Библиографическое описание:

Абдурасулов Р. А. Анализ интересов и мотивов учащихся к занятиям восточными единоборствами и боксом // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 44-48.

В статье автор, основываясь на результатах анкетного и устного опроса, выявляет побудительные факторы к занятиям восточными единоборствами и боксом, выбору определенного спортивного направления, а также анализирует связь уровня притязаний учащихся в спорте с мотивацией.

In article the author, based on results of questionnaire, conducted written and verbal form, reveals incentive factors to employment by oriental fighting sports and boxing lessons, a choice of a certain sports direction, and also analyzes links between pupils' demanded level in sports with motivation.

Ключевые слова: восточные единоборства, спорт, бокс, мотивы, интересы.

Key words: Oriental fighting sports, sport, boxing, motives, interests.

Общепризнанным является тот факт, что мотивы и интересы во многом определяют характер деятельности человека, в том числе и в занятиях восточными единоборствами и боксом.

Изучение влияния интересов и мотивов на отдельные аспекты деятельности человека, в частности, мотивов выбора вида единоборства и мотивов, побуждающих к занятиям, широты интересов и силы их проявления в процессе отработки тренировочных упражнений, степени развития соревновательных интересов и т.д. дает возможность в дальнейшем контролировать процесс мотивации. Подобное исследование может стать основанием для формирования условий, в которых можно было бы развивать устойчивый интерес к занятиям спортом, в частности, восточными единоборствами и боксом.

Многочисленные исследования интересов и мотивов, проявляющихся в процессе деятельности (Арбузов В.В., Градополов К.В., Пилоян Р.А. и др.), показывают, что интересы и мотивы являются базой, задают пути и способы удовлетворения потребности в деятельности. Примечательно, что интерес «в динамике своего развития может превращаться в склонность, как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес» [1].

Также известно, что интересы бывают непосредственными (называют привлекательностью объекта) и опосредованными к объекту, как средству достижения цели деятельности.

Используя специально разработанную нами анкету, мы провели изучение интересов учащихся к тренировочным упражнениям на занятиях единоборствами. Результаты анкетирования показаны в табл. 1.

Таблица 1

Результаты исследования интересов учащихся к тренировочным упражнениям (в процентах)

п/п

Интересы

Виды единоборств

борьба кураш

бокс

каратэ

тхэквондо

дзюдо

1.

Разучивание приёмов в условиях боя

37

29,2

34,2

32,6

35,6

2.

Использование на тренировках спортивных и подвижных игр

19

17,6

8,4

8,8

19,4

3.

Индивидуальная работа с тренером на лапах

-

16,4

14,2

16,4

-

4.

Вольные бои (спарринги)

28,6

16,2

20,6

19,2

27,3

5.

Упражнения со снарядами

3,4

5,2

6,3

6,8

4,2

6.

Индивидуальные упражнения (борьба с тенью, прыжки на скакалках, бой со своим отражением и др.)

3,1

7,4

6,8

9,4

3,8

7.

Упражнения с чучелами

8,9

8,0

5,5

6,8

9,7


Полученные данные говорят о том, что выбор упражнений учащимися зависит от их отношения к различным средствам физической и специальной подготовки.

Как видно из табл.1 наиболее интересными для учащихся являются: «разучивание приёмов в условиях боя» и «вольные бои» (спарринги). Независимо от видов единоборств, учащихся также привлекает индивидуальная работа с тренером на лапах (табл. 1). По-видимому, учащихся более привлекает возможность почувствовать себя как можно скорее участником поединка. На наш взгляд, немаловажную роль в предпочтении «поединков» играют эмоциональный подъем при их проведении и технико-тактическая позиция партнёра или тренера, построенная на достижении «успеха» учащимися. Известно, что это способствует не только эмоциональному удовлетворению, но и развивает положительную «Я-концепцию» занимающихся. В то же время, тренер или просто партнёр не упускают возможности «сыграть» на промахах в условных боях и спаррингах. Это, в свою очередь, воспитывает определённую сдержанность и обдуманность действий учащихся, занимающихся восточными единоборствами и боксом. Всё это вместе взятое дисциплинирует и способствует развитию самоконтроля.

Как видно из табл.1 отношение учащихся к индивидуальным упражнениям, упражнениям со снарядами и др. несколько хуже, чем к вышеописанным занятиям. Частично это можно объяснить содержанием указанных упражнений, а также уровнем оснащенности необходимыми средствами и снарядами. В индивидуальных беседах все обследуемые учащиеся подчёркивали важность и необходимость этих упражнений. С нашей точки зрения здесь сказываются, скорее всего, возрастные психологические особенности подростков и их индивидуально-типологические особенности. Среди которых можно отметить стремление к общению, желание поскорее стать «мастером», потребность в самовыражении и т.д., которые ярко проявились при изучении соревновательных интересов учащихся (табл. 2).

Изучение соревновательных интересов также осуществлялось с помощью специально разработанной анкеты.

Согласно данным табл.2 «Острота спортивной борьбы, многообразие боевых ситуаций» оказались наиболее привлекательными для учащихся. На наш взгляд, восточные единоборства и бокс по своему содержанию всегда сложны, непредсказуемы и участие в них доставляет большое удовольствие, особенно тогда, когда становится возможным реализовать все усилия, затраченные во время тренировочных занятий.

Таблица 2

Результаты исследования соревновательных интересов учащихся (%)

п/п

Интересы

Виды единоборств

борьба кураш

бокс

каратэ

тхэквондо

дзюдо

1.

Острота спортивной борьбы, многообразие боевых ситуаций

40,5

42,2

38,5

37,8

41,2

2.

Удовлетворение от красивого боя, мужественной и честной борьбы.

37,8

34,4

34,8

35,4

36,7

3.

Торжество победы над достойным соперникам

21,7

23,4

26,7

26,8

22,1

Вышеизложенное проявляется и в таком интересе, как «удовлетворение от красивого боя, мужественной и честной борьбы». Не будем умалять также роль такого соревновательного интереса, как «Торжество победы над достойным соперником» (см. табл.2).

Здесь необходимо остановиться на нашем наблюдении за учащимися, которое позволило выявить определенную закономерность. Учащиеся, отдававшие предпочтение «удовлетворению от красивого боя», придерживались чуть грубой, силовой манеры боя, а те, кто выбирал «остроту спортивной борьбы, торжество победы над достойным соперником», вели себя в боях осторожно и немного пассивно. Словом, имело место расхождение между отношением спортсменов к идеальным образцам поведения на ринге (или татами) и реальными возможностями спортсменов.

Таким образом, результаты беседы, анкетирования и психолого-педагогические наблюдения говорят о том, что выявленные выше интересы во многом определяют особенности отношения учащихся к различным видам спортивной деятельности и, как следствие, влияют на активность учащихся в процессе этой деятельности.

При изложении результатов исследования интересов учащихся, мы не интерпретировали их отдельно по видам единоборств, так как расхождения в показателях были незначительными. При изучении же мотивов интерпретация полученных результатов будет несколько шире.

Для изучения мотивов нами была использована специально разработанная анкета, которая позволяла исследовать мотивы учащихся, проявляющиеся при выборе вида единоборства, а также изучить мотивы, побуждающие к занятиям выбранными единоборствами. В табл. 3 показаны результаты исследования.

Таблица 3

Результаты исследования мотивов занятий восточными единоборствами и боксом учащимися (в процентах).

Общее место в рейтинге

Мотивы

Виды единоборств

борьба кураш

бокс

каратэ

тхэквондо

дзюдо

%

место

%

место

%

место

%

место

%

место

1. Мотивы, проявляющиеся при выборе вида единоборств:

II

а) В результате рекламы и пропаганды;

-

-

-

-

-

-

30,7

1

22,2

2

IV

б) Желание быть похожим на известного киноактера;

-

-

-

-

12,5

2

15,3

4

-

-

III

в) По желанию родителей;

45

2

10

2

-

-

15,4

3

-

-

I

г) Друзья заинтересовали и побудили к занятиям

55

1

80

1

75

1

-

-

33,3


2. Мотивы, проявляющиеся в процессе занятий спортивными единоборствами и боксом:

III

а) Подготовить себя к самостоя-тельной жизни

-

-

-

-

50

1

23,1

2

22,2

2

II

б) Защитить себя, друзей и родственников;

15

2

10

2

12,5

3

15,6

3

-

-

I

в) Стать сильным и здоровым;

80

1

90

1

37,5

2

46,1

1

77,7

1

IV

г) Стать по физическим данным выше ровесников;

5

3

-

-

-

-

15,2

4

-

-

V

д) Подчинить ровесников к себе.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3. Мотивы, побуждающие к занятиям единоборствами

IV

а) Общая физическая
подготовка

5

3

-

-

-

-

15,2

4

11,2

4

II

б) Технико-тактическая
подготовка

-

-

32

2

37,5

2

23,1

2

44,4

1

I

в) Оздоровительные подготовки (снятие болезни)

75

1

30

3

50

1

15,6

3

22,2

3

III

г) Боевая подготовка

20

2

38

1

12,5

3

46,1

1

22,2

2

Как известно, в зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотивов (К. Брайен, З.Фрейд, Р. Кеттелл и др.).

И это, на наш взгляд, вполне приемлемо для объяснения и детерминации поведения человека.

В отличие от зарубежных (западных) психологов, которые несколько отрываются от контекста деятельности человека, мы делаем попытку интерпретировать полученные нами результаты в контексте конкретной деятельности учащихся в процессе занятий восточными единоборствами и боксом.

В целом «анкета спортсмена» содержит три раздела и 20 различных ответов-мотивов, побуждающих к занятиям спортом. Среди этих ответов-мотивов «случайно попал в зал на тренировку и мне предложили заниматься, после чего регулярно посещал занятия», «желание достичь хорошего физического развития и красивого телосложения», «возможность получать материальное воз-награждение за хорошие результаты», «желание побыть в других городах и, особенно, за границей», «подчинить себе ровесников» и др. Однако, все эти мотивы оказались, по большей части, второстепенными по значимости для учащихся и составили невысокие (от 1,5 до 3) проценты. В связи с этим, нам представляется целесообразным рассмотреть только наиболее значимые мотивы, те, которые являются доминирующими у учащихся.

Кроме указанных в таблице 3, нами были выявлены также ответы-мотивы, которых не было в анкете. Среди дополнительных ответов было много интересных у боксёров-учащихся, по одному-два ответа у дзюдоистов, каратэистов и тхэквондоистов. В частности, у боксёров: «Я хотел бы быть известным боксёром, как Руфат Рискиев», «боксом занимаюсь, чтобы стать чемпионом», «потому что боксом занимаются только мужчины», «Выше поднять спортивную славу Узбекистана», «Для достижения высоких результатов» и др.

Дзюдоистами, каратэистами и тхэквондоистами были озвучены такие мотивы: «Чтобы мировой знаменитостью», «Моя цель – духовное совершенствование», «Мне нравятся в этом виде спорта удары ногами и сложные упражнения» и др.

Тренеры молодых боксёров мотивировали свою работу таким образом: «Когда мои ученики показывают высокие результаты, я бываю очень довольным», «Я люблю учить ребят азам бокса и с интересом наблюдаю их бои» и др.

Результаты анкетирования (табл. 3) показывают, что соотношение основных видов мотивов учащихся, несмотря на разницу видов спорта, существенно не отличается друг от друга, что объясняется общими установками обучаемых на учебу и спортивную деятельность.

Из таблицы 3 также видно, что среди учащихся средней школы мотив «стать крепким, сильным и здоровым» составляет от 37 до 90 процентов. Этот же мотив у боксеров составляет 35,4 процентов. Или другой мотив – «друзья заинтересовали меня» у учащихся, занимающихся национальной борьбой – 55, у боксёров – 80, у молодых каратэистов – 75, у тхэквондоистов – 23,1, у дзюдоистов – 33,3 процента.

Противопоставив результаты анализа мотивов учащихся, их отношения к различным школьным предметам (по оценкам успеваемости и отзывам учителей), активности на уроках физической культуры (по посещаемости и оценкам учителя), к избранной спортивной секции (анализ спортивных результатов и отзывов педагогов- тренеров, ведущих специализацию), можно увидеть, что ученики, которые мотивированы стать крепким, сильным и здоровым, проявляют высокую активность на уроках физкультуры и на занятиях в спортивной секции (хотя не всегда имеют высокие спортивные результаты), при этом демонстрируют меньшую активность и плохое отношение к другим предметам. Однако, бывают и исключения. Так, некоторые учащиеся, входящие в сборную команду области, ориентированные не только на то, чтобы стать крепкими и сильными, отличаются высоким уровнем успеваемости и активности по многим другим предметам.

Весьма интересным является процесс изменения у учащихся уровня их спортивных притязаний, которые являются одним из важных компонентов мотивационной сферы личности (табл. 4).

Таблица 4

Вид спорта

Уровень притязаний

Борьба кураш

4,5

Бокс

7,9

Каратэ

8,2

Тхэквондо

7,1

Дзюдо

6,5

Известно, что цели, которые ставит перед собой человек, определяют уровень его притязаний. Высокий, но находящийся в рамках достижимого, не выходящий за пределы возможностей данного конкретного человека уровень притязаний, обычно, способствует мобилизации всех его сил и достижению успехов в деятельности. Низкий уровень притязаний не способствует стимуляции у человека сколько-нибудь значительной активности, вызывает пассивность, а также переживание собственной неполноценности. Слишком высокий уровень притязаний, характерный для малоопытных или самоуверенных людей, также приводит к нежелательным последствиям: цели не достигаются, надежды, связанные с ними, терпят крах, человеком нередко овладевает состояние фрустрации.

Результаты исследования уровня спортивных притязаний учащихся (табл.4) свидетельствует о том, что различия между представителями разных видов единоборств существенны, что определяется индивидуальными особенностями учащихся.

Анализ данных исследования индивидуального уровня притязаний показал, что учащиеся, занимающиеся боксом, каратэ и тхэквондо, имеют высокий уровень притязаний и, наоборот, низкий уровень притязаний у учащихся, занимающихся борьбой кураш и дзюдо (табл. 4).

Дополнительный опрос учащихся и педагогов-тренеров показывает, что учащиеся с высоким уровнем притязаний имели значительные спортивные успехи по боксу, выступая по группе юниоров.

Высокий уровень притязаний учащихся, занимающихся каратэ, тхэквондо был связан с высокоразвитыми личностными качествами (стремление к активности, уверенности, независимости и др.) или же с успешными показательными выступлениями.

Низкий уровень притязаний у учащихся, занимающихся дзюдо и национальной борьбой, можно связать резко выраженной установкой стать крепким и сильным, здоровым или же с частыми неудачами в спортивной карьере в течение нескольких последних лет.

Привлекательность единоборства, как вида спорта, была вызвана в первую очередь следующими причинами:

- необходимость продумывания тактики борьбы, точно распределять свои силы, разгадывать планы противника (от 28 до 35,7 %);

- возможность проявлять индивидуальных качеств в процессе ведения спортивной борьбы, когда успех спортсмена зависит от него (от 25 до 32,4%):

- наличие разнообразных физических упражнений на тренировках (технико-тактические приёмы, общеразвивающие упражнения со снарядами и без них, скакалками, спортивные и подвижные игры и др.) - (от 22,5 до 34,7 %).


Литература:
  1. Харвест. С. Ю., Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Головин. 1998.

  2. Абдурасулов Р.А. Индивидуально-психологические особенности учащихся занимающихся различными видами спорта.- Самара.: //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 11, № 4 (2), 2009, стр. 373-378.

  3. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. Теоретические проблемы психологии личности. –М.: Наука, 1974.

  4. Павлютенков Б. Формирование мотивов выбора профессии. Под редакции Б.А.Федорина. – Киев.: «Радянська школа». 1980.

  5. Палайма Ю.Ю. «Опыт исследования относительной силы мотива и формирование соревновательной установки спортсменов». // В кн. П.А. Рудика и др. «Психология и современный спорт». –М.: ФиС. 1973.

  6. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: ФиС. 1984.

  7. Норакидзе В.Г. «Влияние спортивной деятельности на формирование спортсмена». // В кн. П.А.Рудика и др. «Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованиям». – М.: ФиС. 1973.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle