Программа психолого-педагогического сопровождения детей в семье с паллиативным больным | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 22.01.2020

Статья просмотрена: 524 раза

Библиографическое описание:

Андронникова, О. О. Программа психолого-педагогического сопровождения детей в семье с паллиативным больным / О. О. Андронникова, Т. В. Рожкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66598/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье можно ознакомиться с проведенным эмпирическим исследованием для разработки программы психолого-педагогического сопровождения детей в семье с паллиативным больным.

Ключевые слова: паллиативная помощь, гармоничное развитие, психоэмоциональные особенности, поведенческие стереотипы.

В семье происходит перестройка многих систем функционирования, что неминуемо приводит к изменениям во взаимоотношениях всех ее членов, эмоциональной и поведенческой сферах. Отношения между членами семьи могут стать как условием психического благополучия, так и источником психотравм друг для друга.

В ходе проведенного эмпирического исследования важно было определить у родителей систему разнообразных чувств по отношению к здоровому ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним и соотнести с его психоэмоциональными особенностями.

Цель: содействие в создании условий для гармоничного развития здоровых детей в семьях, имеющих детей с паллиативным статусом.

Задачи:

Дети:

  1. Развитие эмоциональной сферы: развитие у детей способности определять свои эмоциональные состояния, умения называть и передавать их.
  2. Развитие адекватной самооценки у детей.
  3. Определение своего места в окружающем мире.
  4. Развитие способности снимать мышечное напряжение, умения произвольно концентрироваться и расслабляться.

Родители:

  1. Восстановление и развитие психологического контакта с ребенком.
  2. Повышение информированности о психоэмоциональных особенностях ребенка в семье с паллиативным больным

Целевая группа: семьи, имеющие условно здоровых детей 6–10 лет и их сиблингов с неизлечимым или угрожающим жизни заболеванием. Для организации психолого-педагогического сопровождения детей необходимо соблюдение следующих условий: встречи должны быть многократны, в процессе важна активность родителя.

Взаимодействие с другими организациями при реализации программы:

  1. Психологические центры:

– через групповую и индивидуальную работу с детьми восстановить контакт с самим собой, со своими мыслями, чувствами, потребностями;

– через групповую работу (семинары-практикумы, беседы, групповые дискуссии, тренинговые занятия, ролевые игры, семейные консультации) и индивидуальные консультации повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и развития ребенка.

  1. Образовательное учреждение:

– педагог-психолог — просветительская, психолого-педагогическая помощь, индивидуальное консультирование, проведение;

– классный руководитель — помощь в организации и реализации программы.

Условия реализации программы: для реализации программы рекомендуется участие трех педагогов-психологов: один педагог-психолог для проведения занятий с родителями, два педагога-психолога для проведения занятий с детьми.

Тактика педагога-психолога при проведении занятий с детьми — недирективная.

Основные принципы работы педагога-психолога, реализующего программу:

  1. Создание атмосферы принятия каждого ребенка.
  2. Эмоциональное сопереживание каждому ребенку.
  3. Отражение и вербализация чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.
  4. Обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Таблица 1

Тематический план занятий с родителями.

n

Тема

Цель занятия

Формы иметоды

работы

Привлекаемые

специалисты

Кол-во

часов

1

Оценка структуры и жизни семьи.

Знакомство. Ожидания и опасения родителей.

Установление взаимодействия с семьей, а также как возможность изучения

отношений в семье.

Семейное, групповое консультирование

Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель

1,5 часа

2

Психологические особенности детей, имеющих сиблинга с неизлечимым заболеванием.

Информировать о типичных особенностях поведения и причинах поведения детей в семьях с паллиативным сиблингом.

Индивидуальное, групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

3

Способы личностно — ориентированного взаимодействия.

Акцентировать внимание родителей на важности личностно — ориентированного взаимодействия с ребенком. Выделить способы такого взаимодействия с детьми.

Индивидуальное, групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

4

Важность принятия и родительского внимания.

Дать представление о принятии, о необходимости принятия для успешного взаимодействия с ребенком.

Индивидуальное, групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

5

Положительный образ ребенка.

Акцентировать внимание родителей на сильных сторонах детей, способствовать развития взаимопонимания.

Индивидуальное, групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

6

Способы совместной игры

Дать представление родителям о личностно-ориентированных способах совместной игры с ребенком

Индивидуальное, групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

4

Чувства и эмоции.

Дать родителям информацию о важности внимания к эмоциональной сфере ребенка, о деструктивном влиянии подавленных негативных эмоций.

Индивидуальное, групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

8

Техника активного слушания

Познакомить родителей с техникой активного слушания, как эффективном способе эмоциональной поддержки в эмоционально значимых для ребенка ситуациях.

Индивидуальное, групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

9

«Ты-послания» и и «Я-послания»

Информировать родителей о двух формах обращения к другому человеку.

Индивидуальное, групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

10

Обмен опытом

Обсудить и проанализировать возможные изменения в поведении

Групповое консультирование

Педагог-психолог

1,5 часа

Таблица 2

Структура занятий сдетьми.

n

Тема

Цель занятия

Привлекаемые

специалисты

Кол-во

часов

1блок

«Приветствие»

Включает в себя ритуал приветствия; обмен настроением, эмоциональным состоянием; мотивацию на предстоящее занятие

Педагог-психолог.

1,5 часа

2 блок

«Свободная игра в игровой»

Спонтанная (свободная) игра представляет естественный вид деятельности детей, выявляя положительные и отрицательные черты характера, особенности взаимоотношений и реагирования в необычных условиях.

Педагог-психолог

1,5 часа

3 блок

«Активные игры в зале»

Используются упражнения на выплеск энергии, на отреагирование негативных эмоций.

Педагог-психолог

1,5 часа

4 блок

«Ритуал прощания»

Включает в себя определенные действия в конце занятия, установленные в группе (поблагодарить друг друга, похлопать в ладоши).

Педагог-психолог

1,5 часа

В результате проведенного эмпирического исследования, было выявлено, что в семье с ребенком, имеющим неизлечимое заболевание, родители испытывают неоднозначное отношение к своим условно здоровым детям. Опрошенные матери подтвердили, что регулярно испытывали смешанные чувства, среди которых присутствуют вина, любовь, раздражение и обида. Также указывали на уменьшение продолжительности и обеднение содержания общения.

Выявление у здоровых детей высокого уровня тревожности и отсутствие у них ощущения позитивного эмоционального комфорта в семье могут быть последствиями дефицита тепла и внимания в детско-родительских отношениях.

Таким образом, программа психолого-педагогического сопровождения (т. е. организация многократных встреч, при необходимости с привлечением других специалистов) здоровых детей в семье с паллиативным больным будет опираться на выявленные эмпирические и теоретические положения.

Говоря о практической значимости данной работы, сделаны выводы, что в работе с семьей по поводу проблемного поведения ребенка, основной акцент необходимо делать на повышение эмоциональной компетентности родителей. Таким образом, на завершающем этапе работы разработана программа по улучшению взаимоотношений в семье с ребенком, страдающим неизлечимым заболеванием.

Литература:

  1. Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 162 стр.
  2. Голубева И. Г. Социальная работа с сиблингами в некоммерческих организациях / И. Г. Голубева // Надежды: Сборник научных статей студентов. — 2017. — С. 15–19.
  3. Исаев Д. Н. Отношение родителей и болезнь ребенка // Психология семьи и больной ребенок: учеб. пособие: хрестоматия / Д. Н. Исаев; сост. И. В. Добряков, О. В. Защиринская. — СПб.: Речь, 2007. — 400 с.
  4. Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) / Мишина Г. А.// Дефектология. — 2001. — № 1. — С.60–64.
  5. Моцовкина Е. В., Вишневский В. А.. Направления социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 91–96.
  6. Ткачева В. В.. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В. В. Ткачева. — М.: АСТ; Астрель, 2007. -318.
  7. Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. — 1999. — № 3. — С. 30–36.
Основные термины (генерируются автоматически): групповое консультирование, ребенок, час, семья, проведение занятий, реализация программы, родитель, активное слушание, гармоничное развитие, классный руководитель.


Ключевые слова

гармоничное развитие, паллиативная помощь, психоэмоциональные особенности, поведенческие стереотипы

Похожие статьи

Взаимодействие классного руководителя с родителями как...

Взаимодействие классного руководителя и родителей решает следующую задачу: создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Учитель — ученик — родитель — вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит...

Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания...

Классный час на тему «Моя семья» 7 класс. Цели и задачи:  развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива

Планирование совместной деятельности педагога с родителями...

В. А. Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка — его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей — нет воспитания». Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.

Формы работы классного руководителя с семьей школьника

Классный руководитель — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и

Именно от работы классного руководителя зависит то, насколько семьи понимают политику

Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей.

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми...

4 этап — реализация индивидуальных программ и групповых занятий — оказание необходимой помощи родителям, проведение консультаций, бесед, просвещение и консультирование педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными...

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мысли тельной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер.

Организация консультативной работы педагога-психолога...

Задачи программы: Развитие представлений родителей о психологических особенностях детей раннего и дошкольного возраста. Формирование представлений о методах и приемах развития психических процессов дошкольников (внимания, восприятия, мышления, памяти...

Классный руководитель как организатор развития коллектива...

Классный руководитель — это прежде всего руководитель педагогически направленного широкого общения детей, родителей, учителей, работающих в классе, шефов и подшефных и т. д. Широта общения, разнообразие вариантов «сопряжения» общающихся настолько велики...

Родительская компетентность как основа предупреждения...

семья, родитель, ребенок, воспитание детей, друг друга, классный руководитель, особая

Направления реализации программы формирования экологической культуры, культуры здорового

Ключевые слова: семья, родители, ребенок, развитие, взаимодействие с семьей.

Похожие статьи

Взаимодействие классного руководителя с родителями как...

Взаимодействие классного руководителя и родителей решает следующую задачу: создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Учитель — ученик — родитель — вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит...

Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания...

Классный час на тему «Моя семья» 7 класс. Цели и задачи:  развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива

Планирование совместной деятельности педагога с родителями...

В. А. Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка — его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей — нет воспитания». Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.

Формы работы классного руководителя с семьей школьника

Классный руководитель — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и

Именно от работы классного руководителя зависит то, насколько семьи понимают политику

Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей.

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми...

4 этап — реализация индивидуальных программ и групповых занятий — оказание необходимой помощи родителям, проведение консультаций, бесед, просвещение и консультирование педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными...

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мысли тельной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер.

Организация консультативной работы педагога-психолога...

Задачи программы: Развитие представлений родителей о психологических особенностях детей раннего и дошкольного возраста. Формирование представлений о методах и приемах развития психических процессов дошкольников (внимания, восприятия, мышления, памяти...

Классный руководитель как организатор развития коллектива...

Классный руководитель — это прежде всего руководитель педагогически направленного широкого общения детей, родителей, учителей, работающих в классе, шефов и подшефных и т. д. Широта общения, разнообразие вариантов «сопряжения» общающихся настолько велики...

Родительская компетентность как основа предупреждения...

семья, родитель, ребенок, воспитание детей, друг друга, классный руководитель, особая

Направления реализации программы формирования экологической культуры, культуры здорового

Ключевые слова: семья, родители, ребенок, развитие, взаимодействие с семьей.

Задать вопрос