Воспитательный потенциал романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Борунова, Е. Е. Воспитательный потенциал романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр» / Е. Е. Борунова, Е. В. Столярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37675/ (дата обращения: 23.04.2024).



A key feature of this novel is a profound social meaning and expression methods of education of orphans. The piece covered a lot of controversial issues moral, ethical, and social plan. The importance of humanity and the problem of choice of life creates the need to read this work.

Keywords: education, humanity, duty, love, violence, education, orphans, the orphanage.

Рассматриваемый нами роман «Джейн Эйр» является одним из самых популярных и значительных произведений английской литературы не только 19 века, но и в современности. Роман вышел в свет в 1847 году под псевдонимом Каррер Белл в издательстве «Смит, Элдер и К» и как не удивительно, был отклонен многими издательствами, пока, в августе 1847 года, его не прочел У. Уильямс, редактор «Смит, Элдер и К».Уильямс, согласно свидетельству писательницы Элизабет Гаскелл, первому биографу Шарлотты Бронте, был «поражен его оригинальностью». Уже 19 октября — рекордные для того времени сроки — Шарлотта получила шесть авторских экземпляров. В романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» сочетаются черты автобиографического и социального - психологического романа [1, c.535].

«Джейн Эйр» - роман от первого лица. Все, что показывает автор, показано от имени восемнадцатилетней героини, но настроение и чувства Джейн – это настроение и чувства самой Шарлотты. Роман строится по канону романа воспитания, показывая становление независимой личности. Исключительность произведения заключаются в том, что главной героиней является лицо женского пола – молодая девушка, что было не характерно для литературы того времени. В образе героини писательница воплотила свои представления о современной женщине, способной определить свою жизнь, стать не только женой, но и реализоваться на общественном поприще. В условиях Викторианской Англии такая постановка проблемы была воспринята как проявление крайней смелости взглядов писательницы. Образа, подобного Джейн Эйр не было ни у кого из современников Бронте. Она являлась носительницей нового типа самосознания, духовного воспитания и нравственности. Новаторский характер романа «Джейн Эйр» состоит также в том, что в нем изображена героиня, смело отстаивающая свое человеческое достоинство, право на самостоятельную трудовую жизнь, собственное мнение, самовыражение и способность самостоятельно сделать выбор.

Писательница в романе затрагивает, и в соответствии со своими взглядами на вещи, решает многие актуальные социально – педагогические вопросы не только своего времени, но и современности: вопрос воспитания и образования малоимущих, вопрос положения женщины, самоопределение личности, бьющейся в тисках враждебного ей мира, вопрос об отношениях между людьми в обществе, где мерилом ценностей выступают деньги. В романе писательница выступает пламенной защитницей женского равноправия, пока еще не политического, но равенства женщины с мужчиной в семье и трудовой деятельности [1, c.540].

Сила воздействия произведения Ш. Бронте – в правде чувств, в их истинности, в соединении реального и романтического, в покоряющей своей увлекательностью истории простой девочки сироты, далее гувернантки, способной на большую и преданную любовь и сумевшей сохранить свои моральные принципы, получить образование, стремится к независимости, найти свое счастье. В книге заключен бессмертный мотив сказочной Золушки, предстающей в образе столь похожей на саму Бронте юной Джейн Эйр, которая умеет противостоять превратностям судьбы, энергичному напору своего хозяина, сохранить чувство собственного достоинства и заключить в финале счастливый брак.

Повествование в романе выстроено хронологически, все главы объединены главной героиней. Каждая глава романа, по мнению автора, похожа на действие в пьесе. Принцип драматического построения – один из характерных в творческой манере Ш. Бронте. Движение прозы осуществляется через многочисленные диалоги, в построении которых Ш. Бронте обнаружила удивительное мастерство. Каждый из диалогов имеет специфическую окраску: самоутверждение, страстная исповедь, печальное предчувствие, философски окрашенный спор о мире, человеке, вопросах нравственности, восптанности, справедливости. Лейтмотивом романа является почти постоянно дующий холодный, пронизывающий ветер, метафора эмоционально насыщенной и быстро меняющейся жизни. Большую роль в романе играют различные символы: звуки, краски, присутствие в доме некой тайны, неожиданно начинающийся пожар, разорванная фата героини, туманы, предчувствия, вещие сны – все эти моменты являются приметами романтизма. Для характеристики героев автор часто использует принцип контраста. Ослепительная красота аристократки Бланш Ингрем сочетается с крайним эгоизмом, жестокостью, чёрствостью. Внешняя невзрачность Джейн Эйр – с глубиной и искренностью чувств, душевным благородством, воспитанностью. Природа и человек воспринимаются Ш. Бронте в тесном единстве. Разнообразные явления природы: гроза, буря, проливной дождь – подчеркивают эмоциональное состояние героев, усиливают нюансировку чувств. Бурному объяснению в любви и несостоявшейся свадьбе (кульминация романа) предшествует символическая сцена грозы в саду Торнфильда, удар молнии, расколовший на две части старый каштан, который символизирует предстоящую разлуку любящих. Сами герои в какой-то степени романтичны и сказочны.

Роман распадается на две части. В первой рассматривается личность в соотнесении с ее душевным миром, вопросы нравственности, воспитанности, положения сиротства и нищеты, женского равноправия и т.д. Во второй, повествующей о скитаниях Джейн Эйр, также поставлены актуальные проблемы. Более остро звучит тема социального неравенства, тяжелого положения батраков, чьих детей учит Джейн Эйр в деревенской школе, постепенно осознавая, что бедные крестьяне – «такие же существа из плоти и крови, как и отпрыски самых знатных фамилий». Два мужских центральных образа представляют собой антитезу (слепой, но обладающий внутренним зрением Рочестер, и зрячий «слепец» Сент-Джон) [1, c. 541]. Особую глубину повествованию придает философский стержень, гегелевская мысль о живом развитии идеи как тезис, антитезис и синтез, что определяет внутреннюю структуру. Каждый из трех центральных персонажей олицетворяет собой определенный жизненный путь, который соотносится, так или иначе, с нравственным идеалом, выдвигаемым автором. Шарлотта Бронте первая показала обществу страдания женщины, которая видит закрытыми все пути жизни, кроме единственного, указанного ей природой, но и на этом пути ее ждут беды и разочарования. Устами своих героинь писательница призывали общество взглянуть на социальное неравенство, положение сирот и неприглядную участь женщин, на отсутствие возможностей для их развития как полноценных членов общества. Женщина в творчестве Бронте – существо свободолюбивое, независимое, равное мужчине по интеллекту и силе характера. В этом аспекте интересна связь творчества Бронте и с XVIII веком, веком Просвещения, почему, в частности, закономерен вопрос о продолжении Шарлоттой и ее сестрами традиции. Роман Бронте становится идеалом, и образцом многих произведений. Укореняется сама типология образа бедной сироты, но гордой девушки и конфликта, ситуации, «заданной» Шарлоттой Бронте в ее знаменитом романе: героиня (не обязательно гувернантка, но, как правило, молодая девушка или женщина) оказывается в неблагоприятных обстоятельствах и только благодаря своей моральной цельности, стойкости, уму и характеру преодолевает жизненные невзгоды. Более того – добивается успеха, в том числе и прежде всего – материального. В отличие от своей сестры Эмили, Шарлотта Бронте не была чужда сентиментальных, готических и романтических склонностей. В «Джейн Эйр» использованы многие традиции готического романа, например, готическое поместье. Также в романе есть мистика в готическом духе. Если явление маленькой Джейн духа ее покойного дяди Рида еще можно приписать разыгравшемуся детскому воображению, то голос Рочестера, который Джейн слышит, находясь за много миль от любимого (потом он рассказывает ей, что именно в то время вслух позвал ее), - это уже полноценный мистический эпизод в романе. В романе фигурирует байронический герой (Рочестер), а также сумасшедшая женщина (Берта, его жена). Берта бросается на своего брата «подобно вампиру» [1, c. 247]. Но роман, написанный в 1847 году, когда романтизм как литературное направление уже сошел в английской литературной сцены, интересен прежде всего тем, что это одно из первых произведений, утверждавших независимость и равноправие женщины, как такого же человека, как и мужчина. Консервативная критика обвиняла героиню Шарлотты Бронте в безнравственности потому, что она жаждала достойной жизни и не смирялась с унижениями со стороны своих родственников, а еще и потому, что в любви Джейн Эйр чувствует себя равным Рочестеру человеком. Критиков невероятно возмущал тот факт, что Джейн практически осмеливается признаться в любви мистеру Рочестеру. Тем не менее, Джейн ни в коем случае не безнравственное существо. Для нее ее нравственность, для нее правильный поступок важнее ее личного счастья. Вернее, она не может быть счастлива, если ее счастье покоится на том, что она считает безнравственным. Роман выстроен так, чтобы отвести от Джейн любые упреки в ханжестве и лицемерии. Узнав, что ее воспитанница Адель – незаконная дочь Рочестера и французской танцовщицы, Джейн не отшатывается от нее в лицемерном моральном ужасе, но, наоборот, говорит, что будет еще больше любить бедную девочку. «Джейн Эйр» - это роман о человеке с бесконечным чувством своего достоинства, с врожденным нравственным чувством, и роман о человеке, для которого нравственность – высшая ценность, выше, чем ее личное счастье, которое невозможно на основе того, что сам человек, а не общество, считает безнравственным. Неудивительно, что Джейн вознаграждается за свой стоицизм и обретает как раз то счастье, от которого она так бесповоротно, казалось бы, отказывается.

Таким образом, данное литературное произведение имеет очень глубокий социальный смысл и обладает огромным воспитательным потенциалом. Он привлекает и поражает образом главной героини – девушки сироты, смелая и чистая душой, она одиноко ведет тяжкую борьбу за достойное самостоятельное существование, честность, нравственность и человеческое достоинство. Она столь же беспощадна и к любым проявлениям накопительства, преклонения перед деньгами, так же оставаясь реалисткой в самом главном – в правдивом и типичном изображении социальной среды, социальных отношений и человеческих характеров.

Литература:

  1. Бронте Ш. Джен Эйр: Роман/Пер. с англ. В. Станевич; Послесл. З. Гражданской. – Мн.: Беларусь; Химки: Акция, 1992. – 544с.
Основные термины (генерируются автоматически): роман, главная героиня, женское равноправие, личное счастье, молодая девушка, нравственность, образ, социальное неравенство, человеческое достоинство.


Ключевые слова

любовь, долг, гуманность, приют, проблема воспитания, жестокость воспитания, дети – сироты

Похожие статьи

Особенности коммуникативного поведения викторианской жены...

Идея женского равноправия во второй половине XIX в

Кроме того, героиня иронично подчеркивает разницу в происхождении и социальном статусе мужа и

Очевидно, что главная героиня романа демонстрирует поведение, нетипичное для викторианской женщины.

Мотив «гендерное неравенство» в романе Х. Ли...

Так как главная героиня романа является представительницей женского пола, то именно через анализ её поведения и

Таким образом, мотив гендерное неравенство в романе «Убить пересмешника» проявляется через отношение главной героини к женщинам и мужчинам.

Гендерные характеристики персонажей в романе О. Хаксли...

В остальных случаях к ним обращаются либо по именам, либо просто «девушка».

В первой главе проявляется ещё одна деталь, указывающая на социальное неравенство полов.

Таким образом, в романе «О дивный новый мир» мужскому гендеру приписываются...

Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства...

В традициях народа здесь раскрыт образ главной героини — падчерицы (сильная, добрая, смелая, трудолюбивая).

Нами был проведен опрос юношей и девушек в возрасте 15–17 лет для выявления социальных идеалов экранного искусства в современном обществе.

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина | Статья в журнале...

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина. Авторы: Кондакова Светлана Юрьевна

Татьяна Ларина: Главная героиня романа в стихах «Евгений Онегин». Дворянка.

Цель первого анкетирования: Определить черты женского идеала у молодых людей 18–25 лет.

Мужчина и женщина в XXI столетии: кросскультурная пастишность

Сексуальность рассматривается как феномен, определяющий взаимосвязь между человеческой телесностью, самоидентификацией личности и социально-нормативной сферой общества.

Он именовал феминистами сторонников женского равноправия.

Женщина: человек или друг человека в романе Дж. Барнса...

Обращение к женскому образу не является новой проблемой в художественной литературе и ее можно

Дж. Барнс дает героини как бы шанс получить собственное счастье.

В отличие от классических образов антиутопического жанра, где главный герой в конце романа находит...

Нравственное падение личности как обратная сторона...

Роман «Великий Гэтсби» появился одновременно с «Американской трагедией» Т.Драйзера. Главные персонажи этих произведений жаждут

Клайд Грифитс и Джей Гэтсби, как пишет А. Н. Николюкин, это «два варианта одного и того же социального типа, молодого человека...

Похожие статьи

Особенности коммуникативного поведения викторианской жены...

Идея женского равноправия во второй половине XIX в

Кроме того, героиня иронично подчеркивает разницу в происхождении и социальном статусе мужа и

Очевидно, что главная героиня романа демонстрирует поведение, нетипичное для викторианской женщины.

Мотив «гендерное неравенство» в романе Х. Ли...

Так как главная героиня романа является представительницей женского пола, то именно через анализ её поведения и

Таким образом, мотив гендерное неравенство в романе «Убить пересмешника» проявляется через отношение главной героини к женщинам и мужчинам.

Гендерные характеристики персонажей в романе О. Хаксли...

В остальных случаях к ним обращаются либо по именам, либо просто «девушка».

В первой главе проявляется ещё одна деталь, указывающая на социальное неравенство полов.

Таким образом, в романе «О дивный новый мир» мужскому гендеру приписываются...

Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства...

В традициях народа здесь раскрыт образ главной героини — падчерицы (сильная, добрая, смелая, трудолюбивая).

Нами был проведен опрос юношей и девушек в возрасте 15–17 лет для выявления социальных идеалов экранного искусства в современном обществе.

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина | Статья в журнале...

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина. Авторы: Кондакова Светлана Юрьевна

Татьяна Ларина: Главная героиня романа в стихах «Евгений Онегин». Дворянка.

Цель первого анкетирования: Определить черты женского идеала у молодых людей 18–25 лет.

Мужчина и женщина в XXI столетии: кросскультурная пастишность

Сексуальность рассматривается как феномен, определяющий взаимосвязь между человеческой телесностью, самоидентификацией личности и социально-нормативной сферой общества.

Он именовал феминистами сторонников женского равноправия.

Женщина: человек или друг человека в романе Дж. Барнса...

Обращение к женскому образу не является новой проблемой в художественной литературе и ее можно

Дж. Барнс дает героини как бы шанс получить собственное счастье.

В отличие от классических образов антиутопического жанра, где главный герой в конце романа находит...

Нравственное падение личности как обратная сторона...

Роман «Великий Гэтсби» появился одновременно с «Американской трагедией» Т.Драйзера. Главные персонажи этих произведений жаждут

Клайд Грифитс и Джей Гэтсби, как пишет А. Н. Николюкин, это «два варианта одного и того же социального типа, молодого человека...

Задать вопрос