Библиографическое описание:

Кононенко Е. В., Гацура Е. А., Сергеева К. О., Исакова Е. И. Проблемы изменения нормативной базы при введении в действие Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации» // Молодой ученый. — 2016. — №12.3. — С. 12-15.



В статье рассмотрена динамика изменения законодательной базы в области стандартизации. Проанализированы значимые причины введения закона, касающегося особенностей деятельности в области стандартизации в России. Определены направления изменения правовой и нормативной базы по стандартизации в условиях вступления закона в действие.

Ключевые слова: стандартизация, закон, нормативные документы.

Рассмотрим значимые события на более чем двадцатилетнем отрезке истории стандартизации в России. Одним из них явилось принятие в 1993 году Закона Российской Федерации «О стандартизации» [1], который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Закон был призван также служить правовым обоснованием нормативной базы сертификации, которая была впервые законодательно введена в России в том же 1993 году, когда был принят закон «О сертификации продукции и услуг» [2].

С введением Закона «О стандартизации» [1] был осуществлен переход от всеобщей обязательности стандартов, установленный законодательством СССР, к стандартам, содержащим как обязательные, так и рекомендуемые требования.

Для периода 1992–2001 гг. характерны следующие направления развития российской системы стандартизации:

- развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 [3];

- активные работы по гармонизации российских и международных стандартов в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению в ВТО;

- первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации;

- внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.

Период 2002–2003 гг. ознаменовался принятием Федерального закона «О техническом регулировании» [4], что положило начало реорганизации системы стандартизации для ускорения вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле. Федеральный закон заложил двухуровневую систему технического регулирования, подобную европейской и существенно отличающуюся от сложившейся ранее. Было определено совершенно добровольное применение стандартов и определен новый вид правовых документов с техническим содержанием и обязательными требованиями по безопасности – технических регламентов. При этом законы 1993 года [1, 2] были отменены; вопросы стандартизации излагались в главе 3, а подтверждения соответствия – в главе 4 Федерального закона «О техническом регулировании» [4].

Многие специалисты в области стандартизации отмечали, что этот закон фактически разрушил основные принципы стандартизации, превратив стандарты в инструменты «обслуживания» технических регламентов. Тем не менее, начиная с 2007–2008 гг. после вступления в действие и применения на практике поправок к закону, содержавшихся в № 65–ФЗ от 01.05.2007 [5], началась активная разработка национальных технических регламентов, а с 2010 года и технических регламентов Таможенного союза по ключевым вопросам обеспечения безопасности. На этом пути возникли новые формы документов по стандартизации: своды правил и предварительные стандарты.

При этом проблемы развития стандартизации в стране потребовали разработки и принятия Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [5]. Новый закон, в продвижении которого самое активное участие принимал Российский союз промышленников и предпринимателей, направлен на структурирование и систематизацию нормативно-правового регулирования в области стандартизации товаров, работ, услуг и иных объектов стандартизации, в том числе для целей технического регулирования.

Реализация нового закона осуществляется с учетом Концепции развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации на период до 2020 года [6]. Ряд основных направлений данной концепции неразрывно связан с новым законом: модернизация и технологическое переоснащение промышленного производства, добровольное подтверждение соответствия национальным стандартам, усиление роли бизнеса в работе по стандартизации и трансферт наилучших доступных технологий в рамках разработки и применения стандартов.

Ожидается, что Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» позволит эффективно защищать национальные рынки от недобросовестной конкуренции и фальсифицированной, опасной продукции [7]. В нем прописано требование не только о добровольном, но и об обязательном применении стандартов, например, в случае, если изготовитель публично заявил о том, что его продукция соответствует национальному стандарту. Законодательно расширен перечень документов национальной системы стандартизации за счет создания информационно-технических справочников, содержащих систематизированные данные в определенной области и включающих в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные [6].

В новом законе технические условия (ТУ) – установлены как один из видов стандартов организации (СТО). При этом прописано, что СТО разрабатываются, утверждаются, изменяются, применяются и отменяются организациями самостоятельно в соответствии с собственными внутренними порядками.

Однако при внедрении нового закона возникает ряд вопросов. Так, в состав документов национальной системы стандартизации введены информационно-технические справочники. Информационно-технический справочник в соответствии со статьей 2является документом по стандартизации, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации – Росстандартом, содержащим систематизированные данные в определенной области и включающим в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные. Однако в статье 14 информационно-технические справочники не указаны в перечне видов документов по стандартизации.

Формой комплексной стандартизации традиционно является создание межотраслевых систем, направленная на решение крупных народнохозяйственных задач и обеспечивающая повышение эффективности производства продукции. К межотраслевым системам относятся Единая система конструкторской документации (ЕСКД); Единая система технологической документации (ЕСТД); Система показателей качества продукции (СПКП), Система стандартов по безопасности труда (ССБТ) и другие. При этом документы Государственной системы стандартизации (ГСС), а затем системы «Стандартизация в Российской Федерации» (СРФ) содержали документы по стандартизации в целом. Из текста нового закона пока не ясно, что же за основополагающие документы по стандартизации будут разрабатываться Федеральным органом исполнительной власти, определяющим политику в области стандартизации, т. е. Министерством промышленности и торговли. Будет ли это похоже на видоизмененные стандарты ГСС (СРФ)? Специалисты отмечают, что этот вопрос был ключевым при согласовании законопроекта на разных его этапах [8].

Принятый Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» – становится правовой базой для организации работ по стандартизации, начиная с полного вступления в действие с 1 июля 2016 года. Полноценному применению и постоянному совершенствованию закона, как в свое время происходило с законом «О техническом регулировании» [4], способствует приведение действующих правовых и нормативных актов в соответствие новому закону.

Совет Федерации внес в ряд законодательных актов подготовленные правительством изменения, направленные на реализацию федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Как сообщил заместитель председателя комитета Совета Федераций по экономической политике С. Шатиров, этот закон призван усилить роль стандартизации для технического переоснащения и модернизации производства, а также повысить качество продукции и ее конкурентоспособность.

Изменения вносятся в 27 законодательных актов РФ с целью приведения установленных в них норм, касающихся деятельности по стандартизации, в соответствие с положениями Федерального закона о стандартизации. В частности, поправки, касающиеся национальных стандартов, внесены в федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04. г. № 44–ФЗ [9] и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223–ФЗ [10].

Так как документы по стандартизации, в том числе национальные стандарты, являются документами добровольного применения, стандартизация исключается из способов государственного регулирования объектов туристской индустрии, уточнил Шатиров. Предусматривается, что в случае подписания Президентом РФ изменения вступят в силу с 1 июля 2016 года одновременно с вступлением в силу в полном объеме федерального закона «О стандартизации» [1].

Самые большие изменения вносятся в главу 3 184–ФЗ «О техническом регулировании», в первую очередь это касается названия, оно поменялось со «Стандартизация» на «Документы по стандартизации в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требование технических регламентов». Ранее действовали: статья 11 – Цели стандартизации, статья 12 – Принципы стандартизации, статья 13 – Документы в области стандартизации, статья 14 – Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации, статья 15 – Национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, статья 16 – Правила разработки и утверждения национальных стандартов, статья 16.2 – Правила разработки и утверждения предварительного национального стандарта, статья 17 – Стандарты организаций. Они утратят силу с 1 июля 2016 года в связи с вступлением в действие нового закона о стандартизации. Действующей останется только статья 16.1 – Правила формирования перечня документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов. Главным будет изменение Национального органа по стандартизации на Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации [4].

Рассмотренные материалы свидетельствуют о необходимости неотложности актуализации правовой базы стандартизации как на производственных предприятиях и в организациях, занимающихся разработкой нормативных документов различного уровня, так и в образовательных организациях, осуществляющих подготовку будущих специалистов по стандартизации.

Литература:

  1. О стандартизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. О сертификации продукции и услуг [Электронный ресурс]: закон РФ от 10.06.1993 г. № 5151-1 (ред. от 10.01.2003). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. О гарантиях прав граждан государств – участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения [Электронный ресурс]: соглашение стран СНГ от 13.03.1992 г. Режим доступа: http://zakonbase.ru.
  4. О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184–ФЗ (ред. от 05.04.2016). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  5. О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 01.05.2007 г. № 65–ФЗ (ред. от 21.07.2011). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  6. Об одобрении Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 24.09.2012 г. № 1762-р. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  7. Шохин А. Уровень применения стандартов – это индикатор развития промышленности / А. Шохин // Стандарты и качество. 2015. № 12. С. 7–12.
  8. Суркова С. Новые приоритеты стандартизации в России / С. Суркова // Стандарты и качество. 2015. № 9. С. 7–12.
  9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44–ФЗ (ред. от 05.04.2016). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  10. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс]: федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223–ФЗ (ред. от 13.07.2015). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): системы стандартизации, области стандартизации, «О стандартизации, национальной системы стандартизации, закон «О стандартизации, «О техническом регулировании», Режим доступа, Электронный ресурс, Федерального закона, сфере стандартизации, Закона «О стандартизации, федеральный закон, закона «О стандартизации, Федеральный закон «О, 162-ФЗ «О стандартизации, отрезке истории стандартизации, области стандартизации товаров, технических регламентов, российской системы стандартизации, межгосударственной стандартизации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос