Автор: Зайцева Ирина Александровна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 27.03.2017

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Зайцева И. А. Внеаудиторная работа по русскому языку как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса в экономическом вузе (на примере подготовительного факультета для иностранных граждан) [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 134-137. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12135/ (дата обращения: 13.12.2017).



В статье рассмотрены особенности внеаудиторной работы по русскому языку с иностранными учащимися в вузе, обозначены основные принципы, на которых строится внеаудиторная работа. Описаны наиболее эффективные формы внеаудиторной работы, среди которых учебная экскурсия и урок-концерт. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного.

Ключевые слова: внеаудиторная работа, подготовительный факультет, учебная экскурсия, урок-концерт, принципы внеаудиторной работы

Внеаудиторная работа — это важная составляющая образовательного процесса. Обобщениетеоретического и практического педагогического опыта говорит о том, что такая работа с иностранными учащимися в современной высшей школе необходима. Особое значение внеаудиторная работа приобретает на подготовительном факультете, так как она помогает иностранным учащимся углубить познавательные интересы к русскому языку, способствует развитию социальных и познавательных мотивов учебной деятельности. Кроме того, внеаудиторные формы работы стимулируют развитие личности, увеличивая при этомеё творческий потенциал, а также значительно расширяют кругозор студентов-иностранцев, меняют их эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе. Всё это помогает создать благоприятную атмосферу, способствующую более эффективному усвоению не только русского языка, но и других предметов.

Один из способов интенсификации образовательно-воспитательного процесса в экономическом вузе — создание единойсистемы аудиторной и внеаудиторной работы по русскому языку как иностранному. Это объясняется тем, что изучение любой программной темы может быть расширено и продолжено во внеаудиторное время, при этом формы и виды внеаудиторной работы могут быть разные. Формы и виды работы, а также методы и содержание воспитательно-образовательного процесса определяются рядом принципов, которые лежат в основе функционирования системы внеаудиторной работы по русскому языку как иностранному [2]. Принципы внеаудиторной работы по русскому языку как иностранному отвечают целям и задачам всей внеурочной учебной деятельности в вузе, тем самым иллюстрируя суть педагогической деятельности преподавателя. Педагогический процесс в экономическом вузе предполагает тесное взаимодействие преподавателя русского языка как иностранного с обучающимися. В особенности это касается слушателей подготовительного факультета, которым необходима серьёзная адаптация к новым условиям проживания и обучения.

Одной из задач проведения последовательной внеаудиторной работы является формирование творческой личности учащегося, что предполагает включение его в разнообразные виды и формы деятельности. Преподаватели и студенты должны находиться в постоянном взаимодействии, что становится процессом сотворчества равноправных и равноценных партнеров. При этом иностранному студенту важно и нужно осознавать свою роль в обучении, поскольку это активизирует мотивацию обучения. Различные формы внеаудиторной работы помогают вовлечь преподавателей и обучаемых в сотворчество, а главное снимают языковой барьер студента-иностранца.

Внеаудиторная работа со студентами-иностранцами, обучающимися на подготовительном факультете в Финансовом университете при Правительстве РФ, базируется на тех же принципах, что и внеаудиторная работа, проводимая по всем гуманитарным дисциплинам в высшей школе. Во-первых, это принцип взаимосвязи обучения с жизнью. Реализация этого принципа даёт возможность обеспечить тесную связь внеаудиторной работы по русскому языку как иностранному с условиями жизни учащихся из других стран. К основным условиям реализации этого принципа можно отнести регулярное ознакомление студентов-иностранцев с новостями, касающимися жизни нашей страны и мира, широкое использование краеведческого материала, а также работу с носителями русского языка (например, во многих вузах к работе и иностранцами подключаются волонтёры, то есть российские студенты, которые помогают студентам из других стран освоиться в России), учебные и не только экскурсии (например, прогулки по району или по значимым местам города, где живут и учатся иностранные студенты). Во-вторых, внеаудиторная работа основывается на принципе коммуникативной активности обучающихся. Студенты из других стран имеют возможность выбора наиболее интересующего их вида деятельности во внеаудиторной работе. Речь идёт о тех видах деятельности, которые дают возможность развитию более высокой коммуникативной активности иностранных студентов. К таким видам внеаудиторной работы можно отнести ведение переписки с носителями русского языка, чтение книг на русском языке (в том числе и внеаудиторное чтение), развитие умений и навыков устной речи на занятиях или совместных с российскими и иностранными студентами мероприятиях (конференции, круглые столы, проводимые в том числе и другими вузами). В-третьих, немаловажное значение имеет принцип сочетания разных форм внеаудиторной работы, а именно: коллективных, групповых и индивидуальных. И, наконец, принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеаудиторной работы по русскому языку как иностранному также лежит в основе организуемой внеаудиторной работы. На подготовительном факультете важно осуществлять межпредметные связи, что дает возможность реализовать одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию студентов-иностранцев. С учётом этого подхода внеаудиторная работа по русскому языку как иностранному должна проводиться не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами (например, математикой, историей, экономикой и другими), что серьёзно уменьшает междисциплинарные барьеры.

Относительно форм внеаудиторной работы по русскому языку как иностранному хотелось бы отметить те, которые, исходя из опыта проведения различных мероприятий на подготовительном факультете Финансового университета при Правительстве РФ, зарекомендовали себя как мотивирующие и вызывающие интерес. Итак, к ним можно отнести соревновательные (конкурсы, олимпиады, викторины), творческие (создание тематических стенгазет), культурно-массовые (урок-концерт, вечер-праздник, вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями и т. п.), научно-массовые (конференции, форумы, фестивали, пресс-конференции, «круглые столы»).

Среди форм внеаудиторной работы по русскому языку как иностранному интересной и эффективной, на наш взгляд, является учебная экскурсия. Эти экскурсии закреплены учебной программой. Их цель — познакомить иностранных учащихся с тем городом, в котором они живут, то есть с Москвой. Традиционно все начинается с экскурсий на Красную площадь и в Александровский сад, затем в центр Москвы с посещением Арбата и Тверской улицы. Таким образом, студенты уже осенью, прожив несколько недель в Москве, учатся ориентироваться в центре города и знакомятся с главными достопримечательностями столицы России. Непосредственно самой экскурсии предшествует тщательная подготовка в аудитории накануне, которая проводится под руководством преподавателя. На уроке сначала организовывается лексико-грамматическая работа, затем студенты читают текст, рассказывающий о том, что они увидят завтра во время прогулки по Москве. После чего выполняются послетекстовые задания, студенты отвечают на вопросы. Во время проведения экскурсии экскурсанты еще раз проговаривают новую лексику, а также повторяют все, что узнали ранее на уроке. Таким образом, учебная экскурсия как одна из форм внеаудиторной работы базируется на принципе связи обучения с жизнью, а также на принципе коммуникативной активности учащихся. Во втором семестре в качестве задания студентам можно предложить самостоятельно проводить экскурсии, что обеспечит повторение и закрепление пройденного материала, а также создаст ещё большую мотивацию для развития коммуникативных навыков учащихся.

Также хотелось бы отметить ещё одну форму внеаудиторной работы, которая зарекомендовала себя как продуктивная. Это объединенные уроки, посвященные какой-либо знаменательной дате в истории России или празднику. Так возможно проводить международный день студента, который отмечается в ноябре. Как раз к этому времени студенты знакомятся друг с другом, а такой объединенный урок дает им шанс представить культуру и традиции своих стран, что помогает еще более сблизиться. Также такая форма проведения внеаудиторной работы возможна при подготовке к празднованию Масленицы, 23 февраля, Дня Победы 9 мая и т. д. Для успешного проведения такого рода уроков преподавателями и студентами заранее создаются тематические презентации, подбираются аудио- и видеоматериалы.

Ещё одна актуальная и интересная форма внеаудиторной работы с иностранными студентами — организация открытыхтематических уроков-концертов, на которые приглашаются российские студенты и преподаватели. Примером проведения такого мероприятия может служить урок, который посвящён какому-либо празднику или стране, представляемой учащимися.

Работа над уроком-концертом проводится в несколько этапов. Собственно проведению урока предшествует тщательная подготовка и организация мероприятия с написанием сценария, постановкой концертных номеров. После окончания урока-концерта обязательно подводятся итоги мероприятия. Таким образом, работа не ограничивается лишь самим мероприятием, но подготовка к нему занимает длительный период времени. Участие в этой работе сплачивает студентов и преподавателей, улучшая межличностные отношения, сглаживая неизбежные противоречия, которые существуют между студентами из разных стран. Всё это в итоге повышает речевую активность учащихся и формирует коммуникативную личность.

Несомненно, главная задача при выполнении такого вида внеаудиторной работы — это развитие речевых навыков и умений. Эта задача носит учебный характер и гармонично сочетается с целями аудиторных занятий, с учебными планами и программами. Достижению учебных целей способствует непринуждённая праздничная атмосфера, добровольность участия и ряд других факторов. После соответствующей подготовки студенты наизусть читают стихотворения русских поэтов, отрывки из прозы, разыгрывают сценки, танцуют и поют песни на русском языке. Также к безусловным преимуществам проведения такой работы можно отнести развитие межкультурной и лингвострановедческой компетенций. На традиционных уроках в течение учебного года иностранные студентыполучают необходимую лингвострановедческую информацию, а при подготовке к концерту эта информация расширяется, дополняется. Такжестуденты рассказывают о своих странах, о своей культуре, о традициях и обычаях, делятся секретами национальной кухни, демонстрируют национальную одежду, предметы народного творчества, обмениваются сувенирами, исполняют национальныепесни и танцы, а также знакомятся с традициями и культурой русского народа. Все это помогает учащимся расширитьне только свой лексический запас, но и кругозор: они знакомятсясновыми интересными сведениями о культуре не только русского, но и других народов, их традициями, историей, бытом. Данная форма работы являетсяодним из способов формирования толерантной личности.

Как правило, завершает все мероприятия создание стенгазет, отражающих итоги состоявшегося концерта или экскурсии. Такая творческая форма внеаудиторной деятельности студентов способствует развитию творческого потенциала, сплачивает коллектив.

Таким образом,активная внеаудиторная деятельность повышает общий уровень владения русским языком, способствует интеграции студентов-иностранцев в учебный процесс, развивает у них коммуникативные навыки и умения межличностного, учебно-профессионального и межнационального общения, способствует становлению их нравственных основ, мировоззренческой и профессиональной культуры. Личностные стратегии изучения русского языка во внеаудиторной деятельности являются реальной самостоятельной деятельностью студентов-иностранцев с целью совершенствования уровня владения языком и удовлетворения своихпознавательных и учебных потребностей [1].

Литература:

  1. Зимина Е. И. Организация самостоятельной работы студентов-бакалавров по иностранному языку. http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-bakalavrov-po-inostrannomu-yazyku
  2. Кравчук Л. С. Внеаудиторная работа как способ оптимизации образовательной среды вуза. http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-1/71-
  3. Устинина Г. Ф. Развитие творческих способностей студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке. http://human.snauka.ru/2014/02/6081
Основные термины (генерируются автоматически): внеаудиторной работы, русскому языку, русского языка, форм внеаудиторной работы, внеаудиторная работа, формы внеаудиторной работы, учебная экскурсия, подготовительном факультете, Внеаудиторная работа, носителями русского языка, экономическом вузе, коммуникативной активности, особенности внеаудиторной работы, принципе коммуникативной активности, принципы внеаудиторной работы, виды внеаудиторной работы, Принципы внеаудиторной работы, последовательной внеаудиторной работы, проведения внеаудиторной работы, форма внеаудиторной работы.

Ключевые слова

внеаудиторная работа, подготовительный факультет, учебная экскурсия, урок-концерт, принципы внеаудиторной работы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос