Формирование универсальных учебных действий в ходе проведения классных часов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 30.01.2020

Статья просмотрена: 759 раз

Библиографическое описание:

Терентьева, Т. А. Формирование универсальных учебных действий в ходе проведения классных часов / Т. А. Терентьева, В. Г. Косенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66937/ (дата обращения: 02.05.2024).



Согласно ФГОС ООО, образовательный процесс должен быть направлен на формирование у воспитанников навыков самообучения, представленных системой универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия — это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности [6].

Эта задача должна реализовываться как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.

Одной из форм внеурочной деятельности нахимовцев является классный час. В филиале «Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище)» классные часы тематически объединены в рамках двух программ:

– реализация программы «Профессия — Родину защищать!» позволяет решать задачи профориентационной работы с нахимовцами;

– реализация программы «Классный час» направлена на духовно-нравственное воспитание нахимовцев.

Цели, задачи, содержание программ, индивидуальные, личностные и возрастные особенности нахимовцев, уровень сформированности классного коллектива, профессиональный и педагогический опыт воспитателя являются факторами, обуславливающими выбор форм, методов и приемов проведения классных часов, которые также должны способствовать решению задачи формирования и развития универсальных учебных действий нахимовцев.

На классных часах духовно-нравственной тематики создаются условия для приобретения воспитанниками знаний о нравственных нормах, ценностях, правилах поведения в обществе, личностных качествах человека, взаимосвязи человека и общества. Нахимовцы приобретают опыт самоорганизации совместной деятельности в парах и группах, выступления перед аудиторией, решения конфликтных ситуаций, ведения бесед, диспутов. Возможность использовать разнообразные педагогические формы, методы и приемы позволяет вызвать интерес нахимовцев к тематике классных часов, создать условия для проявления активности, желания самостоятельно познавать проблемы, относящиеся к духовно-нравственной сфере. Это говорит о наличии благоприятной учебной среды, способствующей формированию и развитию универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных и коммуникативных, личностных.

Хотелось бы более подробно остановиться на педагогических методах и приемах, применяемых в ходе проведения классных часов и направленных на формирование УУД.

Регулятивные УУД позволяют воспитанникам эффективно организовывать свою деятельность.

Целеполагание — это действие по постановке учебной задачи на основе соотнесения воспитанником известного и неизвестного в рамках изучаемого материала.

Традиционно в начале каждого классного часа после объявления темы уделяется внимание ее обсуждению, в ходе которого актуализируется жизненный опыт нахимовцев, совместно определяются цель и задачи занятия.

Так на классном часе «Дружба и товарищество — основа нахимовского братства» нахимовцы по желанию продолжили фразу «Дружба — это…», опираясь на свой жизненный опыт дали определение понятий «знакомый», «приятель», «товарищ», «друг», определили, что эта тема актуальна как для каждого нахимовца, так и для класса в целом, потому что в классе возникают конфликтные ситуации, которые не всегда удается решить конструктивно, а также не все смогли найти свой круг общения. В ходе обсуждения высказывания А. Сент-Экзюпери «Настоящую дружбу нельзя проповедовать, ей учатся в действии» пришли к единому мнению, что отношения формируются и наиболее полно проявляются в ходе совместной деятельности. Данный классный час проходил в конце учебного года, и нахимовцы уже знали, что есть такой вид групповой деятельности как тренинг, поэтому осознанно приняли основную задачу — закрепить в ходе выполнения игровых заданий навыки эффективного взаимодействия.

Планирование подразумевает составление плана и последовательности действий, направленных на достижение конечного результата. В ходе выполнения действий закономерно возникает необходимость внесения корректив как в план, так и способы его реализации.

Учитывая возраст нахимовцев (5 класс), на классных часах используются задания, направленные в первую очередь на формирование навыка действовать по инструкции, а при выполнении творческого задания нахимовцы самостоятельно продумывают результат и ход своих действий по его достижению.

На классном часе «День памяти фашизма» нахимовцы познакомились с историей возникновения этой памятной даты, просмотрели видеосюжет, узнали, как отмечают этот день в разных странах. А далее было предложено подготовить плакат «Мы против фашизма». Нахимовцам необходимо было выбрать содержание, продумать последовательность выполнения с учетом предоставленного времени.

Также на каждом классном часе уделяется внимание рефлексии занятия, которая направлена на формирование навыков самооценки и самоанализа, подведения итогов. Нахимовцы высказываются по поводу реализации задач, делятся тем, что узнали нового и т. д. Популярностью пользуется упражнение «Радуга». На цветах радуги нахимовцы прописывают ответы на вопросы: «Сегодня я узнал…», «Меня удивило…», «Было интересно…», «У меня получилось…», «Было трудно…», «Я научился…», «Теперь я могу…».

Познавательные УУД обеспечивают эффективное овладение информацией. Это умение осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, определять понятия, осуществлять смысловое чтение.

Викторина — педагогический метод, который может быть использован как форма проведения классного часа либо как один из приемов. Широкий круг используемых заданий позволяет формировать и развивать познавательные УУД.

Формой проведения классного часа «Наши чувства и поступки» была выбрана викторина. Задания «Чувство — это…», «Поступок — это…» (необходимо выбрать наиболее полный ответ), «Определи чувство по описанию», «Портрет культурного человека» способствовали формированию умения определять понятия, а в дальнейшем самостоятельно их формулировать.

Задания «Поступки и проступки», «Мир чувств — противоположности» направлены на развитие навыка классифицировать информацию.

Обсуждение мультфильма «Джинкси Дженкинс и Джуси Джой» позволило определить взаимосвязь чувств и поступков людей, их влияние на жизнь человека в целом.

Широкие возможности для освоения навыков смыслового чтения предоставляет прием чтения и обсуждения притч. На классном часе «Добро и зло» классный руководитель зачитала притчу «Бабочка», завершить которую было предложено нахимовцам. Назывались различные варианты, а правильный ответ — «Все в твоих руках!» — вызвал живой эмоциональный отклик у класса. В ходе дальнейшего обсуждения нахимовцы осознали, что человек является творцом своей судьбы, совершая добрые и злые поступки.

Коммуникативные УУД позволяют воспитанникам эффективно осуществлять приемы активного слушания, ведения диалога, выступления перед аудиторией, коллективного обсуждения проблем, конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.

Наиболее широкие возможности для развития коммуникативных УУД представлены в рамках социально-психологических тренингов. Единственная особенность — тренинги предполагают добровольное в них участие. Такой выбор мы не можем предоставить нахимовцам. Выход в следующем — проводить групповые занятия с элементами тренинга, т. е. согласно тематике классного часа подбирать разнообразные упражнения.

Среди упражнений на взаимодействие можно выделить следующие «Мостик», «Виноград», «Болота», «Веревочка», «Мусинг» [7], для эффективного выполнения которых воспитанники вырабатывают определенную тактику, учатся договариваться, слушать и слушать друг друга, выполнять совместные действия.

На развитие навыков выступления перед аудиторией, активного слушания, ведения диалога направлены упражнения «Продолжи фразу», «Опиши качество», «Анализ ситуаций».

На классных часах нахимовцы знакомятся с моральными и духовными ценностями, учатся принимать решения, делать выводы и совершать выбор, оценивать свои поступки и высказывать предположения об их последствиях, что способствует формированию личностных качеств воспитанников, является основной для личностного, жизненного и профессионального самоопределения, т. е. воспитанники осваивают личностные УУД

Рассмотренные примеры форм, методов и приемов проведения классных часов позволяют формировать и развивать одновременно несколько УУД. Цели и задачи конкретного классного часа будут определять целесообразность применения того или иного метода и приема, а также его направленность на формирование определенного УУД.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011.
  3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. (Методический конструктор). — М., Просвещение, 2010.
  4. 7. Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков. — М.: Педагогическое общество России, 2006.
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
  6. https://aujc.ru/universalnye-uchebnye-dejstviya.
  7. http://www.teambuilding.in.ua.
Основные термины (генерируются автоматически): классный час, нахимовец, действие, час, активное слушание, ведение диалога, прием проведения, реализация программы, смысловое чтение, совместная деятельность.


Похожие статьи

Программа психолого-педагогического сопровождения детей...

Условия реализации программы : для реализации программы рекомендуется участие трех педагогов-психологов: один педагог-психолог для проведения занятий с родителями, два педагога-психолога для проведения занятий с детьми.

Учебный диалог в процессе формирования деятельности...

При обучении первоклассников деятельности первоначального чтения в данный момент особо актуальным является организация учебного диалога. Данная форма обучения позволяет увеличить познавательный интерес учеников, организовать активное обсуждение вопросов...

Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению...

Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются в этапах работы над решением

Полезно после чтения задачи предложить учащимся представить себе то, о чём говорится в задаче и

В процессе работы над данным видом деятельности целесообразно использовать...

Формирование и развитие стратегий смыслового чтения при...

Чтение — мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности, протекающий во

В методической литературе смысловое чтение рассматривается как вид чтения

Это связано с тем, что при его проведении практикуется, как правило, одноразовое...

Исследование в действии: Диалог на уроке | Статья в журнале...

Роль диалога значима. Так, в статье И.Е. Саниной мы находим: «В коммуникативных технологиях диалог становится основным инструментом учебного процесса, позволяющий перейти от трансляции знаний, умений и навыков к конструктивной деятельности…».

Использование технологии критического мышления в обучении...

Чтение — это фундамент всех УУД и предметных действий, так как формирование читательской

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста

Приемы работы с текстами по технологии критического мышления (из опыта работы).

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

Слушание — процесс внутренний, он не всегда управляется учениками. Слушание представляет собой активный мыслительный процесс, направленный на восприятие, узнавание и понимание речевых сообщений. Естественно, что смысловое восприятие речи зависит от...

Развитие понимания текста младшими школьниками через...

Результаты были ошеломляющими: самыми элементарными приемами понимания текста

Чтение художественного текста сопряжено сложной деятельностью — восприятием

Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через...

Методические приемы для формирования УУД на уроках...

В статье описывается авторский опыт по формированию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения. Приводятся примеры организации учебно-игровой деятельности обучающихся...

Технология продуктивного чтения как способ противостояния...

В своей деятельности использую технологию продуктивного чтения Н. Н. Светловской.

Технология имеет три этапа — до чтения, во время чтения, после чтения с вычитыванием трех видов

Пример проведения диалога с автором покажу на стихотворении В. Лапина «Утро»...

Похожие статьи

Программа психолого-педагогического сопровождения детей...

Условия реализации программы : для реализации программы рекомендуется участие трех педагогов-психологов: один педагог-психолог для проведения занятий с родителями, два педагога-психолога для проведения занятий с детьми.

Учебный диалог в процессе формирования деятельности...

При обучении первоклассников деятельности первоначального чтения в данный момент особо актуальным является организация учебного диалога. Данная форма обучения позволяет увеличить познавательный интерес учеников, организовать активное обсуждение вопросов...

Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению...

Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются в этапах работы над решением

Полезно после чтения задачи предложить учащимся представить себе то, о чём говорится в задаче и

В процессе работы над данным видом деятельности целесообразно использовать...

Формирование и развитие стратегий смыслового чтения при...

Чтение — мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности, протекающий во

В методической литературе смысловое чтение рассматривается как вид чтения

Это связано с тем, что при его проведении практикуется, как правило, одноразовое...

Исследование в действии: Диалог на уроке | Статья в журнале...

Роль диалога значима. Так, в статье И.Е. Саниной мы находим: «В коммуникативных технологиях диалог становится основным инструментом учебного процесса, позволяющий перейти от трансляции знаний, умений и навыков к конструктивной деятельности…».

Использование технологии критического мышления в обучении...

Чтение — это фундамент всех УУД и предметных действий, так как формирование читательской

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста

Приемы работы с текстами по технологии критического мышления (из опыта работы).

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

Слушание — процесс внутренний, он не всегда управляется учениками. Слушание представляет собой активный мыслительный процесс, направленный на восприятие, узнавание и понимание речевых сообщений. Естественно, что смысловое восприятие речи зависит от...

Развитие понимания текста младшими школьниками через...

Результаты были ошеломляющими: самыми элементарными приемами понимания текста

Чтение художественного текста сопряжено сложной деятельностью — восприятием

Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через...

Методические приемы для формирования УУД на уроках...

В статье описывается авторский опыт по формированию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения. Приводятся примеры организации учебно-игровой деятельности обучающихся...

Технология продуктивного чтения как способ противостояния...

В своей деятельности использую технологию продуктивного чтения Н. Н. Светловской.

Технология имеет три этапа — до чтения, во время чтения, после чтения с вычитыванием трех видов

Пример проведения диалога с автором покажу на стихотворении В. Лапина «Утро»...

Задать вопрос