Библиографическое описание:

Курбангалеева Л. А. Источники правового регулирования гражданско-правовых договоров в исполнительном производстве // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 294-296.

Договоры в исполнительном производстве, в частности, поручение, комиссия и хранение как особый вид услуг, нуждающихся в самостоятельной правовой защите, имеют большую правовую базу регулирования. Названные виды договоров по ныне действующему гражданскому законодательству находят свое закрепление и правила регулирования.

Договор поручения относится к числу ранее известных договоров. Его правила содержались в ГК 1964. Тем не менее в новом Гражданском кодексе данный институт получил дальнейшее развитие и пополнился целым рядом новых правил. Новеллы связаны, в частности, с тем, что новый Гражданский кодекс ввел в оборот коммерческое представительство, что обусловило необходимость установления правил, связанных с этим представительством.

Договор комиссии является институтом, давно известным российскому гражданскому праву. Его нормы содержались и в ГК 1964. Не изменилось и само понятие договора. Вместе с тем и в статьях ГК РФ, излагающих сущность комиссии, и во всех последующих статьях, относящихся к данному институту, содержится довольно много новых положений, свидетельствующих о весьма существенном развитии договора комиссии.

В ст.990 ГК РФ есть ряд новых положений, направленных на более четкое определение юридических признаков данного договора. Договор комиссии относится к числу договоров, направленных на предоставление юридических услуг. В этом смысле он довольно близок к договору поручения. Вместе с тем между ними имеются существенные различия.

Особенности комиссионной продажи непродовольственных товаров, принадлежащих гражданам, юридическими лицами и гражданами-предпринимателями установлены Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 20 сентября 1994 г.1

Приведённое в ст. 886 действующего ГК РФ, определение договора хранения воспроизводит то, которое содержалось в ст. 422 ГК РСФСР 1964 г. Оно сводится к тому, что «по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем) и возвратить эту вещь в сохранности»2.

Нормы о договорах в исполнительном производстве содержатся также в иных нормативных актах федерального уровня. Так, Федеральный закон «Об исполнительном производстве»3 регулирует деятель­ность судебного пристава-исполнителя по оценке и реализации имущества должника.

Ст. 87 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит положения о реализации имущества, которое возможно осуществить посредством договоров поручения и комиссии. Реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом4.

Приказом ФССП РФ № 347, Росимущества № 149 от 25.07.2008 утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество5.

Действующее законодательство РФ не содер­жит подзаконных нормативных актов, посвящен­ных именно договорам в исполнительном производстве, многочисленные подзаконные акты регулируют договоры поручения, комиссии и хранения в гражданском обороте. По сути, к подзаконным нормативным актам, регу­лирующим деятельность судебного пристава-исполнителя при реализации договоров поручения, комиссии, хранения являются многочисленные приказы, информационные письма ФССП России.

Так, одним из таких приказов является приказ ФССП России от 28 ноября 2008 г. «Об утверждении Порядка оценки и Порядка реализации имущества должников». Согласно положениям данного приказа ФССП России приказало утвердить Порядок оценки имущества должников (порядок № 1), Порядок реализации имущества должников (Порядок № 2).

Согласно положениям Порядка № 1 деятельность сторон по исполнению условий государственных контрактов на оказание услуг по оценке арестованного имущества регулируется Гражданским кодексом РФ, ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»6, «Об исполнительном производстве»7, а также стандартами оценки, утвержденными постановлением Правительства РФ «Об утверждении стандартов оценки»8, приказами Министерства экономического развития и торговли РФ «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)»9, «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости «ФСО № 2)»10, «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки «ФСО № 1)»11.

В целях установления единой практики применения территориальными органами ФССП России действующего законодательства в сфере оценки, организации хранения и реализации арестованного имущества должников действуют методические рекомендации по порядку оценки, организации хранения и реализации арестованного имущества, разработанные Управлением организации работы по реализации имущества должников Федеральной службы судебных приставов12.

Указанные методические рекомендации по порядку оценки, организации хранения и реализации арестованного имущества содержат положения Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов «Об исполнительном производстве»13, «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»14, «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»15, Стандартов оценки, утвержденные постановлением Правительства РФ «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства»16, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требованиям к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденные приказом Минэкономразвития России17, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденные приказом Минэкономразвития России18, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденные приказом Минэкономразвития России19, распоряжения специализированного государственного учреждения при правительстве РФ «Российский фонд Федерального имущества» «Об утверждении порядка организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации»20.

Деятельность судебного пристава-исполнителя по розыску должников и их имущества и реализации имущества регулирует­ся также в настоящее время Приложениями № 5, 6 к приказу ФСССП России от 15.04.2008 № 226, которые содержат в себе ряд методических рекомендаций: Методические рекомендации по заполнению содержательной части формы № 2-1 «Сведения о переданном на реализацию и реализованном имуществе»; Методические рекомендации по заполнению содержательной части формы № 2-2 «Сведения о результатах деятельности территориальных органов ФССП России по розыску должников и их имущества».

Все положения по договорам в исполнительном производстве, указанные в ранее действовавшем гражданском законодательстве, нашли свое отражение в ныне действующем законодательстве Российской Федерации, однако многие нормы были расширены и дополнены с учетом практики по данному вопросу.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994,№.23, ст.2569.

2 Гражданское право. Часть 2. Учебник. /Под общей ред. А.Г. Калпина. - М.: Юристъ, 2001. — С.362-363.

3 Федеральный закон РФ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

4 Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724, Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N432

5 Приказ ФССП РФ N 347, Росимущества N 149 от 25.07.2008

6 Федеральный закон РФ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

7 Федеральный закон РФ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

8 Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 № 519 «Об утверждении стандартов оценки»

9 Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 г. № 254 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)»

10 Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 г. № 255 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)»

11 Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 г. № 256 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)»

12 Информационное письмо ФССП России от 22.01.2008 г. № 12/02-594-АП «О порядке оценки, организации хранения и реализации арестованного имущества»

13 Федеральный закон РФ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

14 Федеральный закон РФ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

15 Федеральный закон РФ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

16 Постановление Правительства РФ от 19.04.2002 г. № 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства»

17 Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 г. № 256 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)»

18 Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 г. № 255 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)»

19 Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 г. № 254 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)»

20 Распоряжение специализированного государственного учреждения при правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» от 29.11.2001 № 418 «Об утверждении порядка организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle