Инновационные подходы в преподавании хореографического искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 19.06.2021

Статья просмотрена: 247 раз

Библиографическое описание:

Зубанова, А. Ю. Инновационные подходы в преподавании хореографического искусства / А. Ю. Зубанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 417-420. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82482/ (дата обращения: 11.05.2024).



Искусство обладает огромным потенциалом в творческом развитии личности. Хореография, как вид искусства, накопила значительный потенциал средств формирования творческих способностей человека, особенно подрастающего поколения. Однако процесс обучения хореографическому искусству, его передача от поколения к поколению, сохраняя весьма важные для дальнейшего развития традиции, не в полной мере использует современные образовательные технологии, которые могли бы оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

Хореографическое искусство является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности и в настоящее время оно приобретает все большее значение, так как является массовым, доступным для всех.

Педагогические приемы в преподавании являются механизмом реализации замыслов, которые позволяют практически воплотить в жизнь цели, задачи, содержание, принципы обучения. В то же время они определяются и как движущая сила всего процесса обучения, и должны соответствовать современным требованиям общества, тенденциям развития образования.

Вместе с тем ресурс ряда инновационных элементов и систем обучения и воспитания, способных обогатить современное хореографическое искусство, используется недостаточно, поскольку требует более тщательного изучения и апробации на практике.

Цель данного исследования: определить потенциал инновационных подходов в определении творческого развития средствами хореографии, как действующего фактора формирования гармонически развитой, духовно оснащенной личности.

Проблема, поставленная нами, не нова. О ней в середине XX века писал Ю. И. Слонимский в книге «Мастера балета»: «До сих пор еще не существует науки о хореографии, нет истории балетного театра, теории его драматургии и режиссуры». Сетования исследователя на отсутствие научного анализа балетного искусства усугубляется сегодня быстро развивающимися информационными технологиями. Они не только повсеместно проникают в нашу жизнь, но воспитывают подрастающие поколения в огромном потоке информационных ресурсов. Погружение в них формируют новые культурные тенденции, которые зачастую существенно противоречат традиционным подходам хореографического искусства и требуют анализа инновационного потенциала в преподавании [5, с. 7–8].

Несколько слов о теории хореографического искусства. Необходимо признать ее неразработанность. С одной стороны нет институтов, где такие исследования бы велись, с другой вроде бы нет потребности в подобных кадрах. К примеру, даже дефиниции таких понятий, как «хореограф», «балетмейстер», «хореография», «балет», «танец» и т. д. не имеют общего понимания. Не говоря уже о более сложных положениях. Научные знания необходимы, прежде всего, для передачи знаний. и практика современного театра страдает от теоретической не разработанности (хотя это не всегда осознается профессионалами искусства). Федор Лопухов очень точно определил наши проблемы в развитии науки, т. к. у практиков, владеющих языком профессии, не хватает научно-теоретического образования, а у людей науки нет знаний и понимания нашей профессии [2].

Хореографическое искусство является очень важным для формирования организма, как на физическом, так и на интеллектуальном уровне. Формируется правильная осанка, гармонично развивается мускулатура. Движения становятся более красивыми и грациозными. Более того, в тандеме с инновационными подходами, хореография способствует интеллектуальному и творческому развитию [4, с. 9]

Инновация — это внедрённое или внедряемое новшество, обеспечивающее повышение эффективности процессов и (или) улучшение качества продукции, востребованное рынком.

В педагогике инновацию рассматривают как нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Инновации в детском образовательном учреждении трактуют как внедрение в образовательный процесс уникальных и улучшенных методов, полученных путем творческого усилия со стороны воспитателя или педагога дополнительного образования [1, с. 724–725].

Большинство традиционных методов подготовки хореографа необходимо проанализировать с точки зрения возможности их взаимодействия. При этом важно провести научно обоснованный эксперимент, характеризующий возможности и границы взаимодействия методов. В противном случае, внешний эффект преподавания окажет негативное воздействие на продуктивность технологий танца, учитывающих условия сцены, возможности контекста постановки и индивидуальные качества исполнителя.

Использование инновационных подходов в обучении хореографии и внедрение инновационных образовательных технологий не может возникнуть на пустом месте, поэтому необходимо провести скрупулёзный анализ, прежде всего исторических фактов, теоретических моделей и методических установок хореографического искусства. Многие из них подверглись искажению в связи с идеологическими проблемами, испытываемыми искусством в нашей стране. Можно предположить, что это не могло не отразиться на учебно-воспитательном процессе, на содержании занятий по хореографическому искусству [3].

У детей с развитыми способностями к творчеству, пишет А. М. Матюшкин, обязательно отмечаются высокая познавательная мотивация и исследовательская активность. Высокие показатели развития творческих способностей, показывают занятия с использованием игровых технологий. Как правило, лучше и качественнее воспринимается та информация, которую дает педагог.

В хореографическом искусстве традиционная форма передачи информации от учителя к ученику основана на демонстрации. Объяснение нюансов исполнения того или иного движения невозможно исключительно в описательной форме. Именно поэтому при изучении хореографических дисциплин приобретают актуальность современные электронные технологии визуальной подачи материала. Развитие видеосервисов компьютерной сети Интернет в настоящее время происходит в соответствии с концепцией «покажи себя», что сформировало своеобразное социальное явление — стремление показать в видеоматериалах лучшие достижения, уникальные свойства, неповторимые моменты.

Таким образом, возникла возможность ознакомления с наиболее современными течениями, с признанными достижениями, что способно влиять на становление профессиональных предпочтений и навыков, существенно расширяя кругозор и степень ознакомления с предметом. Устоявшиеся формы хореографии так же широко используют видеотехнологии в качестве основы для создания методических материалов. Это в большей степени связано с упрощением в настоящее время процесса их использования и постоянным пополнением банка данных видеозаписей семинаров, мастер-классов и различных вступлений.

В настоящее время, в связи с распространением цифровых технологий видеозаписи, произошло кардинальное удешевление производственного процесса. Обработка итогового материала может выполняться на стандартном современном персональном компьютере, не самой производительной конфигурации. Цифровая видеокамера уже привычный бытовой прибор, а распространение возможно в формате DVD дисков, которые возможно записать на том же среднестатистическом современном персональном компьютере. Также существует возможность цифровой дистрибьюции, когда итоговый материал распространяется в виде файлов через сеть Интернет.

Инновационная образовательная проектная деятельность является эффективной формой организации учебного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей. Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов, обзоров, рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы, в том числе и хореографией). Суть и цель педагогических инноваций заключается в осуществлении нового видения методологии обучения, привлечении новых методов, технологий, мультимедийных средств обучения в интересах развития личности будущего специалиста.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.

Выявление реального содержания истории, теории, методики и практики, несомненно, создаст условия для повышения уровня знаний содержания хореографического искусства, необходимого для успешной профессиональной организации педагогического процесса. Новые подходы к его построению должны создать условия для взаимодействия традиционных и инновационных педагогических подходов в обучении.

В процессе своего исследования и по результатам экспериментальной работы мы предполагаем выработать рекомендации по изучению танцевальной техники, построению и разучиванию танцевальных комбинаций, внедрению изученных и обоснованных инновационных ресурсов.

Таким образом, для создания условий раскрытия и развития творческих способностей воспитанников, формирование у них устойчивой положительной мотивации к занятиям хореографией и достижения ими высокого творческого результата используют различные методы работы, как традиционные, так и инновационные. Стремительно развивающиеся информационные технологии, повсеместно проникающие в нашу жизнь, требуют современного инновационного подхода к организации процесса обучения и доставки знаний, с этой целью поэтому мы вводим инновации.

Инновационный подход в преподавании хореографического искусства обусловлена тем, что для современной образовательной практики характерно требование к повышению уровня знаний и практических навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности педагога, тем самым особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом.

Литература:

  1. Балин А. В. Использование инновационных методов в образовании// Молодой ученый. 2014. -№ 2. — с. 724–725.
  2. Вестник 6(41)2015, УдК 792.8 В. И. Уральская балетоведение: профессиограмма, кадры, образование.
  3. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссий (анализ зарубежного опыта).
  4. Кузовникова Т. Б. Методика проведения учебных занятий по бальной хореографии в учреждениях культуры и дополнительного образования: метод. рек. для студентов оч. и заоч форм обучения по специальности 071301 «НХТ», специализации «ХГ», квалификации «Художеств. рук. хореограф. коллектива, преподаватель» / Т. Б. Кузовникова. — Барнаул: Алт. гос. акад. культуры и искусств: каф. бальной хореографии, 2007. — 9 с. (Шифр 85.32/К 892–151940)
  5. Слонимский, Ю. И. Мастера балета 1937 (изд. Искусство) (Петербургские мастера балета ХIX столетия) стр. 7–8
Основные термины (генерируются автоматически): хореографическое искусство, DVD, инновация, итоговый материал, подход, процесс обучения, средство хореографии, творческое развитие, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Инновационные методы преподавательской деятельности на...

Рассмотрены инновационные технологии, исследованы возможности инновационной деятельности педагога на уроках хореографии.

Самоволикова Т. Л. Инновационные технологии обучения детей хореографического коллектива / Т. Л. Самоволикова.

Инновационные технологии как явление и их особенности при...

В связи с этим учебный процесс по обучению хореографии вышел на новый уровень

Узкая специализация в хореографическом искусстве и массовое хореографическое творчество — это

Инновационные технологии, как и любое нововведение в хореографии, имеют свои...

Развитие творческих способностей детей художественными...

- развитие уверенности в своих творческих способностях, творческой смелости; воспитание интереса к процессу познания через творческую деятельность.

Во время проведения теста в начале обучения испытуемым были предложены десять вариантов троек слов, к которым...

Развитие творческих способностей обучающихся на основе...

Процесс формирования творческих способностей подростков — одна из основополагающих задач воспитания. Мы предполагаем, что эффективность данного процесса можно существенно повысить, если, во-первых, занятия по хореографии будут проводиться на основе...

Духовно-нравственное воспитание детей средствами...

Духовно-нравственное воспитание детей средствами хореографического искусства в рамках дополнительных платных образовательных услуг по образовательной программе «Подготовка к обучению в хореографической школе».

Обучение хореографическому творчеству с применением...

Обучение хореографическому творчеству с применением современных информационных технологий.

Цель эксперимента — практический мониторинг эффективности удаленного обучения в любительском хореографическом творчестве.

Перспективы развития культуры посредством детского...

Ø обучить воспитанников искусству хореографии; Ø воспитать чувство прекрасного

Воспитательно-образовательный процесс для детей в возрасте 4-7 лет, включающий в

Реализуются на практике задачи обучения детей основам хореографического искусства...

Основные функции методики становления хореографических...

Синкретичность хореографического искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней

Интеграция данных подходов обладает значительным теоретико - методическим потенциалом для становления хореографических...

Художественный образ в хореографическом искусстве

Так как, искусство хореографии связано с музыкой, хореографический образ, его развитие следует рассматривать в тесном взаимодействии с музыкальным произведением. Музыка отражает интонационный строй своего времени и поэтому служит основной опорой в...

Похожие статьи

Инновационные методы преподавательской деятельности на...

Рассмотрены инновационные технологии, исследованы возможности инновационной деятельности педагога на уроках хореографии.

Самоволикова Т. Л. Инновационные технологии обучения детей хореографического коллектива / Т. Л. Самоволикова.

Инновационные технологии как явление и их особенности при...

В связи с этим учебный процесс по обучению хореографии вышел на новый уровень

Узкая специализация в хореографическом искусстве и массовое хореографическое творчество — это

Инновационные технологии, как и любое нововведение в хореографии, имеют свои...

Развитие творческих способностей детей художественными...

- развитие уверенности в своих творческих способностях, творческой смелости; воспитание интереса к процессу познания через творческую деятельность.

Во время проведения теста в начале обучения испытуемым были предложены десять вариантов троек слов, к которым...

Развитие творческих способностей обучающихся на основе...

Процесс формирования творческих способностей подростков — одна из основополагающих задач воспитания. Мы предполагаем, что эффективность данного процесса можно существенно повысить, если, во-первых, занятия по хореографии будут проводиться на основе...

Духовно-нравственное воспитание детей средствами...

Духовно-нравственное воспитание детей средствами хореографического искусства в рамках дополнительных платных образовательных услуг по образовательной программе «Подготовка к обучению в хореографической школе».

Обучение хореографическому творчеству с применением...

Обучение хореографическому творчеству с применением современных информационных технологий.

Цель эксперимента — практический мониторинг эффективности удаленного обучения в любительском хореографическом творчестве.

Перспективы развития культуры посредством детского...

Ø обучить воспитанников искусству хореографии; Ø воспитать чувство прекрасного

Воспитательно-образовательный процесс для детей в возрасте 4-7 лет, включающий в

Реализуются на практике задачи обучения детей основам хореографического искусства...

Основные функции методики становления хореографических...

Синкретичность хореографического искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней

Интеграция данных подходов обладает значительным теоретико - методическим потенциалом для становления хореографических...

Художественный образ в хореографическом искусстве

Так как, искусство хореографии связано с музыкой, хореографический образ, его развитие следует рассматривать в тесном взаимодействии с музыкальным произведением. Музыка отражает интонационный строй своего времени и поэтому служит основной опорой в...

Задать вопрос