Симона де Бовуар как основатель современного феминизма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 6 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 08.05.2020

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Никишова, В. С. Симона де Бовуар как основатель современного феминизма / В. С. Никишова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 548-551. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69646/ (дата обращения: 29.05.2020).



В статье поднимается одна из периферийных проблем философии — проблема предназначения женщины и ее роли в обществе на образце взглядов Симоны де Бовуар – французского писателя. Автор дает ответы на такие вопросы: как взаимодействуют полы, проблема материнства, свобода женщины, значение понятия «женственность».

Ключевые слова: женщина, мужчина, пол, женское движение, женская личность.

В прошлом столетии западная цивилизация столкнулась с проблемой переоценки положения женщин в окружении. Бесспорно, это связанно с сильным феминистским движением, направленным на устранение дискриминации по признаку пола. Женское движение существует как мировоззрение гендерного ограничения в правах и как социального и политического движения.

Сосредоточившись на изучении феминизма «второй волны» французским писателем Симoнoй дe Бовуар (1908–1986), мы приступили к изучению женской природы, женской уникальности, женственности и организации женской личности, используя работы Симоны де Бовуар. Острота изучаемого вопроса: видоизменения положения женщины в нынешнем мире. Объектом исследования является Симона де Бовуар, как основатель современного феминизма. Целью статьи выражается в раскрытии значения женской личности с точки зрения французской писательницы и мыслителя Симоны де Бовуар.

Произведения Симоны де Бовуар увлекательны на сегодняшний день наравне с творчеством и наследием ее единомышленников, подобных как Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Дюрас, Ф. Саган, Н. Сарро. Широкую славу ей дала работа «Второй пол», опубликованная в 1949 году, посвященной изучению положения женщин в нынешнее время.

Она была иной, несхожей на прочих дам. Рискованной, легкой, крылатой, будто птица. «Исключительной личностью» называл ее Франсуа Миттеран, «целой эпохой» — Жак Ширак. [5]. Со второй половины XX века ее идеями захватывалась целая Европа.

Основой движения стала знаменитая книга Симоны де Бовуар «Второй пол», выпущенная в 1949 году, в которой впервые упоминалась проблема «феминизма». Ее книга стала «Библией феминизма» и на нынешний день остается самым уникальным историческим исследованием, не только для женщин, но и для ученых. Автор поднимает много вопросов, таких как: что такое «женская судьба», что подразумевает понятие «естественная цель секса», чем женщины отличаются от мужчины, сможет ли она занять свое место в обществе как полная личность, и какие обстоятельства ограничивают ее свободу.

Симона считает, что сложившиеся социальные, экономические идеалы патриархата не позволяют женскому полу использовать материальные и интеллектуальные ресурсы мира. Автор выдвигает мнение: место женщин в среде существенно отличается от положения человечества в целом, так как мужчины создали мир, в котором женщины должны быть «вторым полом». Женщина, по представлению писателя, «определяет себя и выделяется по отношению к мужчинам, но ни один мужчина не концентрирует с ней; она крадет следующее существенное. Он-Субъект, он-Абсолют, она- Другой».

Симона де Бовуар утверждала, что стать женщиной означает не только принадлежность к определенной биологическому виду людей, но и женские эмоции и связанные с ними самооценку, установленную для определения типа разделения социальных ролей в обществе. Несмотря на исторический опыт, С. де Бовуар демонстрирует довольно разнообразные взгляды, которые может принять женщина, ни революция, ни доктрина освобождения не смогли обеспечить подлинное равенство между полами.

Согласно теории, у девочки с рождения развивается пассивность, которая изначально ей не присуща «на протяжении всего детства, девочка угнетена и искажена, но тем не менее она чувствует себя свободной личностью. В отношениях с родителями, друзьями, в учебе и играх. Она ведет себя как существо, способное на трансценденцию, свою будущую пассивность она только воображает» [1, с. 366]. В своей работе Т. С. Злотникова перечисляет устойчивые выражения, которые характеризуют природу женского пола: «женский мир», «женский взгляд», «женская дружба», «женский ум», «женская логика», «женская интуиция» [3, с. 4].

В обществе есть мнение, что женщины обязаны поощрять мужчин в их стремлении утвердиться в обществе: они должны постараться взять на себя ответственность за свои действия и служить Родине. Никто не ожидает этого от девушки. Требования, предъявляемые к мальчику, немедленно ставят его на голову выше девочек. Симона считает, что это «снисхождение» по отношению к девушке постепенно отталкивает ее на задний план.

Изучая процесс развития женской личности, Симона де Бовуар приходит к выводу, что зависимость настолько глубоко укоренилась в женском сознании, что сама женщина склонна принимать роль «второй» жертвы, а не сопротивляться.

Где женщина находит в себе силы подчиниться мужчине? Симона объясняет это тем, что «мужчина-женщина» изначально неотделимы друг от друга, обе половины прочно связаны друг с другом. Это важная особенность женщины: она «другая» в целом, состоящая из двух необходимых принципов друг для друга. В схеме, предложенной С. де Бовуар, выясняется, что женщина не защищает себя как субъект, потому что у нее нет для этого особых средств, она чувствует неразрывную связь с мужчиной и зачастую роль «вторичного другого». ее устраивает, то есть в этом случае она может чувствовать себя счастливой.

Симона считает, что «женщина не рождается, она становится» [4]. Согласно теории, человек рождается, и в зависимости от строения половых органов это существо принадлежит к «мужскому» или «женскому» полу. «Мужская» ситуация на самом деле «человеческая», ситуация культурного субъекта, сливающегося с универсальным субъектом, который определяется через отделение от «другого», «женщины». «То есть мужчина, который представляет собой женщину как другую волю встретить в нем глубокое понимание и участие» [1, с.12], воплощающий в себе противоположные, универсальные, индивидуальные, обреченные и телесные ограничения. Чтобы изменить свою «позицию» с точки зрения автора, женщина просто должна занять «мужское» место в культуре. Организм женщины мешает этим процессам, ее физиология является «бременем». Материнство, беременность и менструация действительно мешают женщинам «достичь равенства», хотя Симона доказывает, что отношение к этим явлениям в значительной степени социально выстроено и преувеличено.

Говоря о свободе женщин, Симона утверждает, что до тех пор, пока не будет создана «ситуация», которая ограничивает ее личностное развитие в женщине, настоящая свобода для женщины невозможна. Свобода женщины, согласно мировоззрению С. де Бовуар, заключается в ее настоящей профессиональной деятельности. Женщина обязана воссоздать свое человеческое достоинство в процессе творческого самоутверждения, с точки зрения С. де Бовуар, «она не может не обрести истинную свободу и равенство». Автор полагает, что женщина может и должна быть свободной, но все члены общества должны стремиться к этому: «в существующем мире мужчина должен достичь триумфа царства свободы; и, кроме всего прочего, добиться этой верховной победы, мужчина и женщина должны подняться над своими естественными различиями и вступить в настоящий братский союз».

Важное место в феминистской теории занимает тема материнства. Общепринято, что материнство является «естественной» целью.Может ли современная женщина ограничить свои притязания на рождение и вырабатывание детей? Писательница, утверждает, что решение стать матерью должно стать результатом свободного выбора, a не долгом, налагаемой с рождения. До настоящего времени страницы, посвященные лицемерию активистов против абортов, по-прежнему актуальны. Когда в середине 60-х годов XX века на Западе появилось новое женское движение под названием неофинизм, провозгласив Симону де Бовуар своим вдохновителем, она активно участвовала в его действиях: она возглавляла кампании протеста против дискриминации женщин, требовала легализации аборта, распространять контрацептивы и осуждение всех форм насилия касательно женщин.

Правда, книга «Второй пол» была написана и вполне естественна с определенной точки зрения: она отражает положение европейских женщин среднего класса в середине ХХ века. Один из важных аспектов этой книги признается всеми феминистками, независимо от направления: освобождение женщины полезно и выгодно не только для нее, но и является необходимым условием для полного и свободного существования мужчин. По мнению, С. де Бовуар, идеи «мужского» типа поведения, «настоящего мужчины» столь же искусственны и надуманны, как и суждения о том, какой обязана быть «настоящая женщина». Тяжело уничтожить безнравственный круг, потому что любой пол является жертвой другого пола и жертвой предрассудков, связанных с его полом. Единственный способ жить в мире — это развить способность к компромиссу. Мирное сосуществование полов возможно, нам нужно только научиться уважать право каждого на самореализацию и взаимную свободу.

В единой, концепция Симоны — это попросту личная анатомическая черта, телесный знак, тот или иное не обязано быть острым в жизни женщины. Симона дe Бовуар не употребила терминологию «гендер» (одно из центральных определений нынешнего женского движения), тем не менее, общая логика рассуждений в нем предвосхитила нынешний подход к гендерной проблематике. И данное несомненная заслуга автора.

Идеи писательницы показали ее глубокие знания в философские тенденции прошлого и настоящего (Гегеля, Маркса, Ницше, Фрейда и т. д). И в то же время интеллектуальной независимости даже от Сартра, с которым она, по общему признанию, имела постоянный диалог [2] и в отношении, которого она сохраняла своеобразие своих суждений.

Литература:

  1. Бовуар С. де. Второй пол. М-СПб., 1997.
  2. Кайл М. Мужской и женский. Сартр и Бовуар, скрещенные взгляды / М. Международный электронный журнал. — 2007 год № 4
  3. Злотникова, Т. С. Вторая ошибка Бога [Текст] / Т. С. Злотникова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. — 324 с.
  4. [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/107205/ (Дата обращения 11.03.2020).
  5. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6229/(Дата обращения 11.03.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, женская личность, мужчина, пол, женское движение, общество, друг, свобода женщины, французский писатель, отношение.


Похожие статьи

Научно-методологические подходы к пониманию роли мужчин...

В таком случае, мужчины и женщины должны дополнять друг друга и взаимно возбуждать друг друга идейно, образуя вместе «гармоничную» личность, могущего творить жизнь.

Сложившиеся ранее различия полов, взгляды и нормы поведения мужчин и женщин видятся...

Мужчина и женщина в XXI столетии: кросскультурная пастишность

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, современное общество, мужчина, современный человек, социальное бытие, пол

Но факт телесного отличия мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят все наблюдаемые особенности полов.

Женщина: человек или друг человека в романе Дж.

Тема пола пронизывает взаимоотношения Марты и Пола, женщины и мужчины. И Марту и Пола сознательно или бессознательно тревожит ответ на вопрос: что и кто они друг для друга, какое их восприятия друг друга. Перед Полом Марта как женщина предстает следующим...

Формирование женского движения в Великобритании с конца XIX...

Все женские организации с началом Первой мировой войны приостановили свою деятельность, политическая борьба отошла на второе место.

мужчина, женщина, современное общество, кризис, мужская гендерная роль, семейная жизнь, образ мужчины, стремление женщины.

мужчина, пол, женщина, различие, гендерный подход, половая...

Различия в поведении мужчин и женщин обуславливается не только биологическими

Основные термины (генерируются автоматически): тип личности, пол, различие, женщина

В таком случае, мужчины и женщины должны дополнять друг друга и взаимно возбуждать друг...

Оппозиция «мужское — женское» как основа гендерного подхода...

Вопрос об отличии мужчин от женщин всегда являлся актуальным вопросом философии и ряда других

Так, «мужское» и «женское» противопоставлены друг другу.

Так, например, многие явления, которые, казалось бы, никак не связаны с половой дифференциацией ассоциируются...

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

Причем, эти «подарки» от женщин Милый друг, в общем-то, принимает без особых угрызений совести, опять же объясняя это аналогичными поступками своих современников. Сначала Дюруа, в ответ на подброшенные ему монеты госпожой де Марель, обещает: «Я верну ей все сразу…

Проблема положения женщины в современном российском...

женщина, модель поведения, современное российское общество, современное общество, социальная дискриминация женщин, роль женщины, общество, мужчина, сознание людей, российское общество.

Определение гендерного психотипа в структуре половых...

Согласно сделанным выводам, в половых взаимоотношениях мужчины и женщины существует всего

Мужчина-отец в таком варианте отношений будет избавлять свою вторую половину от

Женщина в этом случае должна быть для партнера самыми близким другом...

Похожие статьи

Научно-методологические подходы к пониманию роли мужчин...

В таком случае, мужчины и женщины должны дополнять друг друга и взаимно возбуждать друг друга идейно, образуя вместе «гармоничную» личность, могущего творить жизнь.

Сложившиеся ранее различия полов, взгляды и нормы поведения мужчин и женщин видятся...

Мужчина и женщина в XXI столетии: кросскультурная пастишность

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, современное общество, мужчина, современный человек, социальное бытие, пол

Но факт телесного отличия мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят все наблюдаемые особенности полов.

Женщина: человек или друг человека в романе Дж.

Тема пола пронизывает взаимоотношения Марты и Пола, женщины и мужчины. И Марту и Пола сознательно или бессознательно тревожит ответ на вопрос: что и кто они друг для друга, какое их восприятия друг друга. Перед Полом Марта как женщина предстает следующим...

Формирование женского движения в Великобритании с конца XIX...

Все женские организации с началом Первой мировой войны приостановили свою деятельность, политическая борьба отошла на второе место.

мужчина, женщина, современное общество, кризис, мужская гендерная роль, семейная жизнь, образ мужчины, стремление женщины.

мужчина, пол, женщина, различие, гендерный подход, половая...

Различия в поведении мужчин и женщин обуславливается не только биологическими

Основные термины (генерируются автоматически): тип личности, пол, различие, женщина

В таком случае, мужчины и женщины должны дополнять друг друга и взаимно возбуждать друг...

Оппозиция «мужское — женское» как основа гендерного подхода...

Вопрос об отличии мужчин от женщин всегда являлся актуальным вопросом философии и ряда других

Так, «мужское» и «женское» противопоставлены друг другу.

Так, например, многие явления, которые, казалось бы, никак не связаны с половой дифференциацией ассоциируются...

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

Причем, эти «подарки» от женщин Милый друг, в общем-то, принимает без особых угрызений совести, опять же объясняя это аналогичными поступками своих современников. Сначала Дюруа, в ответ на подброшенные ему монеты госпожой де Марель, обещает: «Я верну ей все сразу…

Проблема положения женщины в современном российском...

женщина, модель поведения, современное российское общество, современное общество, социальная дискриминация женщин, роль женщины, общество, мужчина, сознание людей, российское общество.

Определение гендерного психотипа в структуре половых...

Согласно сделанным выводам, в половых взаимоотношениях мужчины и женщины существует всего

Мужчина-отец в таком варианте отношений будет избавлять свою вторую половину от

Женщина в этом случае должна быть для партнера самыми близким другом...

Задать вопрос