Специфика французской женской прозы второй половины ХХ и начала ХХI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (370) июль 2021 г.

Дата публикации: 09.07.2021

Статья просмотрена: 191 раз

Библиографическое описание:

Холбекова, У. М. Специфика французской женской прозы второй половины ХХ и начала ХХI века / У. М. Холбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83122/ (дата обращения: 06.05.2024).



Данная статья посвящена вопросам гендерных стереотипов в литературных текстах французских писательниц второй половины ХХ и начала ХХI. Автор рассматривает эволюцию проблематики «французской женской прозы», социально-культурные причины этого процесса и его репрезентацию в литературе.

Ключевые слова: литературоведение, феминизм, гендерные вопросы, литература Франции, женская проза.

This article is devoted to the issue of gender stereotypes in literary texts of French women writers of the second half of XX and beginning of XXI. The author examines the evolution of the issue of «French female prose», the socio-cultural reasons for this process and its representation in literature.

Keywords: literature studies, feminism, gender issues, French literature, female prose.

Модернизация жизни и отстаивание прав женщин привели к тому, что традиционные место и роль женщин в обществе стали рушиться. В 50–60-е годы прошлого века вопрос социальной дискриминации женщин, перевода женщины из маргинального положения в центральное как в общественно-экономическом, так и в семейно-бытовом плане стало первостепенной задачей феминизма.

Несмотря на то, что этот феномен наблюдается уже в античной Греции, а точнее, в классический период афинской демократии, философских идеях Сократа, поэзии Сафо, трагедии Еврипида «Медея», терминологическое понятие «феминизм» регулярно стало использоваться только в ХХ веке. В это же время в гуманитарных науках появилось понятие «гендер». В литературоведении исследуются такие вопросы, как специфика «женской литературы», вопросы гендерных стереотипов в литературных текстах, а также сюжеты произведений, где действие сконцентрировано вокруг проблемы поиска собственной гендерной идентичности.

Литературный феминизм активно формировался во Франции. А потому самую долгую и самую яркую литературную историю имеет «французская женская проза». Особенно выделяются имена Жермены де Сталь, Жорж Санд, Эльзы Триоле, Маргарет Юрсенар, Симоны де Бовуар, Франсузы Саган. Сегодня традиции этих ярких звёзд французской литературы продолжают Ирэн Фрэн, Амели Нотомб, Анна Гавальда.

Выход в 1949 году книги Симоны де Бовуар «Второй пол» стал важнейшим переломным моментом истории феминизма. Именно Бовуар, придала женскому вопросу подлинно гендерный характер. «Второй пол» впервые поднял проблему эмансипации женщин глобально, охватывая историю, мифологию, культуру. Труд Симоны де Бовуар относится к периоду «второй волны» феминизма, когда после движения суфражисток за избирательное право стали актуальными и другие проблемы женщины в социуме. Писательница сделала акцент на проблеме мужского доминирования в структуре власти, на личном выборе современной женщиной ее жизненного поведения. Ей было необходимо подчеркнуть общность человеческой природы, разрушить миф о «женском уделе». А потому очень часто феминизм Бовуар называют «личностным».

Основной тезис книги «Второй пол» [1]: «Женщиной не рождаются, ею становятся». Тем самым Симона де Бовуар утверждает, что не существует такого явления, как женская природа и женственность. Эти понятия, утверждает автор, обусловлены культурно и исторически.

« Только ее поведение, ее качества, все, в чем ее обвиняют, не предопределено ей природой, ее женскими гормонами, и не заложено в клетках ее мозга: общество, общественное устройство, принуждает женщину вырабатывать в себе определенные качества и диктует ей формы поведения, которые предопределены ее “ситуацией ”» [1, с. 674].

Симона де Бовуар подробно описывает, каким образом конструируется неравенство полов в процессе социализации детей через взаимодействие с родителями и другими взрослыми.

« Родители и воспитатели, книги и сказки, женщины и мужчины всячески расхваливают девочке прелести пассивности, ее учат наслаждаться ими с раннего детства <...> Перед мальчиком, будь он честолюбивым, легкомысленным или робким, будущее открывает множество дорог: он может стать моряком или инженером, остаться в деревне или уехать в город, отправиться в путешествие или разбогатеть. Глядя в будущее, где его ждут разнообразные возможности, он чувствует себя свободным. Девочка выйдет замуж, станет матерью, бабушкой, она будет заниматься домашним хозяйством точно так же, как ее мать, будет воспитывать детей, как воспитывали ее самое. В двенадцать лет она уже точно знает, что ей уготовано, она будет жить день за днем, но строить свою жизнь, ей не дано » [1, с. 339].

Таким образом, источником социального подавления женщины Бовуар видит во внушении обществу идеи о том, что биологическая половая принадлежность — это судьба, что женщина обречена на инертность, на неизбежное репродуцирование, а не изменение, как мужчина.

Реальное освобождение женщины без экономической независимости невозможно, утверждает автор.

« Один только труд может гарантировать ей реальную свободу. Как только женщина перестает вести паразитический образ жизни, система, основанная на ее зависимости, рушится, исчезает необходимость в посреднике-мужчине, который связывает ее с внешним миром. Проклятие, тяготеющее над зависимой женщиной, заключается в том, что ей не дозволено делать что-либо самой » [1, с. 759].

Ещё один аспект «Второго пола» заключается в том, что, стремясь заставить мужчин признать равенство с ними женщин, Бовуар не предполагала тождества полов, при том что утверждала необходимость для женщин стать такими же умными, как и мужчины. Тем самым она выступила против тех, кто, полагал, что женский разум более слаб, чем мужской, и, стало быть, считал закономерным подчиненное положение женщин в общественной жизни.

Ещё одной популярной представительницей феминистской женской прозы является Франсуаза Саган, которая признана основателем нового типа художественного мышления.

«Франсуаза Саган — одна из немногих писательниц, способных столь мастерски передать глубину и непредсказуемость женского чувства. Ее героини — женщины сильные и независимые, они ломают правила ради своих избранников, но в то же время сильно зависят от обстоятельств и своих чувств. Именно это противоречие и отличает женщину ХХ века, непредсказуемую, глубокую и думающую, женщину, которая отказывается подчиняться мужчине, но не может найти свой собственный путь» [2, с. 127].

Точный психологический рисунок Франсуазы Саган раскрывает её героинь любящих и любимых, но одновременно одиноких и неудовлетворенных жизнью. Им всё ещё трудно найти свой собственный путь. Так главная героиня романа «Любите ли вы Брамса?» [3] Поль материально независима от мужчин, когда-то она отказалась от брака, не приносящего ей счастья. Тридцатидевятилетняя героиня Ф. Саган, гордится свободой, независимостью, любимой работой. На первый взгляд кажется, что у Поль есть все то, к чему так стремились феминистки ХХ века. Но Поль тяготится своей свободой и независимостью в любовных отношениях, она хочет стабильности, законности той любви, которую испытывает к своему мужчине Роже.

В молодости слова «свобода» и «независимость» у героини приравнивались к слову «счастье». Сейчас, когда ей тридцать девять лет, Поль не хватает того, от чего она когда-то отказалась.

« Потом я, наверное, я бы так и жила: со временем стала бы, не задумываясь изменять Марку... не знаю... Знаю, что у меня был бы ребенок... И только ради этого...Она замолчала <...> В двадцать лет все было иначе. Сейчас она уже не пыталась взять, она пыталась лишь сохранить. Сохранить профессию и мужчину, и, несмотря на свои тридцать девять лет, она ни в чем не была уверена » [3, с. 85]. Свобода для главной героини — одиночество.

Таким образом, писательницы-феминистки «второй волны» продолжая бороться за независимость и свободу женщины, наряду с вопросами социальной дискриминацией, поднимали вопросы семейной и интимной жизни.

Установки феминисток о семье и браке, о свободе межличностных отношений, свободе профессиональной ориентации легли в основу данного романа, где героиня независима экономически, может сама обеспечить себе существование. Писательница, следуя феминистическим доктринам о равноправии отношений между полами, предоставляет своей героине выбор. Поль выбирает путь любви, но любви «зависимой» от ее мужчины. Роже по-прежнему будет изменять ей и оставлять в одиночестве. Но таков выбор главной героини. Феминистки предоставили женщине свободу выбирать: терпеть мужские измены или же жить одной в свое удовольствие.

Сегодня для современных французских писательниц актуальным стал вопрос не борьбы за социальные права женщин и освобождения от стереотипов, а утверждения женственности, женской идентичности посредством литературного творчества.

Уже в середине 1980-х годов целостность феминистического движения уступила место наличию творческих индивидуальностей женщин-писательниц, не принадлежащих к определенному течению, движущихся каждая своим путем, создавая не общую идеологию, а личностное письмо.

К писательницам такого плана относится и Анна Гавальда, которая в своих произведениях демонстрирует независимость от общих настроений, от выходящего из моды феминизма. Она обладает даром писать так, что вроде и событий нет, и жизнь как у всех, как каждый день. В её произведениях нет ни надрыва, ни преувеличения.

Роман Анны Гавальда «Просто вместе» [4], при всей своей незамысловатости, очень чётко обрисовывает две социальные проблемы современности: одиночество и создание семьи. Развитие сюжета доносит до читателя идею о том, что семья — единственный выход из состояния одиночества. Она же, то есть семья, обеспечивает духовную гармонию и развитие личности.

Одна из центральных персонажей романа Камилла испытывает физическую и психическую слабость. У девушки проблемы с питанием, ужасные отношения с матерью, она страдает от анорексии. Эта слабость и тот факт, что из этого состояния ее выводят двое мужчин, является символом того, что Камилла воплощает собой женщину как слабый пол. Быть может, что её анорексия это нечто вроде бунта против образа, которого от нее ожидают окружающие. Мать Камиллы Катрин осуждает дочь, но упреки бесполезны. Камилла меняется только тогда, когда обретает мужчину, которого она считает достойным её, пусть поначалу и не признается себе в этом.

« Ради независимости? Тоже мне, достояние… Она много лет молилась на это слово — и чего добилась? К чему пришла? Живет в полуразрушенной хибаре и проводит время в размышлениях о своей несчастной судьбе, не выпуская изо рта сигарету! Как трогательно… Она и сама до невозможности трогательная… Ей скоро двадцать семь, а она ничего не накопила прозапас. Ни друзей, ни воспоминаний, похвастаться было нечем. Как это случилось? Почему она так и не сумела вцепиться мертвой хваткой и удержать при себе то, чем действительно могла бы дорожить? Ну почему? » [4, с. 69]

Социальное одиночество деформирует гендерные роли героев. Как только атмосфера становится более положительной, все трое начинают духовно меняться. Камилла занимает место хранительницы очага, когда начинает беспокоиться о квартире, пытается установить определенный порядок в доме и распорядок для мужчин. Франк бросает разгульный образ жизни, начинает готовить блюда не только на работе, но и дома, так как наконец есть для кого готовить, а Филибер становится более уверенным и решительным, избавляется от дефектов речи, противостоит ханжеским нравам своей семьи и находит себе невесту.

Феминистическая литература во всех ее вариантах выступает против представления о женщине как субъекте, нуждающемся в обязательной встрече с Прекрасным принцем. В этом отношении «женская проза» противостоит феминистской прозе. Тем не менее, между двумя литературными течениями — собственно феминистическим и женским происходит своеобразный взаимообмен.

Несомненно, феминизм имеет историческую ценность: он был необходим, «когда женщины не имели права голосовать, когда их зарплаты были меньше, чем у мужчин. Сегодня женщины могут существовать свободно. И хотя современные молодые женщины не хотят быть феминистками, их романы содержат феминистические идеи уже потому, что представляют собой не «розовые» описания, а жесткие и жестокие жизненные наблюдения.

Литература:

  1. Бовуар С. Второй пол. М.: Прогресс; СПб: Алетейа, 1997.
  2. Засепская, Л. И. Творцы ХХ века: любовь и судьба / Л. И. Засепская. — СПб.: КАРО, 2002. — 168 с.
  3. Ф. Саган // Любите ли вы Брамса?, Дивные облака, Немного солнца в холодной воде; пер с фр. Т. Л. Черноситовой. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.
  4. https: // knigochei.net. Просто вместе. Анна Гавальда.
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, мужчина, героиня, главная героиня, независимость, писательница, пол, Саган, свобода, собственный путь.


Ключевые слова

женская проза, литературоведение, феминизм, гендерные вопросы, литература Франции

Похожие статьи

Воспитательный потенциал романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр»

В образе героини писательница воплотила свои представления о современной женщине

Писательница в романе затрагивает, и в соответствии со своими взглядами на вещи, решает

Так как главная героиня романа является представительницей женского пола, то именно...

Симона де Бовуар как основатель современного феминизма

Ключевые слова: женщина, мужчина, пол, женское движение, женская личность.

Острота изучаемого вопроса: видоизменения положения женщины в нынешнем мире. Объектом исследования является Симона де Бовуар, как основатель современного феминизма.

Специфика изображения женских характеров в романе Луизы Мэй...

Роман “Маленькие женщины“ был написан американской писательницей Л. М. Олкотт в

Образ Джо, собирательный образ женщины, которая мыслит иначе в духе нового времени, в романе

Тихая, застенчивая и всегда услужливая всем героиня имеет только положительную...

Имена собственные в романе Сидни Шелдона “Tell Me Your...”

Имя главной героини романа Ashley Patterson употреблено в романе 588 раз, что значительно превосходит количество употреблений других ИС.

По мере развития сюжета оказывается, что имена Toni и Alette принадлежат одному и тому же лицу – Ashley, а сама главная героиня...

Образ женщины у А. П. Чехова | Статья в журнале...

Ключевые слова: женский образ, героиня, замужество, сюжет, женщина. Внимательный к каждой детали А. П. Чехов достаточно тонко раскрыл в

Для Чехова идеальным считалось использование женщины в своих целях. Мужчинам не нужны женщины, однако, сами...

Психологизм в рассказах Виктории Токаревой «Зануда»...

В центре внимания писательницыженщины, и проблематикой в ее «женской прозе»

Если героиня «Зануды» молода и только задумывается о неправильности устройства человеческих

Но главная тема рассказа — не халатность медперсонала, а реакция женщины на развитие...

«Индийская» новелла и ее своеобразие в системе прозы...

Несмотря на то, что образ героини выглядит ренессансным — она добивается от главного героя приглашения на ленч в один из самых дорогих...

Герои этих новелл ведут борьбу с врагами, они защищают свободу и честь родины. Эротическая новелла его рисует...

Психологизм в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение»

О писательнице Джейн Остин сохранилось очень мало информации. Трудно представить, что до сих пор не известно, как на самом деле она выглядела. Одни историки говорят, что она была некрасива, чопорна и её поведение не соответствовало возрасту.

Система персонажей в романе французской писательницы Анны...

Сначала кажется, что главная героиня именно Хлоя, молодая женщина, покинутая мужем: именно от её лица ведется повествование, читателю приоткрываются ее мысли и чувства, ее страдания оказываются как бы на переднем плане. Однако, как отмечалось, «книга Гавальды...

Похожие статьи

Воспитательный потенциал романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр»

В образе героини писательница воплотила свои представления о современной женщине

Писательница в романе затрагивает, и в соответствии со своими взглядами на вещи, решает

Так как главная героиня романа является представительницей женского пола, то именно...

Симона де Бовуар как основатель современного феминизма

Ключевые слова: женщина, мужчина, пол, женское движение, женская личность.

Острота изучаемого вопроса: видоизменения положения женщины в нынешнем мире. Объектом исследования является Симона де Бовуар, как основатель современного феминизма.

Специфика изображения женских характеров в романе Луизы Мэй...

Роман “Маленькие женщины“ был написан американской писательницей Л. М. Олкотт в

Образ Джо, собирательный образ женщины, которая мыслит иначе в духе нового времени, в романе

Тихая, застенчивая и всегда услужливая всем героиня имеет только положительную...

Имена собственные в романе Сидни Шелдона “Tell Me Your...”

Имя главной героини романа Ashley Patterson употреблено в романе 588 раз, что значительно превосходит количество употреблений других ИС.

По мере развития сюжета оказывается, что имена Toni и Alette принадлежат одному и тому же лицу – Ashley, а сама главная героиня...

Образ женщины у А. П. Чехова | Статья в журнале...

Ключевые слова: женский образ, героиня, замужество, сюжет, женщина. Внимательный к каждой детали А. П. Чехов достаточно тонко раскрыл в

Для Чехова идеальным считалось использование женщины в своих целях. Мужчинам не нужны женщины, однако, сами...

Психологизм в рассказах Виктории Токаревой «Зануда»...

В центре внимания писательницыженщины, и проблематикой в ее «женской прозе»

Если героиня «Зануды» молода и только задумывается о неправильности устройства человеческих

Но главная тема рассказа — не халатность медперсонала, а реакция женщины на развитие...

«Индийская» новелла и ее своеобразие в системе прозы...

Несмотря на то, что образ героини выглядит ренессансным — она добивается от главного героя приглашения на ленч в один из самых дорогих...

Герои этих новелл ведут борьбу с врагами, они защищают свободу и честь родины. Эротическая новелла его рисует...

Психологизм в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение»

О писательнице Джейн Остин сохранилось очень мало информации. Трудно представить, что до сих пор не известно, как на самом деле она выглядела. Одни историки говорят, что она была некрасива, чопорна и её поведение не соответствовало возрасту.

Система персонажей в романе французской писательницы Анны...

Сначала кажется, что главная героиня именно Хлоя, молодая женщина, покинутая мужем: именно от её лица ведется повествование, читателю приоткрываются ее мысли и чувства, ее страдания оказываются как бы на переднем плане. Однако, как отмечалось, «книга Гавальды...

Задать вопрос