Библиографическое описание:

Песьякова Т. Н. Классификация показателей эффективности промышленных комплексов // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.1. — С. 139-141.

Функционирование любой сложной системы описывается с помощью определенного набора показателей. «Показатель – это качественная и количественная оценка протекающих процессов и явлений в окружающей среде. Качественная сторона показателя отображает содержание явления или процесса в конкретных условиях места и времени, количественная – размер, абсолютную или относительную величину в заданное время. Таким образом, показатель – это качественная и количественная характеристика объекта, выраженная числом, указывающим на его свойства»[4].

Традиционный подход к определению и исчислению показателей эффективности лесного комплекса заключается в количественной интерпретации всех сторон производственной деятельности лесопромышленных предприятий.

Традиционная структура показателей оценки эффективности приведена в табл. 1.

Классификация показателей может осуществляться на основе ряда классификационных признаков. Прежде всего, показатели делятся на две группы: количественные и качественные.

Таблица 1

Традиционная структура показателей эффективности лесного комплекса

Принцип классификации

По содержанию

По функциям в системе оценки

По уровням оценки

По объектам применения

состав показателей

стоимостные

натуральные

трудовые

оценочные

плановые

расчетно-аналитические

уровень комплекса

уровень структурного подразделения (общезаводские, цеховые, бригадные, индивидуальные)

по изделиям,

агрегатам,

деталям,

операциям


Показатель – количественная характеристика какого-либо отображаемого объекта, содержащая единственное количественное значение и набор качественных признаков, необходимых для ее однозначной идентификации. Показателем также является качественно определенная переменная величина, с которой может быть соотнесено множество возможных количественных значений и по отношению к которой сформулирован алгоритм вычисления этих значений на основе исходных данных[4].

На практике гораздо чаще используются количественные показатели. Качественные показатели рассматриваются как недостаточно точные и поэтому менее значимые.

Значение количественного показателя определяется непосредственно средствами измерения (прямое измерение) или по формуле, связывающей его с другими количественными показателями, определяемыми прямыми измерениями (косвенные измерения).

Качественные характеристики процесса являются менее осязаемыми и измеряются, как правило, косвенно, с использованием множества показателей.

Если в качестве классификационного признака использовать единицу измерения, то показатели можно разделить на финансовые и нефинансовые.

Финансовые показатели включают прямые или косвенные показатели, которые имеют непосредственно финансовый характер и/или используют денежные значения как единицу измерения.

Финансовые показатели служат индикаторами эффективности как комплекса в целом, так и отдельных структурных единиц. Финансовые показатели скорее обращены в прошлое, чем в будущее, поскольку измеряют результаты эффективности в прошлом. Роль финансовых результатов как характеристики перспектив развития зависит от степени их влияния на себестоимость капитала комплекса и репутацию. Финансовые показатели обобщаются снизу вверх (с уровня структурных единиц до уровня комплекса в целом), и каскадно дезагрегируются сверху вниз (с уровня комплекса до отдельных структурных единиц) с целью сравнения эффективности различных бизнес-единиц.

К финансовым показателям относятся как показатели финансовых результатов (такие, как размер прибыли), так и показатели оценки компании на финансовых рынках (рентабельность акционерного капитала, добавленная рыночная стоимость).

Нефинансовые показатели – показатели, в качестве единиц измерения которых не используются денежные единицы.

Нефинансовые показатели могут быть как количественные, так и качественные, например: доля дефектов, качество продукции, удовлетворенность потребителя.

Нефинансовые показатели имеют более сложный характер. С одной стороны, нефинансовые показатели сами по себе всеобъемлющи, поскольку именно процессы функционирования определяют финансовые результаты и рыночную оценку данных результатов. Следствием этого является огромное множество нефинансовых показателей, характеризующих инновации, операционную эффективность, соответствие качества продукции техническим требованиям, удовлетворенность клиентов и сотрудников.

Деминг У.Э. еще в 1986 году назвал управление на основе лишь очевидных цифр без должного внимания к отсутствующим или не поддающимся учету качественным показателям одной из «смертельных» болезней менеджмента.

С другой стороны, из-за специализированности функциональных подразделений в пределах отдельных структурных единиц их сравнение на основе нефинансовых показателей является затруднительным, кроме того, сложной является задача агрегирования нефинансовых показателей для обобщения оценки эффективности нескольких функциональных подразделений.

Большинство нефинансовых показателей нельзя с легкостью обобщить снизу вверх или каскадно дезагрегировать сверху вниз по уровням организации.

Финансовые показатели часто рассматривались как синонимы показателей вообще вследствие их прямой связи с финансовыми результатами. Понимание взаимосвязи ключевых факторов успеха с нефинансовыми показателями приводит к переоценке традиционных систем измерения эффективности.

Для сбалансированной оценки эффективности степень важности финансовых и нефинансовых показателей одинакова. Причиной проблем оценки является исключение из системы показателей эффективности одной из рассматриваемых категорий.

Показатели можно классифицировать по цели использования. Б. Андерсен[1] выделяет три группы: показатели результата, диагностические показатели и показатели компетенции.

Показатели результата дают оценку деятельности за прошедший период, но не содержат данных о способах достижения результатов и не позволяют судить о тенденции развития. Примером таких показателей служат: чистый доход, рентабельность инвестиций, доля рынка.

Диагностические показатели связаны с ключевыми факторами успеха, являются индикаторами будущих результатов. Диагностические показатели, в основном, имеют оперативный характер, позволяют диагностировать негативные тенденции развития, оказывают влияние на будущие результаты. Примеры диагностических показателей: качество продукции, время цикла, удовлетворенность потребителя.

Показатели компетенции отражают способность организации к будущим изменениям. Таковы капиталовложения в разработку продукции, уровень квалификации персонала, инновационный потенциал.

На наш взгляд, более удачно осуществлена аналогичная классификация показателей по целевому назначению в рамках сбалансированной системы показателей Брауном М.[2].

По степени охвата направлений оценки различают частные и интегральные показатели.

По размерам области предполагаемой оценки различают локальные и глобальные показатели. Локальные показатели позволяют оценить часть системы, рассматривая деятельность в рамках процесса, подразделения. Глобальный показатель рассчитывается как интегральный показатель, объединяющий множество локальных показателей, или определяется для системы в целом.

Показатели могут разделяться на показатели результата и показатели процесса. Эти понятия представляют собой две стороны, которые необходимо учитывать для достижения сбалансированного взаимодействия.

Измерение показателей результата характерно для западного подхода к менеджменту, который в значительной степени ориентирован на итог и измерение достижений. Приоритет показателей процесса, которые во многом определяют достижение результата и дают представление о важных характеристиках процесса, характерно для японского менеджмента.

Если в качестве классификационного признака использовать связь показателя с ключевыми факторами успеха, то все показатели процесса можно разделить на следующие группы:

  1. показатели времени: показатели, измеряющие своевременность выполнения процесса, и показатели, отражающие длительность производственного цикла;

  2. показатели качества: оценивают степень, с которой совокупность характеристик продукта или услуги удовлетворяет потребность или ожидание потребителей;

  3. показатели затрат: оценивают ресурсоемкость процесса производства;

  4. показатели продуктивности: оценивают степень достижения поставленных целей и фокусируют внимание на объеме выпускаемой продукции и услуг.

Еще одна классификация подразделяет показатели процесса на показатели результативности и эффективности.

Результативность можно определить как степень реализации запланированной деятельности и достижения ожидаемых результатов.

Показатели результативности являются базовыми показателями как отдельных процессов, так и всей системы, определяющими целенаправленность, смысл функционирования системы, ее основную задачу.

Показатели эффективности отражают связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами, позволяют оценить различные «траектории» достижения результата с учетом затраченных ресурсов.

Основные подходы к классификации показателей отражены в табл. 2.

Таблица 2

Основные подходы к классификации показателей

Классификационный признак

Группы показателей

Методы измерения

Количественные и качественные

Единицы измерения

Финансовые и нефинансовые

Цель использования

Диагностические, компетентности, результата

Связь с ключевыми факторами успеха

Показатели времени, качества, затрат, продуктивности

Степень охвата направлений оценки

Частные и интегральные (обобщающие)

Размер области оценки

Локальные и глобальные

Основное назначение показателей

Показатели результативности и эффективности

В рыночном механизме управления назрела необходимость в разработке системы показателей оценки эффективности, которая учитывала бы интересы всех участников бизнес-процесса: производителей, инвесторов, поставщиков, потребителей.

В работе [3] сделана попытка разработать сбалансированную систему показателей эффективности регионального лесного комплекса.


Литература:
  1. Андерсен, Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен. -М.:РИА «Стандарты и качество», 2003. -340с.

  2. Браун, Марк Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения / Марк Грэм Браун; пер. с англ. -М.: Альпина бизнес Букс, 2005. -226с.

  3. Мякшин В.Н., Песьякова, Т.Н. Сбалансированная оценка деятельности регионального лесопромышленного комплекса / В. Н. Мякшин, Т. Н. Песьякова// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент», - № 20(120), - 2008. –С.80-84.

  4. Октябрьский, П.Я. Статистика эффективности промышленного производства / П.Я. Октябрьский. - М.: Статистика, 1985. - 223 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle