Исследование проблем организации и функционирования механизма стратегического планирования на предприятиях молочной промышленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (32) сентябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 907 раз

Библиографическое описание:

Спирина, А. М. Исследование проблем организации и функционирования механизма стратегического планирования на предприятиях молочной промышленности / А. М. Спирина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 9 (32). — С. 105-108. — URL: https://moluch.ru/archive/32/3663/ (дата обращения: 26.04.2024).

В современных рыночных отношениях все больше проявляется потребность в необходимости планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий для эффективного функционирования в условиях рынка, поскольку любому предприятию необходим план как динамичных процесс, позволяющий предвидеть и учитывать происходящие изменения внешней среды и, приспосабливаясь, адаптировать внутренние факторы производства для своего развития и дальнейшего роста. Именно стратегическое планирование может стать действенным инструментом современного менеджмента, благодаря которому предприятия смогут подняться, стабилизироваться и получить необходимый импульс для дальнейшего развития.

Механизм стратегического планирования нами определяется как система, которая строится в соответствии с методологией стратегического планирования и направлена на обеспечение реализации процесса стратегического планирования на предприятии и на разработку стратегии.

Понимание механизма стратегического планирования как системы процесса и как совокупности средств, обеспечивающих этот процесс, позволяет рассматривать данный механизм с двух позиций: в динамике, как совокупность действий по достижению целей в виде активной модели, систематизированного, логического процесса, основанного на рациональном мышлении; в статике, как система необходимых методов, средств для принятия решения, то есть методического и документального обеспечения планирования.

Исследование организации и функционирования механизма стратегического проведём на примере молокоперерабатывающего предприятия Республики Башкортостан ЗАО «Мелеузовский молочно-консервный комбинат». Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Мелеузовский МКК» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

ЗАО «Мелеузовский МКК» за 2006-2010 гг.

Показатели

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Выручка, тыс. руб

446249

623319

653899

675306

Прибыль до налогооблажения, тыс.руб.

3831

5574

2995

2321

Товарная продукция, тыс. руб.

466298

534743

713828

611826

Себестоимость, тыс. руб.

434758

601960

638064

658929

ФОТ, тыс. руб.

35786

52116

63362

59787

Среднесписочная численность, чел.

414

424

505

468

Развитие рыночных отношений ставит перед ЗАО «Мелеузовский МКК» множество задач, определяющих принципы формирования его экономики. В этих условиях предприятие само разрабатывает концепцию и стратегию своего развития на базе оценки имеющихся ресурсов и анализа рыночной ситуации, определяя основные этапы развития и темпы обновления, обосновывая область деятельности и формы взаимодействия, как с партнерами, так и с конкурентами.

Предприятие ЗАО «Мелеузовский МКК» выпускает следующую продукцию: масло крестьянское; молоко; катык; кефир; ряженка; йогурт; сметана; сливки; творог; сыр плавленый; сухое молоко; сухие сливки; сухие смеси мороженого; кисель «Фруктовый»; майонез «Провансаль» и пр. (таблица 2).

Таблица 2

Продукция, выпускаемая ЗАО «Мелеузовский МКК»

Наименование продукции

2007 год

2008 год

2009 год

Масло крестьянское

58134,96

72438,88

61680,91

Молоко

18963,18

36102,54

39554,48

Катык

1417,27

2378,97

1969,92

Кефир;

5927,63

8884,67

9058,09

Ряженка

1943,51

3050,37

3171,24

Йогурт;

388,74

399,66

459,30

Сливки

6,0

0,53

-

Сметана

10954,54

16623,32

15597,34

Творог

9423,98

14411,84

12429,36

Сыр плавленый

2093,24

3694,46

3883,98

Сухие молочные продукты

416515,39

542905,86

452421,75

Кисель «Фруктовый»

843,79

727,4

531,52

Майонез «Провансаль»

229,72

232,64

335,79

Прочая

7901,63

11976,93

10732,39

Всего

534743,58

713828,09

611826,09


Существенную долю в выпускаемой продукции составляют сухие молочные продукты – 73,9%.

Основной целью предприятия ЗАО «Мелеузовский МКК, как и у любой коммерческой организации, является получение прибыли.

Стратегия ЗАО «Мелеузовский МКК» направлена на постоянное повышение качества выпускаемой продукции, расширение ассортимента и укрепление позиции лидера на региональном рынке молочной продукции. ЗАО «Мелеузовский МКК» стал первым молочным предприятием Республики Башкортостан, получившим сертификаты соответствующие системам менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001:2008 и ГОСТ Р ИСО 22000-2007 ).

Миссия ЗАО «Мелеузовский МКК» является общей целью предприятия, определяющей причину и назначение его существования. Миссия ЗАО «Мелеузовский МКК» - производство вкусных, полезных для здоровья молочных продуктов в лучших национальных традициях, с использованием передовых технологий.

Содержание миссии отражает: определение предпринимательской деятельности предприятия, характеризующее главную цель относительно его основных товаров или услуг, предлагаемых рынку (целевому потребителю) с учетом конкретной технологии, которой оно владеет (или которую планирует внедрить); рабочие принципы предприятия, вытекающие из анализа угроз и возможностей ее внешней среды, которыми должны руководствоваться все сотрудники при формулировании и реализации целей предприятия; ценности и культуру предприятия, определяющие его внутренний рабочий климат.

В ЗАО «Мелеузовский МКК» разработана политика социальной корпоративной ответственности. Можно выделить следующие направления политики: внутренняя и внешняя.

В рамках внутренней политики разработаны и используются следующие направления деятельности ЗАО «Мелеузовский МКК»: эффективное использование трудовых ресурсов; совершенствование систем базового вознаграждения и стимулирование персонала; достижение мировых стандартов в области охраны труда и промышленной безопасности, экологической безопасности; рост качества жизни работников ЗАО «Мелеузовский МКК», создание системы обучения, продвижения, развития и оценки персонала; развитие корпоративной культуры.

В качестве внешней политики можно отметить следующие: взаимодействие с органами государственной власти, профсоюзами, общественными организациями; безусловное исполнение налоговых обязательств перед бюджетами всех уровней; реализация программ в сфере благотворительности.

Выбранная внешняя политика ЗАО «Мелеузовский МКК» позволяет: формировать благоприятный социальный климат для эффективного развития комбината; сотрудничество с органами государственной власти по вопросам обеспечения безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды; укрепление репутации ЗАО «Мелеузовский МКК» на внутреннем и внешних рынках как социально ответственной организации.

При определении стратегии развития и в текущей деятельности комбинат исходит из принципа социальной ответственности и считает это обязательным условием устойчивого развития бизнеса.

На предприятии ЗАО «Мелеузовский МКК» существует своя, разработанная руководством, схема стратегического планирования. Прежде всего, надо отметить, что как такового, изложенного на бумаге, плана нет. Тем не менее, действия руководства данного предприятия направлены на выполнение следующих целей:

  • строгое соответствие продукции международным, национальным стандартам, стандартам ЗАО «Мелеузовский МКК» и требованиям спецификаций потребителей;

  • обеспечение технического уровня производимой продукции соответствующего или превышающего уровень ведущих предприятий, действующих на рынке сухих молочных продуктов, масла сливочного, цельномолочной продукции в Республике Башкортостан, России и за рубежом;

  • взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками, обеспечивающее гарантированные поставки молока и способствующее повышению качества конечной продукции;

  • достижение оптимального соотношения цена/качество поставляемой продукции;

  • расширение ассортимента вырабатываемой продукции, преимущественно за счет использования новейших технологий в области производства молочных продуктов;

  • разработка и внедрение новой продукции, максимально полно удовлетворяющих запросы потребителей;

  • формирование имиджа комбината, как высокотехнологичного предприятия поставляющего продукцию высокого качества.

Руководство, занимающееся стратегическим планированием, в основном уделяет внимание финансовому состоянию ЗАО «Мелеузовский МКК». Составляет собственный прогноз денежного потока на предстоящий месяц, основываясь на ретроспективной информации. Также на предприятии в 2009 году были разработаны планы производства и потребности до 2020года. (таблица 3 и 4).

Таблица 3

План производства, т.

Наименование продукции

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Сухое молоко

5466

5695

5803

5887

5959

6033

6100

6185

6253

6321

6415

Сухие сливки

34

36

38

40

42

44

46

48

50

52

54

Сухой обрат молока

224

247

257

269

281

292

307

318

333

348

360

Масло крестьян.

530

560

573

585

597

608

621

633

646

659

672

Цельномолочная

4390

4440

4500

4560

4620

4680

4740

4800

4860

4920

4980

Нежирная

540

540

540

540

540

540

540

540

540

540

540

Закупки молока 3,4 %

58686

61200

62400

63400

64300

65200

66100

67100

68000

68900

70000

Таблица 4. План потребности в молоке, т.

Наименование продукции

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Сухое молоко

39727

41391

42176

42787

43310

43848

44335

44953

45447

45941

46624

Сухие сливки

413

437

461

486

510

534

559

583

607

631

656

Масло крестьян.

11114

11743

12016

12267

12519

12750

13022

13274

13547

13819

14092

Цельномолочная

4171

4218

4275

4332

4389

4446

4503

4560

4617

4674

4731

Итого

55424

57790

58928

59872

60728

61578

62419

63369

64218

65066

66103


На основании этих планов начальнику отдела сбыта дается указание составить план крупных заказов по регионам России, так как ЗАО «Мелеузовский МКК» является одним из лидеров по производству сухих молочных продуктов. На основе этой информации составляется прогноз и сроки денежных поступлений, которые распределяются по статьям расходов. Самые главные кредиторы - поставщики молока. Поэтому с ними необходимо всегда рассчитываться вовремя, иначе поставки сырья будут прерваны.

Однако анализ выполнения плана производства в 2010 году (таблица 5) показал достаточно большие отклонения фактических показателей от плановых значений. При этом на исследуемом предприятии никаких изменений в долгосрочный план производства не вносятся, что является, несомненно, отрицательным фактором.

Таблица 5

Анализ выполнения плана производства за 2010 год

Наименование продукции

План

Факт

Отклонение

Сухое молоко, т.

5466

6583

1117

Сухие сливки, т.

34

45

11

Сухой обрат молока, т.

224

105

-119

Масло крестьян, т.

530

650

120

Цельномолочная, т.

4390

6000

1610

Нежирная, т.

540

400

-140

Закупки молока 3,4 %, т.

58686

71500

12814


На ЗАО «Мелеузовский МКК» не рассмотрена маршрутизация, которая включает определение оптимального и запасных вариантов загрузки технологических линий и отдельных единиц оборудования, потребностей в сырье, материалах, инструментах, затрат времени по каждому из них.

Предприятие ЗАО «Мелеузовский МКК» без системы гибкого стратегического планирования не может формировать стратегические методы экономичного достижения поставленных целей при ограниченных ресурсах, решать следующие задачи:

  • выявлять резервы и разрабатывать направления их мобилизации;

  • обосновывать варианты развития производственных звеньев;

  • оперативно обрабатывать материалы как базу контроля и текущего регулирования производства.

В ЗАО «Мелеузовский МКК» не проводился анализ среды деятельности предприятия.

Результаты проведенного исследования выявили необходимость акцентирования внимание на следующих причинах и факторах, снижающих эффективность стратегического планирования на предприятиях молочной промышленности:

  1. Отсутствие четкого стратегического направления развития предпринимательской деятельности на рынке молочной продукции РФ;

  2. Плановые решения принимаются только с учетом внутренней среды и не учитывают ограниченные ресурсы внешней рыночной среды;

  3. Применяются сокращенные формы стратегического планирования;

  4. Несоблюдение принципов организации и реализации стратегического планирования предпринимательской деятельности;

  5. Отсутствие алгоритма организации процесса стратегического планирования;

  6. Необходимость изменения организационно-управленческой структуры предприятия:

  7. Отсутствие формирования оптимального портфеля заказов для предпринимательской деятельности на рынке молочной продукции РФ.

В связи с выявленными недостатками, считаем необходимым постоянно проводить мониторинг сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды) и с учетом полученной информации разработать стратегию деятельности предприятия ЗАО «Мелеузовский МКК».


Литература:
  1. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. / К. Боумэн; под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М. : Банки и Биржи, 1997. – 175 с.

  2. Воронов А.А., Катичев В.Ф. Показатели и методы оценки эффективности организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - №4. – С. 98-108.

  3. Статистическое обозрение – 2011 год. Режим доступа: http://www.bashstat.ru/bashdigital/region4/default.aspx

Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, наименование продукции, сухое молоко, внешняя среда, ЗАО, масло крестьян, предпринимательская деятельность, предприятие ЗАО, таблица, государственная власть.


Похожие статьи

Стратегическое планирование, его значение и этапы

Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, внешняя среда, выбранная стратегия, окружающая среда, стратегический анализ

Стратегическое планирование как инструмент повышения конкурентоспособности продукции предприятия.

Разработка стратегии повышения эффективности...

Разработка стратегии повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства молочной продукции.

Для разработки стратегии может понадобиться более детальная информация как о внешней среде, так и о компании.

Стратегическое планирование сельскохозяйственных...

Успех предпринимательской деятельности организации (предприятий, фирм, компаний) предполагается в первую очередь тем, насколько тщательно продуманы и

Стратегическое планирование как инструмент повышения конкурентоспособности продукции предприятия.

Стратегическое планирование в развитии аграрного сектора...

Благодаря эффективной организации системы стратегического планирования предприятие имеет возможность использовать имеющиеся ресурсы наиболее оптимальным

3. Нечаев В. Н., Парамонов П. Ф. Организация производства и предпринимательской деятельности в АПК.

Стратегическое планирование как инструмент повышения...

Предприятие, при осуществлении стратегического планирования, оценивает продукцию и выявляет её значимость для покупателя.

Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, Россия, внешняя среда, конкурентоспособность продукции...

Анализ инструментов стратегического планирования

Анализ инструментов стратегического планирования. Автор: Хижина Мария Александровна.

Таблица 1. Матрица SWOT-анализа. Внутренние факторы.

Но это не полный список факторов внешней среды, которые оказывают влияние на деятельность компаний.

Анализ структуры рынка молочной продукции России

В настоящее время исследование рынка молочной продукции является очень актуальным, поскольку молоко – социально значимый

Таблица 1. Сегментация рынка по производителям молочной продукции, [3].

ЗАО “Алексеевский молочно-консервный комбинат”, Белгород.

Стратегическое планирование продовольственной политики как...

Опыт большинства государств показывает, что наличие угроз внешней среды так же влияли на оформление понятия «продовольственная обеспеченность» и «продовольственная безопасность».

Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий.

Похожие статьи

Стратегическое планирование, его значение и этапы

Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, внешняя среда, выбранная стратегия, окружающая среда, стратегический анализ

Стратегическое планирование как инструмент повышения конкурентоспособности продукции предприятия.

Разработка стратегии повышения эффективности...

Разработка стратегии повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства молочной продукции.

Для разработки стратегии может понадобиться более детальная информация как о внешней среде, так и о компании.

Стратегическое планирование сельскохозяйственных...

Успех предпринимательской деятельности организации (предприятий, фирм, компаний) предполагается в первую очередь тем, насколько тщательно продуманы и

Стратегическое планирование как инструмент повышения конкурентоспособности продукции предприятия.

Стратегическое планирование в развитии аграрного сектора...

Благодаря эффективной организации системы стратегического планирования предприятие имеет возможность использовать имеющиеся ресурсы наиболее оптимальным

3. Нечаев В. Н., Парамонов П. Ф. Организация производства и предпринимательской деятельности в АПК.

Стратегическое планирование как инструмент повышения...

Предприятие, при осуществлении стратегического планирования, оценивает продукцию и выявляет её значимость для покупателя.

Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, Россия, внешняя среда, конкурентоспособность продукции...

Анализ инструментов стратегического планирования

Анализ инструментов стратегического планирования. Автор: Хижина Мария Александровна.

Таблица 1. Матрица SWOT-анализа. Внутренние факторы.

Но это не полный список факторов внешней среды, которые оказывают влияние на деятельность компаний.

Анализ структуры рынка молочной продукции России

В настоящее время исследование рынка молочной продукции является очень актуальным, поскольку молоко – социально значимый

Таблица 1. Сегментация рынка по производителям молочной продукции, [3].

ЗАО “Алексеевский молочно-консервный комбинат”, Белгород.

Стратегическое планирование продовольственной политики как...

Опыт большинства государств показывает, что наличие угроз внешней среды так же влияли на оформление понятия «продовольственная обеспеченность» и «продовольственная безопасность».

Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий.

Задать вопрос