Библиографическое описание:

Покушалова Л. В. Внеаудиторная работа как компонент самореализации студентов // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 118-120.

Языковая подготовка по иностранному языку (ИЯ) является неотъемлемой частью профессиональной подготовки и формирования профессионального портрета выпускника современного технического вуза инновационного типа, который должен создаваться таким образом, чтобы вырабатывать и развивать у студента умение учиться, отражал бы готовность к формированию творческой личности специалиста способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Приобретению выше указанных качеств будет способствовать грамотная организация самостоятельная работа студентов (СРС), которая становится особенно актуальной и значимой в настоящее время, в условиях реформирования высшего профессионального образования.

Эффект от самостоятельной работы можно получить от того, как спланирована самостоятельная работа, как она контролируется и сколько академических часов на нее отводится. В национально исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ), институте международного образования и межкультурной коммуникации (ИМОЯК) разработано положение об организации и активизации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по ИЯ на основе нормативных документов, согласно которому:

  1. СРС направлена на достижение соответствующего уровня иноязычной культурно-коммуникативной компетенции путем формирования самообразовательной компетенции, способствующей поддержанию и повышению уровня владения ИЯ.

  2. СРС дополняет аудиторную работу и базируется на следующих принципах:

  • программно-целевой – подчинение требованиям нормативных документов, регламентирующих объем и содержание СРС;

  • системно-структурный – создание и функционирование методической системы организации СРС, включающей цель, задачи, руководство и контроль;

  • личностно-ориентированный – максимальная ориентация на личность студента, его реальные потребности, интересы и мотивы;

  • деятельностный – приоритетная ориентация на овладение студентами способами выполнения СРС.

    1. СРС включает воспроизводящие и творческие виды деятельности:

  • самостоятельная работа, предназначенная для выполнения всеми студентами заданий для закрепления знаний и дальнейшего формирования навыков и развития умений. Характер такого вида СРС предопределен требованиями рабочей программы дисциплины, содержанием УМК и лабораторного практикума;

  • самостоятельная индивидуальная работа, направленная на корректировку навыков, восполнение пробелов в системе языковых знаний у отдельных студентов на основе дополнительного к УМК языкового материала;

  • самостоятельная индивидуальная работа в рамках вариативного компонента дисциплин специальностей/направлений. Результаты представляются в форме деловых игр, презентаций, анализа конкретных производственных задач и ситуаций, отчета о выполненной лабораторной работы, раздела/ части курсового проекта/ работы, производственной /исследовательской практики, НИРС и др.

Выбор средств, источников информации, способов решения коммуникативных задач производятся студентом самостоятельно;

  • самостоятельная работа студента по собственной инициативе. Данный вид СРС включает подготовку и участие в научных студенческих конференциях, олимпиадах, конкурсах научно-исследовательских работ, сдачи экзамена на международный сертификат и др. Участие студента способствует осознанию возможностей применения ИЯ в реальных сферах общения.

  1. Характер учебных материалов для СРС должен способствовать развитию:

  • мотивации к дальнейшему изучению ИЯ;

  • коммуникативных умений и приобретению опыта общения в академической, научной и профессиональной сферах деятельности.

    1. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателя.

    2. Контроль за выполнением и результатами СРС со стороны преподавателя должен носить систематический характер.

    3. Руководство СРС осуществляется в установленном порядке в соответствии с требованиями утвержденных рабочих программ по дисциплинам «Иностранный язык» и «Профессиональный иностранный язык », вариативного компонента дисциплин специальностей/направлений.

    4. Внеаудиторная самостоятельная работа в институте/ на факультете организуется на базе Центра языковой подготовки (ЦЯП).

Целью самостоятельной работы студентов1-2 курсов неязыковых специальностей ТПУ является закрепление навыков по аспектам языка, развитие умений во всех видах речевой деятельности, тренировка форматов профессионально-ориентированных заданий, развитие разносторонних интересов, способностей и мотивации студентов в процессе овладения ИЯ согласно задачам данной РП.

Самостоятельная работа дополняет аудиторную работу студентов, призвана решать следующие задачи:

  • приобретение новых знаний, формирование навыков и развитие умений, обеспечивающих возможность осуществления профессионально-риентированного общения на ИЯ;

  • развитие умений исследовательской деятельности на материалах заданий на ИЯ.

Формами СРС в процессе изучения дисциплины ИЯ выступают:

    • домашняя работа;

    • лабораторная работа (выполнение заданий на основе компьютерных обучающих программ в различных форматах);

    • творческие, поисковые, проектно-ориентированные задания;

    • участие в НИРС, УИРС, образовательных мероприятиях и проектах.

Все вышеперечисленные виды СРС выполняются на основе различных организационно-учебных форм: индивидуальная, парная и групповая формы работы зависимости от цели и вида задания.

Обучение в ТПУ предусматривает разноуровневое обучение студентов. По результатам входного тестирования, который определяет уровень знаний по ИЯ, студенты распределяются в группы элементарного, базового, продвинутого и высокого уровня, поэтому для выполнения СРС студентам предлагается выбрать задания в соответствии с уровнем обучения студентов и пределах соответствующего уровня сложности по темам модулей рабочей программы со шкалой их оценивания. В качестве наглядного примера может служить фрагмент из тематики заданий в рамках самостоятельной деятельности студентов второго курса.


Тема модуля

Уровень

Курс /сем.

Балл

1/2

6. Образование

ТПУ. Факультет кафедра (лаборатория, направления подготовки). Известные ученые ТПУ и стран изучаемого языка. Обучение за рубежом. Университеты России, стран изучаемого языка.

Элементарный

1. Подготовка викторины на тему «Известные ученые ТПУ».

20


Базовый

1. Подготовка викторины на тему «Образовательная система в странах изучаемого языка и в России».

20


Продвинутый

1.Подготовка в малых группах презентации «Образованиe в России в будущем» и ее защита.

20


2/3

7. Наука и

технологии.

Инновации.


Базовый

1. Подготовка доклада/реферата «Выдающийся ученый ТПУ / России / мира» (биография, изобретение).

2. Подготовка новостей по теме «Последние инновации и достижения в науке и технологиях».

3. Подготовка доклада (используя Интернет, журналы, газеты) о наиболее значимых, интересных изобретениях за последние двадцать лет.

20



20



20

Продвинутый

1. Рассказ-рекомендация об одном из научных журналов (постоянные рубрики, статьи).

2. Подготовка докладов «Интуиция и научные открытия», «Glorious failures» (изобретения, которые так и не вошли в нашу жизнь).

3. Составление библиографии, тематически связанной со специальностью.

20



20




20

Высокий

1. Участие в конкурсе на лучшее представление последних достижений в области науки и технологии.

2. Проведение и рассказ о результатах опроса (Group survey) на тему «Самое выдающееся изобретение, которое изменило жизнь».

3. Подготовка рассказа об инновациях, разработках, патентах факультета/кафедры.

20



20




20

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентов учебного материала;

  • умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • сформированность общеучебных умений;

  • умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями;

  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что СРС, организованная в ТПУ, обеспечивает мотивационно-ценностное отношение студента к самостоятельной работе, способствует повышению эффективности обучения ИЯ и дает возможность личностного включения студента в освоение профессиональной деятельности как процессу формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста.


Литература:
  1. «Основные положения концепции языковой подготовки в Томском политехническом университете», Петровская Т.С., Малетина Л.В.

  2. «Требования к уровню владения иностранным языком студентов неязыковых специальностей Томского политехнического университета», Петровская Т.С., Малетина Л.В.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle