-IX классов внеурочное время преследует несколько целей. При их проведении закрепляются и совершенствуются навыки учащихся, полученные ими на уроках физкультуры.

Кроме того, развиваются интеллектуальные, нравственные, эстетические качества, характерные для традиционных народных видов спорта, которые сочетают в себе физическое и нравственного совершенствование (Конные бега-скачки, Охотники и утки, быстрое вращение, Стрельба по цели и др.). Цель «выходов» на природу не ограничивается проведением спортивных игр, но как было отмечено выше, заключается в формировании сознательного отношения к окружающей среде и, следовательно, овладении элементами культуры бережного отношения к природе.

В педагогике походы подразделяются на два вида: творческие походы и походы по правилам. Содержание творческих экскурсий учащиеся определяют сами, в соответствии со своими интересами и свободно выбирают объекты для наблюдения.

В походах по правилам создаются определённые правила, установки, намечаются конкретные цели. В зависимости от сложности, в них участвуют школьники разных возрастных групп. Например. Это могут быть поход, связанные с фенологическими наблюдениями, геологическими поисками. Изучением животного и растительного мира.

В свою очередь походы названных двух видов проводятся в разных формах. Творческие походы – часто организуются в форме игры, содержащей элементы дидактики («жужжание», «чижик», «какая команда перетянет», «попади в цель», «ловля оленя, кеклика, волка и др.») в процессе таких игр развиваются и углубляются знания учащихся. Можно назвать еще игры «День и ночь», «Лягушка и аист», «Кошка», «Иголка, нитка, узелок», «Наблюдатели», «Заяц без норы», в процессе которых совершенствуется координация движений, проявляются эстетические способности.

Несмотря на различия, все игры в ходе походов объединяет нечто общее: в каждой игре заключена определённая цель: перетягивание укрепляет мышцы рук, опасность капкана – призывает бережно относиться к животным, не причинять вреда природе.

Походы положительно влияют на психику, чувства, эмоции детей, приучают их быть внимательными к окружающему миру. Применять свои знания на практике.

При организации походов учащимся VII-IX классов должна быть предоставлена свобода для проявления самостоятельности: а) в выборе похода (экскурсии) и его содержания; б) в добровольном объединении с другими ребятами; в) в участии в походе или выходе из него по своему желанию, так как поход – дело добровольное и не нуждается ни в каком принуждении. Участники похода должны соблюдать определённые требования и правила.

В процессе похода у учащихся возрастает уровень общей культуры, так как культура бережного отношения к природе является неотъемлемой частью общей культуры. Она формируется в спортивных секциях, клубах, групповых или массовых походах, при участии в экомарафоне.

Учитель физической культуры, планируя подготовку к походу, должен держать в поле зрения следующие факторы:

1. Поход:

  • должен быть рассчитан на здоровье и силы школьников;

  • соответствовать их интересам;

  • учитывать национальный менталитет и современные тенденции;

  • способствовать укреплению физического здоровья, повышению работоспособности;

  • быть связан с окружающей средой и не наносить ущерба здоровью ученика.

2. В организуемых походах необходимо создать условия для применения учащимися имеющихся знаний и умений и обогащения их.

3. Следует развивать у учащихся волевые и интеллектуальные качества.

4. У учащихся надо развивать интерес к различным физическим занятиям в форме походов, экскурсий, вырабатывать привычку к соблюдению порядка и правил.

5. Формировать навыки самостоятельных туристических навыков и умений быть руководителем в походах.

При организации походов, экскурсий необходимо опираться на дидактические принципы: создание оптимальных психолого-педагогических условий, реализация межпредметной интеграции, широкое применение экоматериалов.

При введении походов экологической направленности в программы учебных предметов важно принять во внимание их воспитательные значения и соответствие современным требованиям. Реализация экологического образования и экологического воспитания в процессе походов должна носить системный характер.


литература:

  1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании», //Гармонично развитое поколение-основа прогресса Узбекистана. – Т.: Типография издательско-полиграфического концерна «Шарқ», 1997. 20-29 с.

  2. «Национальная программа по подготовке кадров» Республики Узбекистан, // Гармонично развитое поколение – основа прогресса Узбекистана. – Т.: Типография издательско-полиграфического концерна «Шарқ», 1997. 31–61 с.

  3. Ахмедов Ф.Қ. Жисмоний таълим жараёнини миллий анъаналар воситасида ташкил этишнинг дидактик асослари. Пед. ф. н... дисс. (13.00.01) – Ўзбекистон Педагогика фанлари ИТИ. –Т. 2006 й.

  4. Ирисов А. Ибн Сино. – Ўзбек педагогикаси антологияси. -Т.: “Ўқитувчи”, 1995. 137-c.

  5. Каримов У., Хикматуллаев Х. Абу Али Ибн Сино «Тиб қонунлари» 1-жилд, Т., - C 219.

  6. Хасанбоева О.У., Хасанбоев Ж., Хамидов X. Педа­гогика тарихи. -Т.: Укитувчи, 1997. - - C 248.

  7. Ўзбек педагогикаси антологияси: Икки жилдлик. Ж.1/(Тузувчи-муаллифлар: К.Ҳошимов, С.Очил; Таҳрир ҳайъати М.Хайруллаев ва б.). –Т.: “Укитувчи”, 1995. 53-c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle